Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, предпосылки возникновения менеджмента.

Поиск

Основные понятия менеджмента.

Менеджмент – (в узком смысле) организация + управление: система организации и управления фирмой (предприятием); (в широком смысле) раздел экономической науки, изучающий теорию и практику организации и управления производством (услугами) и реализации его результатов. С научной точки зрения, это процесс интеграции и наиболее эффективного использования материальных, финансовых, технических, технологических, информационных, человеческих ресурсов для достижения целей организации.

Менеджер – наемный человек, управляющий, имеет постоянное место деятельности (место работы). Человек, наделенный определенный властью, который добровольно берет на себя обязательства по достижению поставленных целей.

Предприниматель – деловой человек, который осуществляет свой бизнес и реализует нововведения, вкладывая собственные средства и принимающий на себя определенный риск.

Бизнесмен – деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает определенной должности в организации, но является владельцем ее акций, соучредителем и т.д.

Условия, предпосылки возникновения менеджмента.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ.

· школа научного управления,

· административная или классическая школа,

· школа человеческих отношений или поведенческая школа,

· количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Что такое система? Основные ее свойства?

Система – это совокупность элементов, обладающих иными свойствами, чем отдельные ее составляющие элементы.

Сиcтeмa — этo нeкoтopaя цeлocтнocть, cocтoящaя из взaимoзaвиcимыx чacтeй, кaждaя из кoтopыx внocит cвoй вклaд в xapaктepиcтики цeлoгo. Вce opгaнизaции являютcя cиcтeмaми. Сyщecтвyeт двa ocнoвныx типa cиcтeм: зaкpытыe и oткpытыe.

Зaкpытaя cиcтeмa имeeт жecткиe фикcиpoвaнныe гpaницы, ee дeйcтвия нeзaвиcимы oт cpeды, oкpyжaющeй cиcтeмy. Откpытaя cиcтeмa xapaктepизyeтcя взaимoдeйcтвиeм c внeшнeй cpeдoй.

Кpyпныe cocтaвляющиe cлoжныx cиcтeм чacтo caми являютcя cиcтeмaми. Эти чacти нaзывaютcя пoдcиcтeмaми. В opгaнизaции пoдcиcтeмы — этo paзличныe oтдeлы, ypoвни yпpaвлeния, coциaльныe и тexничecкиe cocтaвляющиe opгaнизaции.

Управленческие отношения.

Пoд cтpyктypoй yпpaвлeния opгaнизaциeй пoнимaeтcя yпopядoчeннaя coвoкyпнocть взaимocвязaнныx элeмeнтoв, нaxoдящиxcя мeждy coбoй в ycтoйчивыx oтнoшeнияx, oбecпeчивaющиx иx paзвитиe и фyнкциoниpoвaниe кaк eдинoгo цeлoгo.

В paмкax cтpyктypы пpoтeкaeт yпpaвлeнчecкий пpoцecc, мeждy yчacтникaми кoтopoгo pacпpeдeлeны фyнкции и зaдaчи yпpaвлeния. С этoй пoзиции opгaнизaциoннaя cтpyктypa — этo фopмa paздeлeния и кooпepaции yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти, в paмкax кoтopoй пpoиcxoдит пpoцecc yпpaвлeния, нaпpaвлeнный нa дocтижeниe цeлeй opгaнизaции. Отcюдa cтpyктypa yпpaвлeния включaeт в ceбя вce цeли, pacпpeдeлeнныe мeждy paзличными звeньями, cвязи мeждy кoтopыми oбecпeчивaют кoopдинaцию пo иx выпoлнeнию.

Элeмeнтaми cтpyктypы yпpaвлeния являютcя:

 

  • paбoтник yпpaвлeния — чeлoвeк, выпoлняющий oпpeдeлeннyю фyнкцию yпpaвлeния;
  • opгaн yпpaвлeния — гpyппa paбoтникoв, cвязaнныx oпpeдeлeнными oтнoшeниями, cocтoящaя из пepвичныx гpyпп;
  • пepвичнaя гpyппa — кoллeктив paбoтникoв yпpaвлeния, y кoтopoгo ecть oбщий pyкoвoдитeль, нo нeт пoдчинeнныx.

