Связь тифлопедагогики с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь тифлопедагогики с другими науками



Тифлопедагогика широко использует данные других наук и сама обогащает другие науки. Она тесно взаимосвязана с блоками общественных наук (философия, социология); медико-биологических (анатомия, физиология, патология, генетика, психопатология); психологических (общая, возрастная, социальная, личности, специальная); педагогических (общая, социальная, коррекционная, методики).

Задание: Используя материал источника (Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики) раскройте связь тифлопедагогики со следующими блоками научных дисциплин.

Блок общественных дисциплин Блок медицинских дисциплин Блок психологических дисциплин Блок педагогических дисциплин
Философия Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей. Социология Наука об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих людей.   Физиология изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. Тифлопедагогика органически связана с физиологией так, как с потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Гигиена и офтальмология Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно функциональных нарушений данного анализатора. Тифлопедагог должен чётко представлять, что и как видит ребёнок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения, организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции. Общая психология Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют дефекты слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др. Специальная психология Необходимо обозначить и указать связи специальной педагогики с психологией, особенно с той её составной частью, которая называется тифлопсихология. Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, дефекты разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Общая педагогика. Социальная педагогика. Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в свою очередь является структурным компонентом общей педагогики. Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другими науками, она не может успешно развиваться, изолировано, вне этой связи. Смежные отрасли коррекционной педагогики. Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися с дефектами зрения и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, достижениям отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развитии детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.004 с.)