Осуществление мероприятий, обеспечивающих обоснованные корректировки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление мероприятий, обеспечивающих обоснованные корректировки.



Виды контроля.

Основными видами контроля является контроль предварительный, текущий и заключительный.

Объектами предварительного контроля являются, в основном, ресурсы организации: человеческие, финансовые, материальные., Ввременные.

Текущий контроль заключается в непосредственной проверке работы подчиненных, выявления отклонений и корректировке работы.

При заключительном контроле проверка происходит по окончании всей работы. Его результаты на данную работу уже не влияют, но являются основояйосновой для планирования будущих работ.

Процесс контроля.

Сам процесс в основном сводится к установлению базы сравнения (стандартов), сопоставления реальных результатов с базовыми характеристиками ии действий по итогам сопоставления. Важным моментом является оценка эффективности действий для устранения выявленных расхождений. Необходимо оценивать, стоят ли усилия по устранению сделанных ошибок тех затрат, которые при этом потребуются.

Эффективность контроля определяется отношением результата контроля на затраты по его проведению.

Руководство и лидерство.Управление людьми

Как неоднократно говорилось, менеджмент можно разделить на два больших раздела: изучение функций управления и изучение индивидуальных характеристик, необходимых руководителю. Основное отличие этих разделов в том, что функции управления касаются работы всей организации, её экономических, финансовых, производственных и прочих аспектов её деятельности. Говоря о характеристиках руководителя, мы имеем ввиду в первую очередь личностные качества отдельного человека, его способность к тому виду деятельности, которая носит общее название «руководство людьми в организации». Т.е. данный раздел менеджмента относится больше к сфере психологических наук. Поэтому, логично рассматривать управление людьми в отдельном разделе. Разумеется, эти два раздела менеджмента неразрывно связаны и многое из того, о чем пойдет речь ниже, так или иначе, рассматривалось в функциях менеджмента.

Итак, рассмотрим наиболее интересные и существенные понятия управления людьми в организации и психологические аспекты данной деятельности.

Управление группой

Формирование групп

При создании организации, а он начинается с момента формальной регистрации, формируются различные группы людей, ее составляющих. В данном контектстеконтексте, группа -– это две и более взаимодействующие и взаимосвязанные личности.

РазличяаютРазличают группы формальные и неформальные.

Формальная группа -– специально сформированная руководством группа людей (то есть в результате организационного процесса).

Формальные группы возникают при структуризации, об этом подробно говорилось в разделе, посвященном организационному процессу.

Основные типы формальных групп:

1.Ø группа руководителя -– руководитель и его подчиненные.

2.Ø Рабочая или целевая группа. Такая группа также имеет руководителя, но ее членны имеют более широкеиое полномочия для решения поставленной задачи.

3.Ø Комитеты. Это группы, которым делегированы полномочия для решения конкретной задачи. Члены такой груцппыгруппы принимают решения коллективно.

Неформальные группы -– спонтанно возникающие в процессе функционирования группы людей, регулярно взаимодействующие между собой.

Вначале в теориях менеждментаменеджмента изучались только формальные группы.

Впервые экспериментировать с неформальными группами стал Э.Мэйо. В результате серии психологических экспериментов над добровольцами, которые вызвали большой интерес и были поддержаны группой известных фирм, были получены интересные результаты и изучено новое качество общения. Кроме того, были выявлены новые формы контроля над исполнителями с учетом их принадлежности к той или иной неформальной группе, существующих в рамках формальных групп.

Основные характеристики неформальной группы:

1.Ø осуществление неформального контроля через нормы общения, поведения, использование мер, санкций.

2.Ø Отношение к переменам (сопротивление им, неадекватная оценка последствий, завышеннаызавышенная оценка требований).

3.Ø Наличие неформальных лидеров.

Неформальная структура организации возникает и развивается спонтанно. Укрепление её возрастает по мере того, как работники общаются друг с другом. Эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня, что они расцениваюстановятся для людьмией куда более значимыми, нежели взаимоотношения, основанные на базе официальных предписаний.

В трудовых коллективах складываются самые разнообразные неформальные структуры. Наиболее часты случаи формирования неформальных групп из двух, трех и четырех человек. Значительно реже встречаются устойчивые структуры более крупных размеров.

Самой распространенной неформальной структурой является диада, представляющая собой систему, объединяющую на основе конъюнктивных связей 2-3 лиц: друзей, партнеров, коллег, а также лиц, где один играет роль лидера, а другой – ведомого. Кроме того, диада может выступать как структура, где действуют два антагониста. Такая система действует на основе механизма взаимного отталкивания, её элементы, т.е. люди сцепляются вместе подобно двум разноименным полюсам магнита.

Неформальная структура характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера. С точки зрения социальной психологии лидерство – это стержневая проблема неформального поведения людей в обществе.

Лидерство в малых группах вытекает из психологических тенденций группы формироваться вокруг определенного социально-психологического ядра. Таковым в неформальных группах оказывается неформальный лидер. Он берет на себя эту функцию из-за того, что чем-то превосходит остальных членов группы. Опросы руководителей показывают, что среди работников можно выделить конкретные категории:

q авторитеты;

q привлекательные;

q честолюбивые;

q «трудяги»;

q безответственные;

q выскочки;

q нытики;

q любимчики;

q «козлы отпущения»;

q «белые вороны»;

q «мастера на все руки»

q подхалимы;

q неуживчивые.

Из первых трех категорий, как правило, формируются неформальные лидеры.

В рабочих группах численностью 10-15 человек формируются несколько неформальных структур со своими лидерами, исполнителями, ведомыми. При благоприятной обстановке, т.е. когда все работники вовлекаются в решение стоящих перед коллективом задач и, главное, когда формальных руководитель, авторитетен (т.е. его лидерство не только формальное, но и признается неформальными структурами), неформальные структуры объединяют свои усилия в направлении выполнения общефирменных задач. В условиях же «затишья» (т.е. когда в организации наступает период относительно спокойной и рутинной работы), либо когда поведение формального лидера не соответствует тому, которое от него ожидают другие работники вверенного ему подразделения, возникает напряженность и межличностные трения. Если в подразделении действуют 3-4 неформальные структуры, то происходит сглаживание этих трений и конфликта может не возникнуть. Если же подразделение распадается на две структуры, что имеет место в рабочих группах численностью в 7-8 человек, а руководитель неавторитетен, то дело может дойти до конфликта.

Когда мы рассматривали такую функцию менеджмента, как мотивация, мы коснулись вопроса делегирования полномочий. При этом отмечалось, что полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации, а власть – возможность влиять на ситуацию. Сейчас, используя новые понятия «формальной» и «неформальной» группы можно дополнить эти определения. В данном контексте формальный лидер обладает полномочиями, которые делегируются ему высшим руководством. Неформальный лидер – обладает властью в своей неформальной группе. Таким образом, общие рекомендации формальному лидеру (т.е. руководителю) как действовать в отношении неформальных групп, могут быть следующими:При наличии таких групп руководитель организации должен:

·Ø дать объективную оценку деятельности некформальнойнеформальной группы;

·Ø учесть ее предложения;

·Ø принимать решения с их учетом воздействия на членов неформальной группы и влияния этой группы на цели и функции организации;

·Ø привлечь лидеров неформальной группы к принятию решений;

·Ø оперативно распространять точную информацию.

 

Вопросы для повторения

1. какие виды групп в организации вам известны?

2. чем отличаются неформальные группы?

3. В чём особенности неформальных групп?

4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.01 с.)