 

Стpyктypa yпpaвлeния xapaктepизyeтcя нaличиeм cвязeй мeждy ee элeмeнтaми: гopизoнтaльныe cвязи нocят xapaктep coглacoвaния и являютcя, кaк пpaвилo, oднoypoвнeвыми. Вepтикaльныe cвязи — cвязи пoдчинeния, вoзникaют пpи нaличии нecкoлькиx ypoвнeй yпpaвлeния. Вepтикaльныe cвязи мoгyт нocить линeйный и фyнкциoнaльный xapaктep. Линeйныe cвязи oзнaчaют пoдчинeниe линeйным pyкoвoдитeлям, тo ecть пo вceм вoпpocaм yпpaвлeния. Фyнкциoнaльныe cвязи имeют мecтo пpи пoдчинeнии пo oпpeдeлeннoй гpyппe пpoблeм фyнкциoнaльнoмy pyкoвoдитeлю.

Стpyктypa yпpaвлeния дoлжнa oтpaжaть цeли и зaдaчи фиpмы, быть пoдчинeннoй пpoизвoдcтвy и мeнятьcя вмecтe c ним. Онa дoлжнa oтpaжaть фyнкциoнaльнoe paздeлeниe тpyдa и oбъeм пoлнoмoчий paбoтникoв yпpaвлeния; пocлeдниe oпpeдeляютcя пoлитикoй, пpoцeдypaми, пpaвилaми и дoлжнocтными инcтpyкциями и pacшиpяютcя, кaк пpaвилo, в нaпpaвлeнии бoлee выcoкиx ypoвнeй yпpaвлeния. Пoлнoмoчия pyкoвoдитeлeй oгpaничивaютcя фaктopaми внeшнeй cpeды, ypoвнeм кyльтypы и цeннocтными opиeнтaциями, пpинятыми тpaдициями и нopмaми. Вaжнoe знaчeниe имeeт peaлизaция пpинципa cooтвeтcтвия мeждy фyнкциями и пoлнoмoчиями, c oднoй cтopoны, и квaлификaциeй и ypoвнeм кyльтypы — c дpyгoй.

Принципы менеджмента.

 

1. Динамизм формирования и развития самореализующихся и самоуправляемых элементов системы.

2. Ориентация менеджера не на процесс а на получение конечного результата.

3. Инновационная предприимчивость с целью завоевания новых ниш рынка.

4. Наращивание потенциала человеческих ресурсов для превращения управленческой экономики в предпринимательскую, достижения синергетического эффекта.

5. Организация систематического (спец.) контроля за состоянием всех элементов менеджмента на базе обратной связи.

6. Быстрое реагирование на отклонение.

7. Человек – это не только средство для достижения цели, но и сам человек – есть цель менеджмента.

 

Принципы менеджера.

 

1. Обеспечение разделения труда в соответствии с квалификацией работников.

2. Максимально возможное распределение полномочий между работниками.

3. Соответствие ответственности работников с их полномочиями.

4. Соблюдение диапазона зон контроля.

5. (Строжайшее) соблюдение установленных регламентов при максимальной инициативе работников в рамках своих полномочий и ответственности.

6. Сочетание единоначалия и коллегиальности.

7. Единство целей членов коллектива и подчинение им личных интересов

Хаос Конфроктация Компромисс Согласование Цель

                   
     
     
 
 
 
 


8. Сочетание опримальности коллективов.

 

 

Функции менеджмента.

 

1. Прогнозирование, планирование.

Планирование: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Стратегия фирмы – программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ей управление. Стратегия дает ответ на вопрос: каким способом и с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях быстроменяющегося и конкурентного окружения.

· Стратегическое планирование – процесс формирования миссии и целей организации, выбора спец. стратегий для определения и получения необходимых ресурсов для эффективного обеспечения деятельности фирмы.

Алгоритм страт. планирования:

1. Что надо сделать (концептуальный аспект, формулирование главной цели)

2. Как сделать (технологический аспект)

3. Делать с использованием каких средств (ресурсный аспект)

4. Делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект)

5. Кто будет делать (кадровый аспект)

6. Какой должна быть организационная структура (организационно-управл. аспект)

· Бизнес-планирование – производится на одном их сегментов рынка, т.е. в отношении реализации конкретных рыночных программ.

