Блок 2. Основы современного менеджмента туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 2. Основы современного менеджмента туризма.



МЕНЕДЖМЕНТ - непременный атрибут рыночных отношений хозяйственной жизни, который за короткое время трансформации командно-административной экономики превратился в привычный элемент управления субъектами рынка. Основные элементы регионального рынка можно представить в следующем виде.

       
 
   
 

Элементы регионального рынка

               
   
     
       
 
 
 
 

 
 

Общий смысл менеджмента сегодня понятен всем. Но в отечественной и зарубежной управленческой науке существует множество точек зрения на точную его дефиницию

Официальной родиной менеджмента считаются США (конец XIX - начало XX веков), хотя это не совсем обоснованно, так как исторически смысловое происхождение данного термина намного древнее. Этимологически первоначальный смысл "менеджмента" означал умение объезжать лошадей. Происходит это слово от английского глагола "manage" (управлять), которое имеет латинский исток - от существительного "manus" (рука). Отсюда американская трактовка “менеджмента“ состоит буквально в управлении или руководстве людьми в организации, направленном на достижение успеха в деятельности на рынке товаров и услуг.

Приведенная трактовка менеджмента как теории и практики управления субъектом рыночной экономики является узким понятием. В широком смысле "МЕНЕДЖМЕНТ" - весьма многозначное понятие, которое означает:

1. Процесс управления организацией в условиях рыночной экономики

(иначе говоря, практический менеджмент).

2. Группа руководителей организации (совокупность всех менеджеров).

3. Наука об эффективном управлении внутренней и внешней средами ор-

4. Искусство управления в организации в сфере бизнеса.

5. Социальная страта (положение в обществе).

И узкая, и широкая трактовки имеют под собой одну общую базу. Все они имеют в своей сущности более глобальное понятие - "УПРАВЛЕНИЕ".

Как известно, человек - существо биосоциальное. Свою социальную сущность человек может познать и проявить только в организации. Вне организации (хотя бы из двух человек) человек существовать не может. Только совместной трудовой активностью в организации люди способны обеспечить условия для совместной жизнедеятельности.

Организации являются своеобразными кирпичиками, из которых складывается фундамент общества. Любая ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой группу людей (двух или более), которых объединяет общая цель. Для ее достижения должна быть налажена определенная деятельность, которая сознательно упорядочивается (управляется) субъектом управления (менеджментом). Деятельность менеджера в организации должна иметь общую направленность на ее успех, то есть на достижение поставленных целей. Успех является определяющим показателем эффективности и качества управления.

Важно подчеркнуть, что общая тенденция в развитии многочисленных направлений и школ в менеджменте эволюционирует от технократической замкнутости в управлении к усилению открытости (активизации ориентации преимущественно на внешнюю среду, на потребителя) и расширению социальной факторности менеджмента.

Другой важной стороной процесса эволюции мировой управленческой мысли является усиленное внимание к конкретным человеческим интересам (как потребителя, так и производителя). Человеческий фактор сегодня рассматривается менеджерами как более эффективный двигатель развития производительных сил, нежели чисто технические компоненты, которые тоже зависят от деятельности людей.

В целом же организацию надо рассматривать как социотехническую систему, которая состоит из пяти основных элементов: цели, задачи, кадры, структура, технология.

Эти взаимосвязанные элементы системы называют внутренними переменными (они подвержены постоянным изменениям), а их совокупность - ВНУТРЕННЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Ее схему можно представить в следующем виде:

ТЕХНОЛОГИЯ

 
 


СТРУКТУРА ЦЕЛИ КАДРЫ

           
   
   
 


ЗАДАЧИ

Для определения сущности внутренних переменных, то есть постоянно меняющихся элементов внутренней среды организации, необходимо дать им некоторую характеристику.

Наиболее важным элементом (центральным звеном) являются цели организации, от которых зависят все остальные внутренние переменные. ЦЕЛИ можно определить как предвосхищение в сознании людей (кадров организации) конечного результата совместной деятельности. Иначе говоря, цель представляет собой как бы умозрительный прообраз ожидаемого итога существования организации.

Возьмем для примера менеджмент туризма. Целями менеджмента регионального туризма (ТТК) можно определить создание комплекса услуг для цивилизированного пребывания внешних и внутренних туристов в конкретной территории государства, удовлетворение их потребностей в соответствии с ожидаемыми результатами.

Туризм

       
   
 

как социально-экономическая система

 
 

 

Формируя организацию или рассматривая уже готовые ее варианты, мы должны всегда помнить, что приведенные на схеме внутренние переменные являются системообразующими. Однако ядро всей системы организации составляют цели. В общем виде целью туризма является удовлетворение потребностей людей посредством путешествий.

