Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционирование организаций↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория организациИ
Учебное пособие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 1. Основы теории организации…………………………………………………… 1.1. Теория организаций и ее место в системе научных знаний……………. 1.1.1. Теория организации в системе наук……………………………….. 1.1.2. Эволюция взглядов на организацию………………………………. 1.1.3. Понятие и сущность организации…………………………………. 1.2. Природа и сущность организации………………………………………… 1.2.1. Организация и управление…………………………………………. 1.2.2. Сущность системного подхода к проектированию организации… 1.2.3. Внутренняя и внешняя среда организации………………………… 1.2.4. Жизненный цикл организации……………………………………… 2. Организационные структуры………………………………………………….. 2.1. Структурный подход к организации……………………………………… 2.1.1. Сущность структурного подхода…………………………………… 2.1.2. Централизация и децентрализация…………………………………. 2.2. Основные типы организационных структур управления……………….. 2.2.1. Линейно – функциональные и дивизиональные структуры……….. 2.2.2. Проектное и матричное управление………………………………… 2.2.3. Бюрократические системы…………………………………………… 3. Функционирование организаций………………………………………………. 3.1. Управленческие решения и координация в организациях………………. 3.1.1. Организация и методы принятия управленческих решений………. 3.1.2. Координация в организации…………………………………………. 3.2. Коммуникации в организации…………………………………………….. 3.2.1. Организационные коммуникации…………………………………… 3.2.2. Организационная эффективность…………………………………… 3.2.3. Информационные технологии………………………………………. 4. Адаптация организаций к рынку………………………………………………. 4.1. Виды собственности и управление………………………………………… 4.1.1. Статус собственности и статус управления…………………………. 4.1.2. Формы организации предприятий…………………………………… 4.1.3. Организация малых предприятий……………………………………. 4.2. Интеграция организаций……………………………………………………. 4.2.1. Корпоративные организации…………………………………………. 4.2.2. Финансово-промышленные группы………………………………….. 4.2.3. Транснациональные компании……………………………………….. 4.2.4. Международные совместные предприятия………………………….. 5. Организационное проектирование……………………………………………… 5.1. Анализ и формирование организационных структур управления……….. 5.1.1. Значение и задачи организационного проектирования…………….. 5.1.2. Основные методологические принципы формирования организационных структур……………………………………………... 5.1.3. Оценка эффективности организационных проектов и корректировка организационных структур…………………………… 5.2. Реорганизация и эффективность организационных изменений………………………………………………………………… 5.2.1. Этапы и методы реорганизаций……………………………………… 5.2.2. Государственная поддержка предприятий………………………….. 5.2.3. Эффективность организационных изменений……………………… 6. Перспективные направления развития организаций………………………….. 6.1. Организации будущего……………………………………………………… 6.1.1. Эволюция организационных форм…………………………………... 6.1.2. Новые требования к построению организаций……………………… 6.1.3. Основные свойства организации будущего…………………………. 6.2. Законы и принципы организации…………………………………………... 6.2.1. Понятие зависимости, закона, закономерности……………………... 6.2.2. Основополагающие законы организации……………………………. 6.2.3. Принципы организации……………………………………………….. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………
Основы теории организации 1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний Деятельность человека и потребность в организации. Фазы фундаментальных изменений в организациях ХХ века. Характеристика различных трактовок термина «организация» и системы наук об организации. Понятие «теории организации» и ее основная задача. Эволюция взглядов на организацию. Классическая теория организации и ее ключевые разделы: научное управление, теория организаций и принципы А.Файоля, бюрократическая теория организаций. всеобщая организационная наука-технология и ее характеристика. Теория административного поведения. Теория формирования жизнеспособной структуры. Теория организационного потенциала. Теория институтов и институциональных изменений. Современные направления теоретических разработок: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпораций, теория альянсов, концепция экологически осознанного руководства. 1.2. Природа и сущность организации Сущность организации и характеристика ее основных принципиальных моментов. Определение миссии организации. Классификация целей организации по различным признакам. Системный подход – понятия, отличительные признаки системы, основные компоненты, виды систем. Понятие жизненного цикла организации, его деление на временные отрезки. Анализ ситуации на стадии создания организации. Подходы к формулировке стадий жизненного цикла организаций. Современный взгляд на жизненный цикл организации.
