Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в стратегический менеджмент↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение в стратегический менеджмент
1.1 Исходные определения
Система менеджмента организации – это основанная на передовых научных подходах и практических методах система специализированной профессиональной деятельности организации, предназначенная для осуществления эффективного процесса обоснованния, принятия и реализации конкурентоспособных управленческих решений. Определяющие место среди этих решений занимает разработка и реализация общей долгосрочной программы развития организации, обеспечивающей достижение конечной цели системы менеджмента – выполнение миссии и достижение бизнес-плана. Учитывая вышеизложенное, система менеджмента может быть представлена в виде , (1) где - система менеджмента; - подсистема стратегического менеджмента; - подсистема тактического менеджмента. Миссию организации можно определить как главную цель организации как конкурентоспособной корпорации в наиболее общей форме, четко выражающую основную причину существования организации , (2) где - миссия организации; - конкретная j-я цель i-го уровня дерева целей организации. Стратегия организации – это деловая концепция функционирования и развития ее на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важнейших управленческих решений и программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества. Ключевые решения по стратегии организации, - это предпринимательские управленческие решения, основанные на следующих основных факторах: - объективное системное обоснование по всем аспектам стратегии; - здравый смысл менеджеров и специалистов, принимающих решения; - искусство менеджера, включающее научную, деловую хватку, умение «поймать успех» и т.п. Важнейший вопрос стратегии – как вести конкурентную борьбу? При этом решающим элементом стратегии является целевая ориентация всего комплекса имеющихся у организации ресурсов. Сама же стратегия в конечном счете сводится к системе конкурентных преимуществ организации. Стратегическое конкурентное преимущество можно представить в виде , (3) где (Completifive Advantage) – общее стратегическое конкурентное преимущество организации; (Core Cjmpetence) – ключевая компетенция организации; (Corporate Strafegy) – корпоративная стратегия. Стратегический менеджмент – это подсистема менеджмента организации, управляющая всем комплексом конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контроллингу общей стратегии организации , (4) где - стратегическое решение по j-му элементу подсистемы стратегического менеджмента. Конкурентное преимущество – это те характеристики свойств продукта, которые создают для производящей и реализующей данный продукт организации определенное превосходство над конкурентами. Реальное конкурентное преимущество обеспечивает успех организации. Формулу успеха стратегии можно представить в виде , (5) где - эффективный менеджмент организации; - i-е управленческое решение, реализовавшее частное конкурентное преимущество организации. Стратегический анализ
SWOT – анализ организации Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегий является SWOT – анализ. Результаты его формируются в матрице, представленной в таблице 10. Комбинация сильных сторон и предоставляющихся возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних. Комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает стратегию на использование последних для преодоления существующих недостатков. Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует ее на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, грозящие из внешнего окружения. Таблица 10 SWOT – матрица
При определении значимости каждого фактора SWOT – анализа оценивают силу его влияния на положение компании. Основным методом проведения данного исследования является метод экспертных оценок. Весьма эффективным инструментом стратегического анализа, да и стратегического менеджмента, является сценарное моделирование. В частности, его можно использовать для реализации и SWOT – анализа. Сценарное моделирование – это методически вполне определенный инструмент, позволяющий получить значимую информацию для принятия ключевых стратегических решений по развитию организации в соответствующей сценарной перспективе. Методические рекомендации по сценарному моделированию предусматривает реализацию 8 последовательных шагов. Шаг 1. Определение ключевых стратегических направлений и вопросов. Здесь используются все результаты и данные стратегического анализа как внешней, так и внутренней среды организации, формируется конкретный перечень всех ключевых направлений развития бизнеса. Шаг 2. Установление ключевых факторов ближней внешней среды. Шаг 3. Определение ключевых факторов дальней внешней среды. Шаг 4. Ранжирование всех факторов по важности и степени неопределенности. Шаг 5. Выявление сценариев и выявление их логики. Шаг 6. «Очитка» сценариев. Шаг 7. Выводы – оценка устойчивости как отдельных стратегических решений шага 1, так и в целом соответствующих стратегий относительно всех сценариев. Шаг 8. Определение характерных индикаторов. Эти индикаторы должны сигнализировать о близости разработанных сценариев к реальной жизни. Для конкретной коммерческой организации идеальной будет система, состоящая из сценариев 3 уровней: Уровень 1 – глобальные сценарии; Уровень 2 – сценарии развития национальной экономики; Уровень 3 – сценарии развития данной организации. Наиболее важными являются сценарии Уровня 3. Но при этом стратегичность и конечная эффективность сценариев этого уровня существенно зависит от того, как в них интегрирована информация предыдущих уровней, которая является стратегически важной именно для данной конкретной организации. Стратегий организации
