Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и функции менеджмента.

Поиск

Принципы и функции менеджмента.

Принципы менеджмента (14 принципов эффективного управления Лнри Файоля) 1.Разделение труда. 2.Поллномочия и ответственность. 3.Дисциплина. 4.Единоначали 5.Единство направления. б.Подчиненность личных интересов общим. 7.Вознаграждение персонал; 8.Централизация. 9,Скалярная цепь (цепь подчинения). Ю.Порядок. 11.Справедливост1 12.Стабильность рабочего места для персонала. 13.Инициатива. 14.Корпоративный дух.

Функции менеджмента:

• планирование;

• организация;

• руководство;

• мотивация;

• контроль.

Понятие лидерства. Теория личных качеств и поведенческая теория лидерства.

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

1. Теории личностных качеств лидеров. Обосновывается перечень наиболее общих черт, который свойственен эффективному лидеру, и который отличает его от тех, кого он ведет за собой. Пример, теория Р. Стогдилла, где выделяются следующие качества:

1. физические качества — активность, энергичность, здоровье, сила;

1. личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

1. интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

1. способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

2. Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства. Делают акцент на вопросах обучения эффективным формам поведения; и определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик:

• Поведение, ориентированное, главным образом, на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие.

• Поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой.

Теория мотивации. Теория Портера-Лоулера.

В основе теорий мотивации лежит концепция И. Павлова о том, что любое поведение человека - это результат воздействия стимула.

Теория Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения. Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения.

4. Методы обучения персонала (на рабочем и нерабочем месте).

 

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся:

· Наставничество,

· Метод усложняющихся заданий,

· Смена рабочего места,

· Направленное приобретение опыта,|

· Производственный инструктаж,

· Метод делегирования ответственности и другие методы.

К основным методам обучения вне рабочего места относятся:

· Чтение лекций,

· Проведение деловых игр,

· Разбор конкретных производственных ситуаций,

· Проведение конференций и семинаров,

· Формирование групп по обмену опытом,

· Создание кружков качества и другие методы.

Основы теории принятий решений. Модели, методы и условия принятия решений.

Теория принятия решений - область исследования, вовлекающая понятия и методов математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных и возможных решений.

Методы принятия управленческих решений.

1. Неформальные (эвристические) методы - базируются на интуиции менеджера Преимущество: принимаются оперативно. Недостаток: не гарантируют безошибочных решений поскольку интуиция может подвести менеджера.

2. Коллективный метод - предполагает демократическое решение, выражающее мнение всех, налагающее коллективную ответственность за его выполнение. Наиболее распространенный -метол коллективной подготовки управленческих решений - "мозговой штурм" или "мозговая атака»

3. Метод Дельфи - многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования прорабатываются и сообщаются результаты и оценки.

4. Количественные методы - выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью компьютерной техники) большого количества информации.

5. Методы теории игр - учет возможных действий сторон, которые принимают участие в ситуации (конфликте). Стратегию, которая приведет к наивысшему выигрышу в игре с учетом возможных действий соперника, принимают как решение.

6. Дерево решений - дает возможность выяснить разветвление проблем и решений, лучше оценить наличие альтернатив и их количество.

7. Аналитико-систематизацийний метод - анализ ситуации; анализ проблемы; анализ решения.

Модели принятия решений

Теория игр. Применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции.

Модель линейного программирования. Применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов.

Экономический анализ. Пример - экономический анализ эффективности той или иной фирмы.

Условия принятия решений

Определенность - ситуация, в которой менеджер может найти правильное решение, потому что ему известны результаты выбора каждого варианта.

Риск - ситуация, при которой можно лишь оценить вероятность тех или иных его результатов.

Неопределенность - ситуация, в которой особа, которая принимает решение, не может ни точно, ни с некоторой степенью вероятности оценить возможные результаты того или иного решения.

Понятие производственной стратегии. Подход к ее формированию.

Производственная стратегия - часть общей стратегии, направленной на производственную деятельность предприятия (продукция, процессы, методы и ресурсы производства, качество и цены, сроки изготовления и графики работ).

Для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с основной стратегией, т.е. эти две стратегии не должны разрабатываться изолированно друг от друга.

Основой формирования производственной стратегии является определение комплекса ее структурных элементов и приоритетности решений задач по ним.

