Основы менеджмента (конспект лекций). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы менеджмента (конспект лекций).



Основы менеджмента (конспект лекций).

Организации и менеджмент.

Основой общества является организация, т.е. группа людей, объединяющая свои усилия для достижения конкретной цели. Цели обычно выбираются из потребностей внешней среды, т.е. из потребностей остальных членов общества. Иными словами, всякая организация создается и существует для удовлетворения общественных потребностей, которые могут быть самыми различными. А удовлетворяются они переработкой ресурсов, которыми человек или организация располагают (сырье, материалы, финансы и пр.) в конкретные продукты своей деятельности, необходимые для удовлетворения общественной потребности и являющиеся конечной целью такой работы.

Характерной чертой любой групповой деятельности (в отличие от индивидуальной) является необходимость ее координации для того, чтобы групповые цели были достигнуты наиболее эффективно и с наименьшими затратами имеющихся групповых ресурсов. Для этого в любой организованной группе выделяются специальные работники – управляющие (менеджеры). Таким образом, управление являться необходимым во всяком организованном сотрудничестве, равно как и на всех уровнях организации. При этом задача каждого управляющего спроектировать и так поддерживать внешнюю и внутреннюю среду, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей. Тем самым особенностью такой работы, рассчитанной на достижение групповых целей с минимальными затратами времени, денег, материалов или минимальными неудобствами, является применение принципов и методов управления.

Что такое управление? В самом общем смысле управление – это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Такое общее определение подходит под любой вид деятельности, для любых систем (технических, биологических, социальных и пр.). В нашем случае нас интересует управление в более узком смысле как управление только социальными системами – организациями. В этом плане следует отметить, что за всю историю человечество разработало и испытало лишь два принципиально различных механизма управления:

q Иерархия – система, в которой основным средством управляющего воздействия являются силы, возникающие в результате вертикальных отношений «власть–подчинение». Такие отношения ведут к созданию жестких, иерархических структур в которых управление осуществляется путем давления сверху вниз.

q Рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции, на отношениях собственности, на равноправии продавца и покупателя.

На эти механизмы накладывается определенный стиль поведения общества, называемой общественной культурой.

Культура – выработанные и признаваемые обществом в целом и любыми составными его частями (организациями, группами и т.п.) ценностями, социальными нормами, шаблонами поведения, ритуалами, которые диктуют любому члену общества определенные и правила поведения. Ни один из указанных механизмов не существуют автономно. Все они переплетаются между собой, при доминировании иерархии или рынка.

Как видим, управление в этих двух системах отличается, прежде всего, степенью свободы, предоставляемой каждой организации в обществе. В иерархической структуре свобода организации ограничена сверху (вышестоящими уровнями управления), в рыночной структуре – у организации свободы (прежде всего экономической) больше и ограничения, в основном носят культурный характер.

В рыночной экономике управление организациями получило название менеджмента.

Менеджмент – это управление организациями в открытой, рыночной экономике. Объектом управления здесь является экономически самостоятельная организация, осуществляющая свою деятельность в любых отраслях, различных сферах экономики. Другими словами, термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration»«государственное управление».

Существуют много определений менеджмента. Менеджмент определяется и как управленческая наука и как искусство управления, как процесс и в то же время как вид деятельности, как категория людей и собственно аппарат управления.

Коротко можно сказать, что менеджмент – род деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления, присущий рыночным экономическим отношениям.

Менеджмент – персонифицированное управление, неотделимое от менеджеров, т.е. руководителей, управленцев, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе. Иными это социальный слой тех, кто осуществляет управление. Однако, к менеджменту относятся не только руководители. Например, американцы, говоря о менеджменте, подразумевают не только руководителя, т.е. человека, принимающего управленческие решения, но и тех, кто эти решения готовит, т.е. работников аппарата управления ­ – субъектов управления, действующего в любой организации. В общем смысле применяется термин «администрация», который в большей степени отображает обезличенную систему управления.

Отметим еще одну особенность менеджмента. Когда мы говорим, что объектом управления для менеджмента является организация, то мы имеем ввиду, в основном, предпринимательские организации.

Поясним, что это такое. Становление современных организаций. Система бизнеса. Типы предпринимательских организаций.

Менеджмент. Общая характеристика.

Становление современных организаций.

