Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра стратегического и корпоративного менеджмента

Поиск

Факультет менеджмента

Кафедра стратегического и корпоративного менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР»

Для специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

(специализация 080507.65 - 09 «Корпоративный менеджмент»)

Москва – 2012


 

Составитель: к .э.н., профессор Беляев Ю.К.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

 

Рецензенты: 1. д.э.н., профессор Плотицына Л.А.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

Зам. зав. кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансовой академии при Правительстве РФ

(наименование организации, где работает рецензент)

 

2. д.э.н., профессор Бадалов Л.М.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

Зав. кафедрой экономики и менеджмента ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

(внутренняя рецензия)

 

В рабочей программе содержатся тематические планы лекционных и семинарских занятий, темы рефератов, вопросы к экзамену по курсу «Стратегии корпоративных структур».

Программа предназначается для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Корпоративный менеджмент».

 

Рабочая программа авторская и составлена на основании Методических указаний по составлению и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, утвержденных 22 декабря 2005 г. Методическим советом РЭА им. Г.В. Плеханова

(протокол №2)

 

Рабочая программа утверждена с учетом изменений и дополнений на заседании кафедры стратегического и корпоративного менеджмента, протокол № __ от «__» __________ 201 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ М.Н. Сидоров

менеджмента, проф. (подпись) (Ф.И.О.)

 

Одобрено Советом (методической комиссией) факультета менеджмента,протокол № __ от «__» __________ 201 г.

 

Председатель _______________ М.Н. Кулапов

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Оглавление

1. Организационно-методический раздел 4

2. Содержание программы учебной дисциплины 9

3. учебно-методическое обеспечение дисциплины 32

I Организационно-методический раздел.

 

1. 1 Цель дисциплины

Комплексная подготовка менеджеров-профессионалов, владеющих навыками системного подхода, моделирования, государственного регулирования, организации финансовых и материальных ресурсов в процессе формирования и развития стратегий корпоративных структур в различных сферах российской экономики.

1.2. Учебные задачи дисциплины

- овладение знаниями и пониманием основных принципов и методов корпоративного управления и саморазвития сложных экономических систем;

- овладение принципами выбора оптимальных корпоративных форм хозяйствования;

- ознакомление с основными стратегическими целями корпоративного менеджмента;

- ознакомление с бизнес-системой корпоративных образований;

- овладение приемами анализа миссии и философии при разработке стратегии корпоративных структур;

- изучение способов оценки стратегического, экономического, инновационного, информационного, организационного потенциалов корпораций;

- овладение навыками диагностики корпорации;

- изучение основных функций корпоративного менеджмента;

- раскрытие специфики процессов принятия стратегических решений в системе корпоративного менеджмента;

- изучение природы корпоративных конфликтов и способов их разрешения в системе корпоративного менеджмента;

- раскрытие методов оценки результатов деятельности корпоративных структур (в т.ч. с использованием системы сбалансированных показателей – Balanced Scorecards)

- овладение базовыми понятиями, правовыми и организационными основами взаимодействия крупных корпоративных структур, предприятий среднего и малого бизнеса.

 

1.3. Методы преподавания дисциплины

Для освоения студентами дисциплины «Стратегии корпоративных структур» используются следующие методы обучения и формы организации занятий.

- лекции;

- семинары (с целью обсуждения основных проблем, освещенных в лекциях, а также сформулированных в домашних заданиях);

- письменные и устные домашние задания;

- аналитические задания;

- обсуждение и защита подготовленных студентами эссе, аналитических и исследовательских проектов и докладов (сообщений);

- деловые игры;

- кейс-стади;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов (освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ)

 

1.4. Место курса среди других дисциплин учебного плана

Данная рабочая программа и читаемый на ее основе учебный курс предназначены для студентов 5-го курса факультета Менеджмента, выбравших специализацию «Корпоративный менеджмент»

Понимание механизма разработки и реализации стратегий развития корпоративных структур, прежде всего интегрированного типа – одно из ключевых направлений корпоративного менеджмента. Знание теоретических основ современного менеджмента, практических приемов применения его инструментария в российских и зарубежных корпорациях создает фундаментальную базу профессиональной подготовки управленческих кадров. Это позволяет формировать востребованные работодателями навыки и компетенции выпускников вуза, способных успешно работать в динамически меняющейся корпоративной среде.

