ТЕМА 1. Методологические основы менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Методологические основы менеджмента.



Пояснительная записка

 

Сборник семинарских и практических занятий по курсу «Основы менеджмента» составлен и разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего, профессионального образования и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Преподавание учебной дисциплины «Основы менеджмента» в образовательных учреждениях высшего, профессионального образования МВД России ставит своей целью овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, формирующим профессиональные знания и навыки будущих специалистов в области управления.

Содержание дисциплины тесно связано с основными положениями теории права и государства, административного права и других учебных дисциплин.

Изучение дисциплины «Основы менеджмента» состоит в формировании умений и навыков профессиональных управ­ляющих для работы в организациях разных форм собственности в условиях рыночных отношений.

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

 

При подготовке к семинарскому занятию студенты обязаны:

- изучить конспект лекций, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике;

-составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Практические занятия проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления студентами умений и навыков, необходимых для деятельности руководителя знания и практический опыт. Готовясь к практическому занятию, студенты наряду с изучением и конспектированием рекомендованной литературы должны:

- подобрать нормативные материалы, необходимые для решения вводных практических задач и ситуаций;

- подготовить краткие мотивированные ответы по ним;

- при подготовке ответов на контрольные вопросы следует учитывать общетеоретические рекомендации по дисциплине.

На индивидуальных занятиях предполагается:

- самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованных тем;

- консультации преподавателя по наиболее сложным для усвоения вопросам.

Необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы даны в методических рекомендациях к соответствующим темам.

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом с учетом формы обучения, специальности, специализации и профиля подготовки специалистов. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

«Основы менеджмента»

Тематический план

 

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий Порядок прохождения
Лекции сем. зан. пр. зан. конт раб. и др. сам. р-та
  Методологические основы менеджмента.               л-л-с
  Элементы организации и процесса управления.               л
  Организационные формы и структура управления организацией.               л-с
  Функции и принципы менеджмента.               л
  Методы менеджмента.               л-с
  Контрольная работа                
  Планирование деятельности организации.               л
  Управление трудовыми процессами.               л-с
8. Управленческие решения в процессе менеджмента.               л-л-с
9. Управление конфликтами и стрессами               л-п
  ИТОГО:                

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 2. Элементы организации и процесса управления.

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления.

 

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. * Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

 

ТЕМА 4. Функции и принципы менеджмента.

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

 

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. Принципы менеджмента.

 

Задание на самоподготовку:

 

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

6. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

7. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

8. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

9. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

10. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

 

ТЕМА 5. Методы менеджмента.

Время – 4 часа

Лекции – 2 часа

Семинарские занятия – 2 часа

 

Семинарское занятие

1. Понятие и классификация методов менеджмента.

2. Организационно-административные методы управления.

3. Экономические методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоуправление.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть понятие метода управления. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. К методам управления относят: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Рассматривая второй вопрос, важно иметь в виду, организационно-административные методы в ос­новном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.Студентам важно знать, что в рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предло­жение, общение и т.п.). При изучении третьего вопроса необходимо уяснить, экономическим методам управления отводится централь­ное место. Студентам важно знать, чтотолько в условиях обоснованной самостоятельности возможен реаль­ный переход к экономическим методам руководства: коллек­тив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. При подготовке четвертого вопроса следует помнить, что формирование здорового мораль­но-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллек­тивах рыночного типа. Студентам необходимо уяснить, основное средство воздействия на коллектив - убеждение. При рассмотрении пятого вопроса следуетисходить из того, что самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участво­вать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Полностью самоуправляемой считается система, не име­ющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Классификация методов менеджмента.

2. Организационно-административные методы управления.

3. Экономические методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоуправление.

 

 

Темы докладов и рефератов:

«Классификация методов менеджмента».

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. - 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

1. *Веснин, В.Р.Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "Издательство ЭЛИТ", 2004. - 560 с.

2. *Семенов, А.К.Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Юкаева, В.С. Менеджмент: Краткий курс: учебное пособие / В. С. Юкаева. - М.: ИТК "Дашков и К", 2004. - 104 с.

4. *Смольков, В. Г. Методы социального управления / В. Г. Смольков
// Социс. - 2006. - № 3. - С. 198-213.

5. *Кричевский, М.Л. Интеллектуальные методы в менеджменте / М. Л. Кричевский. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

Вопросы к контрольной работе

1. Понятие и сущность менеджмента.

2. Цели и задачи менеджмента.

3. Характерные черты и стадии менеджмента.

4. Функции менеджера.

5. Назовите и поясните элементы организации и процесса управления.

6. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации.

7. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

8. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

9. Опишите параметры внутренней среды организации.

10. В чем суть неформальной организации.

11. Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если да, то раскройте механизм такого воздействия.

12. Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

13. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?

14. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трем уровням управления.

15. Дайте характеристику объекта и субъекта управления.

16. Какие функции выполняет руководитель организации?

