Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1. Методологические основы менеджмента.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка
Сборник семинарских и практических занятий по курсу «Основы менеджмента» составлен и разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего, профессионального образования и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501.65 – Юриспруденция. Преподавание учебной дисциплины «Основы менеджмента» в образовательных учреждениях высшего, профессионального образования МВД России ставит своей целью овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, формирующим профессиональные знания и навыки будущих специалистов в области управления. Содержание дисциплины тесно связано с основными положениями теории права и государства, административного права и других учебных дисциплин. Изучение дисциплины «Основы менеджмента» состоит в формировании умений и навыков профессиональных управляющих для работы в организациях разных форм собственности в условиях рыночных отношений. Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
При подготовке к семинарскому занятию студенты обязаны: - изучить конспект лекций, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике; -составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре. Практические занятия проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления студентами умений и навыков, необходимых для деятельности руководителя знания и практический опыт. Готовясь к практическому занятию, студенты наряду с изучением и конспектированием рекомендованной литературы должны: - подобрать нормативные материалы, необходимые для решения вводных практических задач и ситуаций; - подготовить краткие мотивированные ответы по ним; - при подготовке ответов на контрольные вопросы следует учитывать общетеоретические рекомендации по дисциплине. На индивидуальных занятиях предполагается: - самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованных тем; - консультации преподавателя по наиболее сложным для усвоения вопросам. Необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы даны в методических рекомендациях к соответствующим темам. Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом с учетом формы обучения, специальности, специализации и профиля подготовки специалистов. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. «Основы менеджмента» Тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 2. Элементы организации и процесса управления. Время – 2 часа Лекции – 2 часа Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления.
Задание на самоподготовку: 1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике. 2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции. Список литературы: Основная литература: 1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с. 2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с. 3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с. 4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 5. * Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.
Дополнительная литература: 1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с. 2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. 3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с. 4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с. 5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.
ТЕМА 4. Функции и принципы менеджмента. Время – 2 часа Лекции – 2 часа
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. Принципы менеджмента.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике. 2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции. Список литературы:
Основная литература: 1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с. 2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с. 3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с. 4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.
Дополнительная литература: 6. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с. 7. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. 8. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с. 9. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с. 10. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.
ТЕМА 5. Методы менеджмента. Время – 4 часа Лекции – 2 часа Семинарские занятия – 2 часа
Семинарское занятие 1. Понятие и классификация методов менеджмента. 2. Организационно-административные методы управления. 3. Экономические методы управления. 4. Социально-психологические методы управления. 5. Самоуправление.
При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть понятие метода управления. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. К методам управления относят: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Рассматривая второй вопрос, важно иметь в виду, организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.Студентам важно знать, что в рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). При изучении третьего вопроса необходимо уяснить, экономическим методам управления отводится центральное место. Студентам важно знать, чтотолько в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. При подготовке четвертого вопроса следует помнить, что формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Студентам необходимо уяснить, основное средство воздействия на коллектив - убеждение. При рассмотрении пятого вопроса следуетисходить из того, что самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Полностью самоуправляемой считается система, не имеющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация методов менеджмента. 2. Организационно-административные методы управления. 3. Экономические методы управления. 4. Социально-психологические методы управления. 5. Самоуправление.
Темы докладов и рефератов: «Классификация методов менеджмента». Задание на самоподготовку: 1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике. 2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции. 3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре. Список литературы:
Основная литература: 1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с. 2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с. 3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. - 266 с. 4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.