Производственная стратегия требует принятия целого ряда решений относительно производственных мощностей, оборудования, вертикальной интеграции, технологии производства, АСУ, схемы разработки нового поколения продукции и др. Эти решения должны приниматься с учетом потребностей клиента и быть взаимосвязанными.

Теория трех потребностей Девида Мак-Клелланда

8. Нужды в успехе (достижениях), то есть нужды в превышении установленных стандартов деятельности, в осознании личных достижений.

9. Нужды во власти, то есть нужды влиять на поведение других людей, быть влиятельным.

10. Нужды в принадлежности, то есть нужды в дружеских, товарищеских взаимоотношениях с коллегами по работе.

Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям (УР).

Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

 

 

Процесс принятия решений состоит из восьми этапов:

· определение проблемы;

· определение критериев, которые влияют на принятие решения;

· разделение критериев по степени важности;

· определение вариантов;

· анализ вариантов;

· выбор оптимального варианта;

· реализация выбранного варианта;

· оценка эффективности решения.

 

Требования, предъявляемые к решениям

1) минимальное число корректировок;

2) сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение - ответственность должна быть равна его полномочиям;

3) единство распорядительства - УР должно исходить от непосредственного руководителя;

4) строгая ответственность - УР не должны противоречить друг другу;

5) обоснованность - УР должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;

6) конкретность;

7) полномочность - УР должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;

8) своевременность - УР должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.

Теория потребностей Маслоу

 

Маслоу признавал, что люди имеют множество разных потребностей и считал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1) Физиологичные потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2) Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологичные потребности будут довольны в будущем.

3) Социальные потребности (потребности в причастности) - чувство принадлежности к чему или кого-нибудь, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, благосклонности и поддержки.

4) Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважению со стороны окружающих, признании.

5) Потребности самовыраоюенш - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и роста как личности.

Все эти потребности можно расположить в виде четкой иерархической структуры. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность предыдущего уровня.

Кроме того, Маслоу объединил пять потребностей в две группы - первичные и вторичные. Физиологичные потребности и потребность в безопасности и защищенности были отнесены им к первичным, а социальные, потребности в уважении и самореализации - к вторичным.

Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелпана (см. вопрос 8)

Качество услуг и продукции

Качество продукции (услуги) - определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Качество как продуктов, так и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:

1) Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.

2) Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.

3) Вера в то, что нет предела совершенству.

4) Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагировани'е на них, когда они возникают.

5) Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.

6) Стандарт работы, выражающийся в формулировке "ноль ошибок".

7) Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.

8) Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.

9) Вера в то, что поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.

10) Признание заслуг.

Научной школы управления

Основные научные подходы менеджмента:

Проиессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуаиионный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор.

Используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Характерно стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда. Важным является отбор людей, которые по интеллектуальным и физическим качествам соответствовали выполняемой работе. Придавали большое значение обучению.

2.Классическая школа - А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни.

Цель: создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами: разработка рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

20. Кадровая политика и ее типы. Подбор персонала. Обучение персонала. Кадровая политика и её типы (см. вопрос 46).

Подбор персонала. Тактика должна выбираться на основе готовности компании варьировать своими требованиями по трем координатам: Качество, Стоимость и Время.

Подбор кадров представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:

1. Научно-методическое обеспечение определяет общую методологию отбора, научные принципы методы, критерии, и применяемый математический аппарат.

2. Организационное - комплекс мероприятий для сокращения сроков и повышения качества отбора.

3. Кадровое - это привлечение всех необходимых специалистов на разных этапах работы.

4. Материально-техническое - необходимое финансирование проводимых мероприятий \ оснащенность их требуемой организационной техникой.

5. Программное - автоматизация отдельных этапов подбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.

Обучение персонала (см. вопрос 26 и 41).

21. Теория мотивации. Теория справедливости

Двухфакторная теория - популярная теория мотивации, предложенная Фредериком Герцбергом. Центр шкалы - нейтральное отношение работника к труду, когда индивид не испытывает ни удовлетворения, ни неудовлетворенности.

Поведение человека в процессе труда определяется двумя различными группами факторов: 1) гигиенические факторы связаны с условиями труда, заработной платой, политикой компании, правилами и межличностными отношениями между людьми; 2) мотиваторы, т.е. потребности высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста.

