Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука управления (исследование операций) или количественный подход (1950 г-– по настоящее время).

Поиск

Суть этого метода -– переход от словесных описаний к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи и использование этих моделей для принятия управленческих решений. ВВозникли и сформировались количественные методы, сгруппированные затем под общим названием исследование операций, во время 2 второй Мировой войны для расчета и обоснования крупных боевых операций (эффективное управление истребителями в ПВО Англии, способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе, минирование портов Японии американскими подлодками и т.п.).

По своей сути, исследование операций -– это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации, которая основывается на определенных математических методах.

В экономике есть два класса математических задач:

·• построение и качественный анализ макромоделей развития хозяйства в целом и его отраслей, схем прогноза поведения сложных экономических систем с учетом социальных факторов.

·• Решение задач текущей хозяйственной практики, необходимых для принятия управленческих решений; разработка плана производства, поставок и отгрузки продукции, обоснования кредита и т.п.

Исторически одной из первых моделей макроуровня экономики является таблица Ф.Кенэ (1858 г.). Развитие этих идей привело к появлению в СССР баланса народного хозяйства (1923-–24 гг.). В 30-–е годы В.В.Леонтьев применил метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата матричной алгебры для исследования структуры американской экономики. Позднее его ученица А.Картер использовала этот метод (“затраты-выпускзатраты -– выпуск”) для изучения взаимосвязей в национальных экономиках.

А. Курно рассмотрел математическую теорию монопольной цены. Г.Госли положил начало математическому изучению личного потребления (ввел понятие предельной полезности). Развернутая разработка этих теорий была дана Вальрасом. Важный вклад в развитие этого подхода внесли Л. Канторович (линейное программирование), Дж. Дебре, К.Арроу, Дж. Фон Нейман.

После создания модели переменным задаются определенные количественные значения, которые позволяют объективно оценить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Сначала влияние количественного метода в менеджменте было значительно меньше, нежели бихевиористсповеденческого, так как большинство руководителей сталкиваются чаще в жизни с проблемами человеческих взаимоотношений в своих организациях. Однако с появлением компьютеров (особенно персональных) и развитием офисных информационных компьютерных технологий положение стало быстро меняться. Компьютеры позволили, с одной стороны исследователям конструировать более сложные программы и решать с их помощью математические задачи с большим количеством переменных и более высоким уровнем адекватности реальности, а с другой стороны– появилось большое количество специальных программ, позволяющих менеджерам любых уровней (от низших до высших) включать количественные методы непосредственно в процессы управления (производством, персоналом, финансами и т.п.)..

Современные подходы

Т.к.В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента., тоПоэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

В современных теориях менеджмента и связанных с ним дисциплин, превалируют несколько подходов, которые тесно взаимосвязаны друг мс другом и образуют единую практическую и теоретическую основу. Общим для них является понимание того факта, что все процессы, происходящие в организации и вне неёее, тесно взаимосвязаны друг с другом. СПоэтомуледовательно, если в классических школах управление понималось и осуществлялось в виде воздействия на внутренние факторы организации (снижение издержек, создание рациональной системы управления производством и персоналом и т.п.), то в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.

 

 

Итак, современный менеджмент опирается на несколько общих мировоззренческих и методологических подходов. Некоторые из них мы рассмотрели ранее, когда говорили об истории развития менеджмента. Можно отметить, что одним из главных результатов работы школ менеджмента явилась разработка определенных подходов (поведенческого, административного, количественного).

Кроме них существуют и другие подходы, которые также отчасти связаны с историей развития менеджмента, а отчасти – являются результатом современных исследований. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы. Их мы рассмотрим подробнее.

Процессный подход.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.

Процессный подход был впервые предложен в школе административного управления, где с его помощью пытались описать функции менеджера. Однако в том случае эти функции рассматривались как независимые друг от друга. В настоящее время Ппроцессный подход рассматривает все функции управления как взаимосвязанные. Управление здесь рассматривается как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. А. Файоль – первоначальный разработчик этой концепции –считал, что существует пять исходных функций. Другие авторы дополнили этот перечень. Из этого перечня наиболее употребимы следующие К числу основных функций относят:

·• прогнозирование - анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций:

·q • пПланирование -– определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации:. Планированию предшествует прогнозирование – анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.