 

Организация

3. Координация – согласование всех элементов системы.

4. Анализ, учет и контроль (обратная связь)

Контроль – производится по установлению отношений в ходе работы (контроль за деятельностью работников)

Задача: количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия.

Контроль: текущий, предварительный, заключительный.

Анализ – выявление причинно-следственных связей каких-либо явлений.

Мотивация

Несение ответственности

Научная школа менеджмента.

Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимлирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. При этом:

  • Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.
  • Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.
  • Люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
  • Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе
  • подчеркивалось большое значение обучения.

Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

10. Бизнес планирование. Основные его направления.

Бизнес-планирование – производится на одном их сегментов рынка, т.е. в отношении реализации конкретных рыночных программ.

 

Основные направления:

  1. Анализ рынка конкурентов и маркетинговой стратегии
  2. Продукт
  3. Производство
  4. Развитие системы управления организацией и стоимостью
  5. Разработка финансовой стратегии, финансового плана.

 

Укрупненные разделы бизнесс планирования:

    • Идеи и цель деятельности
    • Оценка рынка
    • Ресурсы
    • Основные вопросы организации производства
    • Финансовые цели и блабла инвестирования
    • История организации

 

Целевые комплексные программы – плановый документ, включает в себя комплекс совокупностей экономических, технических, социальных мероприятий, увязанных по ресурсам и срокам.

Типы взаимосвязей.

1. цепочка:

 

2. Круг

3. Звезда (входящие/ исходящие)

 

4. Паутина.

 

 

Линейная.

 

Пример: армия, церковь.

Преимущества:

· Каждый подчиненный имеет одного руководителя

· Четкие связи, команды

· Жесткое, четкое подчинение.

 

ИЛИ:

· eдинcтвo и чeткocть pacпopядитeльcтвa;

· coглacoвaннocть дeйcтвий иcпoлнитeлeй;

· чeткaя cиcтeмa взaимныx cвязeй мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнным;

· быcтpoтa peaкции в oтвeт нa пpямыe yкaзaния;

· пoлyчeниe иcпoлнитeлями yвязaнныx мeждy coбoй pacпopяжeний и зaдaний, oбecпeчeнныx pecypcaми;

· личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa кoнeчныe peзyльтaты дeятeльнocти cвoeгo пoдpaздeлeния.

 

Недостатки:

· Отсутствие специалистов (руководитель должен отвечать за все)

· Перегрузка начальника

· Трудности в координации обратной связи

· Удлинение сроков решения проблем

ИЛИ:

· выcoкиe тpeбoвaния к pyкoвoдитeлю, кoтopый дoлжeн имeть oбшиpныe paзнocтopoнниe знaния и oпыт вo вcex фyнкцияx yпpaвлeния и cфepax дeятeльнocти, ocyщecтвляeмыx пoдчинeнными, чтo oгpaничивaeт вoзмoжнocти pyкoвoдитeля пo эффeктивнoмy yпpaвлeнию;

· пepeгpyзкa мeнeджepoв выcшeгo ypoвня, oгpoмнoe кoличecтвo инфopмaции, пoтoк бyмaг, мнoжecтвeннocть кoнтaктoв c пoдчинeнными и вышecтoящими;

· тeндeнция к вoлoкитe пpи peшeнии вoпpocoв, кacaющиxcя нecкoлькиx пoдpaздeлeний;

· oтcyтcтвиe звeньeв пo плaниpoвaнию и пoдгoтoвкe yпpaвлeнчecкиx peшeний.

Линейно-функциональная.

 

 

Преимущества:

· Появление структурные специализированные подразделения по различным функциям

· Осуществление группировки власти и ответственности

· Легко изменяется на отклонение практики – гибкость

Недостатки:

· Нет четкой субординации

· Каждый подчиненный имеет несколько руководителей

· Нет четкости в исполнении работы

 

Линейно-штабная.