Теория справедливости изучает представления сотрудников организации о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад по сравнению с остальными работниками (создатель теории - Стейси Адаме). Теория предполагает, что сотрудники организации стремятся к социальному равенству. Если человек считает, что за такую же работу кому-то платят больше, то у него возникает психологическое напряжение. Основной вывод: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

Теория ожиданий. Приверженцы теории ожиданий утверждают, что уровень мотивации сотрудников зависит от представлений индивидов относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению желаемого вознаграждения. Теория основана на взаимосвязях между усилиями, которые предпринимает индивид, его уровнем исполнения рабочих заданий и желательностью ассоциируемых с упорным трудом результатов.

(см. также вопросы 3,8,13)

Руководителя.

Организационное проектирование — это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур.

Организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Элементы организационной структуры:

· самостоятельное структурное подразделение - административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;

· звено управления - одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;

· управляющая ячейка - отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.

Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные — связи подчинения, необходимость в которых возникает при наличии нескольких уровней управления.

Диапазон руководства - понятие, фиксирующее предел непосредственного эффективного внешнего контроля со стороны руководителя за поведением и деятельностью подчиненных.

Предельное число подчиненных, которое в состоянии контролировать 'один руководитель, колеблется в зависимости от сложности деятельности, выполняемой подчиненными, и уровня, который занимает руководитель в управленческой иерархии. Проблема диапазона руководства проявляется, если число подчиненных превышает предельно допустимый максимум.

28. Барьеры в коммуникационном процессе. Пути совершенствования коммуникаций и роль менеджеров в оптимизации этого процесса. Коммуникационные барьеры и примеры их проявления:

· Личностные - неумение слушать собеседника, компетентность отправителя и получателя, вредные вербальные и невербальные привычки.

· Физические - отвлекающий шум; расстояние между людьми во время общения.

· Семантические — различное понимание рисунков, действий.

· Языковые — различное понимание одних и тех же слов и выражений; жаргон,; сленг.

· в Организационные - многоуровневость; разрушение нормы управляемости; излишняя централизация; излишняя дифференциация подразделений; неопределенность обязанностей и прав.

· Культурные - различия в пунктуальности; в дистанции; в манерах.

· Временные - дефицит времени общения.

Способы совершенствования коммуникаций в организациях:

· Регулирование информационных потоков (руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации).

· •Управленческие действия (например, регулирование информационного потока).

· Система обратной связи (например, перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов).

· Система сбора предложений.

· Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации.

· Современная информационная технология.

Процесс конфликта.

Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной-ситуации в процессе управления. Но стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться цели. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью принуждения, вознаграждения, убеждения или участия. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия могут быть функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит или создаст их.

 

Контроль качества. Содержание системы управления качеством.

Содержание основных процессов менеджмента: оценка ситуации, целеполагания, принятие управленческих решений.

Контроль (оценка ситуации) - процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

3 аспекта управленческого контроля:

· установление стандартов (точное определение целей);

· измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

· подготовка необходимых корректирующих действий.

Целеполагание - исходный момент в менеджменте, выражающий причину существования организации или намерений управляющих субъектов.

Принятие управленческих решений - сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Включает такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации.

Решение в менеджменте.

Решение — выбор одного из нескольких возможных вариантов. В широком смысле это понятие включает планирование, а в узком смысле - выбор альтернативы.

В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?).

 

 

Классификация видов решений: I по надежности исходной информации (надёжные, рисковые и ненадежные);

· по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

· по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

· по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

· по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

· по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

· по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

· по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

· по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

· по сложности (простые и сложные).

Принципы и функции менеджмента.

Принципы менеджмента (14 принципов эффективного управления Лнри Файоля) 1.Разделение труда. 2.Поллномочия и ответственность. 3.Дисциплина. 4.Единоначали 5.Единство направления. б.Подчиненность личных интересов общим. 7.Вознаграждение персонал; 8.Централизация. 9,Скалярная цепь (цепь подчинения). Ю.Порядок. 11.Справедливост1 12.Стабильность рабочего места для персонала. 13.Инициатива. 14.Корпоративный дух.

Функции менеджмента:

• планирование;

• организация;

• руководство;

• мотивация;

• контроль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.012 с.)