В основе концепции заложена идея прямого и обратного планирования деятельности организации. При этом планирование рассматривается как социальный процесс, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации при заданных текущих действиях, политиках и силах окружающей среды, с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь, требует новых действий и политик. Планирование само по себе является системой, имеющей назначение (достижение желаемой цели), функции (исследовать среду, ситуацию, структуру, выбрать альтернативы и оценить действия), потоки (информация между плановиками и пользователями) и структуру (общий план, в пределах которого плановик сближает наиболее вероятный и желаемый результаты, используя обучение и обратную связь в форме суждений и данных для переоценки результатов). Процедуры такого планирования строятся на основе метода анализа иерархий и представляет собой своеобразный процесс обучения и эволюции, т.е. процесс проецирования вероятного или логического будущего и идеализированных желаемых будущих состояний. Все планы имеют три общих компоненты – начальное состояние, цель (или конечное состояние) и средства, связывающие эти два состояния. Задача процесса планирования – соединить эти компоненты для получения приемлемого результата. Выделяют три отличающихся процесса планирования: в прямом направлении, обратном направлении, одновременно в прямом и обратном направлениях. Процесс планирования в прямом направлении представляет собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в момент времени t=0 и заканчивается в будущем в момент времени t=T. В прямом процессе рассматриваются текущие факты и предположения, порождающие логический исход, называемый сценарием и, по своей сути, являющийся стратегией организации. Процесспланирования в обратном направлении начинается с желаемого исхода в момент времени Т, и затем процесс рассматривается в обратном направлении во времени, чтобы оценить факторы и промежуточные исходы, которые требуются для достижения желаемого исхода. Таким образом, обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямой процесс при движение в направлении желаемого состояния. Процесс планирования, осуществляемый одновременно в прямом и обратном направлениях, основан на классической теории планирования, которая предполагает наличие двух целей планирования. Первая цель – это логическая или достижимая цель, при постановке которой подразумевается, что предположения и факторы, воздействующие на исход, останутся существенно неизменными по отношению к настоящему состоянию. Вторая цель – желаемая, достижение которой требует больших изменений на входах. Эти изменения нужно не только осуществить, но и сделать необратимыми, несмотря на первоначальное поведение системы. Реализация интегрированного прямого и обратного процессов планирования осуществляется следующим образом. Сначала проектируется вероятное будущее (первый прямой процесс). Далее в качестве цели принимается желаемое будущее и вырабатываются новые политики (первый обратный процесс), которые присоединяются к набору существующих, и с учетом этих изменений вновь проектируется будущее (второй прямой процесс). Далее проводится сравнение двух вариантов вероятного будущего и желаемого будущего, соответствующих первому и второму прямому и первому обратному процессу планирования относительно их главных характеристик. В основе рассматриваемого метода планирования лежит использование иерархического подхода, оперирующего специфическими элементами с определенным толкованием. К этим элементам относятся: фокус иерархии, акторы, цели, исходы и обобщенный исход. Под фокусом иерархии понимается общая цель исследуемой проблемы. Акторами называют действующие силы, с различной степенью воздействующие на исход. В стратегическом планировании акторами являются факторы внешней и внутренней среды организации. Цели – желаемые пределы или величины, которых надеются достигнуть. Исходы – это потенциальные состояния системы, которые получены в результате планирования (таблица 26). В обозначениях таблицы 26 первый нижний индекс (i) указывает направление процесса. При этом i=1 соответствует процессу планирования в прямом направлении, а i=2 – процессу планирования в обратном направлении. Второй нижний индекс j=1,k указывает порядковый номер процесса планирования в прямом и обратном направлениях. Процесс планирования в прямом направлении начинается с определения цели планирования и построения иерархии прямого процесса (рис.26).
