Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы менеджмента

Поиск

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

«15» сентября 2011 г. протокол № 1

Ректор _______________ О.П. Киреев

 

ПРОГРАММА

государственного экзамена по специальности

080507 «Менеджмент организации»

 

Для студентов выпускного курса по специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

 

Программу подготовил:

д.э.н., профессор Генелес М.В.

Под общей редакцией проректора

по учебной работе, к.ф.н. Яблоновской Т.В.

 

Москва 2011 г.

 

 

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Экзамен проводится в порядке государственной проверки знаний и навыков выпускников учебного заведения по основным профилирующим дисциплинам. Программа предназначена для подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену.

В программу включены основные разделы по профилирующим дисциплинам специальности 080507 – «Менеджмент организации».

Такими дисциплинами являются:

- менеджмент;

- стратегический менеджмент;

- управленческие решения;

- инновационный менеджмент;

- управление персоналом.

 

Программа представляет собой нормативный документ, содержание которого носит более укрупненный характер по сравнению с программами учебных курсов. Содержание программы адекватно содержанию учебных курсов, изучавшихся выпускниками в предшествующий государственному экзамену период. Программа позволяет выделить основные темы учебных дисциплин, важнейшую проблематику этих курсов, которые студенты должны знать в первую очередь. Следовательно, настоящая программа не подменяет программы по учебным курсам, а является средством, способствующим подготовке студентов по важнейшим вопросам, которые будут включены в экзаменационные билеты для итогового междисциплинарного экзамена. Для успешной сдачи экзамена студент должен знать основы упомянутых выше учебных дисциплин и уметь применять эти знания на практике. Студент должен быть готов не только к ответу на вопросы билета, но так же к активной беседе в направлении, заданном вопросами экзаменационного билета. Поэтому, следует иметь в виду, что содержание экзаменационного билета требует от студента полного ответа.

Ответ студента на итоговом экзамене оценивается государственной экзаменационной комиссией по 4-х балльной системе.

Ответ оценивается на "отлично", если студент продемонстрировал глубокое знание теоретических проблем по вопросам билета в теской связи с практикой в условиях современных рыночных отношений и ответил на дополнительные вопросы комиссии, как по вопросам билета, так и в целом по курсам, входящим в блок общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Оценку "хорошо" получает студент на ответы, в которых были отражены на достаточно высоком уровне основные проблемы, поставленные в экзаменационном билете, но при этом не на все основные и дополнительные вопросы даны глубокие аргументированные ответы.

Ответ оценивается на "удовлетворительно", если студент в общем виде осветил сущность проблем, поставленных в экзаменационном билете, но не ответил при этом на дополнительные вопросы комиссии.

Оценка "неудовлетворительно" ставится за ответ, который показал неумение студента ориентироваться в основных проблемах курсов, входящих в блок общепрофессиональных и специальных дисциплин, и дополнялся слабыми ответами студента на вопросы членов комиссии.

Результаты экзамена оцениваются коллегиально на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные понятия и категории менеджмента

Понятие «менеджмент». Взаимосвязь основных категорий менеджмента: цель, предмет, субъекты, объекты. Виды и принципы менеджмента. Функции управления. Основные уровни управления. Системный подход в менеджменте. Понятие «система». Основные элементы системы управления: цель управления, процесс управления, механизм управления. Виды структур управления. Внутрисистемные контуры управления: управление ресурсами, процессами, объектами. Внесистемные контуры управления: управление потребностями и потреблением, источниками ресурсов и поставками, связями со смежными производственными и общественными системами.

Формирование науки управления и эволюция менеджмента

История развития управленческой мысли в России и за рубежом. Развитие школ управления и эволюция управляющих систем. Классический менеджмент. Промышленная инженерия. Администрирование. Бюрократические модели. Психотехника. Human Relations-доктрина человеческих отношений. Managment ohne Hierarie (менеджмент без иерархии).

Понятие и сущность организации

Понятие организации. Виды организаций. Элементы организаций. Функциональные области деятельности организаций. Жизненный цикл организации. Основы построения и развития организаций. Механистическая и органическая организационные системы. Традиционная, дивизиональная и матричная схемы организаций. Корпоративная и индивидуалистическая организации. Новое в типах организаций. Адаптация к рынку. Организационное проектирование. Методические, организационные и правовые процедуры формирования организаций.

 

Формирование миссии и целей организации

Существующие подходы к формированию миссии организации. Узкое и широкое понимание миссии организации. Факторы, определяющие миссию организации. Ключевые характеристики миссии. Выбор миссии и ценностные ориентации высшего руководства.