Одно из первых организаций - государство. Его потребности влияли на развитие науки управления.

Добровольные организации - религиозные. Общественные. Принудительные - армия, школа.

Наиболее многочисленные - утилитарные организации. К ним относят учреждения и предприятия. Они могут иметь разные формы, действовать в разных сферах экономики. В зависимости от целей деятельности различают коммерческие (токоммерческие, (есть создаваемые для извлечения прибыли) и некоммерческие организации.

Вся история человечества- история организаций и управления ими. Древние египтяне, а позже китайцы, не только признавали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции - планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. Создание гигантских сооружений требовало оптимизации, децентрализации или централизации управления, а также делегирования полномочий.

У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривают управление как основной вид искусства. Развитие торговли и создание первых промышленных мануфактур (Венеция, Генуя, затем - Голландия) - разработка системы бухгалтерского учета, контроль уровня запасов и их движения, учета издержек производства и обращения.

В XVI-XVII вв содержание управления организациями исследуется по разным направлениям. Р.Оуэн, Д.Милль - значимость человеческой мотивации, ответственность руководителей за создание условий для работников. А.Смит - разработка теории стоимости. Н.Маккиавелли и Д.Стюарт - формирование теории власти. Качественные изменения в организациях (то есть изменение экономической - развитие капитализма, и политической - развитие демократических форм правления) повлекли создание современного менеджмента.

В настоящее время все организации большинства стран (за редким исключением - Северная Корея, Куба) функционируют в условиях рыночных экономических отношений.

Для современной рыночной экономики характерно функционирование большого числа крупнейших организаций. Среди коммерческих - транснациональные корпорации[A1] (см. теорию современного феодализма). Все это вызвало потребность в формировании науки управления организациями, которые существуют и развиваются именно в рыночной среде.

Система бизнеса.

Для рыночной экономики характерны понятия “«бизнес”» и «предпринимательство»”., к которым очень трудно подобрать однозначное определение. В западных учебниках доминируют системные определения бизнеса такого типа: “Что такое бизнес? Бизнес -– это система ведения дела. Бизнес -– это создание продукции, нужной людям. Бизнес -– это работа. Бизнес -– это система, которую мы создали, для удовлетворения наших желаний. Бизнес -– это центральная магистраль в нашей социально-–экономической системе. Бизнес -– это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое бы отразило множество различных видов деятельности ии понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества” Так определяется это понятие в учебнике “Концепция бизнеса”, подготовленного учеными ТехаскогоТехасского и Иллинойского университетов (США). В нашем понимании бизнес это то, что мы привыкли называть «рыночная экономика». Поэтому мы примем такое определение:

Бизнес – экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, направленная на удовлетворение потребностей и желаний общества.

Предпринимательский бизнес -– это один из элементов системы бизнеса. Слова “бизнес” и “предпринимательство” близки по смыслу. Однако понятие бизнеса гораздо шире, так как охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики -– предпринимателями, потребителями, наемными работниками и государственными структурами, которые выступают субьектамисубъектами бизнеса. Таким образом, предпринимательство или предпринимательский бизнес это бизнес между предпринимателями, т.е. экономико–хозяйственные взаимоотношения субъектов рынка.

 

Для целей дальнейшего повествования рассмотрим несколько подробнее некоторые особенности предпринимательских организаций.

Как уже отмечалось, Ооснову предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства, из которой выросли другие современные формы негосударственной собственности -– групповая, коллективная, кооперативная, паевая. Частная собственность в классической форме,, какв виде собственностьсобственности одного лица, встречается в основном в малом бизнесе, в крупном же это явление чрезвычайно редко.

В предпринимательском бизнесе выделяются три основных компонента:

·q производство продукции и оказание (распределение) услуг:

·q коммерция (торговля):

·q коммерческое посредничество.

Система бизнеса - плод длительной эволюции экономики. В прошлом бизнесу (или “рынку” как это раньше у нас называлось) сопутствовали кризисы, классовые конфликты, социально-политические потрясения, войны. Ситуация кардинально стала меняться с середины ХХ века. Именно в этот исторический период бизнес приобрел системный характер. Каждый заниаетсязанимается своим делом (“делает бизнес”), но в обществе появились такие социальные механизмы, которые существенно сглаживают негативные моменты, связанные с этим процессом.

