Раздел 1. Методологические основы современного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методологические основы современного менеджмента.



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕНЕНОЙ СЛУЖБЫ При Президенте РФ

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по

Курсу

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

СОСТАВИТЕЛЬ:

Д.Э.Н., ПРОФЕССОР ВФ РАГС

К.В. ХАРАТНОВИЧ

ВЛАДИМИР –2008

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель курса:Овладение студентами актуальными знаниями теории современного менеджмента, что является важнейшим этапом в подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению с присвоением степени (квали­фикации) "Менеджера". Рассмотрение основ общего менеджмента (теории управления) является базой для дальнейшего изучения практических направлений специального менеджмента.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования менеджер должен:

· Знать основные категории экономической науки.

· Понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента.

· Владеть практическими навыками менеджмента.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Раздел 1. Методологические основы современного менеджмента.

Понятие управления. Управление в живой и неживой природе: системный подход. Основы кибернетики. Современный менеджмент: предмет и метод. Сущность управленческой деятельности. Управление социально-экономическими системами (организациями). Место и роль менеджмента в системе предпринимательства.

Эволюция управленческой мысли: развитие менеджмента в прошлом и настоящем. Зарубежные и отечественные школы теории менеджмента.

Раздел 2. Инфраструктура управленческой деятельности.

Внутренняя среда организации. Внутренние переменные. Цели организации. Задачи организации. Кадры (персонал, человеческие ресурсы). Управленческий персонал. Структура организации. Технология деятельности организации.

Внешняя среда организации. Внешние переменные. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Взаимосвязанность факторов внешней и внутренней сред. Неопределенность и сложность внутренних и внешних переменных.

Взаимодействие государственных институтов и предпринимательских структур в рыночной экономике. Государственное регулирование туристского сектора рынка. Государственная поддержка предпринимательства в туристском бизнесе.

Основные проблемы взаимодействия предпринимательства и домашних хозяйств как важнейших субъектов рыночной экономики. Домохозяйства как фактор формирования рыночного спроса на туристские услуги.

Раздел 3. Связующие процессы в менеджменте.

Сущность и функции связующих процессов в управлении. Коммуникации. Роль информации в управленческой деятельности. Вертикальные и горизонтальные информационные потоки. Этапы процесса обмена информацией. Прямые и обратные связи. Помехи-шумы в коммуникативном процессе. Типы коммуникаций. Фильтрация информации. Менеджер как субъект формирования коммуникативных потоков.

Управленческое решение как ключевой механизм реализации функций менеджмента. Виды управленческих решений. Модели процесса разработки управленческого решения. Эффективность и качество решений. Контроль управленческих решений. Социальная ответственность менеджера за принимаемые решения.

Раздел 4. Природа и состав функций менеджмента.

Общее понятие о функциях социального управления. Целевая ориентация функций. Планирование управленческой деятельности. Формы организации системы менеджмента в организации. Основные механизмы мотивации кадров. Проблемы контроля в менеджменте. Менеджер как субъект реализации управленческих функций.

Синергетика изучает процессы взаимодействия различных подсистем, в результате которых происходит самоорганизация системы. Именно взаимодействие и взаимосвязи элементов системы находятся в центре внимания науки.

Синергетические взаимосвязи представляют собой совокупность взаимодействий элементов системы. Причем эти связи при совместных действиях элементов системы обеспечивают усиление общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

В результате установления синергетических связей происходит самоорганизация, самосохранение и саморазвитие системы в целом. Система достигает равновесия (упорядочения взаимодействия между подсистемами и элементами) в постоянном противодействии энтропийным факторам, которые стремятся разрушить ее целостность. Единство и борьба противоположностей (порядок и хаос) проявляются в самых различных формах в процессе создания, жизнедеятельности и ликвидации систем.

В теории управления важную роль играет исследование закономерностей и тенденций социального развития. Реализуется данная роль через составление социальных прогнозов, которые осуществляются с помощью стратегического планирования.

