Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
V. Финансовая деятельность предприятия.
VI. Капитал предприятия и его образование.
VII. Формы и методы привлечения заемных средств.
VIII. Управление процессом размещения и использования капитала.
IX. Финансовое планирование как первый этап управления деятельностью предприятия.
X. Управление финансовыми ресурсами предприятия.
XI. Управление инвестициями.
XII. Инвестиции в ценные бумаги.
XIII. Управление активами.
XIV. Максимизация прибыли.
XV. Дивидендная политика предприятия.
XVI. Фандрайзинг – новое направление финансового менеджмента в сфере культуры.
XVII. Банкротство и антикризисное управление финансами предприятия.
«Финансовый менеджмент» - учебная дисциплина для студентов специальности «Культуролог-менеджер». Она обеспечивает необходимую экономическую подготовку менеджеров социокультурной деятельности.
I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Основные понятия:
1. Управление
2. Менеджмент
3. Рыночная экономика
| О понятии
менеджмента
| С одной стороны, немецкий историк
И. Шайд выводил «менеджмент» из
итальянского maneggiare – умение
управлять лошадью. С другой, анг-
| | лийское слово «manage» означает не просто управлять, но ухищряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других.
Таким образом, умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно». Точно так же действует и менеджер, который, во-первых, стимулирует и направляет людей, чтобы они действовали в рамках полученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе. Во-вторых, он объединяет деятельность всех людей внутри организации.
Что же такое менеджмент?
| ð «Менеджмент» является аналогом «Управление».
Однако не в полной мере!
| | | | | ð Термин «менеджмент» применяется, в первую очередь, к управлению на уровне предприятия, фирмы
| | ð Далее, следует подчеркнуть, что речь идет об управлении социально-экономическими процессами, ядром менеджмента является управление персоналом.
| Ядро
менеджмента
| Управление персоналом как искусство. Отбор, подготовка и распределение кадров. Мотивация, лидерство, формирование благоприятного
| психологического климата в коллективе, разрешение конфликтов.
| ð Наконец, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
НАПОМНИМ,
КАК ХАРАКТЕРИЗУСЯ РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Это система управления экономикой страны, основанная на механизмах рынка.
| | Рынок
| возможность по своему желанию продать или купить свободно произведенные товары и услуги.
| | Рыночная экономика
| 1. Свобода хозяйственной деятельности. Государство не мешает хозяйственным отношениям. Наоборот, создает для них благоприятные условия,
| | предприниматели вольны заниматься любыми делами, не запрещенными законом: торговать, производить товары и услуги, посредничать. Сами бизнесмены планируют, что и в какие сроки им производить. Отношения между ними складываются на основе договоров.
2. Равноправие различных видов собственности. При доминировании частной собственности. Сам рынок был порожден именно частной собственностью.
| | 3. Учет спроса и предложения. Действуют законы спроса и предложения.
| | 4. Свободное образование цен (ценообразование).
| | 5. Конкуренция как механизм отбора и регулирования. Понятие «конкуренция» означает соперничество на каком-либо поприще. – между производителями, торговцами и т.д.
Если же конкуренции нет и на рынке господствуют монополисты (фирмы, предприятия имеют исключительное право на что-либо), то они легко «загоняют потребителя в угол», диктуя ему какие угодно цены и условия.
| | Развитие менеджмента.
История
| Менеджмент порожден рыночной экономикой, он возник в среде не государственного управления, а частного предпринимательства.
|
| Этапы
менеджмента
| В период первоначального накопления успех предпринимателя зависел от размеров капитала, который он
| | вкладывал в дело, наличия квалифицированных кадров и главное – современной техники и технологии.
В дальнейшем успех дела все сильнее зависел от умения предпринимателя лавировать на рынке, выгодно сбывать продукцию, знать маркетинг, обходить конкурентов, находить выгодных поставщиков и клиентов. Поэтому появлялась все большая потребность в управленцах, умеющих профессионально это делать.
| | Статус менеджера
| Предприниматель – частный собственник, владелец капитала.
| | Когда фирма небольшая, он сам справляется с задачами, в том числе и управленческими. Но когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.
