Совершенствование законодательства о правовой защите молодёжи – основное направление её социальной защиты



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование законодательства о правовой защите молодёжи – основное направление её социальной защиты



 

 

Представляется, что центральным местом в социальной защите в сфере молодёжной политики является совершенствование законодательства в этой области. Полагаем, насколько в сфере объективного и субъективного разрешения следующих задач будут зависеть основные направления молодёжной политики. Как ранее было подчёркнуто, основным центральным направлением в этой сфере является совершенствование законодательства.

В условиях формирования правового государства и рыночной экономики для регулирования отношений в сфере социальной защиты молодёжи требуется такая законодательная база, которая обеспечивала бы подлинную защищенность молодёжи и пути их реализации. Невозможно говорить о законности в отношениях по социальной защите молодёжи, если эти отношения не получили надлежащего законодательного закрепления. Учёные обосновано считают, что законы как мощное средство социального управления закрепляют принципы правового регулирования главных сфер государственной и общественной жизни, определяют функции и полномочия государственных организаций, устанавливают права, свободы и обязанности граждан. Тем самым закон способствует развитию общественных процессов и направлений, которые полностью отвечают интересам государства, коллективов, личности [109, с.178]. Данные положения полностью относятся к требованиям о совершенствовании законодательства по правовой защите молодёжи.

Из факторов, обеспечивающих законность по правовой защите молодёжи, в первую очередь, следует назвать качество законов. Качество законов – это совокупность свойств, обусловливающих способность закона удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с предназначением закона, не оставляющая возможности предпочтения одной правовой нормы другой или одного толкования закона другому.

В силу того, что качество закона — это не константа, что она изменяется по мере развития общества, повышения правосознания членов общества, устаревание закона, для обеспечения законности большое значение имеет такой фактор, как совершенствование законодательства, представляющее собой способ сохранения качество законов.

Механизм обеспечения законности включает следующие фактора: качество законов; совершенствование законодательства; правосознание граждан; надзор и контроль; судебная защита. Эти факторы едины для всех отраслей права, в том числе и по защите прав молодёжи. Порядок перечисления факторов, обеспечивающих законность, не означает степени влияния того или иного фактора на обеспечение законности, а выражает лишь их последовательность, и никак не означает, что «первое» более значимо, чем «втрое», «третье», «четвертое» или «пятое». Значимость факторов зависит не от того на какое место их ставят при перечислении, а от их влияния на обеспечение. Степень воздействия каждого из факторов на обеспечение законности величина не постоянная и в свою очередь подвержена действию многих объективных и субъективных условий

Обеспечение законности зависит в первую очередь от основательности законов, от нормативной обоснованности правовых актов, т.е. от их качества. Совершенствование законодательства представляет собой процесс достижения или сохранение качества законов путём устранения его недостатков.

По нашему мнению, качество законов – проблема многогранная и решение её лежит в трех взаимно пересекающихся плоскостях. Первое – соответствие закона политическому, экономическому и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознанию граждан. Вторая – степень совершенства юридической техники в подготовке законопроектов. Третья - практика принятия законодательных актов.

Развитая научно обоснованное законодательство о защите прав молодёжи должно прежде всего отвечать следующим критериям: соответствию юридических норм праву; обязательными свойствами правовых норм должны быть полнота и дифферинцированность системы норм, их стабильность, непротиворечивость отдельных норм друг другу, высокая юридическая техника, убедительность и доступность для понимания, точность и определённость формулировок. Кроме этого в целях обеспечения законности нормы права должны быть внутренне согласованными, достаточно полными.

Анализируя нормативные акты, которыми регулируются правоотношения в сфере молодёжной политики необходимо сделать вывод, что обстоятельства, ухудшающие их качество, являются:

- несоответствие норм законодательства Конституции;

- противоречивость норм законодательства друг другу;

- неопределённость норм;

- пробелы в законодательстве;

- бесполезность норм из-за: оставления за отдельными государственными органами несвойственных им функций; принятия государством на себя невыполнимых обязательств; учреждения неработающих либо бесправных органов; отсутствия законодательных актов, развивающих закон;

- несогласованность норм законодательства (противоречивость) и норм последующих нормативных законодательных актов (регламентация деятельности органов, установленных законами, с помощью законодательного акта, не соответствующего закону);

- отсутствие санкций за неисполнение закона;

- недостаточно высокий уровень законодательной техники: отсылочность к законодательным актам, которые ещё только предполагается принять; недостаточная увязка новых правовых актов с ранее принятыми.

Как нам представляется, не способствует обеспечению законности при регулировании молодёжных правоотношений то обстоятельство, что отдельные законы не являются стабильными. Если один и тот же закон регулярно изменяется, то возможность его строгого исполнения и соблюдения становится проблематичной. Поэтому одним из достоинств законодательства, одной из характеристик качества закона является стабильность законов.