Прогноз представляет собой научно обоснованное представление о перспективном развитии систем и процессов в будущем. Он дает общий взгляд на альтернативные возможности, определяет сроки, средства и технологию достижения желаемого состояния системы в перспективе.

Прогнозирование является процессом составления прогнозов. Оно подразумевает проведение комплексного исследования современного состояния систем, разработку количественных и качественных характеристик ее будущего состояния, механизмов достижения планируемого результата.

В теории управления выделяют следующие виды прогнозов:

· По целевому назначению прогнозы делятся на поисковые (дают общее представление о желаемом состоянии системы) и нормативные (вырабатывают сроки и механизмы достижения целей развития системы).

· По отношению к функциям управления прогнозы бывают целевыми, плановыми, проектными и др.

· По срокам реализации выделяют оперативные, кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы.

· По типу систем, подвергаемых прогнозированию, - экономические, политические, глобальные и другие.

· По отраслям научного знания выделяют политологические, социологические, экономические, экологические и другие прогнозы.

Важно определиться с основным назначением прогнозов. Для чего и как идет составление прогнозов?

Ответ на поставленный вопрос скрывается в функциях прогнозов. Основные их виды:

· Научно обоснованное предвидение перспективных процессов и состояний системы.

· Ориентация системы в пространстве и во времени.

· Выработка параметров состояния системы и критериев их будущего развития.

· Минимизация рисков и отклонений в процессе развития систем.

Приведенные принципы на практике реализуются через систему методов прогнозирования. Она может быть представлена следующим образом:

· Метод экспертных оценок прогнозных параметров, основанный на знаниях, опыте и интуиции специалистов.

· Математические методы основываются на применении символов и электронно-вычислительной техники для расчетов характеристики будущего состояния системы.

· Социологические методы работают через изучение и формирование общественного мнения.

· Экономические методы позволяют разработать систему экономических показателей.

· Политические методы содействуют прогнозированию развития политической системы общества.

· Общефилософские методы дают общую методологию социального прогнозирования.

Для реализации прогнозирования необходимо организовать процесс составления прогнозов. Этот процесс состоит из целого ряда действий, которые проходят следующие этапы: Анализ текущего состояния, выработка концепции желаемого состояния, разработка целей, задач, средств и механизмов достижения искомого состояния, выработка основного и альтернативных вариантов достижения целей, оценка сценариев развития, научное обоснование сроков реализации прогноза, предложение рекомендаций для субъекта управления по реализации прогнозов, сопровождение реализации.

Существует множество разновидностей социальных прогнозов - пессимистические и оптимистические, простые и сложные, научно обоснованные и гипотетические, индивидуальные и групповые, локальные и глобальные и т.п. Безусловно, все они имеют право быть.

Особую роль в процессе становления и развития прогностики сыграло выделение теории управления, менеджмента, маркетинга, администрирования в отдельные отрасли научного знания. Ну и, конечно, для составления и реализации прогнозов несомненный интерес представляет стратегическое управление как теоретическая и прикладная отрасль управленческих наук.

Стратегия представляет собой научно обоснованный план действий по достижению перспективных целей существования социальной системы.

Стратегическое управление - это эффективная система управления, направленная на достижение перспективных целей существования социальной системы, удовлетворение потребностей ее элементов и упорядочение общественных взаимодействий.

Стратегическое управление - это инструмент прогнозирования и механизм реализации прогнозов. Оно позволяет определить роль и место системы среди множества других систем.

Стратегическое управление экономикой представляет собой специфическую сферу социальной активности людей, главной целью которой является удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей членов общества. Дословно термин “экономика” (в пер. с греческого) означает организацию (управление) хозяйственной системы в соответствии с определенными нормами, правилами, закономерностями.