17. Какими свойствами обладает любая организация как объект уп­равления.

18. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.

19. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.

20. Линейная структура управления.

21. Охарактеризуйте функциональную структуру управления.

22. Дайте характеристику линейно-функциональной структуры управления.

23. Матричная структура управления.

24. Опишите методы проектирования организационных структур управления.

25. Сущность и взаимосвязь функций управления.

26. Какова роль планирования в управлении?

27. Принципы и техника планирования.

28. В чем отличие функции организации от функции планирования?

29. Мотивация как функция управления.

30. Какова роль контроля в управлении?

31. Опишите виды контроля.

32. Дайте определение и характеристику принципов управления.

33. Понятие и классификация методов менеджмента.

34. Организационно-административные методы управления.

35. Экономические методы управления.

36. Социально-психологические методы управления.

ТЕМА 6. Планирование деятельности организации.

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

 

Сущность, принципы и организация планирования. Методы разработки планов. Перспективные и стратегические планы. Особенности текущих планов.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

Дополнительная литература:

1. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

3. *Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 669 с.

4. *Берд, П. Тайм-менеджмент: планирование и контроль времени / П. Берд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

5. *Петков, С.В. Планирование как элемент эффективного менеджмента в органах внутренних дел / С. В. Петков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2005. - №2.-с.26-31.

 

Практическое занятие

В рамках занятия необходимо изучить вопрос о сущности и природе конфликтов. Важно дать анализ причин стрессов, возникающих в процессе развития конфликтов, и мер принимаемых руководством в устранении негативных последствий (стрессовых ситуаций) разрешения конфликтов.

Контрольные вопросы, выносимые на отработку:

1. Понятие конфликта и его причины.

2. Стадии развития конфликта.

3. Виды организационных конфликтов.

4. Методы разрешения конфликтов.

5. Стресс и методы снятия стресса.

 

Задание на самоподготовку:

1. При подготовке ответов на контрольные вопросы учитывать общетеоретические рекомендации по курсу.

2. По заданию преподавателя необходимо проработать и решить задания указанные ниже:

 

Задание 1

Определите причины описанных в ситуациях конфликтов, их типы и ответьте на поставленные вопросы.

Ситуация 1

Совет директоров решил улучшить информационное обеспечение фирмы и создать библиотеку. Для выполнения ре­шения необходимо отобрать помещение у одного из двух отде­лов, расположенных на втором этаже и разместить сотрудников в помещении на 7 этаже с меньшей площадью. Оба отдела не желали расставаться со своим помещением и представили свои доводы Совету директоров, который и решил, у кого отобрать помещение.

1. Укажите, какими методами может быть решена данная проблема.

2. Какие факторы необходимо учитывать при решении
конфликтных ситуаций.

Ситуация 2

На совещании в мэрии должны были присутствовать ру­ководители двух отделов одной организации, но из-за неотлож­ных дел один из них не смог принять в нем участие. Вернув­шись с совещания, его коллега передал отсутствовавшему все полученные документы, но не сообщил о том, что там было принято решение об изменениях в программе и сроках, которое не успели внести в протокол совещания. Отсутствие информа­ции привело к тому, что группа работников этой организации не успела подготовить новый проект в срок и не получила фи­нансирование на следующий год.

1. Объясните, какими мотивами руководствовался в своем поведении руководитель, бывший на совещании.

 

2. Определите степень ответственности обоих руково­дителей.

3. Предложите варианты решения проблемы функцио­нирования всей организации.

Ситуация 3

На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слиш­ком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомить­ся и подготовиться к работе. Защищаясь, два административ­ных работника утверждали, что почти невозможно писать отче­ты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офис. Председатель Совета ди­ректоров должен найти решение проблемы.

1. Охарактеризуйте суть проблемы, укажите причину и
тип конфликта.

2. Предложите решение конфликта.

3. Разработайте план мероприятий по разрешению кон­фликтной ситуации.

Ситуация 4

Высшее руководство крупной строительной фирмы на­мерено принять участие в тендере для получения правительст­венных заказов. Это намерение встретило противодействие со­трудников нескольких отделов, которые привели много аргу­ментов против заключения новых контрактов. Руководство со­чло эти возражения весомыми и...

1. Какое, по Вашему мнению, решение приняло высшее
руководство строительной фирмы.

2. Укажите какими мотивами обусловлено поведение
участников конфликта.

3. Объясните возможные тактики поведения в данном конфликте.

 

 

Задание 2

Используя свои знания, опыт и эрудицию, ответьте на следующие вопросы:

1. По расчётам Государственного научного центра соци­альной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, примерно 40- 60 % россиян испытывают стресс. В западных странах - около20 %. Почему?

2. Кто более всего подвержен стрессу?

3. Какой стресс легче переносится: постоянно накапли­вающееся раздражение, отрицательные эмоции или внезапное
потрясение?

4. Можно ли уберечься от стресса?

