Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значения стратегического управления

Поиск

Современный бизнес стремительно развивается с каждым годом. В связи с этим многие менеджеры пытаются найти наиболее эффективные методы управления, которые позволят их организации успешно сущесг-вовать многие годы. Поэтому в последние десятилетия интерес к проблеме стратегического менеджмента значительно возрос, что обуславливает значительную актуальность данной темы. Несмотря на значительный объем работ по вопросам стратегического управления, нельзя сказать, что данная проблематика достаточно исследована. Необходимо уделить внимание разработке практических приемов и алгоритмов стратегического менеджмента. В данной работе, во-первых, приведено понятие стратегического управления, во-вторых, раскрыта сущность стратегического управления, в-третьих, раскрыто его значение в практической деятельности, в-четвертых, определены этапы стратегического управления.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке
1960-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на операционном уровне. Выделение стратегического управления произошло из-за необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внеорганиза-ционное окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы, возникающие во внешней среде. [1, c.37].

Стратегическое управление - такой тип управления, который обеспечивает организации успешное выживание в условиях быстроменяющейся внешней среды в долгосрочной перспективе. Для этого любой компании необходимо разрабатывать стратегию, которая поможет организации адаптироваться к внешним изменениям. Неприемлемо решать проблемы, возникающие только внутри организации, и не отслеживать проблемы внешнего и непосредственного окружения, так как это неизбежно приведет к краху компании.

Для более глубокого понимания сущности стратегического управления необходимо сравнить его с оперативным управлением. Оперативное управление - решение конкретных, краткосрочных проблем организации, а стратегическое управление подразумевает долгосрочное решение проблем. Стратегическое и оперативное управление отделены друг от друга, однако тесно связаны. Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Стоит отметить, что стратегическое управление обеспечивает жизнеспособность организации в изменяющихся внешних условиях с помощью реализации стратегической позиции, а оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции фирмы с целью достижения целей организации.

Можно выделить следующие отличия стратегического управления от оперативного:

– обеспечение выживания организации в долгосрочной перспективе;

– не просто выживание организации, а достижение ее целей;

– отслеживание изменений в окружении;

– достижение такого баланса с внешней средой, который позволит своевременно и точно подстраиваться под изменения окружения;

– поиск новых возможностей в конкурентной борьбе;

– достижение конкурентных преимуществ;

– персонал рассматривается как главная ценность организации и источник ее благополучия [2, c.187].

Сущность стратегического управления отражается в поиске ответов на следующие вопросы:

– какое положение предприятия в настоящее время? (для этого проводится стратегический аудит и анализ);

– каких целей организация хочет достичь в долгосрочной перспективе? (используется метод прогнозирования и определения стратегических целей);

– как достигнуть желаемого положения? (осуществляется стратегическое планирование и разработка долгосрочных программ) [3, c.98].

Стратегическое управление - залог успешного долгосрочного функционирования организации, поэтому его практическое значение огромно.

Нельзя сказать, что существует четкий алгоритм реализации стратегического управления на практике. Существует только ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако, стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему.
Стоит отметить, что существуют некоторые составляющие стратегического управления, необходимые в практической деятельности:

– симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям;

– высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов;

– активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей [4, c.350].

Далее рассмотрим этапы стратегического управления:

1. Анализ ситуации на рынке. Такой анализ необходимо проводить на первых этапах стратегического управления, чтобы определить основные направления деятельности. Стоит заметить, что анализ внешней и внутренней среды не ограничивается своим применением только в начале работы. Анализ ситуации должен проводиться на ка-вдом этапе стратегического управления для оценки рациональности и целесообразности стратегического управления. Включает в себя:

– анализ внешней среды (состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества и т.п.);

– анализ непосредственного окружения (покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы);

– анализ внутренней среды и ресурсного потенциала (кадры фирмы, организация управления; финансы; маркетинг; организационная культура).

2. Определение стратегических направлений развития организации, ее миссии, долгосрочных и краткосрочных целей, исходя из существующего положения внешней и внутренней среды. Миссия -смысл существования фирмы, ее предназначение;

3. Выработка вариантов стратегии, оценка их возможной реализации, оценка возможных выгод и потерь. Стратегия - долгосрочно направленный комплексный всесторонний план, которым организация руководствуется при принятии решений для достижения своих целей и осуществления миссии. Деловая стратегия отражает способы проведения конкуренции, функциональные стратегии, действия и планы руководства по работе в разнообразных условиях отрасли (не только связанных с конкуренцией). Конкурентная стратегия определяет способы ведения конкурентной борьбы и предоставления дополнительных ценностей для покупателей [5, c.34].

Функциональные стратегии - конкретные меры, способствующие достижению главных целей (стратегия управления персоналом, стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия НИОКР, стратегия производства, стратегия организационных изменений, социальная стратегия);

4. Выбор стратегии;

5. Реализация стратегии на практике;

6. Контроль над выполнением стратегии и оценка ее эффективности;

7. При необходимости внесение корректив в цели, миссию, стратегию из-за изменившихся внешних или внутренних условий.

На основе описанных выше этапов стратегического управления, можно схематически изобразить структуру процесса стратегического управления.

Эта структура представлена на рисунке 1.1. [6, c. 21].

Анализ среды (внешней и внутренней)
Анализ среды

 

Определение миссии, цели
Выработка вариантов стратегии
Оценка стратегии
Реализаия стратегии
Оценка эффективности реализации
Корректировка при необходимости
Определение повторно при необходимости
Пересмотр при необходимости
Изменение при необходимости
Переработка при необходимости

 


Рисунок 1.1 – Структура стратегического управления.

 

Итак, можно подытожить, что нет единого мнения насчет сущности процесса стратегического управления. Это объясняется тем, что стратегический менеджмент как наука появился относительно недавно. Однако можно обозначить отличительные особенности процесса стратегического управления для более глубокого понимания его сущности:

– долгосрочная направленность управления;

– достижение целей организации и оправдание ее миссии с помощью реализации стратегии;

– отслеживание изменений, происходящих во внешней и внутренней среде;

– обеспечение жизнеспособности организации благодаря своевременному и точному реагированию на изменения окружения;

– отсутствие четких алгоритмов, а это значит, что эффективность стратегического управления во многом зависит от профессионализма и интуиции высшего руководства;

– обеспечение конкурентоспособности организации;

– понимание персонала как главной ценности организации, ее основы, позволяющей компании реализовывать свои стратегические планы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.008 с.)