Как любая система, экономика имеет некоторую совокупность элементов (подсистем), образующих определенную целостность. Иначе говоря, это совокупность хозяйственных компонентов для обеспечения жизнеспособности общества и отдельных индивидуумов.

Экономику можно определить как совокупность хозяйственно-управленческих отношений, возникающих в процессе хозяйствования.

К основным системообразующим экономическим элементам относятся:

человек, группы людей, человечество в целом, продукты жизнедеятельности людей, с редств производства, производственную и социальную инфраструктуры, п редметы потребления, и нформация.

Экономику как хозяйственную систему по отраслевому признаку (однотипность технологии, назначение продукции и т.п.) делят на две группы:

1. Отрасли материального производства, создающие материально-вещественный продукт, - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, общественное питание и др.

2. Отрасли социально-культурной сферы, создающие информационный, духовный, интеллектуальный продукт, - образование, здравоохранение, наука, управление, культура и т.д.

По территориальному признаку ы - от экономики домашнего хозяйства до макро- и мега- структур. Заметим, что территории не надо понимать как чисто административно-политическое деление. Это понятие шире. Оно несет собирательный смысл, включая как объекты и социальные отношения в определенный политических границах, так и межгосударственные, интернациональный, глобальные процессы.

Технологию работы экономической системы можно свести к преобразованию ресурсов в определенные продукты, востребованные на рынке или частично используемые для личного потребления.

РЕСУРСЫ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКТ


К ресурсам относят:

1. Труд как целенапраленная и целесообразная деятельность людей по созданию экономического продукта.

2. Капитал - денежные и материальные ресурсы, предназначенные для производства товаров.

3. Природные ресурсы (иногда аналог - “земля”).

4. Информационные ресурсы.

5. Предпринимательский ресурс включает совокупность знаний, умений и навыков ведения хозяйственной практики.

6. Время как исторический период, отводимый на производство определенных товаров и услуг, отражающий специфику воспроизводства.

Поступая в производство (переработку), подвергаясь видоизменениям, ресурсы превращаются в факторы производства. Короче говоря, факторы производства - это часть ресурсов, задействованная в воспроизводственном процессе. Так, например, вся земля является ресурсом, но только та ее часть, которая используется в экономике, выступает в качестве фактора производства.

Факторы производства создают и поставляют во внешнюю среду конечный (не подлежащий дальнейшей переработке) и промежуточный (перерабатываемый в дальнейшем) экономический продукт. Экономический продукт - это все, что создает хозяйственная система в результате своего функционирования.

К экономическому продукту относят:

· Товар - продукт труда, предназначенный для обмена на рынке путем купли-продажи.

· Услуга - это видоизменение уже созданных товаров и их свойств, улучшающее использование продукта.

· Работа - это сама трудовая деятельность с определенными результатами, подлежащими экономической оценке.

В результате функционирования рассматриваемой хозяйственной системы осуществляется воспроизводственный процесс, который состоит из нескольких стадий - собственно производство, распределение, обмен и потребление экономического продукта. В последнее время добавляют как бы нулевую стадию - научно-техническую и интеллектуальную проработку будущего продукта.

 

ЗАДАЧИ

Для определения сущности внутренних переменных, то есть постоянно меняющихся элементов внутренней среды организации, необходимо дать им некоторую характеристику.

Наиболее важным элементом (центральным звеном) являются цели организации, от которых зависят все остальные внутренние переменные. ЦЕЛИ можно определить как предвосхищение в сознании людей (кадров организации) конечного результата совместной деятельности. Иначе говоря, цель представляет собой как бы умозрительный прообраз ожидаемого итога существования организации.

Возьмем для примера менеджмент туризма. Целями менеджмента регионального туризма (ТТК) можно определить создание комплекса услуг для цивилизированного пребывания внешних и внутренних туристов в конкретной территории государства, удовлетворение их потребностей в соответствии с ожидаемыми результатами.

