Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Элементы организации и процесса управления.

Поиск

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления.

 

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. * Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

 

ТЕМА 3. Организационные формы и структура управления организацией.

Время – 4 часа

Лекции – 2 часа

Семинарские занятия – 2 часа

 

Семинарское занятие

 

1. Структура и формы организации.

2. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная.

3. Проектирование организационных структур.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что в структуре управления организацией выделяются следу­ющие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные. К звеньям управленияотносятся структурные подразде­ления, а также отдельные специалисты, выполняющие соответ­ствующие функции управления либо их часть. К звеньям уп­равления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких струк­турных подразделений. При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что в зависимости от характера связей между подразделени­ями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную. Рассматривая третий вопрос, важно рассмотреть процесс проектирования оргструктуры, который состоит из трех основных этапов: анализ оргструктур; проектирование; оценка эффективности. Важно указать, что, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструкту­рам, и принципах их построения.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Структура и формы организации.

2. Элементы управления организацией.

3. Линейная организационная структура управления.

4. Функциональная организационная структура управ­ления.

5. Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

6. Матричная организационная структура управления.

7. Проектирование организационных структур.

 

 

Темы докладов и рефератов:

 

«Взаимосвязь линейных и штабных полномочий».

 

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Управление организацией. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Разменцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М. 2001г.

Дополнительная литература:

1. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

3. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

4. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

5. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

 

ТЕМА 4. Функции и принципы менеджмента.

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

 

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. Принципы менеджмента.

 

Задание на самоподготовку:

 

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

6. *Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р. Л. Дафт; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

7. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001.

8. *Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

9. *Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

10. *Уткин, Э.А. Менеджмент: учебник для вузов / Э. А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

 

ТЕМА 5. Методы менеджмента.

Время – 4 часа

Лекции – 2 часа

Семинарские занятия – 2 часа

 

Семинарское занятие

1. Понятие и классификация методов менеджмента.

2. Организационно-административные методы управления.

3. Экономические методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоуправление.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть понятие метода управления. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. К методам управления относят: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Рассматривая второй вопрос, важно иметь в виду, организационно-административные методы в ос­новном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.Студентам важно знать, что в рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предло­жение, общение и т.п.). При изучении третьего вопроса необходимо уяснить, экономическим методам управления отводится централь­ное место. Студентам важно знать, чтотолько в условиях обоснованной самостоятельности возможен реаль­ный переход к экономическим методам руководства: коллек­тив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. При подготовке четвертого вопроса следует помнить, что формирование здорового мораль­но-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллек­тивах рыночного типа. Студентам необходимо уяснить, основное средство воздействия на коллектив - убеждение. При рассмотрении пятого вопроса следуетисходить из того, что самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участво­вать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Полностью самоуправляемой считается система, не име­ющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Классификация методов менеджмента.

2. Организационно-административные методы управления.

3. Экономические методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоуправление.

 

 

Темы докладов и рефератов:

«Классификация методов менеджмента».

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

3. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на семинаре.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. - 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

 

Дополнительная литература:

1. *Веснин, В.Р.Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "Издательство ЭЛИТ", 2004. - 560 с.

2. *Семенов, А.К.Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Юкаева, В.С. Менеджмент: Краткий курс: учебное пособие / В. С. Юкаева. - М.: ИТК "Дашков и К", 2004. - 104 с.

4. *Смольков, В. Г. Методы социального управления / В. Г. Смольков
// Социс. - 2006. - № 3. - С. 198-213.

5. *Кричевский, М.Л. Интеллектуальные методы в менеджменте / М. Л. Кричевский. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

Вопросы к контрольной работе

1. Понятие и сущность менеджмента.

2. Цели и задачи менеджмента.

3. Характерные черты и стадии менеджмента.

4. Функции менеджера.

5. Назовите и поясните элементы организации и процесса управления.

6. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации.

7. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

8. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

9. Опишите параметры внутренней среды организации.

10. В чем суть неформальной организации.

11. Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если да, то раскройте механизм такого воздействия.

12. Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

13. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?

14. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трем уровням управления.

15. Дайте характеристику объекта и субъекта управления.

16. Какие функции выполняет руководитель организации?

17. Какими свойствами обладает любая организация как объект уп­равления.

18. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.

19. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.

20. Линейная структура управления.

21. Охарактеризуйте функциональную структуру управления.

22. Дайте характеристику линейно-функциональной структуры управления.

23. Матричная структура управления.

24. Опишите методы проектирования организационных структур управления.

25. Сущность и взаимосвязь функций управления.

26. Какова роль планирования в управлении?

27. Принципы и техника планирования.

28. В чем отличие функции организации от функции планирования?

29. Мотивация как функция управления.

30. Какова роль контроля в управлении?

31. Опишите виды контроля.

32. Дайте определение и характеристику принципов управления.

33. Понятие и классификация методов менеджмента.

34. Организационно-административные методы управления.

35. Экономические методы управления.

36. Социально-психологические методы управления.

ТЕМА 6. Планирование деятельности организации.

Время – 2 часа

Лекции – 2 часа

 

Сущность, принципы и организация планирования. Методы разработки планов. Перспективные и стратегические планы. Особенности текущих планов.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции, литературу, указанную в плане занятия по данной теме, прочитать соответствующий раздел в учебнике.

2. Изучить и законспектировать в тетради дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем на лекции.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. *Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 276 с.

2. *Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 300 с.

3. *Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 266 с.

4. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

5. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

Дополнительная литература:

1. *Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

2. *Основы менеджмента: учебное пособие / авт. кол.: В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова и др. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2001. - 176 с.

3. *Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 669 с.

4. *Берд, П. Тайм-менеджмент: планирование и контроль времени / П. Берд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

5. *Петков, С.В. Планирование как элемент эффективного менеджмента в органах внутренних дел / С. В. Петков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2005. - №2.-с.26-31.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.50 (0.008 с.)