Дисциплина представляет наибольший интерес для будущих специалистов-менеджеров корпоративных структур, действующих в различных сферах и отраслях российской экономики. Эти структуры могут быть представлены государственными и частными компаниями (акционерные общества), другими корпоративными образованиями, функционирующими в промышленности, сфере НИОКР, сельском хозяйстве, торговле и т.д. Особое внимание уделено рассмотрению стратегических аспектов практической деятельности крупнейших российских корпораций.

Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями таких дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управленческие решения», «Менеджмент организации», «Теория управления», «Маркетинг».

 

1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершению изучения данной дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия корпоративного менеджмента;

- понимать механизмы формирования и стратегические подходы в развитии интегрированных корпоративных структур;

- обладать знаниями в области разработки стратегии и тактики корпораций;

- уметь управлять развитием корпоративных структур (реорганизацией, реструктуризацией и т.д.);

- уметь определять перспективные (стратегические) направления развития корпоративных образований;

- уметь оценивать потенциал корпоративных образований, эффективность управления холдинговыми структурами;

- уметь организовать взаимосвязанную работу всех подсистем корпоративных структур, включая корпоративные центры (управляющие компании);

- проводить аналитическую работу по функциональным подсистемам корпорации;

- уметь практически оценить деятельность отдельных подразделений корпораций;

- уметь разрабатывать инновационные программы в рамках реализации корпоративных стратегий;

- обладать практическими навыками управления конфликтами в корпоративных структурах, в т. ч. между собственниками и топ-менеджментом, между владельцами, топ-менеджерами и органами государственной власти и регулирования, а также управления конфликтами на межкорпоративном уровне;

- профессионально оценить навыки и умения менеджера корпоративной сферы;

- уметь принимать стратегические решения, касающиеся развития корпоративных образований;

- уметь ориентироваться в стратегических вопросах управления внешнеэкономической деятельностью корпоративных структур;

Формы контроля

Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущем семинарские (практические) занятия)

- контрольные работы по отдельным темам (разделам) дисциплины;

- письменные домашние задания, требующие самостоятельного осмысления;

- подготовка и презентация докладов, выступлений.

- подготовка с последующей публичной защитой индивидуальных и групповых аналитических проектов

- подготовка индивидуальных и групповых аналитических проектов с последующей публичной защитой их основных идей выводов и предложений.

Итоговый контроль:

экзамен по перечню вопросов в смешанной письменно-устной форме (включающий собеседование), а также тестирование.

Выделить жирным шрифтом формирование итоговой оценки по дисциплине «Стратегии корпоративных структур»

 

Цифровое выражение Словесное выражение   Описание  
  отлично   Выполнен полный объем работы, включающий обязательное выполнение индивидуального/группового аналитического проекта или курсового проекта (работы) по выбору. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры из практики корпоративного менеджмента
  хорошо Выполнено 75% работы, включая обязательное выполнение индивидуального/группового аналитического проекта или курсового проекта (работы) по выбору. Ответ студента правильный, но не полный. Не приведены убедительные иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
  удовлетворительно Выполнено 50% работы. Индивидуальный/групповой аналитический проект выполнен на посредственном уровне, формально, без серьезных обоснованных обобщений и выводов. Ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, отсутствует собственное мнение студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют.  
  неудовлетворительно   Выполнено менее 50% работы, студент уклонился от выполнения индивидуального (группового) задания, не готовил курсовую работу (проект) по данной дисциплине. В ответе допускал существенные работы в основных аспектах темы.  

II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы и краткое содержание

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СПЕЦИФИКА, ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

Сущность, принципы и задачи корпоративных стратегий, их взаимосвязь со стратегиями других уровней. Диверсификация как ключевой вопрос в планировании и стратегии корпоративного уровня. Понятия стратегического управления корпорацией (современные подходы): «стратегия корпорации», «стратегическая цель», «особенности ситуационной и функциональной стратегии корпорации».

Этапы изменения стратегического корпоративного мышления. Приемы стратегического анализа потенциала корпорации (на примере ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», и др. Учет внешних и внутренних факторов при разработке стратегии корпорации и выборе вариантов. Сферы стратегические развития корпоративных структур: конкурентные рынки, инвестиции, функциональные стратегии, стратегические активы и компетенции, распределение ресурсов между бизнес-единицами и подразделениями, источники, способы получения (приумножения) синергетического эффекта от взаимодействия бизнес-единиц и структур корпораций. Альтернативные направления стратегического развития корпораций.