Организационные структуры 2.1. Структурный подход к организации Понятие «структура организации», назначение, отличие друг от друга. Сущность структурного подхода к организации, описание формальных и неформальных организаций, вопросов разделения труда, контроля и управляемости. Понятие «централизации», преимущества и недостатки. Характеристика плоской и пирамидальной систем организации управления. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации в управлении. Порядок делегирования полномочий по уровням управления. Формирование горизонтальных связей, характеристика современных форм, динамика их развития. 2.2. Основные типы организационных структур управления Характеристика и порядок создания функциональной структуры управления. Линейная структуризация и линейно функциональные структуры, методика их построения. Продуктовая структура управления и ее характеристика. Дивизиональная и территориальная структуризация. Сравнительная характеристика линейно-функциональных и дивизиональных структур. Проектное управление: сущность, варианты организации работ. Понятие и виды проектных структур. Матричная как вид проектной структуры. Бюрократические структуры – от Макса Вебера до современного этапа. Новые реалии бюрократических структур.
Функционирование организаций 3.1. Понятие управленческого решения и координация в организациях. Функции решения в методологии и организации процесса управления. Условия и факторы качества управленческих решений. Методы принятия решений. Модели принятия решений в организациях. Значимость решений для организации. Основные этапы процесса выработки решений. Рациональный, административный и интуитивный способы принятия решений в организациях. 3.2. Коммуникации в организации Общее понятие термина «коммуникация». Понятие организационной коммуникации. Функции и средства коммуникации в организациях. Потоки и элементы коммуникации. Коммуникация как действие, как взаимодействие и как процесс. Препятствие на пути коммуникаций. Виды коммуникационных сетей. Организационные факторы, влияющие на коммуникации. Организационная эффективность. Информационные технологии. Адаптация организаций к рынку 4.1. Виды собственности и управление ими Понятие термина «приватизация». Статус управления и статус собственности. Этапы приватизации государственной собственности, принципы приватизации. Краткая характеристика частной, общественной, муниципальной, государственной и смешанной форм собственности. Основные тенденции организационных изменений в современных условиях. Предприятие как самостоятельный субъект хозяйствования. Организационно-правовые формы предприятий. 4.2. Интеграция организаций Понятие термина «корпорация». Характеристика основных видов корпоративных организаций: корпорации, холдинга, консорциума, конгломерата, картели, синдиката, треста. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – сущность и разновидности. Преимущества ФПГ перед другими субъектами рынка. Организационное построение ФПГ и пути повышения их эффективности. Транснациональные корпорации (ТНК) как особый вид корпорации. Роль ТНК в мировой экономике. Причины их появления и особенности функционирования. Различие между многонациональными, глобальными, международными и транснациональными компаниями. Международные совместные предприятия – понятие, виды, отличительные особенности, их основные характеристики. Причины и особенности выхода на международные рынки. Основные факторы успеха совместных предприятий.
Перспективные направления развития организаций 6.1. Организации будущего Эволюции организационных форм и их причины. Возникновение новых требований к построению организаций. Трансформация свойств организаций по мере их развития. 6.2. Законы и принципы организации Понятие зависимости, закона и закономерности. Основополагающие законы организации. Принципы организации.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
План: 1.1.1. Теория организации в системе наук 1.1.2. Эволюция взглядов на организацию 1.1.3. Понятие и сущность организации
1.1.1. Теория организации в системе наук
Каждый человек в течение своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди учатся, работают, преодолевают неудачи, развивают науку и культуру, вступают в отношения. В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями. Организация – очень сложный механизм, у неё есть свой облик, культура, традиции, репутация. Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать намеченным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ими управлять эффективно. Зачем организации необходимы, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются – ответы на эти и многие другие вопросы в той или иной мере даёт теория организации. Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза – отделение управленческих функций от капитала – собственности и превращение управления в профессию. Вторая – появление, начиная с 1920 года, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации принятия решений. Третья – переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей с широким использованием информационных технологий. Каждая фаза – ответ на вызов времени, на радикальные экономические изменения. Вступление в XXI век характеризуется переходом к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Появились признаки нового прорыва – кооперация и сотрудничество всё более вытесняют конкуренцию, что подтверждается появлением новых форм организаций – это альянсы, виртуальные, сетевые, интеллектуальные, глобальные и обучающиеся организации. Существуют различные трактовки термина «организация». В одном случае термин употребляется для обозначения деятельности по упорядочению элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Такое толкование близко к слову “организованность”. В других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. Организация как объект – это комплекс взаимосвязанных элементов в единстве с внешним окружением. Именно такое понимание положено в основу данного курса теории организации. Организация не может быть предметом изучения одной науки – теории организации, это предмет междисциплинарного изучения. Рассмотрим систему наук об организации (табл. 1.1.1.). Таблица 1.1.1.