Дополнительная литература: 1. *Веснин, В.Р.Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "Издательство ЭЛИТ", 2004. - 560 с. 2. *Семенов, А.К.Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с. 3. *Юкаева, В.С. Менеджмент: Краткий курс: учебное пособие / В. С. Юкаева. - М.: ИТК "Дашков и К", 2004. - 104 с. 4. *Смольков, В. Г. Методы социального управления / В. Г. Смольков 5. *Кричевский, М.Л. Интеллектуальные методы в менеджменте / М. Л. Кричевский. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с. Вопросы к контрольной работе 1. Понятие и сущность менеджмента. 2. Цели и задачи менеджмента. 3. Характерные черты и стадии менеджмента. 4. Функции менеджера. 5. Назовите и поясните элементы организации и процесса управления. 6. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации. 7. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления). 8. Дайте характеристику факторов внешней среды организации. 9. Опишите параметры внутренней среды организации. 10. В чем суть неформальной организации. 11. Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если да, то раскройте механизм такого воздействия. 12. Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда. 13. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности? 14. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трем уровням управления. 15. Дайте характеристику объекта и субъекта управления. 16. Какие функции выполняет руководитель организации? 17. Какими свойствами обладает любая организация как объект управления. 18. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации. 19. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их. 20. Линейная структура управления. 21. Охарактеризуйте функциональную структуру управления. 22. Дайте характеристику линейно-функциональной структуры управления. 23. Матричная структура управления. 24. Опишите методы проектирования организационных структур управления. 25. Сущность и взаимосвязь функций управления. 26. Какова роль планирования в управлении? 27. Принципы и техника планирования. 28. В чем отличие функции организации от функции планирования? 29. Мотивация как функция управления. 30. Какова роль контроля в управлении? 31. Опишите виды контроля. 32. Дайте определение и характеристику принципов управления. 33. Понятие и классификация методов менеджмента. 34. Организационно-административные методы управления. 35. Экономические методы управления. 36. Социально-психологические методы управления. ТЕМА 6. Планирование деятельности организации. Время – 2 часа Лекции – 2 часа
Сущность, принципы и организация планирования. Методы разработки планов. Перспективные и стратегические планы. Особенности текущих планов. Задание на самоподготовку: 1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике. 2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции. Список литературы:
Основная литература: 1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с. 2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с. 3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с. 4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с. Дополнительная литература: 1. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с. 3. *Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 669 с. 4. *Берд, П. Тайм-менеджмент: планирование и контроль времени / П. Берд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с. 5. *Петков, С.В. Планирование как элемент эффективного менеджмента в органах внутренних дел / С. В. Петков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2005. - №2.-с.26-31.
Практическое занятие В рамках занятия необходимо изучить вопрос о сущности и природе конфликтов. Важно дать анализ причин стрессов, возникающих в процессе развития конфликтов, и мер принимаемых руководством в устранении негативных последствий (стрессовых ситуаций) разрешения конфликтов. Контрольные вопросы, выносимые на отработку: 1. Понятие конфликта и его причины. 2. Стадии развития конфликта. 3. Виды организационных конфликтов. 4. Методы разрешения конфликтов. 5. Стресс и методы снятия стресса.
Задание на самоподготовку: 1. При подготовке ответов на контрольные вопросы учитывать общетеоретические рекомендации по курсу. 2. По заданию преподавателя необходимо проработать и решить задания указанные ниже:
Задание 1 Определите причины описанных в ситуациях конфликтов, их типы и ответьте на поставленные вопросы. Ситуация 1 Совет директоров решил улучшить информационное обеспечение фирмы и создать библиотеку. Для выполнения решения необходимо отобрать помещение у одного из двух отделов, расположенных на втором этаже и разместить сотрудников в помещении на 7 этаже с меньшей площадью. Оба отдела не желали расставаться со своим помещением и представили свои доводы Совету директоров, который и решил, у кого отобрать помещение. 1. Укажите, какими методами может быть решена данная проблема. 2. Какие факторы необходимо учитывать при решении Ситуация 2 На совещании в мэрии должны были присутствовать руководители двух отделов одной организации, но из-за неотложных дел один из них не смог принять в нем участие. Вернувшись с совещания, его коллега передал отсутствовавшему все полученные документы, но не сообщил о том, что там было принято решение об изменениях в программе и сроках, которое не успели внести в протокол совещания. Отсутствие информации привело к тому, что группа работников этой организации не успела подготовить новый проект в срок и не получила финансирование на следующий год. 1. Объясните, какими мотивами руководствовался в своем поведении руководитель, бывший на совещании.
2. Определите степень ответственности обоих руководителей. 3. Предложите варианты решения проблемы функционирования всей организации. Ситуация 3 На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе. Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офис. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы. 1. Охарактеризуйте суть проблемы, укажите причину и 2. Предложите решение конфликта. 3. Разработайте план мероприятий по разрешению конфликтной ситуации. Ситуация 4 Высшее руководство крупной строительной фирмы намерено принять участие в тендере для получения правительственных заказов. Это намерение встретило противодействие сотрудников нескольких отделов, которые привели много аргументов против заключения новых контрактов. Руководство сочло эти возражения весомыми и... 1. Какое, по Вашему мнению, решение приняло высшее 2. Укажите какими мотивами обусловлено поведение 3. Объясните возможные тактики поведения в данном конфликте.