Туризм

       
   
 

как социально-экономическая система

 
 

 

Формируя организацию или рассматривая уже готовые ее варианты, мы должны всегда помнить, что приведенные на схеме внутренние переменные являются системообразующими. Однако ядро всей системы организации составляют цели. В общем виде целью туризма является удовлетворение потребностей людей посредством путешествий.

Следующей переменной выступают задачи. ЗАДАЧИ представляют собой конкретную, предписанную устными или письменными инструкциями работу по достижению поставленных целей. Задачи - это как бы определенные запланированные направления деятельности организации для претворения желаемого в действительное.

Применительно к региональному туризму системность выражается в создании социально-экономических условий пребывания туристов в данном территориальном образовании (субъекте Федерации, муниципальном образовании, реальной местности). Схематически это можно представить так, как представлено на данной схеме.

После постановки целей и определения задач надо подумать о реальных людях с конкретными профессиональными навыками и умениями - о КАДРАХ, которые будут их реализовывать.

Кадры - это совокупность людей, работающих в организации. Они представляют собой коллектив единомышленников, объединенных единой целью и разделяющихся на субъект управления (менеджмент) и на объект управленческого воздействия.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации менеджеров регионального туризма должны стать неотъемлемыми атрибутами системы региональной индустрии туризма. Важную роль в данном процессе играет Российская международная академия туризма, призванная быть центральным звеном образования кадров туриндустрии.

Субъектом турбизнеса выступают менеджеры различных уровней. Как правило иерархию менеджмента организации представляют в виде трехзвенной пирамиды.

 
 


С У Высший уровень Т M

Т У Средний уровень M L

О У Исполнительский уровень L L

 
 


Высший уровень менеджмента выполняет функцию стратегического планирования. Средний уровень решает вопросы тактики. Исполнительский уровень занимается организационной работой по претворению стратегии и тактики организации для достижения успеха в ее деятельности.

Взаимоотношения между субъектом и объектом (а также и внутри каждого из них) должны быть упорядочены с помощью должностных инструкций, иерархии и соподчиненности, установлены потоки коммуникации. Эти вопросы урегулируются через построение СТРУКТУРЫ организации, которая является как бы внутренней архитектурой или внутренним строением социального компонента системы. Выбор структуры зависит от целей и задач организации, от ее кадрового состава.

Традиционно структуры делятся на две большие группы:

1. Плоские, или горизонтальные, структуры, характерные для небольших организаций. Как правило, в плоских структурах один менеджер имеет не более пяти подчиненных.

2. Высокие, или вертикальные, структуры представляют собой более сложную иерархию соподчиненности кадров.

Завершает характеристику элементов внутренней среды организации технология.

ТЕХНОЛОГИЯ представляет собой процесс преобразования получаемых из внешней среды ресурсов в готовый товар или услугу, способные быть реализованными на рынке. Технология является механизмом реализации поставленных перед организацией задач для достижения ее целей.

Однако организации не могут быть закрытыми системами, замкнутыми и существовать как бы ради себя в безвоздушном пространстве.

Рыночные организации призваны работать в тесном контакте. Их цели жестко ориентированы на то, чтобы что-то брать из внешней среды и что-то в нее отдавать. Рассмотрим схему.

ВНЕШНЯЯ РЕСУРСЫ ВНУТРЕННЯЯ ТОВАРЫ ВНЕШНЯЯ

СРЕДА С Р Е Д А УСЛУГИ СРЕДА

ОРГАНИЗАЦИИ

 
 


Из схемы видно, что организация получает из внешней среды ресурсы (например, материалы, оборудование, финансы, людские ресурсы), необходимые для поддержания ее устойчивости на рынке, иначе говоря, для достижения ее целей. Отдавая (реализуя на рынке) во внешнюю среду продукты своей деятельности, организация получает необходимые средства для своей жизнедеятельности.

