Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
III. Сущность финансового менеджмента.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
Минск
Издатель И. П. Логвинов
УДК
ББК
К
Рецензенты:
А.И. Степанцов, кандидат культурологии, доцент.
А.С. Губаревич, кандидат экономических наук, доцент.
Кузьминов В.В.
В пособии раскрываются основы финансового менеджмента – сущность, эволюция, особенности в современных условиях. Работа выполнена в форме опорного конспекта, ее отличает наличие схем, таблиц, словаря основных финансовых терминов.
Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основы менеджмента.
II. Финансы.
III. Сущность финансового менеджмента.
IV. Инструменты финансового
Менеджмента.
V. Финансовая деятельность предприятия.
VI. Капитал предприятия и его образование.
VII. Формы и методы привлечения заемных средств.
VIII. Управление процессом размещения и использования капитала.
IX. Финансовое планирование как первый этап управления деятельностью предприятия.
X. Управление финансовыми ресурсами предприятия.
XI. Управление инвестициями.
XII. Инвестиции в ценные бумаги.
XIII. Управление активами.
XIV. Максимизация прибыли.
XV. Дивидендная политика предприятия.
XVI. Фандрайзинг – новое направление финансового менеджмента в сфере культуры.
XVII. Банкротство и антикризисное управление финансами предприятия.
«Финансовый менеджмент» - учебная дисциплина для студентов специальности «Культуролог-менеджер». Она обеспечивает необходимую экономическую подготовку менеджеров социокультурной деятельности.
I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Основные понятия:
1. Управление
2. Менеджмент
3. Рыночная экономика
| О понятии
менеджмента
| С одной стороны, немецкий историк
И. Шайд выводил «менеджмент» из
итальянского maneggiare – умение
управлять лошадью. С другой, анг-
| | лийское слово «manage» означает не просто управлять, но ухищряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других.
Таким образом, умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно». Точно так же действует и менеджер, который, во-первых, стимулирует и направляет людей, чтобы они действовали в рамках полученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе. Во-вторых, он объединяет деятельность всех людей внутри организации.
Что же такое менеджмент?
| ð «Менеджмент» является аналогом «Управление».
Однако не в полной мере!
| | | | | ð Термин «менеджмент» применяется, в первую очередь, к управлению на уровне предприятия, фирмы
| | ð Далее, следует подчеркнуть, что речь идет об управлении социально-экономическими процессами, ядром менеджмента является управление персоналом.
| Ядро
менеджмента
| Управление персоналом как искусство. Отбор, подготовка и распределение кадров. Мотивация, лидерство, формирование благоприятного
| психологического климата в коллективе, разрешение конфликтов.
| ð Наконец, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
НАПОМНИМ,
КАК ХАРАКТЕРИЗУСЯ РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Это система управления экономикой страны, основанная на механизмах рынка.
| | Рынок
| возможность по своему желанию продать или купить свободно произведенные товары и услуги.
| | Рыночная экономика
| 1. Свобода хозяйственной деятельности. Государство не мешает хозяйственным отношениям. Наоборот, создает для них благоприятные условия,
| | предприниматели вольны заниматься любыми делами, не запрещенными законом: торговать, производить товары и услуги, посредничать. Сами бизнесмены планируют, что и в какие сроки им производить. Отношения между ними складываются на основе договоров.
2. Равноправие различных видов собственности. При доминировании частной собственности. Сам рынок был порожден именно частной собственностью.
| | 3. Учет спроса и предложения. Действуют законы спроса и предложения.
| | 4. Свободное образование цен (ценообразование).
| | 5. Конкуренция как механизм отбора и регулирования. Понятие «конкуренция» означает соперничество на каком-либо поприще. – между производителями, торговцами и т.д.
Если же конкуренции нет и на рынке господствуют монополисты (фирмы, предприятия имеют исключительное право на что-либо), то они легко «загоняют потребителя в угол», диктуя ему какие угодно цены и условия.
| | Развитие менеджмента.
История
| Менеджмент порожден рыночной экономикой, он возник в среде не государственного управления, а частного предпринимательства.
|
| Этапы
менеджмента
| В период первоначального накопления успех предпринимателя зависел от размеров капитала, который он
| | вкладывал в дело, наличия квалифицированных кадров и главное – современной техники и технологии.