Таблица 26 Уровни и элементы иерархии
.
Рис. 26. Схема первого прямого процесса планирования
В вершине иерархии устанавливается фокус Ф11, который определяет логическое будущее (глобальную цель). Уровень 2 состоит из акторов, являющихся факторами внешней и внутренней среды. В уровень 3 включаются цели каждого актора. Уровень 4 содержит возможные сценарии, или исходы, за которые борется каждый актор, как результат реализации своих целей. Уровень 5 иерархии определяется как обобщенный сценарий (исход), который представляет своеобразный результат реализации всех этих сценариев. Этот сценарий называют также логическим исходом Формирование иерархии осуществляется с использованием метода анализа иерархий (МАИ). При этом придерживаются следующего порядка. Для формирования уровня акторов составляется полный перечень объектов и субъектов, влияющих на формирование логического будущего организации. С помощью МАИ определяют вклад каждого актора в логическое будущее. Акторы, имеющие вклад < 0,10 (менее 10 %), из рассмотрения удаляются как несущественные. Для оставшегося перечня акторов формируются цели (полный перечень), которые также подвергаются оценке с помощью МАИ. Цели, имеющие вклад в логическое будущее менее 10 %, считаются несущественными и также удаляются из иерархии. Этот принцип используется вплоть до уровня исходов. Как видно из рис. 26, завершается первый процесс прямого планирования оценкой ОИф11 – обобщенного исхода. Этот исход отражает внутреннюю удовлетворенность системы от найденных стратегий, при этом каждый исход в отдельности и обобщенный исход могут быть количественно охарактеризованы по множеству критериев, отражающих уровень внутреннего удовлетворения системы. Значения каждого критерия для исхода определяются относительно текущего состояния по специальной шкале разностей (таблица 27). При определении значения переменной следует ответить на следующие два вопроса: в каком направлении в будущем (увеличится, уменьшится или останется неизменным) произойдет изменение данного критерия при реализации рассматриваемого конкретного исхода? Какова интенсивность изменений этого критерия? Таким образом, количественная оценка исходов по множеству критериев с использованием шкалы разностей представляет своеобразный метод оценки последствий принимаемых решений при прямом процессе планирования.
Таблица 27 Шкала разностей
Интегральные оценки обобщенного исхода относительно фокуса иерархии ОИфij удобно рассматривать с помощью матрицы оценок исходов (таблица 28).
Таблица 28 Матрица оценок исходов
Обобщенные веса каждого исхода по каждому критерию определяются по формуле , (12) где y=1,s, s – количество исходов, m=1,j, j - количество критериев. Интегральная оценка обобщенного исхода относительно фокуса рассчитывается по формуле (13)
Переход к обратному процессу осуществляется вследствие того, что в обобщенном сценарии пересекаются противоречивые интересы факторов. В результате может получиться ослабленный вариант того, что каждый актор хочет видеть в качестве исхода. Поэтому один или несколько акторов начинают работать в направлении изменения полученных исходов в сторону желаемых. Для этого необходимо изменение и/или добавление новых целей и политик. Планирование в обратном направлении осуществляется по следующей иерархии (рис.14). В вершине иерархии устанавливается фокус Ф21, отражающий желаемое будущее. В уровень 2 иерархии включаются желаемые исходы, которые хотят реализовать акторы. Эти исходы могут представлять следующие комбинации: 1 – желаемые исходы по числу и наименованию, соответствующие вероятным исходам из предыдущего прямого процесса и отличающиеся от последних приоритетом относительно их воздействия на желаемое будущее; 2 – генерируются новые желаемые исходы, не пересекающиеся с вероятными исходами предыдущего прямого процесса; 3 – множество желаемых исходов формируется на основе вероятных исходов из предыдущего процесса и вновь определенных на данном обратном процессе желаемых исходов. Следующий уровень образуют акторы, включаемые в иерархию независимо от того, упоминались они или нет в предыдущем прямом процессе. При этом может использоваться условие ограничения включения факторов в новую иерархию по предельной величине глобальных приоритетов.