Туризм влияет на всех активных субъектов рыночной экономики - государство, предпринимателей и домашние хозяйства. Он способствует увеличению налоговых поступлений в местные и центральные бюджеты, что способствует развитию всех отраслей народного хозяйства в целом и социальной сферы экономики.

Туризм развивает национальное самосознание, способствует сохранению и развитию самобытной культуры народов. Он способствует укреплению международных связей, взаимопониманию народов.

В конечном итоге туризм вносит свой значительный вклад в решение общеэкономических задач. Он работает на достижение главной экономической цели - повышение жизненного уровня населения.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА организации представлена на следующей схеме:

Приведенная схема показывает сложность структуры и неопределенность внешней среды, наличие множества разнородных факторов, оказывающих воздействие на организацию, действие которых должен учитывать менеджер для обеспечения коммерческого успеха. Представленные графически элементы внешней среды говорят о том широчайшем спектре знаний, которым должен обладать современный руководитель в сфере бизнеса. Прежде всего это знания из области экономики, политики, культуры и социальной сферы. Без таких знаний управлять осуществлением производства и реализации товаров и услуг на рынке невозможно.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

ОРГАНИЗАЦИИ

СРЕДА ПРЯМОГО СРЕДА КОСВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

       
   
 


конкуренты общее экономическое

Положение

Потребители

Политика

Поставщики

НТП

Законодательство

Состояние

Общественные культура

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

(этапы управленческого цикла)

 
 


ПЛАНИРОВАНИЕ

 
 


ОРГАНИЗАЦИЯ


МОТИВАЦИЯ

 
 


КОНТРОЛЬ

Выделяют так же классификацию планов в зависимости от масштабов решения различных задач организации:

1. Стратегические планы предназначены для осуществления фундаментальной политики развития организации в долгосрочный, как правило, период.

Стратегическое планирование определяется конечной целью деятельности бизнес-единицы, или хозяйствующего субъекта рыночных отношений. Естественно, выполнение стратегии связано с достижением поставленной перед организацией цели на определенном этапе ее развития.

Само слово стратегия имеет своим истоком греческое происхождение. Первоначальный смысл его означал "искусство генерала". Отсюда происходит современное трактование бизнес-стратегии как детального комплексного плана, разрабатываемого менеджером организации и направленного на достижение ее целей.

2. Тактический план нацелен на решение более мелких проблем, связанных с относительно краткосрочными целями и задачами. Можно сказать, что достижение стратегии базируется на выполнении ряда тактических планов.

Сводным документом, вбирающим в себя совокупность стратегии и тактики работы организации, является БИЗНЕС-ПЛАН. Этот документ является основой успешной деятельности организации.

Основное предназначение бизнес-плана заключается в решении следующих ключевых проблем:

1. Анализ современного состояния организации и возникающих проблем на пути к ее успеху.

2. Определение основных перспективных ориентиров.

3. Выработка путей и методов разрешения стоящих перед организацией проблем и разработка оптимальных вариантов управленческих решений для достижения целей.

Существует множество вариантов структуры бизнес-плана. Некоторые организации (например, банки) разработали свои формы планов для предоставления кредитов своим клиентам.

Практическую реализацию стратегии осуществляют в совокупности все другие направления и виды менеджмента.

Принципиальная структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме (Цель производства, Новизна, Отличия, Привлекательность для потребителя, Объем производства и продаж, Выручка, Затраты, Прибыль, Рентабельность, Срок возврата кредита и его размеры).

2. Товар (описание продукта, потребительские свойства, степень защищенности марки, прогноз цен, прогноз затрат).

3. Рынок сбыта (Ниша рынка, Конъюнктура).

4. Конкуренция (Основные конкуренты (цены), Конкурентные преимущества (новизна, перспективы, уровень качества, дизайн и т.д.)

5. Маркетинг (Схема распространения товара, Ценообразование, Реклама, Методы стимулирования продаж, Имидж).