Задание 2 Используя свои знания, опыт и эрудицию, ответьте на следующие вопросы: 1. По расчётам Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, примерно 40- 60 % россиян испытывают стресс. В западных странах - около20 %. Почему? 2. Кто более всего подвержен стрессу? 3. Какой стресс легче переносится: постоянно накапливающееся раздражение, отрицательные эмоции или внезапное 4. Можно ли уберечься от стресса? 5. Правда ли, что депрессия и стрессы - это болезни высокодуховной интеллигенции? 6. Люди, сознательно ставящие себя в стрессовую ситуацию, случаем не больны? 7. Почему, когда не хватает реальных стрессов, человек 8. Есть ли универсальное лекарство от стресса?
Задание 3 Ознакомьтесь с ответами нескольких белгородцев и попытайтесь охарактеризовать, к какому типу людей по отношению к стрессу (вол, тигр или кролик) они относятся? Виктор Ч., частный предприниматель, 35 лет - Я уже и забыл, когда жил спокойно. У меня сейчас -каждый день стрессы. Доллар подскочил - и вся моя выручка и половины расходов не покрыла - стресс. Налоговая инспекция штраф наложила — опять переживание. Я понял, что в любом случае нельзя сидеть сложа руки. Посидел, подумал, что делать на сегодня, — и побежал. Вся наша жизнь борьба. Пояснительная записка
Сборник семинарских и практических занятий по курсу «Основы менеджмента» составлен и разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего, профессионального образования и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501.65 – Юриспруденция. Преподавание учебной дисциплины «Основы менеджмента» в образовательных учреждениях высшего, профессионального образования МВД России ставит своей целью овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, формирующим профессиональные знания и навыки будущих специалистов в области управления. Содержание дисциплины тесно связано с основными положениями теории права и государства, административного права и других учебных дисциплин. Изучение дисциплины «Основы менеджмента» состоит в формировании умений и навыков профессиональных управляющих для работы в организациях разных форм собственности в условиях рыночных отношений. Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
При подготовке к семинарскому занятию студенты обязаны: - изучить конспект лекций, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике; -составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре. Практические занятия проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления студентами умений и навыков, необходимых для деятельности руководителя знания и практический опыт. Готовясь к практическому занятию, студенты наряду с изучением и конспектированием рекомендованной литературы должны: - подобрать нормативные материалы, необходимые для решения вводных практических задач и ситуаций; - подготовить краткие мотивированные ответы по ним; - при подготовке ответов на контрольные вопросы следует учитывать общетеоретические рекомендации по дисциплине. На индивидуальных занятиях предполагается: - самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованных тем; - консультации преподавателя по наиболее сложным для усвоения вопросам. Необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы даны в методических рекомендациях к соответствующим темам. Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом с учетом формы обучения, специальности, специализации и профиля подготовки специалистов. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. «Основы менеджмента» Тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Методологические основы менеджмента. Время – 4 часа Лекции – 4 часа Семинарские занятия – 2 часа
1. Сущность менеджмента. 2. Содержание понятия «менеджмент». 3. Цели и задачи менеджмента. 4. Характерные черты и стадии менеджмента. 5. Менеджер и его функции. 6. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», предпринимательская структура.
При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входящие в его определение положения: Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности; хозяйственная деятельность в определении менеджмента. Рассматривая второй вопрос, важно иметь в виду, менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления. Студентам необходимо рассматривать управление только в промышленных фирмах, где оно по содержанию и направленности отличается от управления в других фирмах в зависимости от их вида и характера деятельности: Менеджмент как организация (орган) управления; менеджмент как различные уровни аппарата управления; менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива; менеджмент как система управления; менеджмент как управление любой организацией; менеджмент как процесс принятия управленческих решений. При изучении третьего вопроса необходимо уяснить, что цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Студентам важно отметить, что главной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. При подготовке четвертого вопроса следует помнить, что характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль. При рассмотрении пятого вопроса следуетисходить из того, что менеджеру любого уровня предъявляются определенные требования. Рассматривая шестой вопрос, важно рассмотреть следующие понятия: предпринимательство как особый вид деятельности; предпринимательство как самостоятельная деятельность; предпринимательство как хозяйственная деятельность; бизнес; предпринимательская структура.
Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность менеджмента. 2. Функции менеджера. 3. Характерные черты менеджмента. 4. Цели менеджмента. 5. Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.
Темы докладов и рефератов:
«Виды и модели менеджмента». Задание на самоподготовку: 1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике. 2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции. 3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре. Список литературы:
Основная литература: 1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с. 2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. 3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с. 4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.
Дополнительная литература: 1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с. 2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. 3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с. 4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с. 5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.01 с.) |