Тема 1. Сущность, цели и задачи менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, цели и задачи менеджмента.



Тема 1. Сущность, цели и задачи менеджмента.

 

1.Существует множество определений менеджмента. Согласно одному из толкований термин менеджмент – это совокупность принципов, форм, методов, приёмов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления. При этом основной целью менеджмента называют достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. По другому определению, менеджмент – это руководство предприятия (фирмы), т. е. орган или аппарат управления. Согласно третьему определению менеджмента представляет собой феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры. Кроме того, есть мнение, что менеджмент – это область знаний, прикладная наука, имеющая свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.

Какое из вышеприведенных определений представляется Вам наиболее верным, раскрывающим суть менеджмента?

Как Вы считаете, почему сегодня менеджмент в качестве учебной дисциплины является одним из самых распространенных направлений профессионального образования во многих странах мира и важнейшим элементом подготовки любого специалиста?

2. Одни ученые полагают, что главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее как организации, так и отдельно взятому человеку, а в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающие устойчивую, надёжную, перспективу и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.

Другие исследователи считают, что основная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности (доходности), в деятельности фирмы путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. При этом обеспечение гармонии в развитии организации зависит от согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов предприятия.

Что, с Вашей точки зрения, является основной цель менеджмента предприятия?

Проранжируйте по значимости – получение (увеличение) прибыли, повышение эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка, решение социальных вопросов.

В чем состоят основные отличия между общими (генеральными) и функциональными (специальными) целями менеджмента?

3. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникация, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Существует мнение, что взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, т.е., чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

Сторонники иной точки зрения отмечают, что функции менеджмента характеризуются не только взаимосвязанностью, но и относительной обособленностью, целенаправленностью, объективной необходимостью осуществления. Обособленность функций обусловливает обособленность решений.

Какую из точек зрения разделяете Вы? Почему? Свой ответ аргументируйте. Как, по Вашему мнению, проявляется взаимосвязь функций менеджмента?

4. Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование, как одна из функций менеджмента и вид управленческих решений, - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Выделяют как стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), так и оперативное планирование – формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

В каких случаях менеджер предприятия использует тот или иной вид планирования? Приведите примеры.

5. Как и многие российские предприятия, переживающие кризис, завод по производству строительных материалов занят поиском выхода из сложившегося положения. Главный инженер завода полагает, что для повышения эффективности управления производством требуется технологическая реорганизация станочного парка. Главный бухгалтер убежден в необходимости внедрения эффективных методов в систему управления денежными потоками. Менеджер по кадрам настаивает на совершенствование системы подготовки кадров и управления ими. Руководитель отдела маркетинга уверен: новаторские принципы в системе управления поставками продукции потребителям – ключ к выходу из кризиса.

Охарактеризуйте содержание необходимых изменений в системе управления с точки зрения генерального директора завода.

Сравните представление генерального директора о системе управления и предложения руководителей отделов по развитию отдельных направлений деятельности организации и решите, какое из предложений Вы бы сочли наиболее своевременным.

Какие подсистемы управления, по мнению руководства организации, являются основными и какие второстепенными?

6. Число парадоксальных утверждений в науке отражает, как правило, меру нашего незнания предмета исследования. Но верно и то, что парадоксы полезны, что они будят мысль и становятся «точками роста» научного знания. В менеджменте тоже есть свои парадоксы, например, один из них заключается в следующем: если механизмы регулирования технических систем базируются на фундаментальных законах физики, электротехники или химии, то механизмы управления в организациях построены на произвольно выбранных принципах, методах и моделях.

Экономисты жалуются, что разработанные ими теории не используются в менеджменте. Авторитеты в области менеджмента игнорируют достижения экономической науки. Большей частью они создают свои концепции, скрупулезно изучая практику фирм, добившихся успеха, или обобщая собственный опыт управленческого консультирования.

Проанализируйте и объясните главный парадокс менеджмента: управление социально-экономическими системами строится не на основе законов экономики, а на субъективно интерпретируемых прецедентах хозяйственной жизни.

Изучив рекомендованную литературу, выявите общие закономерности развития менеджмента, характерные для каждого из вышеперечисленных этапов.

Как Вы полагаете, почему на смену бюрократическим методам управления приходят новые подходы, ориентированные на сотрудничество и партнерство?

