Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет – раздел – тема – урок – этап урока – вид работы на этапе урока

Поиск

ЗАДАЧА ЗАДАЧА

 

Целеполагание в педагогике – это сознательный процесс выявления и постановки целей (задач) педагогической деятельности. Он включает в себя набор последовательных действий:

- определение типа цели (1,2)

- поиск цели (путем проработки содержания материала)

- уточнение и формулировка цели

- преобразование цели в целевую установку для учащихся.

Целеполагание – системообразующий компонент педагогического процесса, поскольку именно цели определяют содержание, методы и формы взаимодействия учителя и ученика. Одна из самых распространенных педагогических проблем – неумение определять и четко формулировать цели, а также подчинять целям составные части педагогического взаимодействия.

2. Особенности определения и формулировки целей при работе с учащимися с нарушениями зрения.

При работе с детьми, имеющими ОПФР, цели в большинстве случаев приобретают коррекционную направленность и определяются как

- коррекционно-образовательные

- коррекционно-воспитательные

- коррекционно-развивающие.

Коррекционно-образовательные цели. Слово «коррекционно» означает, что в процессе педагогического взаимодействия происходит

- формирование знаний и умений компенсаторного характера, позволяющих успешно овладевать образовательной программой;

- уточнение, обогащение, корректировка знаний и умений общего характера.

При определении и формулировке образовательных целей необходимо четко представлять:

1) над чем мы собираемся работать

Компоненты содержания образования Составляющие основных компонентов содержания образования
ЗНАНИЯ конкретный образ-представление обобщенное представление система представлений (съедобные грибы, гласные звуки) понятие (мебель) система понятий (природные ресурсы: водные, лесные, топливно- энергетические
УМЕНИЯ перцептивные (ощупывать, прислушиваться, рассматривать и др.) интеллектуальные (анализировать, сравнивать, обобщать и др.) предметно-практические (употребление предмета в соответствии с его функцией: рисовать, вырезать, обмерять) учебные: - общеучебные (читать, писать, пересказывать) специальные(чертить, решать уравнение, разбирать слово по составу и др.)

 

2) на каком этапе идет работа:

- ознакомление

- формирование

- закрепление

- обобщение

- автоматизация

В формулировке коррекционно-образовательной цели обязательно оговариваются эти два момента, при этом чаще всего используются глаголы совершенного вида (уточнить, обогатить, дополнить, сформировать, закрепить и др.), реже – несовершенного вида (упражнять, отрабатывать, совершенствовать и др.). Цели формулируются конкретно, дают четкое представление о том, что будет происходить на уроке (занятии).

Коррекционно-развивающие цели конкретно указывают на те образования и процессы, в отношении которых организуется направленная развивающая работа.

При определении и формулировке образовательных целей необходимо четко представлять:

1) что можно развивать в процессе обучения и воспитания

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯНИЯ   познавательные эмоционально-волевые  
1. Познавательные процессы   восприятие   память     воображение   мышление     внимание     речь (психический процесс использования языка с целью обмена информацией) умения и навыки восприятия характеристики восприятия (целостность, структурность, осмысленность и обобщенность, константность, избирательность) виды памяти (кратковременная, долговременная) виды памяти (произвольная и непроизвольная) виды памяти (образная, вербальная, эмоциональная, двигательная) процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) виды воображения (воссоздающее, творческое) виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) виды мышления (продуктивное и репродуктивное) виды мышления (интуитивное и аналитическое) мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация) формы мышления (понятия, суждения, умозаключения) качества ума (глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность) свойства внимания (интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение) виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) (объем, распределение, переключаемость,, концентрация, устойчивость) виды речи (устная: диалогическая, монологическая; письменная; внутренняя) функции речи (номинативная, коммуникативная, регулирующая) стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая, логическая) паралингвистические признаки (громкость, темп, интонация,жесты, мимика, пантомимика)
2. Эмоционально-волевые процессы чувства (эмоции, аффекты)     воля виды чувств: - нравственные, эстетические, интеллектуальные и т.д. - стенические, астенические - положительные, отрицательные основные характеристики чувств (направленность, адекватность, устойчивость, интенсивность) основные признаки волевых действий (целеполагание, преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей) свойства воли (сила) волевые качества (решительность, настойчивость, энергичность, выдержка, самообладание, исполнительность, инициативность, смелость, самостоятельность, дисциплинированность)
3. Деятельность   структурные компоненты деятельности (целеобразование, планирование, мотивация, операционная сторона, анализ, контроль, оценка) основные характеристики деятельности (сознательность, самостоятельность и др.)

