Предмет и метод теории менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод теории менеджмента.



Предмет и метод теории менеджмента.

Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Ключевые понятия; постоянные и устойчивые тенденции; основные характеристики организации. Этапы и стадии жизненного цикла организации. Подсистема управления человеком в организации.

Основные подходы к определению феномена «менеджмент». Соотношение менеджмента и предпринимательства, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Объект и предмет изучения науки менеджмента.

Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в современной организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Особенности американского, японского и европейского менеджмента. Специфические характеристики российского менеджмента.

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Раскройте специфику различных трактовок термина «ме­неджмент».

2. Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?

3. Чем обусловлен повышенный интерес к науке управления в конце XX в.?

4. В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?

Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.

Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента. Комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации как основные структурные компоненты организации. Уровни менеджмента в организации. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре.

Теория «социальных систем». Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч. Барнарда. Применение методов структурного функционализма в менеджменте. Основные характеристики внешней среды организации.

Планирование, организация, мотивация и контроль - ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Представление организационной функции и дисфункции Р.К. Мертоном. Понятие явной и латентной функций. Соотношение функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения, по Т. Парсонсу. Организационный аспект теории «социального действия» М. Вебера.

Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и как желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Роль менеджера в формировании миссии организации. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Взаимосвязь цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?

2. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.

3. Каково влияние интуиции и культуры менеджера на фор­мирование и развитие организационных целей?

 

Школы научного и административного управления.

Научный и традиционный менеджмент. Концентрация администрацией предприятия «мыслительного» компонента деятельности. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора: разделение труда; измерение труда; задачи-предписания; программы стимулирования; мотивация; роль индивидуальных способностей; роль менеджмента; роль профсоюзов; развитие управленческого мышления.

Изучение методов физической работы Ф. и Л. Гилбретами методами «исследования движений» и «временного исследования» (при помощи хронометрирования и нормирования). Разработка методики премиальной оплаты; проблема социальной ответственности бизнеса; идея использования инструктора по обучению работника предпочтительным способом Г. Гантта.

Возможность применения штабного принципа в менеджменте Г. Эмерсоном. Фордизм как пример механистической модели организации. Философское обоснование научного менеджмента О. Шелдоном. Функции и принципы управления А. Файоля; определение им необходимых качеств менеджеров.

Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни, по Веберу. Логические законы организации Дж. Муни и. А Рейли. «Синтетический подход» Л. Гьюлика и Л. Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

2. Какие элементы системы «достигающего рабочего» и «достигающего управляющего» являются неадекватными менеджменту конца XX в.?

3. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных орга­низациях.

 

Доктрина человеческих отношений.

Изучение М.П. Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми, по Ф. Ротлисбергеру. X. Мюнстерберг как основатель промышленной психологии. Основные выводы хоторнских экспериментов Э. Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей.

Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность организационных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к «менеджменту участия» - установка школы «человеческих отношений». Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине «человеческих отношений».

Концепция «X» и «У» Д. Макгрегора. Идея «революции менеджеров» А. Берли и Г. Минза. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях. Концепция производственной демократии (Д. Рисман и Дж. Гэлбрейт); привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция «социотехнических систем»; кружки контроля качества.

 

Понятие качества рабочей жизни и его основные методики: обогащение труда (Р. Кан), изменение социальной обстановки на работе, эргономичное планирование рабочего места, внедрение оздоровительных программ, свободный график работы, гибкие рабочие места.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Каково значение Хоторнских экспериментов Э. Мэйо в развитии теории управления?

2. Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работ­ников в современных организациях?

3. Назовите специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.

4. Опишите концепцию «X» и «У» Д. Макгрегора.

 

Стратегический менеджмент.

Понятие и основные функции стратегического управления. Достоинства и недостатки стратегического менеджмента; основные этапы его истории. Анализ средств и методов достижения целей. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

 

Структура стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. Бостонская модель стратегического планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические и технологические. Понятие миссии и цели организации в менеджменте.

 

Стратегические альтернативы развития организации У. Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Пять факторов М. Портера, определяющих привлекательность долгосрочной прибыли сегмента рынка. СВОТ-анализ как метод анализа среды в науке управления. Приростный и предпринимательский стили стратегического поведения в менеджменте.

 

Управление менеджером процессом реализации стратегии. Основные стратегии осуществления изменений: перестройка организации; радикальное преобразование; умеренное преобразование; обычные изменения; неизменное функционирование. Бюджетирование, управление по целям и управление по результатам как примеры методов реализации стратегического плана. Количественные и качественные критерии оценки изменений. Проблема контроля в стратегическом менеджменте.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1.Каковы специфические черты стратегического планирова­ния в рыночной и плановой моделях экономики?