6. План производства (Производственные мощности (новые и старые), Поставщики сырья (цена, качество, количество), Оборудование, Контроль качества, Оценка издержек (до 5 лет), Технология).

7. Организационный план (система управления) – (Структура, Кадры, Мотивация персонала).

8. Юридический план (Форма организации, Наличие юридических документов).

9. Оценка рисков и страхование (Поставщики, Производство, Сбыт, Финансовые риски, Внешняя среда, Гарантии инвесторам).

10. Финансовый план (Прогноз объемов реализации, Баланс доходов и расходов, График достижения безубыточности (прибыль и цены, издержки и выпуск).

11. Стратегия финансирования (Величина и источники финансирования, Ожидаемое время возврата инвестиций (окупаемость), Получение дохода и его распределение).

Но какой бы формы бизнес-план ни был, важно, чтобы он как можно более четко отвечал решению вышеназванных трех ключевых проблем и включал в себя характеристику и анализ основных тенденций развития внутренних и внешних переменных, определял роль и место конкретной организации в рыночных отношениях.

На основе бизнес-плана строится вся основная повседневная деятельность менеджера туризма по осуществлению своих функций. На его основе идет организация внутренней структуры и устанавливаются коммуникации, способствующие принятию качественных управленческих решений.

Иными словами, выполняется ОРГАНИЗАЦИОННАЯ функция управления в туризме.

После того как деятельность распланирована и организована, набраны кадры и прошло структурирование, возникает проблема мотивации работников туристской организации. МОТИВАЦИЯ представляет собой процесс побуждения себя и других к выполнению предписанной работы (решению поставленных задач) для достижения целей организации.

Мотивация может осуществляться в основном в двух видах:

1. Материальное поощрение или наказание (например, премирование, предоставление различных льгот или их лишение, ценные подарки и т.д.).

2. Моральное поощрение или наказание (например, объявление благодарности или выговора, присвоение почетного звания или его лишение.д.).

Мотивация является крайне важной функцией для успешной реализации целей организации, так как человеческий фактор производства (о чем уже говорилось) в последнее время возрастает. Гуманизация туристского бизнеса и усиление его социальной ответственности в настоящее время являются основными тенденциями развития мировых цивилизованных экономических отношений в области туризма.

Особую роль в туристской индустрии управления играет контрольная функция менеджера. КОНТРОЛЬ представляет собой процесс сопоставления полученных результатов деятельности организации с первоначально планируемыми целями. По результатам контроля вносятся соответствующие коррективы во все внутренние переменные организации, а также частично и в некоторые элементы внешней среды, на которые организация может оказать какое-либо воздействие (например, изменение поставщиков, освоение нового рыночного сегмента и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что контроль может быть не только итоговый, но и промежуточный - на каком-либо этапе осуществления управленческих функций. Также контроль может носить помимо внутриорганизационного еще и внешний характер (например, контроль со стороны налоговых органов, аудит, контроль головной фирмы за деятельностью своих региональных структур и т.п.).

Безусловно, лучшим способом контроля является хорошо поставленный менеджмент в туристской организации. От него зависит характер отношений как между внутренними переменными, так и взаимодействие с внешними контролирующими факторами.

Главная цель контроля - проверка эффективности деятельности организации по развитию регионального туризма, выявление проблем на пути к успеху.

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т А

о б щ и й специальный

(общетеоретический менеджмент) (по направлениям управления)

 
 


Низации) ценными

Бумагами)

 

Специальный менеджмент включает в себя большой набор отраслевого управления, характерный для всех типов социальных организаций: стратегический, финансовый, инновационный, экологический, производственный, кадровый и т.д.

Особое место занимает менеджмент туристских организаций. Это особая специфическая отрасль менеджмента, которая представляет собой управление деятельностью туристской организации, а если брать шире - отраслями индустрии регионального туризма.

Менеджмент регионального туризма можно подразделить на три основных направления:

· Менеджмент создания туристской организации.