Быстрое изменение нормативных актов в сфере молодёжной политики вызвано тремя причинами:

- чрезмерной детализацией законов, указов и постановлений, а порой и недальновидностью законодателя в силу объективных и субъективных причин;

- недостаточной полнотой регулирования тех вопросов, для которых принимается основополагающий правовой акт, поспешностью в их принятии и как результат – большими пробелами, просмотренными законодателем;

- недостаточной эффективностью применения закона в связи с тем, что в нем и других нормативных актах недостаточно разработан механизм применения.

На основании изученных актов законодательства и практической деятельности мы полагаем, что в целях обеспечения законности в сфере регулирования молодёжных правоотношений необходимы высокие требования к качеству законопроектов, которые должны выражаться в следующем:

- в строжайшей стилистической разработке законопроекта;

- в необходимости его обоснования, т.е. нужен реальный прогноз экономических, социальных последствий его принятия;

- необходимо финансово-экономическое обоснование законопроекта;

- разработчики законопроекта обязаны предоставлять в Парламент справку о состоянии законодательства в данной сфере;

- также разработчики законопроекта должны предоставлять перечень законов и иных нормативно-правовых актов, которые должны быть изменены после принятия законопроекта;

- необходимо проведение правовой экспертизы законопроекта.

Как нам представляется, основными отрицательными чертами присущими нынешнему республиканскому законодательству в сфере молодёжных правоотношений, без устранения которых трудно добиться обеспечения законности в этих правоотношениях являются: неоправданная зарегулированность этих правоотношений, препятствующая принятию на местах рациональных управленческих решений; несоответствие требований законодательства в этой сфере, складывающимся новым экономическим отношениям.

Исследование причин нарушений законодательства в правовом регулировании молодёжных правоотношений позволяет сформулировать их следующим образом:

- принятие правовых актов, несвоевременных и неадекватных процессам, происходящим в молодёжной среде;

- отсутствие в ряде случаев научного обоснования необходимости принятия нормативного акта, а также его содержания;

- недостаточность предварительного апробирования нормативного акта на практике;

- недостатки законодательной техники, что отрицательно сказывается на стабильности законодательства;

- недостаточно чёткое разграничение функций и компетенции правотворческих органов, задачей которых является регулирование отношений в молодёжной сфере;

- приоритеты ведомственных интересов над общегосударственными.

Таким образом, мы считаем, что в целях совершенствования молодёжной политики необходимо внести в законодательство следующие дополнения и изменения:

- разработать систему предоставления льгот по местным налогам и сборам отдельным категориям юридических лиц независимо от форм собственности, привлекающим к работам студенческие отряды;

- принять необходимые меры по обновлению действующего законодательства, регламентирующего вопросы временной занятости;

- создать в учреждениях образования благоприятные условия для реализации предпринимательского потенциала студенческой и учащейся молодежи;

- вместе с тем, сохранились проблемные вопросы по организации временной занятости молодежи, требующие конструктивного принятия решений. На данный момент необходимо внесение изменений (дополнений) в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 года №134 «Об установлении предельных норм подъёма и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»; внесение изменений в перечень лёгких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет;

- назрела необходимость развития ипотеки жилых помещений, необходимо внесение изменений в закон от 20 июня 2008 года «Об ипотеке». Укрепление экономики страны, снижение размера ставки рефинансирования Национального банка и величины процентов по ипотечному кредитованию позволят расширить привлекательность ипотечных кредитов в сфере жилищного строительства;

- принятие закона «О системе жилищных строительных сбережений» предоставит гражданам возможность целевого накопления средств на жильё в системе жилищных строительных сбережений. Это позволит после накопления 25- 50% суммы, необходимой для строительства, реконструкции, или приобретения жилого помещения, получить на недостающую часть стоимости жилого помещения на условиях, определённых системой жилищных строительных сбережений, по процентам более низким, чем по другим кредитам, выдаваемым банками на жилищное строительство.

Принятие данных мер позволит снизить напряжённость в решении многих молодёжных проблем, в том числе жилищно-бытовых, материальных, будет служить повышению статуса семьи в белорусском обществе.

Полагаем, что практические действия в сфере молодёжной политики предполагают усовершенствование норм законодательства, которое сочетает объективные и субъективные факторы, влияющие на принятие конкретных мер в этой области. Только при учёте этих факторов можно спрогнозировать обоснование финансово-валютной политики на определенный период времени.

Заключение

 

Предпринятый анализ ситуации в молодёжной среде, системы социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь на современном этапе, позволил сделать ряд выводов о том, что проблемы молодёжи являются объектом пристального внимания государства.

В Республике Беларусь реализуется целенаправленная государственная молодёжная политика, направленная на повышение эффективности деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, молодежных и детских общественных объединений по улучшению положения молодежи. Их деятельность позволила добиться как существенных положительных результатов, так и выявить ряд вопросов, требующих решения в предстоящий период.