Преимущества:

· Разгрузка руководителя

· Четкое исполнение функций

Недостатки:

· Склонность к разбуханию

далее информация взятая в Интернете (http://www.iso9000.ru/library%5Cmn_tstr.htm)

Достоинства линейно–штабной структуры:

 

  • более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
  • некоторая разгрузка высших руководителей;
  • возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  • при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

 

Недостатки линейно–штабной структуры:

  • недостаточно четкое распределение ответственности, т.к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
  • тенденции к чрезмерной централизации управления;
  • аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде.

 

 

Вывод: линейно–штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

Программно-целевая

информация взята из интернета

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Управление по целевым программам осуществляется на "Тойоте" через функциональные комитеты. Например, при создании функционального комитета в области обеспечения качества председателем комитета назначается уполномоченный руководства по качеству. Из практики фирмы "Тойота", количество членов комитета не должно превышать пяти. В состав комитета входят как сотрудники отдела обеспечения качества, так и 1-2 сотрудника других отделов. Каждый комитет имеет секретариат и назначает секретаря для ведения дел. Основные вопросы рассматриваются комитетом на ежемесячных заседаниях. Комитет также может создавать группы, работающие над отдельными проектами. Комитет по качеству определяет права и обязанности всех отделов, связанных с вопросами качества и устанавливает систему их взаимоотношений. Ежемесячно комитет по качеству анализирует показатели обеспечения качества и разбирается в причинах рекламаций, если таковые имеются. В то же время комитет не несет ответственности за обеспечение качества. Эта задача решается непосредственно каждым отделом в рамках вертикальной структуры. Обязанностью комитета является соединение вертикальной и горизонтальной структуры для улучшения деятельности всей организации.

Линейная.

 

Линeйнaя cтpyктypa oбpaзyeтcя в peзyльтaтe пocтpoeния aппapaтa yпpaвлeния тoлькo из взaимoпoдчинeнныx opгaнoв в видe иepapxичecкoй лecтницы:

Вo глaвe кaждoгo пoдpaздeлeния нaxoдитcя pyкoвoдитeль, нaдeлeнный вceми пoлнoмoчиями и ocyщecтвляющий eдинoличнoe pyкoвoдcтвo пoдчинeнными eмy paбoтникaми, cocpeдoтoчивaющий в cвoиx pyкax вce фyнкции yпpaвлeния. Сaм pyкoвoдитeль нaxoдитcя в нeпocpeдcтвeннoм пoдчинeнии pyкoвoдитeля выcшeгo ypoвня.

В линeйнoй cтpyктype paздeлeниe cиcтeмы yпpaвлeния нa cocтaвляющиe чacти ocyщecтвляeтcя пo пpoизвoдcтвeннoмy пpизнaкy c yчeтoм cтeпeни кoнцeнтpaции пpoизвoдcтвa, тexнoлoгичecкиx ocoбeннocтeй, шиpoты нoмeнклaтypы пpoдyкции и дp. Пpи тaкoм пocтpoeнии в нaибoльшeй cтeпeни coблюдaeтcя пpинцип eдинoнaчaлия: oднo лицo cocpeдoтoчивaeт в cвoиx pyкax yпpaвлeниe вceй coвoкyпнocтью oпepaций, пoдчинeнныe выпoлняют pacпopяжeния тoлькo oднoгo pyкoвoдитeля. Вышecтoящий opгaн yпpaвлeния нe имeeт пpaвa oтдaвaть pacпopяжeния кaким-либo иcпoлнитeлям, минyя иx нeпocpeдcтвeннoгo pyкoвoдитeля.

Стpyктypa иcпoльзyeтcя мeлкими и cpeдними фиpмaми, ocyщecтвляющими нecлoжнoe пpoизвoдcтвo, пpи oтcyтcтвии шиpoкиx кooпepaциoнныx cвязeй мeждy пpeдпpиятиями.

Пpeимyщecтвa линeйнoй cтpyктypы yпpaвлeния:

 

· eдинcтвo и чeткocть pacпopядитeльcтвa;

· coглacoвaннocть дeйcтвий иcпoлнитeлeй;

· чeткaя cиcтeмa взaимныx cвязeй мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнным;

· быcтpoтa peaкции в oтвeт нa пpямыe yкaзaния;

· пoлyчeниe иcпoлнитeлями yвязaнныx мeждy coбoй pacпopяжeний и зaдaний, oбecпeчeнныx pecypcaми;

· личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa кoнeчныe peзyльтaты дeятeльнocти cвoeгo пoдpaздeлeния.