1.3.Типы предпринимательских организаций.

Рассмотрим основные типы предпринимательских организаций, которыми являются Определим различия между предприятием (заводом), фирмойа и отраслью.

Предприятие -– это учреждениеорганизация в форме завода, фабрики, шахты, магазина и пр., которое выполняет одну или несколько функций по производству или распределению (оказанию) услуг.

Фирма -– это организация, которая владеет одним или несколькими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность.

Отрасль -– группа фирм, производящих одинаковую или подобную продукцию.

СубьектамиСубъектами предпринимательской деятельности являются фирмы. Они различаются между собой качественными и количественными параметрами. Основной, качественный параметр -– тип собственности (частные фирмы, коллективные фирмы с неограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные, объединения фирм, филиалы и представительства).

Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных на основе системе участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения фирма может быть юридически самостоятельной и сама решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишена хозяйственной и юридической самостоятельности, и решением деловых вопросов тогда зависит от материнской фирмы.

Наиболее распространенной правовой формой государственных фирм, так же как и частных фирм, является форма объединений предпринимателей – акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Под государственными предприятиями понимают как чисто государственные организации, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно–частных компаниях государство в лице какого–либо министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50 %).

Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях, обслуживающих другие отрасли промышленности.

Государственные торговые фирмы осуществляют экспортно–импортные операции.

Возвращаясь к параметрам оценки работы предпринимательских организаций отметим, что Ннаиболее характерный к

Количественный параметр оценки -– размер годового оборота капитала.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «управление». С чем связано возникновение управления?

2. Что составляет содержание понятия «организация»?

3. Что такое менеджмент? В чем его особенности и чем он отличается от других видов управления?

4. Кто такие менеджеры? Очертите основную сферу деятельности менеджера? Как связана деятельность по руководству организацией с менеджерами?

5. Бизнес и предпринимательство. В чем особенности этих понятий?

6. Типы предпринимательских организаций. Какими особенностями они отличаются?

 

Существуют много определений менеджмента. Менеджмент определяется и как управленческая наука и как искусство управления, как процесс и в то же время как вид деятельности, как категория людей и орган и аппарат управления.

Менеджмент - область человеческого знания, позволяющееая повысить эффективность деятельности менеджера. Современный менеджмент использует достижения многих наук - математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук, социологии и психологии. Однако, из-за сложности предмета менеджмент нельзя ограничивать теоретическим подходом. Поэтому особую роль в менеджменте играет ситуационный метод, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенную структуру, мотивация ее работников, взаимодействие ее с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются экономические, политические, экологические аспекты, что обуславливает интеграционный характер знаний.

На этой основе возможен синтез науки и искусства управления путем выхода на более сложные и адаптивные саморегулирующиеся системы. Организация рассматривается как открытая система, приспосабливающаяся к изменениям внешней среды.

В начале ХХ века на основе бурного развития технологий развилось классическое аналитико-рационалистическое направление в менеджменте. Успехи в психологии, науки о поведении привели к появлению в менеджменте “школы человеческих отношений”. Усложнение внешней среды потребовало использования сложного математического инструментария. В менеджменте формируется школа количественных методов. В 80-е годы в центре внимания находится анализ организационной структуры как мощного инструмента современного менеджмента. Наконец, в 90-е годы можно говорить о “ренессансе” технократического подхода. Без определенного уровня оснащенности невозможно применение современных информационных и управленческих технологий, а следовательно обеспечение конкурентоспособности предприятий.

Современные подходы

Т.к.В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента., тоПоэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

В современных теориях менеджмента и связанных с ним дисциплин, превалируют несколько подходов, которые тесно взаимосвязаны друг мс другом и образуют единую практическую и теоретическую основу. Общим для них является понимание того факта, что все процессы, происходящие в организации и вне неёее, тесно взаимосвязаны друг с другом. СПоэтомуледовательно, если в классических школах управление понималось и осуществлялось в виде воздействия на внутренние факторы организации (снижение издержек, создание рациональной системы управления производством и персоналом и т.п.), то в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.

 

 

Итак, современный менеджмент опирается на несколько общих мировоззренческих и методологических подходов. Некоторые из них мы рассмотрели ранее, когда говорили об истории развития менеджмента. Можно отметить, что одним из главных результатов работы школ менеджмента явилась разработка определенных подходов (поведенческого, административного, количественного).