Рис. 27. Схема обратного процесса планирования После определения векторов приоритетов уровней первого обратного процесса планирования и расчета величины обобщенного исхода (последнее не зафиксировано схемой, приведенной на рис. 27) осуществляется переход ко второму прямому процессу. Иерархия второго прямого процесса строится аналогично иерархии, представленной на рис.26. Уровень акторов второго прямого процесса может отличаться от соответствующего уровня первого прямого процесса тем, что в него включаются новые акторы, определяющие логическое будущее. Таким образом, на этом уровне объединяются две группы акторов, в первую включены акторы из первого прямого процесса, а во вторую группу добавлены новые акторы. Основное правило, которого необходимо придерживаться при формировании иерархических уровней акторов в j-м прямом процессе, заключается в том, что определяющие логический исход акторы не могут смениться полностью по сравнению с первым прямым процессом. Уровень целей второго прямого процесса формируется двумя альтернативными способами. В соответствии с первым способом в эти иерархические уровни включаются цели из предыдущих итераций прямого и обратного процессов. При этом из иерархии обратного процесса добавляются в иерархию следующего за ним прямого процесса наиболее важные цели. В соответствии со вторым способом в иерархию текущего прямого процесса включаются все или наиболее важные цели из предыдущего обратного процесса. Обобщающее правило здесь заключается в том, что иерархия текущего обратного процесса может содержать акторы и цели, полностью отличающиеся от акторов и целей всех предыдущих процессов планирования в прямом и обратном направлениях. В уровне исходов иерархии второго прямого процесса могут рассматриваться либо все ранее определенные исходы в первом прямом процессе, либо в этот уровень дополнительно к известным добавляют новые исходы. В результате выполнения второго прямого процесса определяется интегральная оценка обобщенного исхода ОИф12. Затем проводится сравнительный анализ интегральных оценок обобщенных логического и желаемого исходов соответственно для первого ОИф11 и второго ОИф12 прямых процессов и первого обратного процесса ОИф21. В результате сравнительного анализа интегральных оценок обобщенных исходов определяется расстояние между логическим и желаемым будущим. Если от первой итерации не произошло уменьшение расстояния, т. е. не наблюдается приближение логического будущего к желаемому, то проводится вторая итерация обратного процесса. На очередной итерации изменяются приоритеты желаемых будущих состояний и /или проверяются новые цели. Цели, получившие наибольший приоритет, используются на третьей итерации прямого процесса. Далее вычисляется интегральная оценка ОИф13 логического обобщенного исхода первого прямого процесса, которая сравнивается с оценкой обобщенного желаемого исхода второго обратного процесса ОИф22. Процедура повторяется до тех пор, пока полностью не будет исчерпана возможность поиска путей увеличения сближения логического и желаемого исходов. При этом следует иметь в виду, что если приоритет желаемых будущих состояний изменяется при итерациях, то сравнивается оценка обобщенного исхода последнего обратного процесса, в котором приоритеты исходов претерпели изменения, с оценкой обобщенного исхода последнего прямого процесса. Если приоритет желаемых будущих состояний не изменяется при итерациях, то оценка обобщенного исхода, характеризующего указанное желаемое будущее, последовательно сравнивается со всеми предыдущими оценками обобщенных логических исходов.
