Основные этапы становления современного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы становления современного менеджмента.



Для понимания современного менеджмента важно знать как появились и развивались те основные понятия, которые легли в основу такого сложного и многоэтажного здания, известного нам под названием «современный менеджмент». Естественно предположить, что управление в современном рыночном понимании этого понятия появилось, когда появились рыночные отношения. Для Европы этот период начался не так давно: всего 150-200 лет тому назад. Это был период развития капитализма, характеризуемый появлением новых производственных сил – первых заводов и фабрик, крупных банков, торговых домов и пр. и соответственно новых производственных отношений. Появились большие массы людей – рабочих и служащих, которыми необходимо было управлять. Особенно актуальной эта проблема встала в конце XIX века в промышленно развитых странах – США, Великобритании, Германии и др. Так возникла первая школа менеджмента ­ – школа научного управления.

2.1.Школа научного управления (тейлоризм) (1885 -– 1920 гг).

Особенность этой школы -– объектом изучения явилось производство на самом нижнем его уровне -– рабочем месте.. второе название этой школы – «тейлоризм», связано с именем Роберта Тейлора, одного из основоположников этого направления.

ШТейлоризмкола научного управления -– это совокупность методов организации и нормирования труда; управление производственными процессами; подбора, расстановки работников и т.п.

Аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы (микродвижения). Это позволило разделить трудовой процесс на отдельные операции, выполнение которых поручалось нескольким работникам. При этом труд высокой квалификации одного рабочего (специалиста) заменяется работой совокупности простых рабочих, не имеющих специальных знаний и навыков, что ускоряет трудовой процесс во много раз.

В 1900 г. Гильберт, который был каменщиком, и его жена записали 17 микродвижений каменщика при помощи специальной камеры и хронометра- ([2]- пример 2.1.).

Как Ппродолжением и практическиепрактическоеим развитие метода -стало изобретение конвейера (Г.Форд). Основное развитие получил в начале ХХ века (10-–20 гг.) в США в автомобильной промышленности. Современную цивилизацию невозможно представить без использования конвейерных технологий. Любое В основном применяется в массовыхмассовое и крупносерийныхкрупносерийное производствахо всецело основано на этом методе (текстильная, легкая промышленность, автомобилестроениеавтомобилестроение и т.п.).. Однако, Основные особенности - труд высокой квалификации одного рабочего (специалиста) заменяется на работуой совокупности простых рабочих, не имеющих специальных знаний и навыков. При этом трудовой процесс ускоряется во много раз.крупным недостатком метода является наличие однообразной, монотонной работы. С этим борются при помощи различных методов организации труда (смена рабочих мест на конвейере, применение особых приемов и пр.), а также автоматизацией и роботизацией этих процессов. Поэтому

Вв настоящее время такие операции все больше вытесняются применением автоматических линий и роботизированных комплексов, для разработки которых опыт, накопленный в этой отрасли менеджмента, является неоценимым.

Уточним, что второе название этой школы – «тейлоризм», связано с именем Роберта Тейлора, который предложил распространить идеи нормирования труда не только на производство, но и на управление управленческимие процессамиы. В 20-е годы ХХ века возникло целое направление этой деятельности, получившее название «Научная организация труда (НОТ)».

2.2.Административная (классическая) школа управления (1920 -– 1950 гг).

Авторы, разрабатывающие методы научного управления, в основном работали в сфере производства, то есть работали на уровне ниже административного. Поэтому возникла административная школа управления, представители которой -– высшие руководители в крупных организациях.

Главная цель школы -– обоснование универсальных принципов руководства организации в целом.

А.нри Файоль, основоположник этой школы, названный многими исследователями «“отцом современного менеджмента”», сформулировал набор таких принципов. Эти принципы касались двух основных аспектов:

·• Построение структуры организации и управления работниками.

разработка рациональной системы управления организацией. Имелось в виду, что, определив основные функции бизнеса, можно разделить организацию на группы (подразделения), четко соответствующие этим функциям. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг.

• Разработка рациональной системы управления организацией.

Принципы Анри Файоля (с краткими пояснениями):Построение структуры организации и управления работниками. Здесь основными были признаны поддержание инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливость мотивации, а также стабильность рабочего места для персонала. Кроме того важными принципами организации, по Файолю, являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации. Всего сжато им было сформулировано 14 принципов управления ([2] - пример 2.2 -стр.68).

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей.

2. Полномочия и ответственность.(см. далее раздел «Полномочия»)

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками, а также справедливо применяемые санкциив случае невыполнения задач.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала. Справедливая зарплата за службу.

8. Централизация. Речь идет о необходимой степени централизации, которая должна варьироваться в зависимости конкретных условий, т.е. необходима мера между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, от самого высшего до руководителя низшего звена.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930 -– 1950 гг). Поведенческие науки (1950 г -– по настоящее время).

Авторы первых двух школ рассматривали влияние человеческого фактора только на уровне принципов справедливой оплаты, экономического стимулирования и установлением формальных функциональных отношений. По мере развития психологии (особенно фрейдистской концепции подсознательного) -– в менеджменте стало осознаваться значение человеческого фактора. Поэтому

в развитии менеджмента особое место занимает "школа челове­ческих отношений", возникновение которой было связано с не­достатками классического подхода, не рассматривающим психо­логические проблемы управления.

Школу человеческих отношений (или новый "патернализм") ста­ли называть неоклассическим направлением. ККрупными авторите­тами в этом направлении были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. М. Фоллет — первая из ученых определила менеджмент как "обес­печение выполнения работы с помощью других лиц".

Несомненным является и вклад Э. Мэйо в теорию менеджмента. Он показал на практике, что взаимоотношения в группе работников могут превзойти многие усилия руководителей в деле повышения производительности труда без денежных вложений.

Школа человеческих отношений по существу являлась психоло­гической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хо­роший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент, в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками работах, делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, автори­тета, власти, коммуникациях, лидерства и др. явлениях

Основоположники -– Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо выяснили, что потребности людей в организации не всегда ограничиваются только получением денег, продвижением по службе и пр. Силы, возникающие в ходе взаимодействия людей в группе, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Позднее исследования Абрахама Маслоу и др.угих психологиов обнаружилипоказали, что мотивами поступков людей являются в основном не только экономические силы, а различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. Поэтому исследователи этой школы стали делать упор на систему налаживания межличностных отношений.

После второй мировой войны изучение поведения людей на рабочем месте стало строго научным и в первую очередь было связано с бурным развитием новой области науки - групповой психологии определяться другим подходом. Этот подход, получилвшим название поведенческого - или бихевиористского [1] (bichavior – ан(англ.) -– поведение). [2]. Он отошел от школы человеческих отношений и стал делать основной упор на раскрытии собственных возможностей работников, основываясь на достижениях поведенческих наук и применяя эти достижения к управлению организациями. Поведенческий подход стал очень популярен и почти полностью охватил всю область управления в 60-–е годы. Однако, несмотря на важные положительные результаты, не следует переоценивать основной постулат этого метода, который гласит, что правильное применение поведенческих науки обв управлении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и всей организации в целом. Применять такой подход следует в совокупности с другими, справедлив только в отдельных ситуациях и эффективен только для некоторых работников.

подходами в менеджменте (см. далее).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.013 с.)