·q • оОрганизация и регулирование -– создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.

q:

·q • мМотивация -– побуждение сотрудников организации к работе для выполнения целей организации. мотивациоя рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью.

q:

·q• контрольКонтроль -– процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. включаяВключает установление критериев для достижения целей, решениярешение задач, определенных в планах; измерение и оценку фактических результатоврезультатов, и сопоставлениясопоставление их с плановыми заданиями;. Наконец,

q • анализанализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.

Подробнее эти функции мы рассмотрим в следующих разделах.

Кроме того, эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

2.2.4. Системный подход.

Организация рассматривается как открытая (социотехническая) система. Системный подход является интеграцией всех подходов и концепций и способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Как говорилось ранее, Пприменение системного подхода связано с изменением общего, философского взгляда на менеджмент. Если раньше все классические школы менеджмента строились на принципе т.н. управленческого рационализма, основой которого было убеждение, что эффективность управления зависит от, в первую очередь, от силы воздействия на внутренние факторы организации, то теперь на первое место выдвигается задача приспосабливаемостиприспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде. Поэтому, таким важным стало осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой), социотехнической системы[3].

 

Важнейшие принципы системного подхода:

q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды;

q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.

Рисунок 22I-A11. Организация как система.

Ситуационный подход.

Системный подход позволяет выявить некие общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации, особенно в части определения основных переменных, влияющих на функцию управления. Поэтому, Ллогическим продолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода, который также соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. Этот подход позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации.

Основой такого подхода является прямое приложение научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствамисвойствами, как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Это требует создания неоклассической теории, когда оперируют не отдельными параметрами, характеристиками, а конкретными многомерными ситуациями.

Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырех шаговый процесс:

1. ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).

2. Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.

3. Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4. увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.

Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от третьего шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые скоре влияют на её успех.

 

Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но для полноты картины их также необходимо рассмотреть. Например, следующие два подхода можно считать упрощёнными практическими реализациями системного и ситуационного подходов.

Комплексный подход.

При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. К сожалению, на практике редко выполняется это требование.

Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, из–за чего они становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические факторы.

Интеграционный подход

В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между:

q Между стадиями жизненного цикла объекта управления;

q Между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

q Между уровнями управления по вертикали;

q Между субъектами управления по горизонтали.

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усилить взаимозависимость отдельных компонент системы управления.

 

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Основной идеей подхода является логическое продолжение мысли о приспосабливаемости организации к внешней среде (см. системный подход). Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Из-за огромной практической значимости и влияния на все аспекты деятельности организации маркетинговый подход выделили в отдельную прикладную научную дисциплину – «Маркетинг».

Нормативный подход.

Как уже упоминалось в рассказе о научной школе управления, один из основателей этой школы (Р. Тейлор) предложил применить методы нормирования труда к процессам управления. Эти идеи сформировали т.н. «нормативный подход».

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:

q Ццелевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно–технического уровня производства и т.п.);

q Ффункциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).

q оОбеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).

Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

В конце данного обзора приведем краткие сведения о том, что дало современной науке развитие некоторых основных школ и концепций (тТаблица 1).

 


Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.

Таблица 1 (по [3])

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
1. Научный менеджмент и классическая административная школа
Научные принципы   Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении Научный подход к менеджменту и принципы управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации
2. школа человеческих отношений и поведенческие науки
Коллектив как особая социальная группа   Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики и лидерства Исследование поведения людей в организациях Исследование поведения людей в организациях Отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам
3. количественный подход (исследование операций)
Применение методов математических исследований, моделирования и вычислительной техники Использование математических моделей в принятии решений Использование автоматизированных информационных систем, специальных программ и программных комплексов
4. системный и ситуационный подходы
Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей   Значение окружающей среды в обратной связи для достижения целей организации Принятие управленческих решений на основе анализа всей совокупности ситуационных факторов

 

Вопросы для повторения

1. В чем особенности школы научного управления?

2. Чем отличается административная школа от школы научного управления? В чем суть основных принципов администрирования А. Файоля, каких аспектов деятельности организации они касаются?

3. Опишите суть и особенности школы человеческих отношений. Чем отличаются основные постулаты этой школы от принципов использования поведенческих наук в управлении организацией?

4. Что такое «исследование операций»? Когда возникло это направление в менеджменте, как оно развивалось?

5. Что такое «подходы» в менеджменте? На чем основаны современные подходы?

6. В чем особенности каждого подхода? Как связаны современные подходы со школами управления?


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.01 с.)