В дальнейшем успех дела все сильнее зависел от умения предпринимателя лавировать на рынке, выгодно сбывать продукцию, знать маркетинг, обходить конкурентов, находить выгодных поставщиков и клиентов. Поэтому появлялась все большая потребность в управленцах, умеющих профессионально это делать.
| | Статус менеджера
| Предприниматель – частный собственник, владелец капитала.
| | Когда фирма небольшая, он сам справляется с задачами, в том числе и управленческими. Но когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.
Менеджер – наемный работник, а не компаньон капиталиста. В профессиональные обязанности менеджера входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать, заинтересовать их.
| | Корпоративный менеджмент
| Менеджмент зародился в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менеджмента.
| | Но по-настоящему он встал на ноги, т.е. явил себя миру как социальная сила, не в средних и мелких фирмах, а в крупных корпорациях. Благосостояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления.
| | Менеджмент-бум
| Своего апогея интерес к управлению достиг в середине 50-х гг. XX века. Идея менеджерской революции охватила не только сферу
| | научного, но и обыденного сознания. Делались выводы о том, что капиталистический класс трансформируется в менеджментский: контроль над производством, принадлежавший когда-то семьям, собственникам корпораций, переходит к управленческому персоналу; профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение менеджмента.
2. Что понимается под рыночной экономикой.
3. Этапы становления менеджмента.
| | | | | | | | | |
II. ФИНАНСЫ
Основные понятия:
1. Финансы
2. Деньги
Определение финансов
| ð Финансы – это не деньги, а система экономических отношений по поводу образования, распространения и использования
| фондов денежных средств (финансовых ресурсов); денежные средства предприятия.
|
| История возникновения финансов
| 1.В Европе в результате первыхбуржуазных революций произошло отторжение главы государства от казны.
| | | | Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.
2. Образовались системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменились с течением столетий (на военные цели, управление, экономику, социальные проблемы).
3. Налоги стали приобретать денежный характер вместо натуральных платежей и податей.
Финансы предприятия
Определение
| Финансы предприятия представляют собой систему экономических
| отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контролем за производством, распределением.
| Принципы
организации
финансов
| 1.Самостоятельность в области финансовой деятельности
2.Самофинансирование
| 3.Заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности
4.Ответственность за результаты
5.Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
| Функции
финансов
предприятий
| Распределительная
Контрольная
| Распределительная
функция
| Ее экономическое содержание состоит в обеспечении полного соответствия между движением
| денежных и материальных ресурсов. Это проявляется оперативно, на стадии планирования.
Составляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собственных источников, банковских ссуд и т.д.
| Контрольная
функция
| Основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируются и учитываются в
| денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов.
| Источники
формирования
финансовых
ресурсов
| - амортизационные отчисления;
- прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
| - средств, получаемых от выпуска ценных бумаг;
- долгосрочного кредита банка и других кредитов;
- других источников.
Определив сущность менеджмента и финансов, мы можем приступить к выяснению содержания финансового менеджмента.
| Контрольные вопросы:
1. Дайте определение финансов.
2. Что такое финансы предприятия?
III. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Основные понятия:
1. Финансы
2. Менеджмент
3. Цель финансового менеджмента
4. Объекты и субъекты финансового менеджмента
Понятие
«финансовый
менеджмент»
| ð Английские слова. Переводятся как «управление финансами».
| | | | Управление – сознательный процесс воздействия лю-
дей на деятельность управляемого объекта для дости-
жения намеченной цели.
Отталкиваясь от понятий «менеджмент» и «финансы», определим понятие «финансовый менеджмент». Очевидно, звучать оно может так:
| Финансовый менеджмент
| Это управление системой экономических отношений по поводу образования, распространения и использования фондов денежных средств.
|
В другом значении, это управление денежными средствами предприятия.
| Понятие «финансовый менеджмент»
в современной литературе.
За рубежом при рассмотрении вопросов финансового менеджмента основное внимание уделяют путям достижения целей фирмы, управлению портфелем ценных бумаг, движению финансовых ресурсов и капитала.