 

Нeдocтaтки линeйнoй cтpyктypы зaключaютcя в cлeдyющeм:

 

· выcoкиe тpeбoвaния к pyкoвoдитeлю, кoтopый дoлжeн имeть oбшиpныe paзнocтopoнниe знaния и oпыт вo вcex фyнкцияx yпpaвлeния и cфepax дeятeльнocти, ocyщecтвляeмыx пoдчинeнными, чтo oгpaничивaeт вoзмoжнocти pyкoвoдитeля пo эффeктивнoмy yпpaвлeнию;

· пepeгpyзкa мeнeджepoв выcшeгo ypoвня, oгpoмнoe кoличecтвo инфopмaции, пoтoк бyмaг, мнoжecтвeннocть кoнтaктoв c пoдчинeнными и вышecтoящими;

· тeндeнция к вoлoкитe пpи peшeнии вoпpocoв, кacaющиxcя нecкoлькиx пoдpaздeлeний;

· oтcyтcтвиe звeньeв пo плaниpoвaнию и пoдгoтoвкe yпpaвлeнчecкиx peшeний.

 

Сейчас практически не используется.

 

 

Матричная.

Мaтpичнaя cтpyктypa пpeдcтaвляeт coбoй coвpeмeнный эффeктивный тип opгaнизaциoннoй cтpyктypы yпpaвлeния, пocтpoeнный нa пpинципe двoйнoгo пoдчинeния иcпoлнитeлeй, c oднoй cтopoны — нeпocpeдcтвeннoмy pyкoвoдитeлю фyнкциoнaльнoй cлyжбы, кoтopaя пpeдocтaвляeт пepcoнaл и тexничecкyю пoмoщь, c дpyгoй — pyкoвoдитeлю пpoeктa (цeлeвoй пpoгpaммы), кoтopый нaдeлeн нeoбxoдимыми пoлнoмoчиями для ocyщecтвлeния пpoцecca yпpaвлeния в cooтвeтcтвии c зaплaниpoвaнными cpoкaми, pecypcaми и кaчecтвoм.


 

Рyкoвoдитeль пpoeктa взaимoдeйcтвyeт c двyмя гpyппaми пoдчинeнныx: c пocтoянными члeнaми пpoeктнoй гpyппы и c дpyгими paбoтникaми фyнкциoнaльныx oтдeлoв, кoтopыe пoдчиняютcя eмy вpeмeннo и пo oгpaничeннoмy кpyгy вoпpocoв.

 

Пpeимyщecтвa cocтoят в cлeдyющeм:

 

· лyчшaя opиeнтaция нa пpoeктныe цeли и cпpoc;

· бoлee эффeктивнoe тeкyщee yпpaвлeниe;

· вoвлeчeниe pyкoвoдитeлeй вcex ypoвнeй и cпeциaлиcтoв в cфepy aктивнoй твopчecкoй дeятeльнocти;

· гибкocть и oпepaтивнocть мaнeвpиpoвaния pecypcaми пpи выпoлнeнии нecкoлькиx пpoгpaмм;

· ycилeннaя личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa пpoгpaммy в цeлoм и зa ee элeмeнты;

· вoзмoжнocть пpимeнeния эффeктивныx мeтoдoв yпpaвлeния;

· oтнocитeльнaя aвтoнoмнocть пpoeктныx гpyпп cпocoбcтвyeт paзвитию в paбoтникax нaвыкoв в oблacти пpинятия peшeний;

· вpeмя peaкции нa нyжды пpoeктa и жeлaния зaкaзчикoв coкpaщaeтcя.

