Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Методы менеджмента.

Поиск

Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией. На вопрос «как менеджер должен управлять организацией?» отвечают методы [8] менеджмента (или иначе говоря, методы управления).

В менеджменте используются три группы методов управления:

• экономические;

• организационно-распорядительные;

• социально-психологические.

Экономические методы управления заключаются в том, чтоменеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Кроме того к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:

• закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;

• предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

• предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;

• применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.

Организационно-распорядительные [9] методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

К числу организационных методов относят:

• создание организационной структуры управления;

• регламентирование и нормирование всех видов деятельности;

• приказы и распоряжения;

• инструктажи и т.п.

Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.

К ним относятся:

• моральное поощрение;

• планирование карьерного роста сотрудника;

• убеждение и внушение;

• личный пример руководителя;

• регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;

• создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.

 

Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективными.

Вопрос 6. Виды менеджмента

Как вы уже, наверное, поняли, менеджмент – это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность. Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому иногда бывает очень сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности. Но мы попробуем…

Один из подходов к классификации состоит в выделении таких видов менеджмента:

• организационный;

• стратегический;

• тактический;

• оперативный.

Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления. Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением – все это – организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.

Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:

• выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или Мире;

• адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;

• постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.

Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.

Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.

Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной специфики менеджмента.

К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях, независимо от того, чем они занимаются:

• производственный (операционный) менеджмент – управление производственными процессами предприятия или основными операциями;

• финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками предприятия;

• управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент, менеджмент персонала) – управление процессами подбора, подготовки, продвижения персонала;

• инновационный менеджмент – управление внедрением технических, технологических и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;

• менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика) – управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.

 

К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:

• менеджмент в гостиничном бизнесе;

• менеджмент в ресторанном бизнесе;

• менеджмент в девелопменте (строительстве);

• менеджмент в спорте;

• банковский менеджмент и т.п.

 

Помимо рассмотренных подходов к классификации менеджмента, иногда выделяют следующие его виды:

 

Целевой Функциональный Линейный
Формулировка мисси организации; выбор стратегии; постановка целей; организационные мероприятия; стратегический контроль и т.п. Управление реализацией важнейших функций: производство, финансы, персонал, коммерция, научные исследования и конструкторские разработки и т.п. Текущее руководство подразделениями организации (часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным, называют линейными менеджерами).

 

 

Как вы, наверное, заметили, у всех подходов к классификации есть много общего. Они помогают нам лучше понять специфику работы каждого менеджера.

 

Итак, в этой теме вы начали изучать основы сложной и очень интересной деятельности – менеджмента. Вы узнали, что такое менеджмент, кого можно называть менеджерами, чем занимаются менеджеры на разных уровнях управления, какие функции выполняют менеджеры, какие они используют для этого методы управления и, наконец, какие бывают виды менеджмента.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «менеджмент»?

2. Дайте определение понятию «управление».

3. Кого можно называть менеджером?

4. Какие уровни управления организацией вы знаете?

5. Перечислите основные функции менеджмента.

6. Назовите методы менеджмента.

7. Приведите примеры видов менеджмента исходя из отраслевой и функциональной специфики.

 

Практические задания:

Задание 1. Что такое менеджмент? Укажите номера верных определений этого понятия. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся определения?

 

Задание 2. Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?

а) Нарисуйте схему процесса управления, используя следующие элементы:

• ограничения и критерии эффективности управления;

• цель управления;

• субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);

• объект управления (организация, подразделение, сотрудник);

• обратная связь;

• управленческое воздействие;

• результат управления.

 

б) Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.

в) Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.

Задание 3. Менеджмент как наука, практика и искусство

а) Менеджмент часто называют наукой, практикой и искусством. Как вы думаете, почему? Запишите свои объяснения.

б) В каких литературных произведениях, фильмах, мультфильмах, телепередачах и т.п. вы обнаруживали сюжеты и эпизоды, связанные с менеджментом? Перерисуйте и заполните следующую таблицу.

 

Источник Название (автор) Пояснения
Книги    
   
   
Кинофильмы (мультфильмы)    
   
   
Телепередачи    
   
   
Другое    
   
   

 

Задание 4.