2. Современный профессиональный бизнес ведет свою историю со второй четверти ХIХ в., когда возникли первые фирмы – социальные организации (Социальные институты), деятельность которых направлена на реализацию собственно деловой активности под руководством специальных профессионалов – менеджеров, т.е. специалистов-управленцев, работающих по найму. И менеджер, и предприниматель занимаются, по сути, одним и тем же – бизнесом, содержание и формы их труда фактически одинаковы. Различие в ответственности: если предприниматель отвечает за свои деньги и имущество, то менеджер, как наемный работник, распоряжается (по согласованию обеих сторон) чужой собственностью. Менеджер может быть предпринимателем, а предприниматель – менеджером, но не обязательно.

Есть ли взаимосвязь между успешностью реализации бизнеса проектов и личностью руководителя – бизнесмена или управленца?

Если да, то какая именно?

Какова, по Вашему мнению, причина неоднозначного отношения В. И. Ленина к теории «научного управления» Ф. Тейлора?

Как Вы полагаете, сохранила ли свою значимость теория Ф. Тейлора в советской России? Или более актуальна концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений, предложенная А. Маслоу? Свой ответ обоснуйте.

5. За всю историю менеджмента сложилось много научных школ. Накоплен огромный эмпирический материал и предложено множество моделей менеджмента, обобщающих практический опыт, результаты его теоретического осмысления. Но в этой массе теорий, концепции и моделей набралось большое количество не согласующих одно с другим представлений о закономерностях, принципах, средствах управления.

Как, на Ваш взгляд, следует поступить менеджерам: использовать опыт одной из научных школ в каждом конкретном случае или интегрировать разрозненные локальные модели в целостную модель социально- экономической системы?

6. В университетах и школах бизнеса преподавателей менеджмента просят не вдаваться в философские и теоретические рассуждения, а сразу давать дельные советы, как поступать в каждом конкретном случае в практике управления. Слушатели хотят получить готовые рецепты и рекомендации, чтобы следовать им в повседневной управленческой деятельности. Авторы пособий по менеджменту идут навстречу подобным прагматическим запросам, в школах бизнеса преподаватели придерживаются информационно-рецептурного метода обучения, стремясь передать систему знаний в виде «алгоритмов управления», т.е. готовых рецептов на все случаи хозяйственной жизни. В результате обучаемые получают ограниченное представление о сущности и задачах менеджмента. Сторонники же классической и административной школ менеджмента борются за придание управлению производством статуса фундаментальной науки, а их оппоненты из школы человеческих отношений и приверженцы поведенческого подхода отстаивают понимание этой деятельности как прикладного «искусства исполнения».

Для какого из этих типов организации характерны регистрация в государственных органах власти, наличие печати, расчетного счета в банке, обособленного имущества в собственности, необходимость отвечать по своим обязательствам этим имуществом, а также возможность от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде?

4. Если общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества (политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др.); а хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности и, в свою очередь, подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и другие, то коммерческие организации ставят своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров и к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Проанализируйте цели некоммерческих организаций. Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль? Если да, то соблюдение, какого (каких) условий является обязательным?

5. По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации, организации со смешенной формой собственности и частные.

Если государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти, то частные организации – это организации, созданные индивидуальным предпринимателями (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства), а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

С какой из точек зрения Вы согласны? Рассмотрите эволюцию взглядов на роль менеджера в организации. Какие качества, с Вашей точки зрения, необходимы современному менеджеру? Какие функции возложены на менеджера сегодня?

2. Секреты таланта руководителя. Существует два взгляда на эти качества:

●специфических качеств руководителя не существует;

●такие качества есть, но хорошо бы эти качества точно описать и выделить, тогда люди могли бы научиться воспитывать их у себя и, развив в достаточной степени, становились бы эффективными руководителями.

Почему, на Ваш взгляд, знания о поведении человека не только не согласуются между собой, но зачастую оказываются либо тривиальными, либо просто непригодными для практического использования в конкретных управленческих ситуациях?

5. В учебном пособии «Основы менеджмента» российский экономист Г.Я. Гольдштейн назвал качества и действия, способствующие эффективному лидерству:

●умение подчинять свой стиль ситуации;

●демонстрировать свою значимость;

●поддерживать каналы связи открытыми;

●слушать своих подчиненных;

●делегировать дела своим подчиненным;

●проявлять энтузиазм.

●при этом, по его мнению, не следует:

●доминировать;

●думать, что лидеры приходят с готовыми идеями;

●считать, что идеи есть только у лидеров;

●полагать только на свою харизму;

●забывать слушать людей;

●указывать людям, что важно, а самому делать противоположное.