2.В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?

3.Сформулируйте основные положения стратегии социальной сферы организации.

4.Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?

5. Опишите методику проведения СВОТ-анализа как метода принятия стратегических решений.

6. Опишите 5 факторную модель Портера, применимую для анализа отраслевой конкуренции.

 

Управление конфликтами.

Конфликты в современной науке управления: модели и концепции. Схема организационного конфликта; его структура и функции. Конфликт в организации как социально-психологический процесс: фазы и механизмы протекания. Понятия агентов (носителей) конфликта, силы участников конфликта и ранга оппонента в конфликте. Стадии конфликта: возникновение, пред- конфликтное состояние, вызревание, разрастание и ход, затухание и остаточное воздействие.

Интеграционная и дестабилизационная концепции конфликта в менеджменте. Объективные и субъективные факторы конфликта. Различные уровни напряженности в организационном конфликте. Конкуренция и соревнование как потенциальные источники конфликта. Понятия компромисса и сотрудничества в конфликтном менеджменте. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

Классификация противоречий, лежащих в основе социальных конфликтов: противоречие взаимодействий и взаимоотношений, интересов, ценностей, социально-ролевой структуры, информации, власти и др.

 

Организационный, социально-психологический, коммуникативный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства «разжигания» конфликта. Разрешение конфликта: стратегии, способы и приемы. Деловые переговоры и посредничество как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Основные формы поведения человека в конфликте. Забастовка как вид массового производственного конфликта.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Чем обусловлено интенсивное развитие теории управления конфликтами в конце XX в.?

2. Каковы позитивные последствия внутриорганизационных конфликтов?

3. Какое значение приобретает в ходе конфликта исполнение менеджером нескольких социальных ролей в организации?

 

Товары и марки.

Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Типы марок. Создание марки.

Выведение марки на глобальный и пан-европейский уровни. Стратегии выбора марочных названий. Расширение и перенесение марки. Жизненный цикл товара.

Применение концепции жизненного цикла товара. Ограничения в применении концепции жизненного цикла товара. Управление портфелями марок и товарных ассортиментов. Матрица "Рост - Доля рынка" Бостонской консультативной группы. Модель "Привлекательность рынка — конкурентная позиция" фирмы General Electric Стратегии роста.

 

Создание новых товаров. Что такое "новый товар". Взращивание культуры инноваций. Эффективная организация процесса разработки новых товаров. Управление процессом разработки новых товаров.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1.С какой целью компании создают торговые марки (brands) на основе товара (product) по сути?

2. Опишите концепцию жизненного цикла товара и ограничения в применении концепции жизненного цикла товара.

3. Опишите методику применения матрицы "Рост - Доля рынка" Бостонской консультативной группы.

4. Опишите методику применения модели "Привлекательность рынка — конкурентная позиция" фирмы General Electric.

5. Опишите процесс управления разработками (НИОКР).

Методы продвижения товаров.

Прямой маркетинг. Понятие прямого маркетинга. Рост активности прямого маркетинга. Маркетинг на основе использования баз данных. Кампании прямого маркетинга. Этические вопросы прямого маркетинга.

 

Другие методы комплекса продвижения. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью (Public relations) и пропаганда. Спонсорская поддержка. Выставки.

 

Распределение. Функции торговых посредников. Типы каналов распределения. Стратегия построения канала распределения. Управление каналом. Физическое распределение. Система физического распределения.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1.Формирование каналов распределения.

2.Стратегические цели и эффективность различных распределения. В условиях глобализации экономики.

3.Чем вызван бурный рост маркетинга с помощью Интернета в промышленных корпорациях. Существуют ли препятствия для его дальнейшего развития?

4.Сравните преимущества и недостатки прямого обращения по почте и телемаркетинга.

5.В чем состоят важнейшие различия между прямым маркетингом и рекламой в средствах массовой информации.

6.Оптовая и розничная торговля как основные методы распространения товара.

 

Конкуренция и маркетинг.

Анализ конкуренции и создание конкурентных преимуществ. Конкурентный анализ структуры отрасли. Анализ конкурентов. Конкурентное преимущество. Создание отличительного преимущества. Достижение превосходства по издержкам.

 

Маркетинговые стратегии конкурентной борьбы.

Конкурентное поведение. Разработка конкурентной маркетинговой стратегии. Цели наращивания. Цели удержания. Заполнение рыночной ниши. Цели исчерпания доли рынка. Цели сворачивания доли рынка.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

 

1. Применение модели Портера для анализа структуры отрасли с точки зрения конкуренции.