Кроме них существуют и другие подходы, которые также отчасти связаны с историей развития менеджмента, а отчасти – являются результатом современных исследований. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы. Их мы рассмотрим подробнее.

Процессный подход.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.

Процессный подход был впервые предложен в школе административного управления, где с его помощью пытались описать функции менеджера. Однако в том случае эти функции рассматривались как независимые друг от друга. В настоящее время Ппроцессный подход рассматривает все функции управления как взаимосвязанные. Управление здесь рассматривается как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. А. Файоль – первоначальный разработчик этой концепции –считал, что существует пять исходных функций. Другие авторы дополнили этот перечень. Из этого перечня наиболее употребимы следующие К числу основных функций относят:

·• прогнозирование - анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций:

·q • пПланирование -– определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации:. Планированию предшествует прогнозирование – анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.

·q • оОрганизация и регулирование -– создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.

q:

·q • мМотивация -– побуждение сотрудников организации к работе для выполнения целей организации. мотивациоя рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью.

q:

·q• контрольКонтроль -– процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. включаяВключает установление критериев для достижения целей, решениярешение задач, определенных в планах; измерение и оценку фактических результатоврезультатов, и сопоставлениясопоставление их с плановыми заданиями;. Наконец,

q • анализанализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.

Подробнее эти функции мы рассмотрим в следующих разделах.

Кроме того, эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

2.2.4. Системный подход.

Организация рассматривается как открытая (социотехническая) система. Системный подход является интеграцией всех подходов и концепций и способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Как говорилось ранее, Пприменение системного подхода связано с изменением общего, философского взгляда на менеджмент. Если раньше все классические школы менеджмента строились на принципе т.н. управленческого рационализма, основой которого было убеждение, что эффективность управления зависит от, в первую очередь, от силы воздействия на внутренние факторы организации, то теперь на первое место выдвигается задача приспосабливаемостиприспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде. Поэтому, таким важным стало осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой), социотехнической системы[3].

 

Важнейшие принципы системного подхода:

q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды;

q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.

Рисунок 22I-A11. Организация как система.

Ситуационный подход.

Системный подход позволяет выявить некие общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации, особенно в части определения основных переменных, влияющих на функцию управления. Поэтому, Ллогическим продолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода, который также соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. Этот подход позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации.

Основой такого подхода является прямое приложение научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствамисвойствами, как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Это требует создания неоклассической теории, когда оперируют не отдельными параметрами, характеристиками, а конкретными многомерными ситуациями.

Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырех шаговый процесс:

1. ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).

2. Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.

3. Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4. увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.

Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от третьего шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые скоре влияют на её успех.

 

Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но для полноты картины их также необходимо рассмотреть. Например, следующие два подхода можно считать упрощёнными практическими реализациями системного и ситуационного подходов.

Комплексный подход.

При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. К сожалению, на практике редко выполняется это требование.

Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, из–за чего они становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические факторы.

Интеграционный подход

В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между:

q Между стадиями жизненного цикла объекта управления;

q Между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

q Между уровнями управления по вертикали;

q Между субъектами управления по горизонтали.

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усилить взаимозависимость отдельных компонент системы управления.

 

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Основной идеей подхода является логическое продолжение мысли о приспосабливаемости организации к внешней среде (см. системный подход). Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Из-за огромной практической значимости и влияния на все аспекты деятельности организации маркетинговый подход выделили в отдельную прикладную научную дисциплину – «Маркетинг».

Нормативный подход.

Как уже упоминалось в рассказе о научной школе управления, один из основателей этой школы (Р. Тейлор) предложил применить методы нормирования труда к процессам управления. Эти идеи сформировали т.н. «нормативный подход».

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:

q Ццелевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно–технического уровня производства и т.п.);

q Ффункциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).

q оОбеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).

Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

В конце данного обзора приведем краткие сведения о том, что дало современной науке развитие некоторых основных школ и концепций (тТаблица 1).

 


Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.