Роберт В. Колб и Рикардо Дж. Родригес утверждают, что работа финансового менеджера заключается в том, чтобы способствовать достижению общей цели фирмы, заключающейся в максимизации стоимости акционерной собственности. [5]
Луис Гапенски считает, что финансовый менеджмент – это система принятия инвестиционных решений и решений финансирования; при этом инвестиционные решения – это, как правило, набор наиболее подходящих активов в виде инструментов финансового рынка, решения финансирования характеризуются выбором источников финансирования инвестиционных решений. [3]
К точке зрения зарубежных финансистов из российских учёных наиболее близка Т.В. Теплова, утверждающая, что финансовый менеджер принимает инвестиционные решения и управляет капиталом для достижения целевых установок, согласующихся с интересами всех участников предприятия. [6]
Е.С. Стоянова определяет финансовый менеджмент как науку управления финансами предприятия, направленную на достижение его стратегических и тактических целей. [7]
|
| | | | | |
И его развитие
Вторая
половина ХIХ века
| ð Быстрое научно-техническое развитие производства, усложнение взаимных связей предприятий, банков. Возникла потребность в более высокой организации труда и движении капитала
| | | | | С новыми идеями организации управления выступил французский инженер Анри Файоль (1841-1925 гг.). Он придавал большое значение финансовой функции управления: поиску капитала, ускорению его оборота, эффективному использованию.
| | | | | Рубеж
Х1Х-ХХ века
| ð Поиск форм и методов маневрирования финансовыми ресурсами в условиях небывалого роста
| | экономического потенциала в развитых странах и ускорения его концентрации в руках крупных монополий. Развитие акционерных обществ, финансового рынка. Возникают новые идеи по организации финансовых отношений.
| | Кризис
30-х гг.
| ð Спад производства, банкротство.
Неплатежеспособность. На первый план – выживание в условиях кризиса.
| | Отсюда - задача умелого маневрирования денежными ресурсами, оптимизации объема, структуры затрат, активизации финансовых стимулов.
| | Первая
половина
50-х гг.
| Особое внимание эффективности инвестиционных проектов, управлению оборотным капиталом.
| | |
| | 60-е гг.
| Акцентированное внимание операциям с ценными бумагами.
| | |
| | 70-е гг.
| Разработка новых инструментов фондового рынка, прежде всего опционов.
| | Их использование при выборе и реализации инвестиционных проектов.
Ø Опцион – право выбора способа, формы, объема, техники исполнения обязательства, предоставленное одной из сторон. Или право отказа от исполнения обязательства.
| | 80-е гг.
| Введение новшеств в способы страхования предприятий от рисковых потерь.
| | Появление на высшем уровне руководства финансовых директоров, которые являлись заместителями руководителя фирмы. Они отвечали за формирование финансовой политики. Введение прямой зависимости денежного вознаграждения финансового менеджера от достигнутых финансовых результатов фирмы.
| Содержание стратегического финансового менеджмента
| |
| 90 – е гг.
| Трансформационная экономика. Хозяйственные субъекты начали самостоятельно принимать решения.
| | | | | | | | |
Деньги в системе управления
Финансовой деятельностью.
Деньги выступают главным источником формирования первоначального капитала, необходимого для создания и нормального функционирования предприятия. Деньги являются всеобщим эквивалентом обмена, мерой стоимости всех товаров, средством платежа и накопления, самые устойчивые денежные единицы выступают в роли мировых денег.
Мера
стоимости
| è В управлении деятельностью предприятия функция меры стоимости используется как инструмент сравнения результа-
| тов каждой хозяйственной и финансовой операции.
| Средство
обращения
| è Являются посредником при обмене товарами (товар-деньги-товар). Деньги выполняют эту функцию мимолетно, переходя из рук в руки.
| Средство
накопления
| è Превращаются в различные ценности, которые сохраняют свою покупательную способность в будущем (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта).
| Средство
платежа
| è Проявляется при продаже товара в кредит. Сначала деньги фигурируют идеально, затем – как наличные деньги.
|
| Мировые
деньги
| è Самые устойчивые денежные единицы.
| | | | |
Деятельности.
Итал. «Risiko» - опасность.
Риск – опасность возникновения потерь как финансовых, так и материальных в связи с непредвиденными изменениями условий экономической деятельности, появлением неблагоприятных обстоятельств.