Складывающаяся в Республике Беларусь система социальной защиты молодёжи, являясь частью системы социальной защиты населения в стране, развивается в рамках государственной молодёжной политики. На государственном уровне разработан и постоянно совершенствуется нормативно - правовой механизм социальной защищённости молодёжи. Система социальной защиты молодёжи носит комплексный характер, обусловлена финансовой поддержкой государства, направлена на поддержку учащейся, студенческой, работающей, сельской молодёжи, молодой семьи, гарантирует основные социальные права (право на труд, жильё, образование, создание семьи), призвана комплексно решать актуальные проблемы молодых людей.

Не смотря на предпринимаемые государством меры по созданию благоприятных материально-бытовых и социальных условий для молодёжи: постоянно совершенствующаяся система государственной поддержки семей с детьми, финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам, субсидирование жилищного строительства, большинство молодых людей отмечает неудовлетворённость своих запросов в жилье, предоставлении хорошо оплачиваемых рабочих мест и возможности приобретения материальных ценностей, в которых они нуждаются.

Поэтому, одним из стратегических направлений по социальной защите молодёжи должно стать создание условий для получения профессии, пользующейся спросом на местном рынке труда. Молодёжь должна владеть информацией о ситуации на региональных рынках труда и образовательных услуг, быть психологически подготовленной к конкурентной борьбе за рабочие места, быть обученной типовым моделям поведения при трудоустройстве.

Требуют решения вопросы закрепления молодежи на селе, улучшения демографической ситуации, искоренения негативных явлений в среде сельской и работающей молодежи. Предстоит расширить государственные гарантии для молодых специалистов, повысить ответственность работодателей за их закрепление на рабочих местах, обеспечение жильём и решение социально - бытовых проблем.

Необходимо обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, создания собственного дела на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.

Также необходимо создание эффективной и, главное, действующей системы кредитования начинаний молодых людей, связанных с получением образования и профессии, создания семьи, строительством (приобретением) жилья.

Безусловно, жилищная политика представляет собой неотъемлемую часть общих структурных преобразований и теснейшим образом связана с социальной, бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политикой государства, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Тем не менее, даже в непростых экономических условиях молодая семья должна иметь выбор способов решения своего жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, через ипотеку; рассчитывать на поддержку государства, не имея возможности собственными силами улучшить свои жилищные условия.

Предпринимаемые меры по укреплению экономики страны, снижение размера ставки рефинансирования Национального банка и величины процентов по кредитованию позволят расширить привлекательность кредитов в сфере жилищного строительства,снизят напряжённость в решении жилищно-бытовых, материальных молодёжных проблем, в том числе, будут служить повышению статуса семьи в белорусском обществе.

Перечисленные проблемы, усугубляемые несовершенством нормативно-правовой базы, сокращением финансирования молодёжной политики, трансформирующейся организационной структурой государственных органов и общественных организаций, требуют системного решения, так как присутствуют во всех сферах жизнедеятельности молодёжи.

Осмысливая роль и значение молодёжи в современных условиях, следует отдавать себе отчёт в том, что молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но возможный фактор социальной нестабильности. Отсюда важность и значение для государства и общества научно обоснованной молодёжной политики, совершенствования системы социальной защиты молодёжи. Эффективная государственная молодёжная политика возможна только в том случае, когда она опирается на реалии положения современной Беларуси, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодёжной среде.

Эффективность создающейся модели социальной защиты молодёжи в республике во многом зависит от участия в ее функционировании разных общественных субъектов: государства, общественных объединений и благотворительных организаций, профсоюзов, работодателей и других, а также от создания разветвленной сети учреждений социального обслуживания молодых людей, активизации форм работы с молодёжью.

Для укрепления позитивных тенденций в молодёжной среде государственная молодёжная политика должна быть сориентирована прежде всего на развитие субъектности молодёжи, на поддержку и содействие реализации её гражданских инициатив в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты.

Для достижения этой цели дальнейшая реализация государственной молодёжной политики, социальной защиты молодёжи должна осуществляться путём укрепления межведомственного и адресного подхода в работе с молодёжью по широкому вовлечению её в политическое, социальное, инновационное и культурное развитие общества, в том числе путем реализации Комплекса мер по реализации государственной молодежной политики [20].

Совместная комплексная скоординированная деятельность всех заинтересованных по реализации указанных направлений будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты молодёжи в республике, развитию позитивных тенденций в молодежной среде, усилению степени противодействия негативным проявлениям, развитию духовно-нравственного, интеллектуального и трудового потенциалов молодежи, предпринимательской и творческой инициативы молодых людей в интересах инновационного развития страны, а в целом – улучшению положения молодежи в Республике Беларусь.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.012 с.)