Цели организации. Понятие и виды целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования, предъявляемые к целям организации. Процесс установления целей.

Менеджеры в организации

Содержание труда менеджера. Типы менеджеров. Требования к менеджерам. Основные качества личности менеджеров. Современная модель менеджера. Руководство, власть, лидерство. Традиционные концепции лидерства. Концепция ситуационного лидерства. Феномен власти в менеджменте. Новое в теориях лидерства.

Коммуникации в менеджменте

Понятие и сущность коммуникации. Цели коммуникации. Виды коммуникаций. Значение коммуникаций в организации. Коммуникационный процесс. Этапы коммуникационного процесса. Содержание элементов коммуникационного процесса. Информационные системы в коммуникациях: локальные, корпоративные, глобальные.

Раздел 2 Маркетинг

Тема 1. Методологические основы маркетинга

Место маркетинга в системе наук. Роль в изучении маркетинга экономических, технических, социально – психологических, общеобразовательных и специальных наук. Связь маркетинга и менеджмента.

Определение маркетинга, его цели и задачи.

Концепции маркетинга. Эволюция концепций маркетинга. Интегрированный маркетинг. Современные концепции маркетинга.

Социальная ориентация концепций маркетинга.

Эволюция взглядов на роль маркетинга в фирмах и компаниях. Функции маркетинга. Основополагающие принципы маркетинга. Сопровождающие принципы маркетинга. Принципы открытых систем в маркетинге.

Виды маркетинга. Роль маркетинга в экономическом развитии страны. Инструментарий маркетинга. Комплекс маркетинга (товар, цена, продвижение распределение, потребитель, производство, имидж).

Раздел 3. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Теоретические основы инновационного менеджмента

Общая характеристика инновационного менеджмента. Сущность и структура инновационного менеджмента. Содержание системы инновационного менеджмента организации.

Цели, задачи и принципы инновационного менеджмента. Предмет инновационного менеджмента.

Научные подходы у инновационному менеджменту. Система функций и методы инновационного менеджмента. Взаимосвязи инновационного менеджмента с другими дисциплинами. Место инновационного менеджмента в общей структуре менеджмента.

 

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Планирование деловой карьеры персонала

Сущность и значение карьерного роста для индивида и организации. Понятие карьеры. Виды карьеры и их социальный аспект. Планирование карьеропродвижения персонала. Особенности существующих систем найма. Контроль деловой карьеры персонала. Использование различных мотивационных факторов при построении индивидуальной карьеры.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Менеджмент

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Гардарика, 2009. Гриф МО РФ

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – 4-е издание перераб. и доп. – учебник. Гриф МО РФ. – М.:ЮНИТИ, 2009.

3. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры. М.: Высшая школа, 2010

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Пер. с англ. – М: Дело, 2005

Стратегический менеджмент

1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций: учебное пособие. – М.: Инфа-М, 2010. Гриф МО

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. – М. Экономистъ, 2009 – Гриф МО

3. Фатхитдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Дело, 2010. – Гриф МО

4. Томсан А.А., Стрикленд Ш.А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: пер.с англ. – М.: Экономистъ, 2009 – Гриф МО

 

Управленческие решения

1. Фатхитдинов Р.А. Управленческие решения: учебник. – 6-е изд., доп., перер.М.: Инфра-М, 2010.- Гиф МО РФ

2. Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой К.И. Разработка управленческих решеий: учебник:- 2е изд., перераб., доп. – М.: Юнити-Дана, 2009.– Гриф УМО

 

Инновационный менеджмент

1. Фатхитдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- Гриф МО РФ

2. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие. – М.: Дело, 2011. – Гриф УМО

 

Управление персоналом

1. Управление персоналом организации: учебник/под ред. А.Я. Кибанова.3-е изд.-М.: Инфра-М, 2009.-Гриф МО РФ

2. Управление персоналом: учебник (практическое руководство)/ под ред. А.Я. Кибанова, Л.М. Ивановской.-М.: Экзамен, 2009.-Гриф УМО

3. Маслова В.М. управление персоналом преприятия: учебное пособие.- М.: Юнити-Дана, 2011. –Гиф УМО

 

 

Вопросы итогового государственного экзамена по специальности

«Менеджмент организации»

 

1. Сущность, признаки, разновидности стратегической деятельности.

2. Функциональный, факторный и ситуативный подходы в инновационном менеджменте.

3. Эволюция концептуального содержания маркетинга.