Финансовый риск-менеджмент.
Понятие
| è Риск-менеджмент представляет собой систему оценки риска и управления риском.
|
| Управление риском
| è Можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов, позволяющих в
| определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению их отрицательных последствий.
| Структура
риск-менеджмента
| è Состоит из 2-х подсистем:
Ø Управляемой – объекта управления
Ø Управляющей – субъекта управления
|
Объект управления – рисковое вложение капитала и отношения между хозяйственными субъектами по поводу данного вложения.
Субъект управления – группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное управление объектом.
Функции
риск-менеджмента
| è Прогнозирование риска.
è Организация. Координация. Регулирование.
è Стимулирование.
| è Контроль.
объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур.
воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонений от заданных параметров.
обеспечение согласованной работы всей системы управления риском.
побуждение финансовых менеджеров к заинтересованности в результатах своего труда.
это проверка организации работы по снижению степени риска.
Риск как
экономическая категория
| è Представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.
| Возможны 3 экономических результата:
А) отрицательный (проигрыш, ущерб);
Б) нулевой;
В) положительный (выигрыш, прибыль).
|
Формы управления риском.
В отечественной литературе выделяют:
| Производствен-ный риск
| è В производстве. Нарушение сроков поставок сырья, материалов, оборудования. Остановки
| машин и механизмов. Неритмичность производства. Рост издержек производства и т.д.
| Коммерческий
риск
| è В сфере обращения. Возможность получения материального или финансового ущерба при реализации товаров на рынке, транспортировке грузов, приемке товаров покупателем.
|
Финансовый
риск
| è Связан с платежеспособностью покупателя, колебаниями валютного курса.
| Влияют изменения в режиме кредитования, страхования, налогообложения.
В литературе риск подразделяется:
Рыночный
риск
| è Следствие стихии рынка: колебание цен, резкое изменение стоимости товаров, нарушение соотношения между спросом и предложением.
| Отсюда необходимость постоянного изучения конъюнктуры рынка, общей экономической ситуации и тенденций ее изменения. Следить за принимаемыми правительством решениями.
| Хозяйственный
риск
| è Это вероятность недополучения ожидаемых экономических результатов: снижение объема производства и
| реализованной продукции, превышение затрат, уменьшение прибыли.
|
| Инвестиционный
риск
| è Вероятность понести убытки или не получить желаемую прибыль в результате размещения капитала в различные активы (ценные бумаги, валюту, материальное производство).
| | | | Þ Риски можно также разделить на внешние
и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью фирмы.
Страновой риск
| è Зависит от политико-экономической стабильности стран. Важную роль играет законодательство.
|
| Валютный
риск
| è Это спекулятивный риск.
Колебания валютного курса приводят к потерям одной стороны и приобретениям другой.
|
| Инфляционный риск
| è При росте инфляции денежные доходы обесцениваются быстрее, чем растут.
|
Налоговые
риски
| è 1.С точки зрения компании: появление новых налогов, ликвидация налоговых льгот, изменение величины налоговых ставок и т.д.
| è 2. С точки зрения государства: возможное сокращение поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики.
Государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые бы, не препятствуя развитию экономики, обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет.
| Форс-мажорные
риски
| è Риск стихийных бедствий, экологические катастрофы, войны, забастовки и т.д.
|
К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самой компании.
| Организационный
риск
| è Недостатки в организации работы. Ошибки в подборе кадров.
| | | |
Ресурсный риск
| è Отсутствие запаса прочности по ресурсам. Нехватка материалов, срывы поставок и т.д.
|
| Кредитный
риск
| è Риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями кредитного договора.
|
Менеджмента.
· анализ;
· планирование;
· контроль.