Сравните структуры управления – линейно-функциональный тип, линейно-штабной тип, проектная и матричная структуры. Какой из перечисленных типов наиболее предпочтителен на современном этапе развития? Почему? Свой ответ обоснуйте.

3. В процессе организационного проектирования менеджеры, как правило, оказываются в ситуации выбора из двух противоположных вариантов. Попробуйте разрешить некоторые из них.

Какой из типов менеджмента предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации? А какой – разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики?

3. Проанализируйте особенности контрольной функции управления и объясните смысл следующих связей:

●«контроль – планирование»;

●«контроль – организация»;

●«контроль – мотивация».

Приведите примеры использования этих взаимосвязей в деятельности организации.

4. В настоящее время в работе организаций широко применяются бизнес-планы. Правильно составленный бизнес-план помогает определить предстоящие трудности, позволяет просчитать финансы предприятия в перспективе и в значительной степени предсказать развитие ситуации в ходе выполнения проекта:

●пути развития производства и реализации товаров (услуг);

●стратегию и тактику предприятия при благоприятных внешних условиях и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Примерная структура бизнес-плана такова.

Составляющая структуры Содержание
Резюме Наименование и адрес фирмы Имена и адрес учредителей Суть предлагаемого проекта Стоимость проекта
Анализ состояния дел в отрасли Текущая ситуация и тенденции развития Продукт/услуга Потенциальные конкуренты Потенциальные потребители
План маркетинга Цена и каналы сбыта Реклама Прогноз новой продукции
План производства Описание производственного процесса Производственные помещения Оборудование и поставщики
Организационный план Форма собственности Сведения о партнерах и пайщиках Сведения о членах руководящего состава Оргструктура, распределение обязанностей Административный и производственный персонал
Финансовый план План доходов и расходов План движения денежных средств Балансовый план Точка прибыли Источник использования средств
Оценка рисков Слабые стороны предприятия Классификация рисков Мероприятия по снижению рисков

 

Какая составляющая (составляющие) структуры бизнес-плана имеет особое значение в российской практике и почему?

Охарактеризуйте возможные ситуации на рынке, в которых без детального бизнес-плана компаниям не обойтись?

Какие важные обстоятельства или стороны бизнеса, не нашедшие отражения в таблице, Вы считаете целесообразным учитывать в бизнес-плане? Аргументируйте свои предложения.

5.Контроль на японских предприятиях осуществляетсянеформально, т.е. наличие власти ещё не означает сильного влияния на сотрудников, наоборот, начальник воспринимается как «отец», таким образом, контроль строится на уважении, а не на беспрекословном подчинении и страхе. В российском бизнесе многое, если не все, зависит от личности начальника и от восприятия его самими сотрудниками.

Как Вы полагаете, можно ли считать модель поведения японских руководителей более прогрессивной? Поясните свою позицию практическими примерами.

Свой ответ обоснуйте.

В последние десятилетия в западной теории управления все большее внимание уделяют социальному аспекту менеджмента. Выработаны принципиально новые правила и принципы управления. Какие? Чем, с Вашей точки зрения, это вызвано?

Изучив рекомендованную литературу, сравните представленные выше теории мотивации (базирующиеся на удовлетворении потребностей) и другие научные подходы, которые получили название «процессуальных теорий мотивации». Что общего, на Ваш взгляд, у «теории ожиданий», «теории справедливости», «комплексной процессуальной теории»?

4. Мотивы труда разнообразны. Они различаются как по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, так и по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью. Традиционно выделяют как биологические, так и духовные мотивы.

Охарактеризуйте известные Вам невербальные каналы передачи информации. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то какой из них следует верить? Ответ обоснуйте.

2. Согласно одной точке зрения деловые отношения можно рассматривать как процесс развития контактов (общения) между людьми в служебной сфере. Его участники (представители предприятий всех форм собственности, частные лица) выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретной цели. Особенностью этого вида общения является регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам, определяемым национальными культурными традициями, профессиональными и этическими принципами. Обязательным условием деловых отношений является общение людей, а от умения расположить к себе собеседника зависит конечный результат – развитие бизнеса. Деловое общение представляет собой сферу коммерческих, административно-правовых, экономико-правовых и личных отношений.

Согласно другой точке зрения деловое общение – это общение, обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей для осуществления значимых для них целей. Оно способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами. Основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

Сторонники третьей точки зрения полагают, что это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В этот процесс входят три составляющие:

●коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

●интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

●перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Какое из определений представляется Вам наиболее верным и почему? Что Вы понимаете под «деловым отношениями» и «деловым общением»? Чем деловое общение отличается от обыденного (неформального) общения?