4. Особенности метода долгосрочного планирования, метода стратегического планирования.

5. Инновационный проект: понятие, основные признаки, виды. Концепция проектного управления инновациями.

6. Контроль маркетинговой деятельности предприятия.

7. Особенности метода действий по «слабым сигналам».

8. Экспертиза инновационного проекта. Критерии успешности и основные показатели его эффективности.

9. Понятие поведения потребителей. Концепция мотивов покупательского поведения. Формы ответной реакции рынка на стимулы производителей.

10. Сопротивление в организации в период перехода к новой стратегии.

11. Мотивация трудовой деятельности персонала.

12. Виды маркетингового исследования. Бриф и проект маркетингового исследования.

13. Методы стратегического управления организацией.

14. Понятие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Сущность и содержание НИР и ОКР как первой фазы инновационного развития.

15. Товар как центральное звено в комплексе маркетинга. Товарная и ассортиментная политика компании.

16. Метод выбора стратегической позиции. Метод ранжирования стратегических задач.

17. Понятие организации инноваций. Многообразие и особенности организационных форм инновационной деятельности.

18. Комплекс маркетинга и его инструментарий. Цели разработки комплекса маркетинга.

19. Развитие методов стратегического управления.

20. Инновационные стратегии фирмы.

21. Стратегия управления персоналом. Кадровая политика и её разработка.

22. Варианты преодоления сопротивления в организации.

23. Система понятий: новшество, нововведение, инновация. Сущность, характерные черты и классификация инноваций (нововведений).

24. Позиционирование товаров на рынке. Построение карты восприятия.

25. Оценка среды организации как элемент стратегического управления.

26. Научные концепции инновационного менеджмента. Волновая теория развития Н.Д.Кондратьева и Й. Шумпетера.

27. Источники маркетинговой информации и методы ее получения.

28. Метод действий в условиях стратегической неожиданности.

29. Инновационный менеджмент как система.

30. Понятие и процесс сегментации рынка. Переменные для сегментации рынка «в 2 с» и «в 2 в».

31. Современная концепция маркетинга: содержание и признаки кризисных явлений.

32. Развитие персонала: адаптация, обучение. Формирование кадрового потенциала.

33. Основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

34. Понятие маркетинга и его функции в компании.

35. Планирование человеческих ресурсов, кадровое регулирование.

36. Современные школы менеджмента: общая характеристика.

37. Средневзвешенная и предельная стоимость капитала коммерческой организации.

38. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

39. Бухгалтерская отчетность – информационная база финансового менеджмента

40. Организационные исследования: цели, организация, использование результатов.

41. Понятие и виды управленческих структур. Организационная структура управления. Типы организационных структур. Особенности организационных структур.

42. Всеобщее управление качеством (ТQМ). Основные принципы его реализации.

43. Оценка эффективности деятельности персонала.

44. Управленческие полномочия, делегирование прав и ответственности.

45. Концепция всеобщего управления качеством. Принципы системного управления качеством.

46. Методология и основные подходы в управлении персоналом.

47. Менеджмент – управление, ориентированное на успех (составляющие успеха организации).

48. Принципы и факторы обеспечения качества продукции. Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества.

49. Маркетинг персонала. Рынки труда.

50. Миссия организации: сущность, содержание. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии.

51. Сущность понятий качество, управление качеством. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством.

52. Подбор, отбор, найм персонала. Современные методы и формирование корпоративной культуры.

53. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений.

54. Основные направления в области управления качеством в зарубежной практике.

55. Оценка персонала, оплата труда и производительность труда. Их взаимосвязь.

56. Коммуникации и управленческая информация в современной организации.

57. Организация. Жизненный цикл. Поведение персонала на разных этапах жизненного цикла.

58. Методологические подходы в современном менеджменте: системно-комплексный и программно-целевой подходы.

59. Факторы групповой эффективности.

60. Иерархия в организации.

61. Процесс развития и разрешения конфликта в системе управления организацией.

62. Власть и лидерство.

63. Субъективные проблемы, снижающие уровень управляемости в организации.

64. Обеспечение качества и эффективности управленческих решений менеджеров.

65. Конфликты как фактор снижения эффективности. Конфликт и развитие.

66. Управленческое консультирование в организации.

67. Мотивация. Стимулирование.

68. Развитие теории организации. Модели организации.

69. Цели и задачи финансового менеджмента.

70. Изменения в организации. Поведение в условиях изменения.

71. Конфликты в организации.

72. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.

73. Группа и команда. Признаки. Различия принципов групповой и командной работы.