Виды стратегий: общекорпоративная, стратегия отдельных бизнес-единиц или СЗХ, оперативная, функциональная (научно-исследовательская, инновационная, информационная, маркетинговая, инвестиционная, финансовая, социальная, безопасности и т.д.). Типы корпоративного роста и виды корпоративных стратегий. Характеристики корпоративных стратегий «обычного роста»: 1) вперед идущая вертикальная интеграция; 2) обратная вертикальная интеграция; 3) горизонтальная интеграция; 4) концентрический диверсификация, 5) горизонтальная диверсификация, 6) конгломеративная диверсификация.

Опыт реализация корпоративных стратегий (этапы, алгоритмы, подходы к внесению корректив в стратегии, выгоды и потери) на примере ведущих корпоративных образований России.

 

Методы исследования, используемые или изучаемые в данной теме.

 

Методы сравнительного анализа понятий корпоративного менеджмента: корпорация, стратегия корпораций и др. в различных системах правах и делового оборота.

Метод построения классификации: виды и типы корпоративных стратегий.

Вопросы для самопроверки

  1. Дать характеристику основных категорий корпоративного менеджмента
  2. В чем состоят особенности корпорации как субъекта рыночных и управленческих отношений и ее особенности как юридического лица
  3. Какова структура корпоративной системы отношений
  4. Сформулировать и охарактеризовать ключевые факторы эффективности корпоративного менеджмента
  5. Показать специфику видов и типов основных корпоративных стратегий

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Раскрыть отличительные признаки и характерные черты корпоративной структуры
  2. Показать взаимосвязь корпоративных стратегий со стратегиями других уровней
  3. В чем состоят отличия корпоративного, управленческого и финансового контуров крупной компании
  4. Исследовать признаки корпорации в системах англо-саксонского, континентального права, в российском законодательстве.
  5. В чем состоят особенности холдингов, концернов, консорциумов, стратегических- альянсов, ФПГ.

 

Перечень тем, эссе, рефератов и докладов.

  1. Преимущества и недостатки корпоративных образований (на примере АО)
  2. Этапы и направления развития стратегического корпоративного мышления

Достоинства и недостатки стратегий диверсификации, интеграции.

 

ТЕМА №3. СТРАТЕГИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Принципы реорганизации корпорациями своей деятельности: растущие рынки капитала, определяющие стоимость корпоративных структур, возросшая опасность поглощений, количественные и качественные изменения потребительского спроса, возрастающие запросы акционеров, необходимость обеспечения инновационных прорывов и т.д. Основные направления осуществления стратегии реорганизации деятельности корпоративных структур (переориентация бизнеса, целей менеджмента, адаптация к требованиям рынка капитала и т.д.) Реорганизация и реструктуризация: понятия и их соотношение. Схемы реорганизации корпоративных структур.

Особенности стратегий реорганизации крупных корпоративных структур в форме слияния, присоединения (поглощения), разделения, выделения, преобразования, ликвидации. «Пакетный» подход к разработке корпоративной реструктуризации. Факторы, способствующие и препятствующие проведению корпоративной реструктуризации. Особенности имущественной стратегии и управления портфелем активов (имущественным комплексом) корпорации.

 

Методы исследования, используемые или изучаемые в данной теме.

Методика оценки влияния реорганизационных процедур на эффективность хозяйственной деятельности

 

Вопросы для самопроверки

  1. Общее и различные в понятиях «реорганизация» и «реструктуризация»
  2. Основные направления реорганизации деятельности крупных компаний, причины этих действий
  3. Принципиальная схема реорганизации и реструктуризации компаний
  4. Варианты реорганизации (с учетом действующего российского законодательства)

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. На примере конкретной компании проанализировать опыт успешной и безрезультатной реструктуризации.
  2. Выявить предпосылки и факторы реорганизации российских компаний в условиях финансового и экономического кризиса
  3. Охарактеризовать критерии и показатели реализации стратегий и реструктуризации

 

Тест

  1. Соотношение понятий «реорганизация» и «реструктуризация»:

а) это тождественные понятия

б) реорганизация – более широкое понятие, включающее понятие реструктуризации

в) реструктуризация предусматривает определенную реорганизацию

г) реорганизация и реструктуризация – различные процессы

 

  1. Реорганизация – это:

а) любое преобразование компании

б) преобразование организационной структуры компании при сохранении производственного потенциала

в) изменение типа хозяйственного общества (например, ЗАО на ОАО)

г) изменение бизнес-процессов

 

  1. Реструктуризация – это:

а) изменение организационной структуры компании

б) изменение условий погашения задолженности компании

в) изменение структуры активов

г) комплексная оптимизация системы функционирования компании

 

Перечень тем эссе, рефератов, докладов

  1. Основные цели и задачи реструктуризационных мероприятий на корпоративном уровне
  2. Реорганизация как способ передела собственности и контроля над компанией

Особенности реорганизации компаний в форме выделения и преобразования

Литература

Базовый учебник:

1. Корпоративный менеджмент: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008-781 с. (Гриф УМО)

 

Основная литература по дисциплине:

2. Антонов В.Г., Крылов В.В., Кузмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Антонова.-М: 2-е изд., перераб. и доп. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010 (Гриф УМО)

3. Орехов С.А., Селезнев В.А., Тихомирова Н.В. Корпоративный менежмент: Учеб пособие под общей ред. С.А. Орехова-М: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008

4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008

Дополнительная литература:

5. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010

6. Удалов Д.А. Методологические рекомендации по количественной оценке состояния корпоративного управления. – М.: Инфра – М, 2010

7. Филатов А. Совет директоров: Инструкция по применению. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009

8. Возяк А. Сила масштаба: угроза или возможность? Стратегия роста А.Т. Kearney. – Пер. с англ. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2008

9. Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник – М.: ИНФРА – М, 2011 (Учебник подготовлен в ходе реализации Инновационной образовательной программы ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова «Развитие инновационных клиентоориентированных образовательных программ на основе когнитивных технологий и реинжиниринга вуза» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

10. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учебно-практ. пособие. – М.: КНОРУС, 2010

11. Лейкин Д. Ключевые вопросы управления группой компаний. 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012

12. Шервуд Д. Видеть лес за деревьями: Системный подход для совершенствования бизнес-модели/Деннис Шервуд; Пер. с англ. – М.: Альпина паблишер, 2012

13. Беляев Ю.К., Петухов А.В. Управление формированием и развитием сетей международных стратегических партнерств в автомобилестроительной промышленности. – М.: Изд-во «Палеотип», 2012

14. Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента. – М.: Альпина Паблишерз, 2011

15. Беляев Ю.К., Анохина М.Е. Менеджмент: практикум. – М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2010

16. Беляев Ю.К., Анохина М.Е. Менеджмент: кейсы, практические и расчетные задания, деловые игры, тесты. – СПб.: Изд-во МИПКИ, 2011

17. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство: отечественный опыт, мировые тенденции, вектор развития для России. – М.: Экономика, 2012

18. Конструктор регулярного менеджмента: пакет мультимедийных учебных пособий/Под ред. В.В.Кондратьева.- М.: ИНФРА – М, 2011

19. Фомина А.В., Смирнова Н.К. Реализация стратегий компаний. От простого к сложному. – М.: Изд-во Бератор – Паблишинг, 2008

20. Осипенко О.В. Злоупотребление правами акционера: сущность, формы, профилактика. – М.: ИНФРА – М, 2008

21. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. – М.: ИНФРА – М, 2009

22. Слэттер С., Лове Д, Барлоу Л. Руководство преобразованиями корпорации. Как лидеры спасают компании. Пер. с англ. – М, 2008

23. Ключко В.Н. Англо-американская модель корпоративного управления: особенности и перспективы//Менеджмент в России и за рубежом – 2009 - №6

24. Тепман Л.Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студ-тов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления.-М:, ЮНИТИ-ДАНА, 2009

25. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Серия: Высшее образование. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008

26. Рассказова С.А., Шебек С.В. Корпоративные стандарты. От концепции до инструкции.-М.: Книжный мир, 2008

27. Сорокина Т.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления// Менеджмент в России и за рубежом – 2008 – №2

28. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография/ Под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КноРус, 2008

29. Романенко Д. Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах // Рынок ценных бумаг – 2008 - №5.