5. Правда ли, что депрессия и стрессы - это болезни высокодуховной интеллигенции?

6. Люди, сознательно ставящие себя в стрессовую си­туацию, случаем не больны?

7. Почему, когда не хватает реальных стрессов, человек
придумывает себе мнимые?

8. Есть ли универсальное лекарство от стресса?

 

 

Задание 3

Ознакомьтесь с ответами нескольких белгородцев и по­пытайтесь охарактеризовать, к какому типу людей по отноше­нию к стрессу (вол, тигр или кролик) они относятся? Виктор Ч., частный предприниматель, 35 лет

- Я уже и забыл, когда жил спокойно. У меня сейчас -каждый день стрессы. Доллар подскочил - и вся моя выручка и половины расходов не покрыла - стресс. Налоговая инспекция штраф наложила — опять переживание. Я понял, что в любом случае нельзя сидеть сложа руки. Посидел, подумал, что делать на сегодня, — и побежал. Вся наша жизнь борьба.

Пояснительная записка

 

Сборник семинарских и практических занятий по курсу «Основы менеджмента» составлен и разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего, профессионального образования и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Преподавание учебной дисциплины «Основы менеджмента» в образовательных учреждениях высшего, профессионального образования МВД России ставит своей целью овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, формирующим профессиональные знания и навыки будущих специалистов в области управления.

Содержание дисциплины тесно связано с основными положениями теории права и государства, административного права и других учебных дисциплин.

Изучение дисциплины «Основы менеджмента» состоит в формировании умений и навыков профессиональных управ­ляющих для работы в организациях разных форм собственности в условиях рыночных отношений.

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

 

При подготовке к семинарскому занятию студенты обязаны:

- изучить конспект лекций, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике;

-составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Практические занятия проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления студентами умений и навыков, необходимых для деятельности руководителя знания и практический опыт. Готовясь к практическому занятию, студенты наряду с изучением и конспектированием рекомендованной литературы должны:

- подобрать нормативные материалы, необходимые для решения вводных практических задач и ситуаций;

- подготовить краткие мотивированные ответы по ним;

- при подготовке ответов на контрольные вопросы следует учитывать общетеоретические рекомендации по дисциплине.

На индивидуальных занятиях предполагается:

- самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованных тем;

- консультации преподавателя по наиболее сложным для усвоения вопросам.

Необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы даны в методических рекомендациях к соответствующим темам.

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом с учетом формы обучения, специальности, специализации и профиля подготовки специалистов. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

«Основы менеджмента»

Тематический план

 

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий Порядок прохождения
Лекции сем. зан. пр. зан. конт раб. и др. сам. р-та
  Методологические основы менеджмента.               л-л-с
  Элементы организации и процесса управления.               л
  Организационные формы и структура управления организацией.               л-с
  Функции и принципы менеджмента.               л
  Методы менеджмента.               л-с
  Контрольная работа                
  Планирование деятельности организации.               л
  Управление трудовыми процессами.               л-с
8. Управленческие решения в процессе менеджмента.               л-л-с
9. Управление конфликтами и стрессами               л-п
  ИТОГО:                

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Методологические основы менеджмента.

Время – 4 часа

Лекции – 4 часа

Семинарские занятия – 2 часа

 

1. Сущность менеджмента.

2. Содержание понятия «менеджмент».

3. Цели и задачи менеджмента.

4. Характерные черты и стадии менеджмента.

5. Менеджер и его функции.

6. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», предпринимательская структура.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой дея­тельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением прин­ципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входящие в его определение положения: Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности; хозяйственная деятельность в определении менеджмента. Рассматривая второй вопрос, важно иметь в виду, менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления. Студентам необходимо рассматривать управление только в промышленных фирмах, где оно по содер­жанию и направленности отличается от управления в других фирмах в зависимости от их вида и характера деятельности: Менеджмент как организация (орган) управления; менеджмент как различные уровни аппарата управления; менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива; менеджмент как система управления; менеджмент как управление любой организацией; менеджмент как процесс принятия управленческих решений. При изучении третьего вопроса необходимо уяснить, что цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходно­сти, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновремен­ном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого ра­ботника. Студентам важно отметить, что главной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. При подготовке четвертого вопроса следует помнить, что характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-пси­хологический, правовой и организационно-технический аспекты. Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль. При рассмотрении пятого вопроса следуетисходить из того, что менеджеру любого уровня предъявляются определенные требования. Рассматривая шестой вопрос, важно рассмотреть следующие понятия: предпринимательство как особый вид деятельности; предпринимательство как самостоятельная деятельность; предпринимательство как хозяйственная деятельность; бизнес; предпринимательская структура.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность менеджмента.

2. Функции менеджера.

3. Характерные черты менеджмента.

4. Цели менеджмента.

5. Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.

 

Темы докладов и рефератов:

 

«Виды и модели менеджмента».

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.181 с.)