74. Объективные проблемы, снижающие уровень управляемости в организации.

75. Субъекты и объекты финансового менеджмента.

76. Роль организационного поведения в менеджменте.

77. Управление в организации.

78. Учет инфляционного обесценения денег в принятии финансовых решений.

79. Личность в организации. Роль личности.

80. Типология организаций.

81. Математическое и банковское дисконтирование.

82. Характеристики личности и эффективность деятельности.

83. Стратегическое управление в организации.

84. Расчет запаса финансовой прочности организации.

85. Сущность, основные признаки организации.

86. Основные финансовые коэффициенты отчетности.

87. Портфель ценных бумаг, сущность и содержание управления им.

88. Эффект производственного (операционного) рычага.

89. Типы портфелей ценных бумаг.

90. Содержание основных форм финансовой отчетности.

 

 

Заведующий кафедрой менеджмента

доктор экономических наук, профессор М.В. Генелес

 

 

Проректор по учебной работе Т.В. Яблоновская

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

«15» сентября 2011 г. протокол № 1

Ректор _______________ О.П. Киреев

 

ПРОГРАММА

государственного экзамена по специальности

080507 «Менеджмент организации»

 

Для студентов выпускного курса по специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

 

Программу подготовил:

д.э.н., профессор Генелес М.В.

Под общей редакцией проректора

по учебной работе, к.ф.н. Яблоновской Т.В.

 

Москва 2011 г.

 

 

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Экзамен проводится в порядке государственной проверки знаний и навыков выпускников учебного заведения по основным профилирующим дисциплинам. Программа предназначена для подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену.

В программу включены основные разделы по профилирующим дисциплинам специальности 080507 – «Менеджмент организации».

Такими дисциплинами являются:

- менеджмент;

- стратегический менеджмент;

- управленческие решения;

- инновационный менеджмент;

- управление персоналом.

 

Программа представляет собой нормативный документ, содержание которого носит более укрупненный характер по сравнению с программами учебных курсов. Содержание программы адекватно содержанию учебных курсов, изучавшихся выпускниками в предшествующий государственному экзамену период. Программа позволяет выделить основные темы учебных дисциплин, важнейшую проблематику этих курсов, которые студенты должны знать в первую очередь. Следовательно, настоящая программа не подменяет программы по учебным курсам, а является средством, способствующим подготовке студентов по важнейшим вопросам, которые будут включены в экзаменационные билеты для итогового междисциплинарного экзамена. Для успешной сдачи экзамена студент должен знать основы упомянутых выше учебных дисциплин и уметь применять эти знания на практике. Студент должен быть готов не только к ответу на вопросы билета, но так же к активной беседе в направлении, заданном вопросами экзаменационного билета. Поэтому, следует иметь в виду, что содержание экзаменационного билета требует от студента полного ответа.

Ответ студента на итоговом экзамене оценивается государственной экзаменационной комиссией по 4-х балльной системе.

Ответ оценивается на "отлично", если студент продемонстрировал глубокое знание теоретических проблем по вопросам билета в теской связи с практикой в условиях современных рыночных отношений и ответил на дополнительные вопросы комиссии, как по вопросам билета, так и в целом по курсам, входящим в блок общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Оценку "хорошо" получает студент на ответы, в которых были отражены на достаточно высоком уровне основные проблемы, поставленные в экзаменационном билете, но при этом не на все основные и дополнительные вопросы даны глубокие аргументированные ответы.

Ответ оценивается на "удовлетворительно", если студент в общем виде осветил сущность проблем, поставленных в экзаменационном билете, но не ответил при этом на дополнительные вопросы комиссии.

Оценка "неудовлетворительно" ставится за ответ, который показал неумение студента ориентироваться в основных проблемах курсов, входящих в блок общепрофессиональных и специальных дисциплин, и дополнялся слабыми ответами студента на вопросы членов комиссии.

Результаты экзамена оцениваются коллегиально на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные понятия и категории менеджмента

Понятие «менеджмент». Взаимосвязь основных категорий менеджмента: цель, предмет, субъекты, объекты. Виды и принципы менеджмента. Функции управления. Основные уровни управления. Системный подход в менеджменте. Понятие «система». Основные элементы системы управления: цель управления, процесс управления, механизм управления. Виды структур управления. Внутрисистемные контуры управления: управление ресурсами, процессами, объектами. Внесистемные контуры управления: управление потребностями и потреблением, источниками ресурсов и поставками, связями со смежными производственными и общественными системами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.014 с.)