30. Грибов А. Корпоративное управление в группе компаний //Журнал для акционеров.- 2008 - № 4 – с.12-15

31. Авраменко Н.Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией//Менеджмент в России и за рубежом-2008-№6

32. Вдовенко З.В., Андреев И.А. Особенности методологии управления корпоративными структурами в современно обществе//Менеджмент в России и за рубежом-2008-№6

33. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России/Под общей ред. И.В. Костикова.-М.: Экономика, 2005

34. Костикова Е.В. Построение и система управления холдинговой структурой// Электр. журнал. Режим доступа http://bkg.ru/cgi-bin/article.

35. Коллис Дэвид Дис., Монтгомери Синтия А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход/Пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2007

36. Джексон Т., Канри Х. Как заставить стратегию работать. Пер. с англ. М.: Изд-во института комплексных стратегических исследований 2008

37. Грант Роберт Современный стратегический анализ Пер. с англ.- СПб., Питер, 2008

38. Слиньков В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации. – М.: Издательство Дакор, КНТ, 2008 (Учебное пособие)

39. Депанфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компаний. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы/Пер. с англ.-М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007

40. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления/Под ред. И.В. Беликова.-М.: Эксмо, 2008

41. Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров/ Отв. ред. И.В. Ивашковская. – М.: Изд-во Европа, 2008

42. Стратегические альянсы: Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

43. Внедрение сбалансированной системы показателей. Пер. с англ. (Серия: Модели менеджмента ведущих корпораций) - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

44. Гэррет Б. Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления/Пер. с англ.- М.: Эксмо, 2008

 

Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники, периодическая литература.

73. AMED Director Development Network www.amed.management.org.uk African Management Services Company (AMSCO) charles.minor@ amscobv.com

74. Asian Corporate Governance Association Jamie@acga- asia.org

75. Board Performance Ltd www.boardperformance.com Or info@ boardperformance.com

76. Corporate Governance Journal www.blackwellpublishing.com/monks/ journal.htm

77. Corporate Library www.thecorporatelibrary.com

78. Corporate Watch www.corpwatch.com

79. International Corporate Governance Network (ICGN) www.icgn.org

80. Institute of Business Ethics www.ibe.org.uk

81. Institute of Directors, London www.iod.com

82. OECD Corporate Governance Principles www.oecd.org

83. Transparency International www.transparency.org

84. UK Cabinet Office — Corporate Governance www.cabinet-office.gov.uk/ risk/corporategovernance

85. Global Corporate Governance Forum www.gcgf.org/index.htm

86. US Corporate Governance Links www.calpers-governance.org/links

87. European Corporate Governance Links www.ecgi.org

88. International Codes and Principles www.ecgi.org/codes/menu'in-ternational.htm

89. European Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu' europe.htm

90. American Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu'americas.htrn

91. Asia-Pacific Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu'asia'pacific.htm

  1. Журнал «Компания»
  2. Журнал «Секрет фирмы»
  3. Журнал «Управление компанией»
  4. Журнал «Проблемы теории и практики управления» (www.uptp.ru – электронная версия)
  5. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»
  6. Журнал «Корпоративное управление»
  7. www.cfin.ru (информационный портал по проблемам корпоративного управления)
  8. www.finance.yahoo.com (сайт на английском языке о финансовых показателях деятельности зарубежных компаний)
  9. www.skrin.ru (сайт раскрытия финансовой информации российских компаний)
  10. www.oecd.org/russia (сайт Организации экономического сотрудничества и развития)
  11. www.mergers.ru (портал по вопросам слияний и поглощений)
  12. www.rid.ru (сайт Российского института директоров)
  13. www.dialogic.com
  14. www.rbc.ru
  15. www.scorecard.ru
  16. www.corp-gov.ru
  17. www.ma-journal.ru (электронная версия журнала «Слияния и поглощения»)

 

 

Тематика курсовых работ (проектов)

(два-три студента на один проект (курсовую работу))

1. Разработка проекта: Анализ стратегического потенциала корпорации (на примере…)

2. Проект: «Выявление и оценивание внутренних и внешних факторов при разработке и выборе альтернативных вариантов стратегии развития корпорации»

3. Аналитический проект: «Анализ опыта реализации корпоративной стратегии (цели, задачи, этапы, алгоритмы. подходы у внесению корректив в стратегии, выгоды и потери) на примере ведущих корпоративных образований»

4. Проект: Принципы разработки и реализации стратегии формирования вертикально интегрированных и горизонтально интегрированных корпоративных структур, факторы их успешного функционирования и управления (на примере…)

5. Диверсификация как стратегия развития в российских корпорациях (анализ практического опыта)

6. Проект: Формирование холдингов, критерии принятия решения, оценка стратегии их развития (на примере)

7. Модели и стратегии внутрихолдингового ценообразования. Аналитический проект.

