Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.

Поиск

Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента. Комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации как основные структурные компоненты организации. Уровни менеджмента в организации. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре.

Теория «социальных систем». Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч. Барнарда. Применение методов структурного функционализма в менеджменте. Основные характеристики внешней среды организации.

Планирование, организация, мотивация и контроль - ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Представление организационной функции и дисфункции Р.К. Мертоном. Понятие явной и латентной функций. Соотношение функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения, по Т. Парсонсу. Организационный аспект теории «социального действия» М. Вебера.

Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и как желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Роль менеджера в формировании миссии организации. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Взаимосвязь цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?

2. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.

3. Каково влияние интуиции и культуры менеджера на фор­мирование и развитие организационных целей?

 

Школы научного и административного управления.

Научный и традиционный менеджмент. Концентрация администрацией предприятия «мыслительного» компонента деятельности. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора: разделение труда; измерение труда; задачи-предписания; программы стимулирования; мотивация; роль индивидуальных способностей; роль менеджмента; роль профсоюзов; развитие управленческого мышления.

Изучение методов физической работы Ф. и Л. Гилбретами методами «исследования движений» и «временного исследования» (при помощи хронометрирования и нормирования). Разработка методики премиальной оплаты; проблема социальной ответственности бизнеса; идея использования инструктора по обучению работника предпочтительным способом Г. Гантта.

Возможность применения штабного принципа в менеджменте Г. Эмерсоном. Фордизм как пример механистической модели организации. Философское обоснование научного менеджмента О. Шелдоном. Функции и принципы управления А. Файоля; определение им необходимых качеств менеджеров.

Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни, по Веберу. Логические законы организации Дж. Муни и. А Рейли. «Синтетический подход» Л. Гьюлика и Л. Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

2. Какие элементы системы «достигающего рабочего» и «достигающего управляющего» являются неадекватными менеджменту конца XX в.?

3. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных орга­низациях.

 

Доктрина человеческих отношений.

Изучение М.П. Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми, по Ф. Ротлисбергеру. X. Мюнстерберг как основатель промышленной психологии. Основные выводы хоторнских экспериментов Э. Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей.

Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность организационных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к «менеджменту участия» - установка школы «человеческих отношений». Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине «человеческих отношений».

Концепция «X» и «У» Д. Макгрегора. Идея «революции менеджеров» А. Берли и Г. Минза. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях. Концепция производственной демократии (Д. Рисман и Дж. Гэлбрейт); привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция «социотехнических систем»; кружки контроля качества.

 

Понятие качества рабочей жизни и его основные методики: обогащение труда (Р. Кан), изменение социальной обстановки на работе, эргономичное планирование рабочего места, внедрение оздоровительных программ, свободный график работы, гибкие рабочие места.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1. Каково значение Хоторнских экспериментов Э. Мэйо в развитии теории управления?

2. Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работ­ников в современных организациях?

3. Назовите специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.

4. Опишите концепцию «X» и «У» Д. Макгрегора.

 

Различные школы теории менеджмента.

Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления. Нормативный подход в менеджменте. Восприятие отклонения от предписываемой модели развития как организационная патология.

Теории конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа. Категории игры и власти в работах М. Крозье.

«Эмпирическая» школа теории организации и управления. Проблема взаимоотношения теоретических и эмпирических элементов в менеджменте. Естественный, системный и экологический подходы к изучению конкретных явлений в практике управления.

Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Менеджмент как культурологическая деятельность. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода.

Использование математических моделей в принятии управленческих решений. Применение кибернетических средств и компьютерной техники в решении управленческих задач. Проблема принятия решений в работах Г. Саймона. Программное обеспечение планирования, прогнозирования и моделирования. Организация потоков информации для менеджеров.

Классификация современных организаций Р. Килманном. Парадигмальная периодизация науки управления. «Открытая» и «закрытая» организационные парадигмы менеджмента.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1.Охарактеризуйте методологическую специфику исследова­ния организации различными школами менеджмента.

2.Каково влияние НТП на развитие различных школ и направ­лений науки менеджмента?

3.Как оценивается различными школами менеджмента явле­ние организационной культуры?

 

Стратегический менеджмент.

Понятие и основные функции стратегического управления. Достоинства и недостатки стратегического менеджмента; основные этапы его истории. Анализ средств и методов достижения целей. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

 

Структура стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. Бостонская модель стратегического планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические и технологические. Понятие миссии и цели организации в менеджменте.

 

Стратегические альтернативы развития организации У. Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Пять факторов М. Портера, определяющих привлекательность долгосрочной прибыли сегмента рынка. СВОТ-анализ как метод анализа среды в науке управления. Приростный и предпринимательский стили стратегического поведения в менеджменте.

 

Управление менеджером процессом реализации стратегии. Основные стратегии осуществления изменений: перестройка организации; радикальное преобразование; умеренное преобразование; обычные изменения; неизменное функционирование. Бюджетирование, управление по целям и управление по результатам как примеры методов реализации стратегического плана. Количественные и качественные критерии оценки изменений. Проблема контроля в стратегическом менеджменте.

 

Вопросы для самоконтроля и для обсуждения на семинарских занятиях:

 

1.Каковы специфические черты стратегического планирова­ния в рыночной и плановой моделях экономики?

2.В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?

3.Сформулируйте основные положения стратегии социальной сферы организации.

4.Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?

5. Опишите методику проведения СВОТ-анализа как метода принятия стратегических решений.

6. Опишите 5 факторную модель Портера, применимую для анализа отраслевой конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.009 с.)