Функции финансового отдела
Бухгалтерия
| Финансовая служба
| – Разработка учётной политики компании как совокупности методов ведения бухгалтерского учёта;
– осуществление финансового и налогового учёта;
– отражение в учёте хозяйственных операций компании на основе требований полноты, достоверности и прозрачности финансовой отчётности;
– представление данных учёта внутренним и внешним пользователям в соответствии с требованиями законодательства и корпоративной культуры.
| – Разработка финансовой стратегии, формирование системы целей и основных показателей деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период;
– осуществление управленческого учёта, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;
– определение приоритетных задач, проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании;
– определение потребности в финансовых ресурсах; анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей минимизацию его стоимости и достаточную финансовую устойчивость компании;
– разработка инвестиционной политики компании, проведение инвестиционного анализа, формирование инвестиционного портфеля и управление им;
– управление внеоборотными и оборотными активами, формирование комплексной политики управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, формирование кредитной политики;
– управление денежными потоками и результатами финансово-хозяйственной деятельности;
– управление финансовыми рисками;
– координация и контроль исполнения финансовых управленческих решений
– формирование дивидендной политики компании;
|
ОБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия:
1. Капитал
2. Первоначальный капитал
3. Основной капитал
совокупность ресурсов, авансируемых в деятельность предприятия, с целью достижения поставленных целей.
При создании предприятия возникает необходимость в капитале первоначальном как средстве оплаты расходов, связанных с покупкой земли, возведением зданий и сооружений, приобретением машин и оборудования и т.д.
Первоначальный капитал выступает как решающее условие создания и начала действия предприятия. Объём и структура первоначального капитала зависят от особенностей производства, типа предприятия, намеченной цели.
Теоретически источниками первоначального капитала являются:
Ø Государственные предприятия:
бюджет;
специальные фонды;
безвозмездная передача зданий, сооружений, техники;
Ø Частные предприятия:
денежные средства владельцев;
материальные ценности;
имущественные права;
Ø Кооперативные предприятия:
вклады;
Ø Акционерные предприятия:
вклады акционеров.
Исчисляют двумя методами: прямым и аналитическим.
Методом прямого счёта объём первоначального капитала определяется следующим образом:
Кп = Оф + Зп + Уп,
Где:
Кп – объём первоначального капитала;
Оф – стоимость приобретения или аренды основных фондов;
Зп – минимальные производственные запасы сырья, материалов, топлива;
Уп – оплата за первоначальные услуги.
Аналитический метод предполагает определение первоначального капитала при использовании статистических данных, характеризующих средние размеры финансовых ресурсов аналогичных предприятий.
Выделяются собственные и привлечённые источники формирования первоначального капитала.
К собственным источникам относятся: денежные средства, ценные бумаги, имущество, которое можно использовать, продать или обменять на необходимые ресурсы.
К привлечённым источникам относятся: кредиты банков, средства специальных фондов развития и помощи предпринимательству.
Государственные предприятия формируют свой первоначальный капитал за счёт бюджета, специальных фондов, а также предоставленных в их распоряжение земельных участков, зданий, сооружений, оборудования и других ценностей.
Образование первоначального капитала является отправной точкой управления деятельностью предприятий.
Коммерческий кредит.
Его суть заключается в том, что производитель-продавец даёт согласие на отсрочку оплаты счетов за предоставленные товары покупателю или заключается кредитная сделка между продавцом и покупателем на отпуск ценностей, услуг в кредит.
Лизинг.
Определение
лизинга
| От англ. to lease, что означает арендовать. Метод кредитования предприятия посредством предоставления за плату в аренду основных фондов.
| | Оперативный
лизинг
| На короткий период времени. Все затраты по эксплуатации основных фондов несет лизингодатель.
| Аренда офисов, оборудования, магазинов, арендная плата.
| Финансовый
лизинг
| Долговременный договор. Затраты по эксплуатации несет лизингопользователь. Право приобретения объекта.
| | Достоинства лизинга:
1.Возможность приобретения, модернизации основных фондов даже при отсутствии соответствующих ресурсов.
2.Вместо замораживания денежных средств на длительный период времени в основных фондах ежегодно лизингополучатель оплачивает только их аренду.
3.Снижает суму подоходного налога (из прибыли), поскольку затраты на оплату лизинговых услуг выплачиваются из суммы доходов, что существенно уменьшает облагаемую налогом прибыль.
4.Арендуется более современное оборудование, машины. Снижаются затраты на реализацию устаревших основных фондов.
Недостатки лизинга:
1. Высокая цена лизинговых услуг, которые должны покрыть стоимость капитала лизингодателя, инвестируемого в предоставленные ценности, проценты, премию за принятие финансового риска. Затраты на содержание фирмы, выполнение лизинговых услуг и прибыль.