Стратегические изменения Стратегические изменения не являются самоцелью. В реальном бизнесе существует достаточно примеров продолжительного «удачного» функционирования в соответствии с одной и той же стратегией, т.е. по существу без каких-либо значимых изменений. Объяснить это можно двумя моментами. Во-первых, стабильность бизнеса может означать правильный выбор стратегии. Во-вторых, такие ситуации, представляют собой объект стратегического управления, но при этом они не являются предметом стратегического развития, обусловленного соответствующими изменениями внешней среды организации. Стратегические изменения организации, адекватные изменения ее внешней конкурентной среды, – это объективная необходимость. Актуальность таких изменений обусловлена объективными современными тенденциями, которые характеризуют ближайшую стратегическую перспективу развития любого рынка. Следовательно, стратегические изменения – это основное конструктивное содержание любой стратегии. Любое изменение означает перевод объекта из одного состояния в другое. Стратегические изменения переводят организацию из одного стратегического состояния в другое стратегическое состояние. Эффективное стратегическое развитие организации характеризуется тем, что в постоянном процессе перехода от данного состояния к другому происходит неуклонный рост ее положительного стратегического качества (рис.30). Для успешной реализации любой конкретной стратегии необходимо, чтобы адекватные изменения были осуществлены во всех соответствующих областях и аспектах деятельности данной организации. Традиционно к основным областям стратегических изменений относят следующие: 1. Информирование и мотивация персонала. Реализация изменений – очень сложная и иногда даже деликатная деятельность. Персонал – это основной капитал и главная ценность современной организации. Поэтому необходимо прежде всего достаточно подробно проинформировать о новой стратегии и соответствующих изменениях весь персонал организации. Наряду с подсистемой материального вознаграждения на эффективную реализацию стратегических изменений должны быть нацелены и другие подсистемы поощрения, а также вся система мотивации персонала организации в целом. 2. Лидерство и стиль менеджмента. Весь управленческий персонал организации обязан выполнять роль подлинного лидера в реализации как отдельных стратегических изменений, так и всей их системы в целом. При этом главную роль должны играть высшие руководители, а также команда их единомышленников. 3. Базовые ценности и корпоративная культура. В нормальной (т.е. этически правильной) организации никакие стратегические изменения не должно менять ее базовые ценности. Но стратегические изменения надо приводить в соответствии с этими ценностями, доказывая их принципиальную адекватность и показывая новые грани и аспекты этих ценностей. 4. Оргструктура и другие структуры. Современное стратегическое управление проблему первичности в связке «стратегия-структура» решает однозначно: стратегия первична по отношению к общей организационной, а также любой другой структуре организации. Следовательно, в полное соответствие с новой стратегией - посредством адекватных изменений – должны приводиться: оргструктура организации, структура системы управления, финансовая и все другие структуры. 5. Финансирование и иное ресурсное обеспечение. Особое значение финансовой позиции, т.е. полноценного обеспечения необходимым финансированием каждого отдельного стратегического изменения и всей их системы в целом, представляется достаточно очевидным. Хорошим средством выполнения такой финансовой позиции является стратегический бюджет организации. Стратегические изменения наряду с финансированием должны полностью обеспечиваться всеми другими необходимыми ресурсами. 6. Компетенция и навыки. Особое значение имеют адекватные изменения в ключевой компетенции, обеспечивающей стратегическое конкурентное преимущество.
Рис.30. Модель стратегических изменений
Особое место в стратегических изменениях занимают ключевые стратегические изменения. Реализация этих изменений означает: 1. Осуществление всех решающих изменений, связанных с данной конкретной общей стратегией, т.е. практическое воплощение как определенной, качественно новой стратегии. 2. Воплощение всей системы значимых стратегических изменений, т.к. реализация ключевых изменений влечет за собой осуществление всех остальных изменений, предусмотренных стратегической программой.