Какой же вклад в теорию организаций вносят названные научные дисциплины? Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими целей принадлежит науке об управлении. Разграничение теории управления и теории организации неоднозначно – что является составной частью чего? Будем считать теорию организации самостоятельной наукой, исходя из концепции большинства авторов, что “организация” отвечает на вопрос, чем управлять и “управление” – зачем и как воздействовать на объект. Задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных наук. Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через прогнозирование поведения индивидов, выявление условий, мешающих или способствующих рациональным действиям людей. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации. Это выводы и рекомендации, касающиеся организационных структур, бюрократии, коммуникаций, природы конфликтов, мотивации деятельности человека и его места и роли в социальных системах. Связь теории организации с экономической наукой определяется выводами и рекомендациями по отношениям собственности, методам экономического стимулирования и оценки эффективности функционирования. Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой – это вопросы гражданского, трудового и административного права. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, регулирующих отношения. Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций. Теория организации – это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства функционирования и развития организаций – сложных динамических систем, имеющих цель.
1.1.2. Эволюция взглядов на организацию Как уже отмечалось, теоретические основы построения организаций разрабатывались на стыке разных отраслей знаний. Изменения функционирования организаций в XX веке внесли много нового в развитие взглядов, концепций, принципов и методов управления. Это вызвало к жизни множество разных взглядов, объединившихся в научные школы и изучающие закономерности построения организаций. Есть теории, основанные на единственном рациональном способе построения организаций, которые называются универсальными. Есть теории, согласно которым структура организации зависит от конкретной ситуации и которые получили название ситуационных. Вообще теории различаются по способу их разработки. Рассмотрим коротко эволюцию взглядов на организацию. Классическая теория организации. Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основной вклад внесли: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт, Х.Минцберг, Х. Эмерсон, Г. Таун, М. Кук, А. Файоль, Д. Лизли, А. Гейли, Л. Урвик, М. Вебер и др. Рассмотрим ключевые разделы классической теории организации. Научное управление. Основополагающей предпосылкой этого направления является то, что работа должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Ф. Тейлору, обязанность управленца – собирать и анализировать данные с рабочих мест. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»: · вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы; · с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу; · тесно сотрудничать с людьми; · обосновывать разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение. Данная школа содержит следующие концептуальные моменты: · необходимо отделять планирование работ от их выполнения; это разделение базируется на специализации труда как руководителей, так и исполнителей на каждом уровне организации, поэтому задачи отделов планирования – выработка предписаний для управляющих; · должно быть функциональное руководство группой, то есть делить работу между управленцами так, чтобы каждый выполнял определенное число функций; · необходимо проводить исследование в действии и во времени; считается, что это важнейшая черта научного управления, предполагающая, что основной способ улучшить работу – это определить наилучший путь ее выполнения и стандартное время её выполнения; · должна быть премиальная система заработной платы; Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, то есть мотивация персонала через заработки повышает производительность; этот подход был развит Г. Ганттом, который предложил сдельно-премиальную система оплаты труда, то есть часть зарплаты была гарантирована при выполнении задания, а перевыполнение – премировалось; · должен проводиться постоянный отбор и обучение персонала; сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, отвечающих критериям, и их обучение. Исторически первым была организация обучения начинающих рабочих своей профессии у более опытных. Позднее Г.Гантт и Х. Манстерберг рекомендовали проводить обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами (специальное профессионально-техническое обучение), что широко начало реализовывался с 1930-х годов. Теория организации. Школа научного управления пришла к выводу о необходимости формирования принципов построения организаций, и возникла школа теории организаций. Ответом на эту потребность стали работы Анри Файоля; он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации (табл. 1.1.2.). Таблица 1.1.2.
Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности. Принцип разделения труда. Согласно А. Файолю, разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должно быть направлено внимание и усилия исполнителя. Разделение труда имеет пределы, и после 1930 года появился подход, связанный с человеческим фактором. Принцип единства цели и руководства. Все виды работ, появляющиеся в результате разделения труда, должны быть направлены к единой цели. Деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип соотношения централизации и децентрализации. Принцип говорит о необходимости нахождения баланса между централизацией и децентрализацией, т.е. размера власти с учетом ее способностей. Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между властью, которой человек наделен, и ответственностью, здесь необходимо соблюдение равенства. Определена ответственность – должны быть определены и права. Принцип цепи. Цепь – это путь вертикальных связей в организации, то есть необходимо наличие соподчиненной цепи руководителей. Принципы процесса состоят в следующем: справедливость руководителя есть основной фактор мотивации к труду; должна соблюдаться дисциплина в результате оформления соглашений; в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над индивидуальными; любой исполнитель должен исполнять распоряжение одного руководителя. Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации: она должна характеризоваться порядком и стабильностью, работники должны быть инициативны, должен формироваться корпоративный дух. Бюрократическая теория организации. Эту теорию создал Макс Вебер как рациональную структуру деятельности с предсказуемостью поведения подчиненных. Суть теории сводится к следующим моментам: · все задания должны быть специализированы, исполнитель несет ответственность за их исполнение; · каждое задание должно выполнятся по одной и той же системе правил; · каждый сотрудник отвечает перед руководителем за свои действия; · каждое официальное лицо должно вести дела безлично и формально, с поддержанием дистанции между подчиненными; · наем на работу должен быть строго формализован. Таковы основные моменты классической теории организации. Всеобщая организационная наука – тектология. А.А.Богданов в 1920 году издал работу “Всеобщая организационная наука (тектология)”. Он сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества и разработать концепцию традиционной организации – вещей, людей и идей. Он поставил задачу – вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех трех систем: технических, биологических и социальных. Им были высказаны следующие идеи: · необходимость системного подхода к изучению организации; · организационное целое больше суммы его отдельных частей; · основными организационными механизмами являются формирующий и регулирующий; · первичным фактором является техника; · закон «наименьших», в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым ее звеном, т.е. развитие организации зависит от ее слабого звена. Факторы эффективной организации Исследования Р. Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями. Разработанная им «Система – 4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через: · процесс выдвижения целей, · принятие решений, · контроль, · децентрализацию. Он доказал, что организации, построенные на положениях классической теории, являются неэффективными, так как они консервативны и не учитывают изменения внешней среды, стремление к свободе, повышение образованности населения, стремлений к развитию личности и сохранению здоровья, усложнение технологий и др. Для реализации его подхода необходимо лучше использовать человеческие ресурсы и спектр мотиваций, значит необходимо соблюдать принцип взаимоотношений, поддержки, групповое принятие решений, постановку высоких целей. Этот подход противоположен бюрократическому.
Теория административного поведения. Г. Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к классической школе, он предложил концепцию “административного работника”, которая исследует собственные интересы, действует адекватно, но не оптимально. С его точки зрения, упростить процесс принятия решений можно, ограничив цели, на которые направлена деятельность. Чем точнее обозначены цели, тем точнее решение оценивается как приемлемое. Должна быть установлена иерархия целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижестоящему уровню. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям усиливает возможность рационального поведения. Данная теория делает акценты на важность правил в поддержании рационального поведения внутри организации.
Теория организационного потенциала В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей по организационным структурам управления. Он выделил два подхода к построению организационных структур. Первый – структурный, характерный до 1940 года, когда основной упор делался на внутреннее строение организации. Это статический подход, не учитывающий влияние изменений внешней среды. Второй – динамический подход, в нем основное внимание уделяется анализу влияния внешней среды на организацию. Динамический подход описывается следующей моделью (рис. 1.1.1.):
Ресурсы Организация Среда
Рис.1.1.2.
В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа – в рамках статистического и динамического аспекта. И. Ансофф считает, что основная задача высшего руководства современной организации – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. В условиях стабильных внешних связей с одним рынком сбыта основной стратегией фирмы является снижение издержек производства, наиболее эффективна здесь функциональная структура (1900 – 1920 год). НИОКР
Ресурсы Производство Среда Сбыт Маркетинг
Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами привело к образованию отделений и появлению дивизионных структур несколько повторенная n раз функциональная) (1920-1940 год) (рис. 1.1.2). ……. ……. …… Рис.1.1.2.
Образование после 1945 года многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма. Произошло образование филиалов. Это многонациональная структура с матрицей типа “ отделение – страна” (рис. 1.1.3).
Рис.1.1.3.
Увеличение числа нововведений и сокращение жизненного цикла изделий вызывает необходимость создания специальных служб со специалистами только для координации работ. Возникла матричная модель управления (рис. 1.1.4.): Рис.1.1.4.
Рассмотрев эволюцию организационных структур, И. Ансофф выделил основные тенденции их развития, которые говорят о том, что любая организация есть чаще всего сложная совокупность большого количества взаимосвязанных элементов. В настоящее время происходит изменение организационного потенциала организаций через изменение стиля руководства, структуры организации и изменения системы ценностей, перестройка информационных потоков и т.д.