Менеджер – наемный работник, а не компаньон капиталиста. В профессиональные обязанности менеджера входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать, заинтересовать их.
| | Корпоративный менеджмент
| Менеджмент зародился в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менеджмента.
| | Но по-настоящему он встал на ноги, т.е. явил себя миру как социальная сила, не в средних и мелких фирмах, а в крупных корпорациях. Благосостояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления.
| | Менеджмент-бум
| Своего апогея интерес к управлению достиг в середине 50-х гг. XX века. Идея менеджерской революции охватила не только сферу
| | научного, но и обыденного сознания. Делались выводы о том, что капиталистический класс трансформируется в менеджментский: контроль над производством, принадлежавший когда-то семьям, собственникам корпораций, переходит к управленческому персоналу; профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение менеджмента.
2. Что понимается под рыночной экономикой.
3. Этапы становления менеджмента.
| | | | | | | | | |
II. ФИНАНСЫ
Основные понятия:
1. Финансы
2. Деньги
Определение финансов
| ð Финансы – это не деньги, а система экономических отношений по поводу образования, распространения и использования
| фондов денежных средств (финансовых ресурсов); денежные средства предприятия.
|
| История возникновения финансов
| 1.В Европе в результате первыхбуржуазных революций произошло отторжение главы государства от казны.
| | | | Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.
2. Образовались системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменились с течением столетий (на военные цели, управление, экономику, социальные проблемы).
3. Налоги стали приобретать денежный характер вместо натуральных платежей и податей.
Финансы предприятия
Определение
| Финансы предприятия представляют собой систему экономических
| отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контролем за производством, распределением.
| Принципы
организации
финансов
| 1.Самостоятельность в области финансовой деятельности
2.Самофинансирование
| 3.Заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности
4.Ответственность за результаты
5.Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
| Функции
финансов
предприятий
| Распределительная
Контрольная
| Распределительная
функция
| Ее экономическое содержание состоит в обеспечении полного соответствия между движением
| денежных и материальных ресурсов. Это проявляется оперативно, на стадии планирования.
Составляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собственных источников, банковских ссуд и т.д.
| Контрольная
функция
| Основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируются и учитываются в
| денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов.
| Источники
формирования
финансовых
ресурсов
| - амортизационные отчисления;
- прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
| - средств, получаемых от выпуска ценных бумаг;
- долгосрочного кредита банка и других кредитов;
- других источников.
Определив сущность менеджмента и финансов, мы можем приступить к выяснению содержания финансового менеджмента.
| Контрольные вопросы:
1. Дайте определение финансов.
2. Что такое финансы предприятия?
III. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Основные понятия:
1. Финансы
2. Менеджмент
3. Цель финансового менеджмента
4. Объекты и субъекты финансового менеджмента
Понятие
«финансовый
менеджмент»
| ð Английские слова. Переводятся как «управление финансами».
| | | | Управление – сознательный процесс воздействия лю-
дей на деятельность управляемого объекта для дости-
жения намеченной цели.
Отталкиваясь от понятий «менеджмент» и «финансы», определим понятие «финансовый менеджмент». Очевидно, звучать оно может так:
| Финансовый менеджмент
| Это управление системой экономических отношений по поводу образования, распространения и использования фондов денежных средств.
|
В другом значении, это управление денежными средствами предприятия.
| Понятие «финансовый менеджмент»
в современной литературе.
За рубежом при рассмотрении вопросов финансового менеджмента основное внимание уделяют путям достижения целей фирмы, управлению портфелем ценных бумаг, движению финансовых ресурсов и капитала.
Роберт В. Колб и Рикардо Дж. Родригес утверждают, что работа финансового менеджера заключается в том, чтобы способствовать достижению общей цели фирмы, заключающейся в максимизации стоимости акционерной собственности. [5]
Луис Гапенски считает, что финансовый менеджмент – это система принятия инвестиционных решений и решений финансирования; при этом инвестиционные решения – это, как правило, набор наиболее подходящих активов в виде инструментов финансового рынка, решения финансирования характеризуются выбором источников финансирования инвестиционных решений. [3]
К точке зрения зарубежных финансистов из российских учёных наиболее близка Т.В. Теплова, утверждающая, что финансовый менеджер принимает инвестиционные решения и управляет капиталом для достижения целевых установок, согласующихся с интересами всех участников предприятия. [6]
Е.С. Стоянова определяет финансовый менеджмент как науку управления финансами предприятия, направленную на достижение его стратегических и тактических целей. [7]
|
| | | | | |
|