Таблица 1 (по [3])

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
1. Научный менеджмент и классическая административная школа
Научные принципы   Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении Научный подход к менеджменту и принципы управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации
2. школа человеческих отношений и поведенческие науки
Коллектив как особая социальная группа   Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики и лидерства Исследование поведения людей в организациях Исследование поведения людей в организациях Отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам
3. количественный подход (исследование операций)
Применение методов математических исследований, моделирования и вычислительной техники Использование математических моделей в принятии решений Использование автоматизированных информационных систем, специальных программ и программных комплексов
4. системный и ситуационный подходы
Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей   Значение окружающей среды в обратной связи для достижения целей организации Принятие управленческих решений на основе анализа всей совокупности ситуационных факторов

 

Вопросы для повторения

1. В чем особенности школы научного управления?

2. Чем отличается административная школа от школы научного управления? В чем суть основных принципов администрирования А. Файоля, каких аспектов деятельности организации они касаются?

3. Опишите суть и особенности школы человеческих отношений. Чем отличаются основные постулаты этой школы от принципов использования поведенческих наук в управлении организацией?

4. Что такое «исследование операций»? Когда возникло это направление в менеджменте, как оно развивалось?

5. Что такое «подходы» в менеджменте? На чем основаны современные подходы?

6. В чем особенности каждого подхода? Как связаны современные подходы со школами управления?


 


Ресурсы

В самом общем виде деятельность любой организации по осуществлению своей цели можно рассматривать как преобразование ресурсов, получаемых из внешней среды, для достижения результатов, передаваемых во внешнюю среду. Как правило, ресурсы делятся на материальные (сырье, материалы, запчасти и пр.), финансовые (наличные деньги, кредиты и т.п.), трудовые (рабочая сила) и информационные.

Любая организация, независимо от вида деятельности, использует все виды ресурсов. Однако, следует отметить, что в развитии организаций огромную роль играло увеличение количественной доли информации в общей массе ресурсов. Если в начале века информация в качестве ресурса рассматривалась как нечто второстепенное и занимала небольшую долю в структуре ресурсов, необходимых организации, то по мере развития мировой экономической системы информационные ресурсы стали определяющими. Количество и скорость обработки информации менеджерами (как о внутренних процессах, идущих в организации, так и о внешней среде) являются определяющими в процессах управления. Именно это, в конечном счете, во многом определяет эффективность работы организации.

Цели

Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достичь члены организации, работая вместе.

Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.

Общая цель организации является фундаментом для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим подсистемам организации (маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент).

Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Есть ограничения внутренние (связанные с ресурсами организации) и внешние (определяемые факторами внешней среды). На каждом уровне организации имеется своя иерархия целей. Высший уровень – цель всей организации, затем – цели подразделений и отдельных работников.

Классификация целей по ряду критериев. Таблица 2.

 

Критерий классификации Цель
1. Характер организации q коммерческая   q некоммерческая (гос. органы, больницы и пр.)     q получение прибыли, доля рынка, объем продаж q снижение затрат, увеличение числа получателей услуг
2. Уровень организации: q организация как единая система q подразделение q отдельные группы     q цели организации q цели подразделений q цели отдельных групп
3. Характер, сфера деятельности   q производство   q маркетинг   q финансы     q повышение производительности, качество, q освоение новых моделей, анализ рынков, продвижение товаров q рентабельность

Структура.

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.

Функциональная область – перечень работ, выполняемых подразделением организации. Термин связан с термином “функция управления”, но не тождественен ему, так как функция управления трактуется шире. Пример: планирование выполняют как плановый отдел, так и другие подразделения организации.

Формирование структуры осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.

Горизонтальное разделение – это разделение труда между специалистами одного профиля. Иначе – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности.

Вертикальное разделение включает в себя разделение двух уровней.

На первом уровне происходит разделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности.

На втором уровне на основе преднамеренного разделения труда формируется иерархия собственно управленческих уровней.

Вертикальное разделение присуще только управленческой деятельности.

Задачи организации.

Задача – это работа или часть ее, которая должна быть выполнена определенным способом в определенное время.

Вследствие тесных связей между задачей и технологией, существует тенденция со времен промышленной революции делать все задачи как можно более специализированными.

Должностные обязанности включают решения ряда задач, выполнение совокупности работ.

Задачи можно классифицировать по целому ряду признаков. Например: по объекту задачи подразделяются на:

Ø работу с людьми;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.109 с.)