2.Создание конкурентного преимущества с применением маркетингового комплекса (4P’s).

3.Обсудите влияние единого европейского рынка на структуру конкуренции.

4.Приведите примеры построения способа построения отличительного преимущества и обсудите их.

5.Как может анализ цепочки ценностей привести к превосходству в деятельности корпорации.

Виды самостоятельной работы студента в течение семестра:

чтение литературы, написание конспектов и докладов для индивидуальных аудиторных занятий, подготовка к контрольной работе.

В течение лекционного курса проводятся одна контрольная работа для проверки знаний студентов.

Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен.

Раздел 4. Примерная тематика методико-практических занятий (семинаров)

  1. Адам Смит об эффективности, контроле и передовых методах организации производства.
  2. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора. Изучение методов физической работы Ф. и Л. Гилбретами методами «исследования движений» и «временного исследования». Работы Г. Гантта в области менеджмента и их историческое значение. Работы Г. Эмерсоном в области менеджмента и повышении эффективности производства.Фордизм как пример механистической модели организации.
  3. Философское обоснование научного менеджмента О. Шелдоном.
  4. Функции и принципы управления А. Файоля. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни, по Веберу.
  5. Логические законы организации Дж. Муни и А. Рейли. «Синтетический подход» Л. Гьюлика и Л. Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.
  6. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его роль в развитии теории управления,изучение М.П. Фоллет межличностных отношений в малой группе. Концепция «X» и «У» Д. Макгрегора.
  7. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми, по Ф. Ротлисбергеру. X. Мюнстерберг как основатель промышленной психологии.
  8. Кибернетическая модель управления в менеджменте. Работа Питерса, Уотермана «В поисках эффективного управления» и модель совершенного менеджмента.

9. Применения матрицы "Рост - Доля рынка" Бостонской консультативной группы и модели "Привлекательность рынка — конкурентная позиция" фирмы General Electric в процессе стратегического анализа.

10. Методика процесса стратегического управления, роль SWOT (ССВУ) -анализа в процессе принятия стратегических решений. 5-ти факторная модель Портера, применимая для анализа отраслевой конкуренции.

11. Специфика оперативного управления произ­водством. Влияние НТП на различные технологии производственного менеджмента.

12. Основные положения модели организационного дизайна по Минцбергу. Типовые линейно-функциональная, дивизиональная и матричная структуры организации.

13. Роль малой группы в организации как ретрансля­тора информации фирмы, внешней среды и общества отдельному индивиду.

14. Критерии эффективности лидерства и ру­ководства менеджера в организации.

15. Сущность и функции маркетинга.

16. Концепция жизненного цикла товара и ограничения в применении концепции жизненного цикла товара. Процесс управления разработками (НИОКР).

17. Формирование каналов распределения. Стратегические цели и эффективность различных распределения в условиях глобализации экономики.

18. Создание конкурентного преимущества с применением маркетингового комплекса 4P’s и 7P’s.

 

Перечень возможных тем курсовых работ и проектов:

1.Бенчмаркинг и оценка технического уровня продукции при проведении НИОКР и в серийном производстве на примере производства изделий электронной техники и квантовой электроники (и/или в др. отраслях промышленности)

 

2.Система менеджмента качества и требования системы ГОСТ Р ЕСКД и ЕСТД при проведении НИОКР и перспективы автоматизации подготовки и ведения производства (CAM) изделий электронной техники и квантовой электроники (и/или в др. отраслях промышленности).

 

3.Система структурирования функции качества (QFD) и ее применение в ходе проведения НИОКР, а также и в серийном производстве изделий электронной техники и квантовой электроники на примере мощных полупроводниковых лазерных диодов и суперлюминесцентых диодов (и/или в др. отраслях промышленности).

 

4.Пакет программ «Статистика ver.5 (6)» и статистические методы качества при проведении НИОКР и в серийном производстве изделий в области изделий электронной техники и квантовой электроники (и/или в др. отраслях промышленности).

 

5.Программа обеспечения качества при проведении НИОКР и в серийном производстве в области изделий электронной техники и квантовой электроники (и/или в др. отраслях промышленности).

 

6.Использование методов управленческого проектирования в проведении НИОКР и в серийном производстве в области изделий электронной техники и квантовой электроники (на основе применения пакета компьютерных программ MS Project 2003) (и/или в др. отраслях промышленности).

 

7.Обеспечение требований надежности и долговечности при проведении НИОКР и в серийном производстве изделий электронной техники и квантовой электроники (и/или в др. отраслях промышленности).