· Менеджмент разработки туристского продукта.

· Менеджмент рыночного продвижения турпродукта.

Схема менеджмента туризма в структуре общего и специального менеджмента может быть представлена в следующем виде:

Такова отраслевая структура менеджмента туризма. С другой стороны, он вбирает в себя все элементы общеспециального менеджмента, характерного для всех типов организаций.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ включает в себя разработку и реализацию перспективных направлений деятельности турпредприятия,

обоснование целей и долгосрочных планов развития организации в целом, определение основных конкурентных преимуществ данной фирмы.

Стратегический менеджмент выполняет следующие функции:

1. Обоснование стратегических целей организации, которые позволили бы ей быть активным участником рыночных отношений и способствовали бы повышению прибыльности.

2. Постановка основных задач перед структурными подразделениями организации.

3. Определение методов достижения целей организации.

4. Обоснование принципов деятельности.

5. Решение целого ряда общеорганизационных проблем.

Общий менеджмент (теория управления)

научная основа менеджмента туризма

 
 

 

 


Специальный менеджмент туризма

 
 

 


· Менеджмент гостиничных предприятий

· Менеджмент предприятий питания

· Менеджмент транспортных предприятий

· Менеджмент туристских агентств

· Менеджмент предприятий по производству туристских товаров и сувениров

· Менеджмент образовательных заведений туристского профиля

· Менеджмент информационно-рекламных организаций

· Менеджмент организаций туристских НИОКР и др.

 
 


Практическую реализацию стратегии осуществляют в совокупности все другие направления и виды менеджмента.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ отвечает за технологию выпуска туристских товаров и услуг. Производственный менеджер должен обязательно иметь специальное туристское образование, отвечающее региональным и отраслевым требованиям.

К функциям производственного менеджмента относится:

1. Обеспечение организации необходимыми материально-техническими ресурсами и их складирование.

2. Организация производства и контроль за качеством продукции.

3. Поддержание работоспособности материально-технической части и строгое соблюдение всего технологического процесса.

4. Предпродажная подготовка выпускаемого товара.

С производственным тесно связан ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, который обеспечивает основное производство через научно-технический маркетинг и разработки перспективных образцов продукции. Сегодня к инновационному менеджменту все активнее присоединяется экологическая его составляющая, призванная обеспечить безопасность производственной технологии и самого выпускаемого продукта для потребителей и региона.

Естественно, все эти и прочие функции выполняют кадры. Отсюда понятно значение УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Этот вид менеджмента является неотъемлемым компонентом любого специального менеджмента.

Управление персоналом - сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер начиная с подбора, расстановки, обучения, мотивации и заканчивая увольнением кадров. В условиях гуманизации производства турпродукта роль и значение данного вида менеджмента будет возрастать.

Ну и, пожалуй, важнейшим критерием реализации всех перечисленных выше направлений в менеджменте, контрольным показателем успешности работы организации является ее финансовое состояние, за которое отвечает ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

Он представляет собой управление денежными потоками и ценными бумагами турорганизации с целью поддержания необходимого баланса между активами и пассивами, доходами и расходами организации.

Финансы - кровеносная система рыночной экономики. Их организационное состояние свидетельствует о реальном положении дел как во внутренней среде организации, так и во внешней ее среде. Разумеется, управление финансами - наиважнейшая задача бизнеса.

Итак, менеджмент - это сплав науки, опыта и искусства.

Для достижения намеченных целей менеджер туризма должен обладать определенной властью проведения своих решений в жизнь.

Власть как неизменный атрибут управленческого воздействия (или способность менеджера оказывать при помощи различных форм и методов воздействовие на поведение людей с целью их мотивации) менеджера в управляемой им организации можно подразделить:

1. Власть, основанная на принуждении (влияние субъекта на объект управления строится на страхе перед возможными неприятностями).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.157 с.)