а) В самом общем случае организацией называют группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Как бы вы дополнили это определение?

б) Как вы понимаете следующее изречение? Сделайте краткий комментарий.

 

«Организацию трудно увидеть. Мы видим только то, что на поверхности: высокие здания, оборудованные компьютерами помещения, приветливых служащих, но в целом организация представляет собой нечто туманное и абстрактное» (Ричард Л. Дафт).

Задание 5. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями менеджмента. Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу (см. пример).

 

Сфера деятельности Основные функции менеджмента
Планирование Организация Мотивация Контроль Координация
Магазин (пример) Объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров. Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром. Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер – продавец – ст. продавец. Рабочего времени и качества работы продавцов; количества товаров на складе; объемов продаж. Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком.
Автозавод          
Университет          
Ресторан          
Спортивный комплекс          
Другая организация          

 

Задание 6. Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов. Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании (см. ниже пример оформления). Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным?

Этапы деятельности менеджмента компании «Альфа» при создании нового департамента:

а) формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.;

б) реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента;

в) выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций;

г) определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств, разработка методик эффективной работы департамента.

 

Правильный порядок Номер этапа по кейсу Название этапа
     
     
     
     

 

Задание 7. Используя Интернет-сайты, журналы и др. источники, выберите в качестве примера какую-либо компанию. Приведите примеры названий должностей для трёх уровней менеджмента этой компании (см. ниже пример оформления).

 

Наименование и сфера деятельности компании Топ-менеджмент Средний уровень Первичный уровень
       

 

Задание 8. В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э), организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента (см. ниже пример оформления ответа).

Инструменты управления:

1. Приказы.

2. Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.

3. Убеждение.

4. Инструктажи.

5. Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.

6. Личный пример руководителя.

7. Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

8. Постановления руководства.

9. Внушение.

10. Команды.

11. Рекомендации.

12. Моральное поощрение.

13. Распоряжения.

14. Создание и поддержание благоприятного морального климата в коллективе.

 

Пример оформления ответа:

1 – О, 2 – С и т.п.

Задание 9.

Существуют отраслевые (О) и функциональные (Ф) особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие – отраслевыми? (см. ниже пример оформления ответа).

Виды менеджмента:

1. Управление персоналом.

2. Банковский менеджмент.

3. Стратегический менеджмент.

4. Менеджмент в торговле.

5. Управление финансами.

6. Менеджмент в сфере телевидения.

7. Менеджмент в гостиничном бизнесе.

8. Управление проектами.

9. Менеджмент в социальной сфере.

10. Информационный менеджмент.

11. Менеджмент в ресторанном бизнесе.

12. Спортивный менеджмент.

13. Управление производством.

14. Менеджмент в девелопменте (строительстве).

15. Инновационный менеджмент.

Пример оформления ответа:

1 – Ф, 2 – О и т.п.

Задание 10. Другой подход к классификации видов менеджмента позволяет выделить: стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Объясните особенности каждого из этих трех видов менеджмента. Приведите примеры решений, принимаемых менеджерами на каждом уровне.

 

Тема 2. Содержание и специфика деятельности менеджера

 

Первое условие для того, чтобы стать великим менеджером,

заключается в наличии здравого смысла, который

к сожалению, есть не у многих.

Джеральд Блэр

 

Цель изучения темы:

• изучение содержания и специфики деятельности менеджера.

Задачи изучения темы:

• ознакомление с базовыми требованиями, предъявляемыми к профессии менеджера;

• изучение ролей менеджеров по классификации Г. Минцберга;

• сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представлениео:

• специфике профессии менеджера;

• основных компетенциях и функциональных обязанностях менеджера;

• требованиях к имиджу менеджера;

будете знать:

• роли менеджеров по классификации Г. Минцберга;

• сходства и различия американской и японской моделей менеджмента;

будете уметь:

• анализировать роли менеджеров;

• анализировать функциональные обязанности менеджеров.

Вопросы темы:

1. Профессия «менеджер».

2. Компетенции и имидж менеджеров.

3. Роли менеджеров.

4. Национальные особенности менеджмента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 7301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.230 (0.012 с.)