 

8.Исследование эффективности межотраслевых инновационных проектов в области НИОКР и производства изделий электронно-компонентной базы изделий электронной техники (в частности изделий квантовой электроники).

 

9.Исследование путей формирования инновационных высокотехнологичных производственных кластеров в области изделий электронной техники и фотоники ((инновационных лазерных, оптических и оптоэлектронных технологий)

 

 

Раздел 8. Вопросы по курсу

1. Раскройте специфику различных трактовок термина «ме­неджмент».

2. Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?

3. Чем обусловлен повышенный интерес к науке управления в конце XX в.?

4. В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?

5. Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?

6. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.

7. Каково влияние интуиции и культуры менеджера на фор­мирование и развитие организационных целей?

8. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

9. Какие элементы системы «достигающего рабочего» и «достигающего управляющего» являются неадекватными менеджменту конца XX в.?

10. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных орга­низациях.

11. Каково значение Хоторнских экспериментов Э. Мэйо в развитии теории управления?

12. Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работ­ников в современных организациях? Назовите специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.

13. Опишите концепцию «X» и «У» Д. Макгрегора.

14. Охарактеризуйте методологическую специфику исследова­ния организации различными школами менеджмента.

15. Как оценивается различными школами менеджмента явле­ние организационной культуры?

16. Каковы специфические черты стратегического планирова­ния в рыночной и плановой моделях экономики?

17. В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?

18. Сформулируйте основные положения стратегии социальной сферы организации.

19. Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?

20. Опишите методику проведения SWOT (ССВУ) - анализа как метода принятия стратегических решений.

21. Опишите 5 факторную модель Портера, применимую для анализа отраслевой конкуренции.

22. В чем состоит специфика оперативного управления произ­водством?

23. Какое влияние оказывает НТП на различные технологии производственного менеджмента?

24. Назовите основные элементы социотехнической системы современной организации.

25. Опишите основные положения модели организационного дизайна по Минцбергу.

26. Опишите типовые линейно-функциональную, дивизионную структуру и матричную структуру организации.

27. Раскройте роль малой группы в организации как ретрансля­тора информации фирмы, внешней среды и общества отдельному индивиду.

28. Каковы особенности организационного поведения менед­жера в зависимости от его места в организационной иерархии?

29. Какова роль механизмов сплочения и конфликта в реали­зации творческого потенциала работников организации?

30. Чем обусловлено интенсивное развитие теории управления конфликтами в конце XX в.?

31. Каковы позитивные последствия внутриорганизационных конфликтов?

32. Какое значение приобретает в ходе конфликта исполнение менеджером нескольких социальных ролей в организации?

33. Сформулируйте источник личной и позиционной власти менеджера в организации.

34. Какие методы поведения эффективны для менеджера, находящегося в «зоне неопределенности» руководителя?

35. Каковы методы и цели группового контроля в организации?

36. Перечислите специфические черты феноменов лидерства и руководства менеджера в организации.

37. Сформулируйте критерии эффективности лидерства и ру­ководства менеджера в организации. Какие методы поощрения может использовать менеджер для достижения подчиненным организационных целей?

38. В чем состоит специфика мотивации работника в конце XX в.?

39. Каково влияние понятия справедливости на мотивацию трудовой деятельности человека?

40. Сформулируйте различные виды «компенсационного пакета» внутри организации.

41. Сформулируйте специфику характера и процедуры выра­ботки современного управленческого решения.

42. Как управленческое решение зависит от стиля управления в организации?

43. Перечислите положительные и отрицательные моменты наличия альтернатив в процессе разработки, принятия и осуще­ствления управленческого решения.

44. Опишите феномен риска при принятии управленческого решения.

45. Сущность и функции маркетинга

46. Управление маркетингом товаров - на основе подхода "4-Ps" и услуг - на основе подхода "7-Ps".

47. Организационные структуры службы маркетинга

48. Процесс маркетингового планирования

49. Характеристики покупок, совершаемых организациями в условиях глобализации рынков

50. Сущность и функции политики распределения.

51. Процесс маркетингового исследования.

52. Виды маркетинговой информации.

53. Методы сбора маркетинговой информации.

54. Сущность и признаки сегментации рынка.

55. Сущность и основное назначение маркетинговой информационной системы

56. С какой целью компании создают торговые марки (brands) на основе товара (product) по сути?

57. Опишите концепцию жизненного цикла товара и ограничения в применении концепции жизненного цикла товара.

58. Опишите методику применения матрицы "Рост - Доля рынка" Бостонской консультативной группы.

59. Опишите методику применения модели "Привлекательность рынка — конкурентная позиция" фирмы General Electric.