Следующей переменной выступают задачи. ЗАДАЧИ представляют собой конкретную, предписанную устными или письменными инструкциями работу по достижению поставленных целей. Задачи - это как бы определенные запланированные направления деятельности организации для претворения желаемого в действительное.

Применительно к региональному туризму системность выражается в создании социально-экономических условий пребывания туристов в данном территориальном образовании (субъекте Федерации, муниципальном образовании, реальной местности). Схематически это можно представить так, как представлено на данной схеме.

После постановки целей и определения задач надо подумать о реальных людях с конкретными профессиональными навыками и умениями - о КАДРАХ, которые будут их реализовывать.

Кадры - это совокупность людей, работающих в организации. Они представляют собой коллектив единомышленников, объединенных единой целью и разделяющихся на субъект управления (менеджмент) и на объект управленческого воздействия.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации менеджеров регионального туризма должны стать неотъемлемыми атрибутами системы региональной индустрии туризма. Важную роль в данном процессе играет Российская международная академия туризма, призванная быть центральным звеном образования кадров туриндустрии.

Субъектом турбизнеса выступают менеджеры различных уровней. Как правило иерархию менеджмента организации представляют в виде трехзвенной пирамиды.

 
 


С У Высший уровень Т M

Т У Средний уровень M L

О У Исполнительский уровень L L

 
 


Высший уровень менеджмента выполняет функцию стратегического планирования. Средний уровень решает вопросы тактики. Исполнительский уровень занимается организационной работой по претворению стратегии и тактики организации для достижения успеха в ее деятельности.

Взаимоотношения между субъектом и объектом (а также и внутри каждого из них) должны быть упорядочены с помощью должностных инструкций, иерархии и соподчиненности, установлены потоки коммуникации. Эти вопросы урегулируются через построение СТРУКТУРЫ организации, которая является как бы внутренней архитектурой или внутренним строением социального компонента системы. Выбор структуры зависит от целей и задач организации, от ее кадрового состава.

Традиционно структуры делятся на две большие группы:

1. Плоские, или горизонтальные, структуры, характерные для небольших организаций. Как правило, в плоских структурах один менеджер имеет не более пяти подчиненных.

2. Высокие, или вертикальные, структуры представляют собой более сложную иерархию соподчиненности кадров.

Завершает характеристику элементов внутренней среды организации технология.

ТЕХНОЛОГИЯ представляет собой процесс преобразования получаемых из внешней среды ресурсов в готовый товар или услугу, способные быть реализованными на рынке. Технология является механизмом реализации поставленных перед организацией задач для достижения ее целей.

Однако организации не могут быть закрытыми системами, замкнутыми и существовать как бы ради себя в безвоздушном пространстве.

Рыночные организации призваны работать в тесном контакте. Их цели жестко ориентированы на то, чтобы что-то брать из внешней среды и что-то в нее отдавать. Рассмотрим схему.

ВНЕШНЯЯ РЕСУРСЫ ВНУТРЕННЯЯ ТОВАРЫ ВНЕШНЯЯ

СРЕДА С Р Е Д А УСЛУГИ СРЕДА

ОРГАНИЗАЦИИ

 
 


Из схемы видно, что организация получает из внешней среды ресурсы (например, материалы, оборудование, финансы, людские ресурсы), необходимые для поддержания ее устойчивости на рынке, иначе говоря, для достижения ее целей. Отдавая (реализуя на рынке) во внешнюю среду продукты своей деятельности, организация получает необходимые средства для своей жизнедеятельности.

Туризм влияет на всех активных субъектов рыночной экономики - государство, предпринимателей и домашние хозяйства. Он способствует увеличению налоговых поступлений в местные и центральные бюджеты, что способствует развитию всех отраслей народного хозяйства в целом и социальной сферы экономики.

Туризм развивает национальное самосознание, способствует сохранению и развитию самобытной культуры народов. Он способствует укреплению международных связей, взаимопониманию народов.

В конечном итоге туризм вносит свой значительный вклад в решение общеэкономических задач. Он работает на достижение главной экономической цели - повышение жизненного уровня населения.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА организации представлена на следующей схеме:

Приведенная схема показывает сложность структуры и неопределенность внешней среды, наличие множества разнородных факторов, оказывающих воздействие на организацию, действие которых должен учитывать менеджер для обеспечения коммерческого успеха. Представленные графически элементы внешней среды говорят о том широчайшем спектре знаний, которым должен обладать современный руководитель в сфере бизнеса. Прежде всего это знания из области экономики, политики, культуры и социальной сферы. Без таких знаний управлять осуществлением производства и реализации товаров и услуг на рынке невозможно.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

ОРГАНИЗАЦИИ

СРЕДА ПРЯМОГО СРЕДА КОСВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

       
   
 


конкуренты общее экономическое

Положение

Потребители

Политика

Поставщики

НТП

Законодательство

Состояние



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.72.221 (0.03 с.)