2) на каком этапе идет работа:

- формирование

- закрепление

- автоматизация

В формулировке коррекционно-развивающей цели обязательно оговариваются эти два момента, при этом чаще всего используются глаголы совершенного вида (сформировать, закрепить и др.). Цели формулируются конкретно, дают четкое представление о том, что будет происходить на уроке (занятии).

Коррекционно-воспитательные цели указывают на те системы отношений, отношения или их структурные компоненты, над которыми ведется целенаправленная работа. При определении и формулировке образовательных целей необходимо четко представлять:

1) что воспитываем

1. ОТНОШЕНИЯ виды отношений (к окружающему миру, к другим людям, к деятельности, к себе самому) типы отношений (нравственные (морально-этические), гражданско-правовые, эстетические и др.) основные характеристики отношения (модальность, устойчивость, осознанность) структурные компоненты отношения (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

 

2) на каком этапе идет работа

- ознакомление

- формирование

- закрепление

- автоматизация

В формулировке коррекционно-воспитывающей цели обязательно оговариваются эти два момента, при этом чаще всего используются глаголы совершенного вида (ознакомить, сформировать, воспитать, закрепить и др.). Цели формулируются конкретно, дают четкое представление о том, что будет происходить на уроке (занятии).

К каждому уроку (занятию) обязательно формулируются образовательные и развивающие цели. Их содержание определяется программным материалом, а также теми трудностями, которые испытывают дети с ОПФР в учебной работе и повседневной жизнедеятельности. Воспитательные цели необязательно ставятся к каждому уроку, обычно в тех случаях, когда материал имеет выраженную воспитательную направленность. К уроку (занятию) обычно ставится 2-4 цели. Их коррекционная направленность определяется содержанием основного программного материала (что уточнить, расширить, обогатить, какие специфические знания и умения (компенсаторного характера) отработать, применить?), а также характером и степенью трудностей учащихся.

Рекомендуется по каждому учебному предмету выделить основные направления коррекционно-развивающей работы, которые будут определять введение коррекционных элементов на уроке (занятии):

МАТЕМАТИКА – уточнение пространственных представлений, отработка умений ориентироваться в макро и микро пространстве; формирование и развитие операционной стороны мышления.

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК – уточнение представлений и понятий об окружающей действительности, развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, логической), развитие речевых функций (номинативной, коммуникативной, регулирующей).

ПРЕДМЕТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА – формирование и развитие способов познавательной деятельности (перцептивной и мыслительной деятельности), пространственной ориентации, социально-бытовой ориентировки.

В действующих учебных программах цели сформулированы в общем виде. Они нуждаются в конкретизации применительно к теме и конкретному уроку. Каждый педагог должен владеть умением: конкретизировать цели.

 

Цели, выдвинутые программой Цели к разделу (теме) Цели к конкретному уроку по данному разделу (теме) Цели (задачи), учитывающие типологические и индивидуальные особенности детей
Развивать пространственную ориентировку Уточнить и дополнить представления учащихся о взаимном расположении предметов Уточнить и дополнить представления учащихся о взаимном расположении предметов (слева, справа, вокруг) Упражнять детей в правильном определении левой и правой стороны.

В рамках целеполагания педагог должен уметь интерпретировать цели в целевые установки. Цель педагог ставит для себя, целевая установка предназначена для учащихся. Она должна быть понятной и привлекательной для учащихся.

Цель. Сформировать понятия «оседлые» и «перелетные» птицы.

Целевая установка. Мы узнаем,на какие две большие группы делятся все птицы и почему их можно так разделить.

Т.о. процесс целеполагания требует от педагога-дефектолога овладения следующими умениями:

- определять цели

- формулировать цели

- конкретизировать цели (задачи)

- интерпретировать цели в целевые установки

3. Анализ урока с точки зрения целеполагания и реализации поставленных целей.

Каждый урок может быть проанализирован с точки зрения целеполагания и реализации поставленных целей. Может быть предложена следующая схема анализа урока.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.009 с.)