Менеджмента
Стратегический контроллинг
Стратегический контроллинг – это подсистема стратегического менеджмента, которая координирует функции стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; контролирует функционирование всей системы в целом, а также задает, развивает и контролирует подсистему стратегического информационного обеспечения. К основным функциям стратегического контроллинга относятся: 1) контроль процесса реализации общей стратегии; 2) становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления; 3) мониторинг системы стратегических индикаторов – показателей, в том числе отдельно по внешней и внутренней среде; 4) первичный поэлементный и интегральный стратегический анализ; 5) первичная фиксация критических стратегических позиций организации; 6) участие в подстановке стратегических целей; 7) участие во вторичном стратегическом анализе и стратегической рефлексии; 8) координация всех этапов стратегического управления как процесса в целом всех элементов стратегического менеджмента. Вышеперечисленные функции контроллинга могут распределяться в организационной структуре организации по-разному. Чаще всего стратегический контроллинг представляет собой подсистему общей системы контроллинга организации. Для случая, когда общая система контроллинга включает только стратегическую и тактическую подсистему, основные различия между двумя видами контроллинга приведены в таблице 32.
Таблица 32 Характеристики стратегического и тактического контроллинга
Как видно из таблицы 32, принципиальное отличие стратегического контроллинга от тактического (оперативного) заключается в том, что тактический контроллинг в основном оценивает правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность организации по фактическим значениям конкретных показателей. Стратегический же контроллинг в первую очередь оценивает ход реализации общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии организации. В организации с хорошо поставленным стратегическим управлением функции стратегического контроллинга оптимально распределены по различным ее подразделениям. Основные функции и задачи стратегического контроллинга, для выполнения которых требуется постоянная профессиональная деятельность, решаются и осуществляются в специализированном подразделении стратегического развития. При этом главным стратегическим контролером всегда является первый менеджер организации и высший коллегиальный орган управления организации, представляющий интересы ее собственника.
Модели и стили руководства Организации, добивающиеся успеха, отличаются главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. При этом научный подход к подбору кадров предполагает прежде всего разработку требований к этой или иной деятельности. Авторитет менеджера и стиль его работы определяются множеством факторов, но главными среди них являются его интеллект и воля. Сочетание этих качеств позволяют говорить о лидерстве менеджера и успехе его деятельности (табл. 9.1). Таблица 9.1 Различие между менеджером и лидером
В рамках эффективного лидерства используются: • экспертная власть, помогающая лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они; • власть примера, являющая во многих случаях причиной признания лидера последователями (рис. 9.2). Рис. 9.2. Четыре модели лидера Лидер имеет власть: - информации; - принятия решения; - вознаграждения и принуждения; -над ресурсами. Итак, можно заключить, что человеческий фактор в организации становится все больше интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. Менеджер должен знать, когда, где, как и в какой мере ему может помочь тот или иной метод менеджмента. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства. Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления. Общая схема использования различных методов менеджмента в зависимости от стиля руководства приведена в табл. 9.2. Авторитарный (автократический) стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях. Преимущество авторитарного стиля – внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата. Недостатки – в тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы. Демократический стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности. Преимущество демократического стиля – в усилении личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Недостаток в том, что требуется много времени для достижения единой точки зрения. Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе. Преимущество либерального стиля в том, что он позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательств лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства, что является недостатком. Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства: - вырабатывайте ценностные установки и личные цели; - планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития; - регулярно анализируйте достигнутые результаты; - иразвивайте коммуникативные умения: слушать, читать, говорить, писать; - развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях; - ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли; - расширяйте общение с людьми других профессий; - учитесь сосредоточиваться на главном; - будьте решительным, упорным и настойчивым; - постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу. Независимо от используемого стиля руководства, каждый менеджер должен помнить, что он является воспитателем своих подчиненных. Таблица 9.2 Взаимосвязь методов менеджмента и стиля руководства
Основой поведенческой школы менеджмента является мотивация к труду. Представитель этого направления Роберт Блейк для правильной ориентации менеджеров, определения важности поставленных ими целей и повышения квалификации разработал «решетку» менеджмента (рис. 9.3).
Рис. 9.3. «Решетка» Блейка
Идея Р. Блейка – любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком. Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагаю
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.3 (0.013 с.) |