Какие ошибки характерны для каждого этапа общения, и какие из них, на Ваш взгляд, могут оказаться наиболее губительными для взаимопонимания деловых партнеров? Как их предотвратить? Что необходимо учитывать на каждом этапе делового общения?

Как Вы можете объяснить тот факт, что вежливость и точность в современном деловом мире рассматриваются не просто как признак воспитания, а как экономическая категория, содействующая достижению деловых успехов в партнерстве?

6. Ещё в 1936 г. Д. Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми».

В начале ХХI в. вопросы этики и этикета деловых отношений остаются по-прежнему актуальными, однако современные российские и зарубежные авторы пособий по менеджменту настоятельно рекомендуют предпринимателям быть не просто целеустремленными, а настойчивыми и даже агрессивными, использовать технику «жестких переговоров» и давления не только на конкурентов, но и на партнеров для достижения своих стратегических и тактических задач. В последнее десятилетие в связи с развитием Интернета и иных средств связи получили распространение технологии получения информации, как о бизнесе, так и о личности (частной жизни) предпринимателей, что может быть использовано как с целью оказания влияния на бизнесмена, так и для дискредитации репутации его компании.

Как Вы полагаете, чем можно объяснить подобные изменения, как в практике ведения бизнеса, так и в профессиональной подготовке предпринимателей?

Проведите сравнительный анализ бизнеса в Беларуси, Украине и других странах СНГ (по выбору) и определите, в каком из государств наиболее успешно реализован один из важнейших принципов современного менеджмента – демократизация управления, подразумевающая участие в управлении организацией всех сотрудников. Что, по Вашему мнению, этому способствовало?

2. В отличие от управленческой методики, ставшей очень популярной как в России, так и странах Балтии (Таллиннская школа менеджмента), которая называется «управленческая борьба, управленческие поединки» и сводится к технике очень жестких переговоров, перехвату инициативы в управлении и подавлении менее властного и волевого партнера, в Беларуси и Украине управленческая борьба скорее имеет, по оценке белорусских ученых, вид «управленческого танца» и конструктивного диалога.

Как Вы можете объяснить тот факт, что в рейтинге государств мира по уровню рисков для иностранных инвесторов, охватывающем 196 государств мира, британской консалтинговой компанией Maplecroft России присвоен индикатор риска «крайне высокий», в Туркменистане ситуация оптимистичнее – риск «высокий», а в разделе юридических и регулятивных рисков Туркмения занимает 5-е место, а Россия – 20-е?

Проанализируйте характерные особенности менеджмента в других странах БРИК, выявите общие и особенные черты. Что, по Вашему мнению, следует позаимствовать российским предпринимателям из опыта китайских бразильских коллег?

2. Тот факт, что Индия в последние десятилетия сумела сделать значительный рывок в экономической сфере (особенно в сфере информационных технологий), не вызывает сомнений. Одни исследователи выделяют в числе факторов, способствующих этому, - относительно стабильную внутриполитическую ситуацию с момента обретения независимости в 1947 г. и по нынешний день и оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных начал, что позволило избежать цикличности и диспропорций в развитии. Другие ученые полагают, чтоуспехам в экономике во многом способствовали индийская философия и культура, которая, оставаясь вполне самобытными, впитывали в себя всё новое и полезное и имели возможность со своей стороны оказывать влияние на внешний мир. Третья группа ученых считает наиболее важным фактором создание и государственную поддержку как системы накопления и передачи опыта управления, так и развития перспективных отраслей экономики и бизнеса. Современный индийский стиль менеджмента jugaad, нацеленный на большие объемы производства при низких затратах как для потребителей, так и производителей, отлично зарекомендовал себя и становится все более популярным в мире. Однако при несомненных плюсах этой бизнес-стратерии есть немало спорных вопросов.

Тема 1. Сущность, цели и задачи менеджмента.

 

1.Существует множество определений менеджмента. Согласно одному из толкований термин менеджмент – это совокупность принципов, форм, методов, приёмов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления. При этом основной целью менеджмента называют достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. По другому определению, менеджмент – это руководство предприятия (фирмы), т. е. орган или аппарат управления. Согласно третьему определению менеджмента представляет собой феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры. Кроме того, есть мнение, что менеджмент – это область знаний, прикладная наука, имеющая свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.036 с.)