60. Опишите процесс управления разработками (НИОКР).

61. Формирование каналов распределения. Стратегические цели и эффективность различных распределения в условиях глобализации экономики.

62. Чем вызван бурный рост маркетинга с помощью Интернета в промышленных корпорациях. Существуют ли препятствия для его дальнейшего развития?

63. Сравните преимущества и недостатки прямого обращения по почте и телемаркетинга.

64. В чем состоят важнейшие различия между прямым маркетингом и рекламой в средствах массовой информации.

65. Оптовая и розничная торговля как основные методы распространения товара.

66. Применение модели Портера для анализа структуры отрасли с точки зрения конкуренции.

67. Создание конкурентного преимущества с применением маркетингового комплекса (4P’s).

68. Обсудите влияние единого европейского рынка на структуру конкуренции.

69. Приведите примеры построения способа построения отличительного преимущества и обсудите их.

70. Как может анализ цепочки ценностей привести к превосходству в деятельности корпорации.

Раздел 9. Вопросы для контроля остаточных знаний по курсу

1. Раскройте специфику различных трактовок термина «ме­неджмент».

2. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.

3. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

  1. Философское обоснование научного менеджмента О. Шелдоном.
  2. Функции и принципы управления А. Файоля. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни, по Веберу.
  3. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его роль в развитии теории управления,изучение М.П. Фоллет межличностных отношений в малой группе. Концепция «X» и «У» Д. Макгрегора.

7. Применения матрицы "Рост - Доля рынка" Бостонской консультативной группы и модели "Привлекательность рынка — конкурентная позиция" фирмы General Electric в процессе стратегического маркетингового анализа.

8. Методика процесса стратегического управления, роль SWOT (ССВУ) - анализа в процессе принятия стратегических решений. 5-ти факторная модель Портера, применимая для анализа отраслевой конкуренции.

9. Специфика оперативного управления произ­водством. Влияние НТП на различные технологии производственного менеджмента.

10. Основные положения модели организационного дизайна по Минцбергу. Типовые линейно-функциональная, дивизиональная и матричная структуры организации.

11. Критерии эффективности лидерства и ру­ководства менеджера в организации.

12. Назовите основные элементы социотехнической системы современной организации.

13. Каковы особенности организационного поведения менед­жера в зависимости от его места в организационной иерархии?

14. Какова роль механизмов сплочения и конфликта в реали­зации творческого потенциала работников организации?

15. Чем обусловлено интенсивное развитие теории управления конфликтами в конце XX в.?

16. Каковы позитивные последствия внутриорганизационных конфликтов?

17. Какое значение приобретает в ходе конфликта исполнение менеджером нескольких социальных ролей в организации?

18. Перечислите специфические черты феноменов лидерства и руководства менеджера в организации.

19. Сформулируйте критерии эффективности лидерства и ру­ководства менеджера в организации. Какие методы поощрения может использовать менеджер для достижения подчиненным организационных целей?

20. В чем состоит специфика мотивации работника в конце XX в.?

21. Каково влияние понятия справедливости на мотивацию трудовой деятельности человека?

22. Сформулируйте специфику характера и процедуры выра­ботки современного управленческого решения.

23. Как управленческое решение зависит от стиля управления в организации?

24. Сущность и функции маркетинга

25. Создание конкурентного преимущества с применением маркетингового комплекса (управление маркетингом) товаров - на основе подхода "4-Ps" и услуг - на основе подхода "7-Ps".

26. С какой целью компании создают торговые марки (brands) на основе товара (product) по сути?

27. Опишите концепцию жизненного цикла товара и ограничения в применении концепции жизненного цикла товара.

28. Опишите процесс управления разработками (НИОКР).

29. Формирование каналов распределения. Стратегические цели и эффективность различных распределения в условиях глобализации экономики.

30. Чем вызван бурный рост маркетинга с помощью Интернета в промышленных корпорациях. Существуют ли препятствия для его дальнейшего развития?

Предмет и метод теории менеджмента.

Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Ключевые понятия; постоянные и устойчивые тенденции; основные характеристики организации. Этапы и стадии жизненного цикла организации. Подсистема управления человеком в организации.

Основные подходы к определению феномена «менеджмент». Соотношение менеджмента и предпринимательства, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Объект и предмет изучения науки менеджмента.

Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в современной организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Особенности американского, японского и европейского менеджмента. Специфические характеристики российского менеджмента.

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Раскройте специфику различных трактовок термина «ме­неджмент».

2. Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?

3. Чем обусловлен повышенный интерес к науке управления в конце XX в.?

4. В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.160 (0.166 с.)