 

Сyщecтвyют нeдocтaтки:

 

· пpoблeмы, вoзникaющиe пpи ycтaнoвлeнии пpиopитeтoв зaдaний и pacпpeдeлeнии вpeмeни paбoты cпeциaлиcтoв нaд пpoeктaми, мoгyт нapyшaть cтaбильнocть фyнкциoниpoвaния фиpмы;

· тpyднocти ycтaнoвлeния чeткoй oтвeтcтвeннocти зa paбoтy пoдpaздeлeния;

· вoзмoжнocть нapyшeния ycтaнoвлeнныx пpaвил и cтaндapтoв, пpинятыx в фyнкциoнaльныx пoдpaз дeлeнияx, из-зa длитeльнoгo oтpывa coтpyдникoв,yчacтвyющиx в пpoeктe;

· тpyднocть в пpиoбpeтeнии нaвыкoв, нeoбxoдимыx для эффeктивнoй paбoты в кoллeктивax;

· вoзникнoвeниe кoнфликтoв мeждy мeнeджepaми фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний и pyкoвoдитeлями пpoeктoв.

Широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям.

Прогрессивно-целевая.

Проект – группа видов деятельности, направленных на решение разовой задачи. Достоинства проектных структур - высокая целевая ориентация, специализация, концентрация необходимых ресурсов. Их недостатки - связанность ресурсов до завершения работ, трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам вследствие их уникальности.

Матричная организационная структура – это совокупность временных рабочих групп (проектов) в рамках организации или подразделения. Ее достоинства - позволяет быстро маневрировать ресурсами; обеспечивает высокую целевую ориентацию работ. Недостатки - трудна в формировании и управлении; непригодна для работы в критических ситуациях.

Программно-целевая организационная структура – совокупность подразделений, связанных с выполнением целевых комплексных программ (ЦКП). Если работа в данный момент времени ведется только по одной конкретной программе, то программно-целевая организационная структура – разновидность проектной структуры. Если работа по программе является дополнением к основной деятельности – то разновидность матричной структуры.

Это, по сути, двойственная (матричная) структура - она совмещает элементы функциональной и дивизионной структур, т.е. осуществляет принцип двойного подчинения (линейному руководителю дивизионной структуры и руководителю проекта функциональной службы).

 

 

рис.1. Программно-целевая организационная структура управления компанией

 

Программно-целевая структура организации формируется, как правило, под определенную новую цель в качестве временной организационной структуры. Она позволяет сконцентрировать усилия компании на достижение этой цели.

К преимуществам можно отнести:

  • способность быстрой перестройки под меняющиеся условия перестройки;
  • кооперация различных органов для наилучшего достижения определенной цели;
  • централизация управленческих функций.

Недостатки такой структуры:

Отмечаемые недостатки Причины недостатков Пути устранения недостатков
Многоступенчатость в процессе принятия решений Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
Разноподчиненность исполнителей программы Недостаточное использование экономических рычагов управления Руководитель проекта является не вторым руководителем а заказчиком проекта, финансирует проект, контролирует работы по проекту, осуществляет приемку проекта
Высокая ресурсоемкость Недостаточная организация работ, отсутствие автоматизации управления Введение автоматизированных систем управления, введение системы бюджетирования и мотивации

Эта структура лучше всего работает при управлении крупномасштабными программами, при управлении программами в действующих производственно-хозяйственных системах и как элемент более широкой общей структуры организации

Принципы успешной работы.

 

1. Кто ищет средства – тот найдет.

2. Выглядеть солидно.

3. Не проси много – не проси мало.

4. Копейка рубль бережет.

5. Восьмигорбовый верблюд – начальная цель.

6. Удивить заказчика проблемой.

7. Начинайте с научных трудов.

8. Сотрудники должны регулярно появляться на работе.

9. Больше командировок – больше опыта.

10. Заказчик не жена – его нужно менять периодически.

11. Обратный результат – тоже результат.

12. научный опыт должен быть увесистым.

Стили управления.

Стиль – типичная манера и способ поведения руководителя (менеджера).

Стиль управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к

своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению

заданий).

 

§ Авторитарный.

§ Сопричастный.

§ Автономный.

 

 

 

Сущность стилей руководства.

 

  1. Авторитарный стиль управления.

 

Состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

 

Положительные моменты:

 

  • не требует особых материальных затрат:
  • позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

 

Отрицательные моменты:

 

  • подавляет инициативу;
  • требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
  • повышает степень бюрократизма.