2. Строгие правила и штрафы в случае нарушения договора. Лизингодатель имеет право немедленного возврата основных фондов, взыскать штрафы за порчу ценностей и т.д.
|
Имущества предприятия.
Структура имущества
| Основные и оборотные средства
| |
| Основные
средства
| Средства труда производственного и непроизводственного назначения, участвующие в процессе производства в течение многих циклов при сохранении своих основных свойств и первоначальной формы.
| К основным средствам относятся:
è земля
è производственные здания и сооружения
è машины и оборудование
| Износ основных средств
| Физически и морально изнашиваются. Свою стоимость в виде
| амортизации переносят частично на стоимость нового товара.
| Обновления
основных средств
| Важное условие успеха предприятия на рынке. Капитал, расходуемый на приобретение и модернизация предприятия, играет очень большую роль в повышении конкурентоспособности фирмы.
| |
| Эффективность вложенного капитала в основные фонды
|
Проблема эффективности решается посредством:
| 1)построения рациональной инвестиционной политики предприятия;
2)установления оптимальных соотношений между основными фондами и оборотными средствами в каждом конкретном случае;
3)совершенствования структуры основных фондов.
| Особенности вложения капитала в основные фонды
| Замораживание капитала на длительный срок. Возвращение вложенных ресурсов происходит путем амортизации отчислений.
|
| «Золотое
правило»
финансирования
| Постоянного капитала должно быть не меньше, чем стоимости основных фондов.
| | | |
IX. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК
ПЕРВЫЙ ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Основные понятия:
1. Бизнес-план
2. Финансовый план
3. Денежный поток
Примерная схема баланса денежных расходов
и поступлений.
| Показатели
| | I. Денежные поступления
1.Реализация продукции
2. Прочие поступления
3. Доходы от финансовых операций
4. Итого поступлений
5.Остаток денежных средств на начало года
II. Расходы (платежи)
1. Покупка сырья и материалов
2. Зарплата.
3. Оплата коммунальных услуг
4. Погашение ссуд и оплата ссудных процентов
5. Обязательные платежи (бюджету)
Всего расходов
Разница между расходами и доходами
| Финансовый менеджер в первую очередь приступает к обоснованию расходной части баланса:
- приобретение сырья, топлива и др. необходимого для производства
- расходы на зарплату
- оплата электроэнергии, коммунальных услуг
- налоговые платежи
- перечисления банку, лизинговым компаниям
-Затем следует обоснование поступления денежных средств.
- выручка от реализации товаров, услуг
- доходы от финансовых операций
- реализация излишних материалов
| | | | | Контрольные вопросы:
1. В чём суть финансового планирования?
2. Какова структура и содержание баланса доходов и расходов?
Инвестиции в акции
это ценные бумаги, определяющие долю акционера в уставном капитале акционерного общества и право на получение дивидендов – долю в его прибыли.
- обыкновенная акция даёт право голоса и право на участие в управлении компанией;
- привилегированная акция даёт первоочередное право на получение дивидендов. Дивиденды здесь выше, чем у обыкновенной акции.
2 биржи:
– ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) – 80% сделок.
– РТС (Российская торговая система) – 20% сделок.
Акции разделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько легко их можно купить или продать (ликвидность) и от размера и надёжности компании.
Первый эшелон – это «голубые фишки», акции с высокой капитализацией и ликвидностью.
«Голубые фишки» – акции «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Норильского Никеля», «Сбербанка», «ВТБ» и др.
Второй эшелон – акции предприятий с более высокой степенью рисков.
А, А1, Б – самые высокие особые требования по капитализации, ликвидности, корпоративному управлению и раскрытию информации.
Кроме того, существуют ещё уровни В и И.
Основные показатели:
I.
Первый – отношение цены акции к приходящейся на неё доли прибыли компании.
Чем он больше, тем лучше бумага оценена рынком и, значит, тем меньше у неё потенциал роста.
Второй – отношение стоимости компании (сумма её капитализации и доходов) к прибыли до уплаты налогов и процентов по долгам, а также амортизационных отчислений. Чем оно меньше, тем хуже оценена компания и тем выше потенциал роста её акций.
II.
Обеспечение сбалансированного соотношения между риск
|