Теория институтов и институциональных изменений В начале 1990 года американский ученый Дуглас Норт, ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ по вопросам теории организаций. Он считает, что рынок – это сложное и неоднозначное явление, охватывающее различные институты. Институты – это набор правил, т.е. разработанные людьми формальные и неформальные законы, правила, ограничения, кодексы поведения. Организации – игроки, правила игры, между которыми определяют институты. Институциональное развитие экономики – это взаимодействие между институтами и организациями. Он показал, что организационные факторы играют большую роль, чем технические, а ключ экономического роста – эффективная организация экономики.
1.1.3. Современные направления теоретических разработок
В настоящее время на переднем крае оказались 4 направления, отражающие изменения функционирования организаций: 1. Реинжиниринг, это перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это теоретические и практические шаги оздоровления организаций с реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе мотивации персонала. Цель – настройка управленческого механизма на овладение рынком. 2. Концепция внутренних (организационных) рынков корпораций. Это перенесение закономерностей рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность. Подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном обороте. Организационные рынки приводят к снижению расходов. Подразделения с экономической самостоятельностью внутри предприятия могут активно вносить изменение в организацию. Возникают сетевые организации и виртуальные корпорации. Новые объекты управления требуют новой управленческой теории. 3. Теория альянсов. Компании объединяются для того, чтобы использовать возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть использованы. Главное здесь – наличные человеческие ресурсы, их развитие, установление системы доверия. Профессиональные знания каждого партнера позволяют создать более эффективную организацию. 4. Концепция экологически осознанного руководства. Основа концепции – представление организации как части природного кругооборота. В центре внимания оказываются экологические вопросы: - приобретение экологически чистых ресурсов, - ограничение выбросов, - сокращение отходов, - снижение риска аварий, - производство экологически чистых продуктов. Осуществление данной концепции требует соответствующих систем управления. Вводится понятие экологической размерности, экологической эффективности. Речь идет о переходе от контроля за производством вредных веществ на конечном этапе к управлению использованием ресурсов на входе в систему и предотвращению образования вредных веществ. 1.2. Природа и сущность организации
План: 1.2.1. Организация и управление. 1.2.2. Сущность системного подхода к проектированию организации. 1.2.3. Внутренняя и внешняя среда организации. 1.2.4. Жизненный цикл организации.
1.2.1. Организация и управление
Теория организаций призвана ответить на вопросы – зачем необходимы организации, как они создаются, почему члены организации действуют так, а не иначе. Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели. Проанализируем это определение. Под словами “сознательно координируемое” необходимо понимать управление. Под “социальным образованием” необходимо понимать то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Под понятием “ с определенными границами” понимается то, что имеет организация относительно определенные границы, так как они могут меняться со временем. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия. Управление организацией – специфический вид деятельности по определению целей, разработке механизмов их достижения и координации труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям. Для организации характерны следующие принципиальные моменты: - комплексность, - формализация, - соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации, она включает уровень разделения труда (специализации), количество уровней управления в иерархии организации, а также степень территориального распределения частей организации. Под формализацией понимается заранее разработанные и установленные правила и процедуры производственного поведения работников. Каждая организация самостоятельно определяет уровень формализации. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых принимаются управленческие решения. Принятое соотношение определяет тип организационной структуры управления. Организации проектируются заранее, чтобы сформировать структуру для достижения целей. При проектировании организации ее обычно представляют как организм, который будет действовать рационально, целенаправленно, имеет цель и совершенствует методы ее достижения. Следует различать теорию организации и организационное поведение. Объект в теории организации – макроуровень, он описывает организацию в целом и ее части и то, как обеспечить ее эффективное функционирование. Объект в организационном поведении – это микроуровень, где поведение индивидуумов и групп рассматриваются с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации, статус, руководства, общения, конфликта. Это две научные дисциплины, дополняющие друг друга. Каждая организация имеет свое предназначение – миссию. Миссия организации – это выраженные словесно образ и предназначение организации в долгосрочном периоде. Миссия: - представляет собой базис, опорную точку для определения ее целей, - позволяет сформировать ясные и непротиворечивые цели, - объединяет усилия работников по достижению целей, - необходима для получения поддержки со стороны внешней среды. Основные вопросы, которые отражаются в формулировке миссии организации: - предлагаемые продукты (услуги), - место в системе рыночных отношений, - цели организации, - технологии (процессы), - философию организации (взгляды, ценности), - внутреннюю концеп
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.013 с.) |