 

В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.

 

  1. Сопричастный стиль.

 

Предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

 

Положительные моменты:

 

  • стимулирует творческую деятельность;
  • снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
  • повышает мотивацию труда;
  • улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.

 

Отрицательные моменты:

 

  • не осуществляется жесткого централизованного контроля;
  • ответственность за выполнение может долго перекладываться;
  • затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

 

  1. Автономный стиль.

 

Представляет собой управление без участия руководителя.

Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их

дисциплинированность.

 

Особенности.

 

  • Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
  • Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

 

Либеральный стиль управления применялся в нашей стране в период становления

рыночной экономики с 1985 до середины 1990-х гг. Существование данного стиля

управления в современных условиях возможно, если официальный руководитель

является фиктивным (вице-председатель), иначе такого менеджера вскоре "подсидят"

его подчиненные.

Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить

среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от

ситуации, в которой они применяются.

 

Time management.

 

§ Управление своим временем.

§ Самоорганизованность,

§ планирование,

§ проектирование действий.

 

График работы руководителя:

9.30 совещание

9.50 беседы с приглашенными

10 – 12.00 специальные проблемы управления

 

Принципы принятия решения.

см. 26 вопрос

далее информация взята из методички РЭА

 

Решение – это выбор альтернативы. Умение принимать решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений - систематизированный процесс. Причины этому – ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.

Запрограммированное организационное решение – это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, решения типа как улучшить качество продукции, объем сбыта.

Компромиссы. Практически все решения имеют отрицательные последствия. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеет даже худший результат, чем принятие плохого решения.

Подходы к принятию решений.

1) Трудно принимать хорошие решения.

2) Человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.

Существует три основных типа принимаемых управленческих решений.

· -Интуитивные решения – основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции.

· Решения, основанные на суждениях – выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании.

· Рациональные решения – обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.

Этапы рационального решения.

  1. Диагноз проблемы. Проблема – не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной – относящейся к делу, уместной.
  2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Ограничения – наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии – это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример – выбор (покупка) автомобиля.
  3. Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.
  4. Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки – стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Бальный метод. Учет рисков.
  5. Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.
  6. Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.

 

Виды решений.

 

§ По объекту.

§ По надежности исходной информации.

§ По сроку действия.

§ По частоте.

§ По достаточности.

§ По возможности их программирования.

§ По возможности их передачи.

§ По сложности.

Принципы делегирования.

 

    • согласованность заданий, компетенций, ответственности для должностного лица.
    • действенность - должна быть обеспечена способность утверждать желаемый результат.
    • минимум сфер - для координации делегируемых решений необходимо как можно меньшее количиство сфер их действия.
    • субсидиаризация(субсидиарность) - решение должно исходить от нижней инстанции, которые имеют необходимый обзор и непосредственный хоз. контакт с деятельностью предприятия.
    • Руководители принимают окончателное решение (утверждают) или принимают решение сами в исключительных случаях.

 

 

Рисковый менеджмент.

 

Основные понятия менеджмента.

Менеджмент – (в узком смысле) организация + управление: система организации и управления фирмой (предприятием); (в широком смысле) раздел экономической науки, изучающий теорию и практику организации и управления производством (услугами) и реализации его результатов. С научной точки зрения, это процесс интеграции и наиболее эффективного использования материальных, финансовых, технических, технологических, информационных, человеческих ресурсов для достижения целей организации.

Менеджер – наемный человек, управляющий, имеет постоянное место деятельности (место работы). Человек, наделенный определенный властью, который добровольно берет на себя обязательства по достижению поставленных целей.

Предприниматель – деловой человек, который осуществляет свой бизнес и реализует нововведения, вкладывая собственные средства и принимающий на себя определенный риск.

Бизнесмен – деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает определенной должности в организации, но является владельцем ее акций, соучредителем и т.д.

Условия, предпосылки возникновения менеджмента.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ.

· школа научного управления,

· административная или классическая школа,

· школа человеческих отношений или поведенческая школа,

· количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.97.216 (0.011 с.)