8. Стратегический менеджмент в российских ФПГ: опыт и перспективы на (примере…)

9. Факторы и основные направления осуществления стратегии реорганизации корпоративных структур: Аналитический проект.

10. Анализ опыта успешной реструктуризации корпорации и адаптации корпоративный структуры под новую стратегию.

11. Проект: Реструктуризация как средство повышения эффективности корпоративного бизнеса и влияния на оценку компании инвесторами

12. Реструктуризация как способ повышения стоимости корпорации (управленческий проект с использованием конкретных примеров)

13. Как использовать в российской экономике мировой опыт реализации проектов слияния (поглощения) в процессе формирования и развития корпорации (аналитический проект)

14. Стратегия и тактика противодействия недружественным корпоративным захватам на конкретных примерах из зарубежной и российской практики)

15. Разработка проектов обоснования мотивов, выгод и конкретных форм слияний (поглощений) с учетом общей (корпоративной) стратегии

16. Стратегические альянсы и партнерства в программах стратегического корпоративного развития. Определение целей, мотивов создания и видов альянсов (на конкретных примерах)

17. Оценка преимуществ и недостатков проектов создания стратегических альянсов в корпоративном менеджменте (на примерах из российской и зарубежной практики)

18. Формирование национальной российской модели корпоративного управления, ее специфика по сравнению с американской, западноевропейской, японской (аналитический обзор)

19. Проект: Механизмы формирования корпоративного контроля и го реализации в рамках стратегии корпоративного развития на примере

20. Как обеспечить защиту прав акционеров и других принципов корпоративного управления (на примере деятельности корпоративной структуры)

21. Разработать стратегический план роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративной структуры (на примере)

22. Построение модели эффективного прогнозирования и стратегического планировании и в корпорациях (на примере)

23. Управление стратегическими изменениями в корпорации: поиск инновационной бизнес-модели и факторы ее постоянного совершенствования (на примере)

24. Особенности проектирования и построения модели внедрения сбалансированной системы показателей (BSC) в корпоративных структурах (на конкретных примерах) построение модели внедрения

25. Проект: Совершенствование стратегического управления внешнеэкономической деятельности (на примере)

26. Проект: Исследование причин и условий предотвращения внутрикорпоративных конфликтов (на примере деятельности зарубежных и российских корпораций)

27. Как управлять межкорпоративными конфликтами: построение модели эффективного управления (на примере деятельности зарубежных и российских корпораций) (исследовательский проект)

28. Особенности реализации стратегии корпорации в рамках проектов государственного – частного партнерства (на конкретных примерах) (исследовательский проект)

29. Как оптимизировать стратегию взаимодействия крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса (исследовательский проект)

30. Построение эффективной системы взаимодействия собственников, топ-менеджеров и заинтересованных лиц (на примерах)

31. Исследование практического опыта постановки корпоративного управления в российских компаниях (на примерах)

32. Аналитическая разработка: Формирование сбалансированного совета директоров корпорации (на примерах деятельности)

33. Проект: Алгоритм внедрения системы корпоративного управления (на примере).

34. Корпоративная социальная ответственность как управленческая проблема (проект создания системы на корпоративном уровне)

 

Вопросы к экзамену

  1. Корпорация: понятие, отличительные признаки и характерные черты. Управление корпоративными отношениями.
  2. Сущность, принципы и задачи корпоративных стратегий, их взаимосвязь со стратегиями других уровней.
  3. Порядок составления планов стратегического развитии корпоративных структур.
  4. Виды и типы корпоративных стратегий.
  5. Интегрированные корпоративные структуры, их преимущества и недостатки, принципы создания, факторы успешного функционирования.
  6. Формирование корпоративных структур холдингового типа, обоснование выбора эффективных вариантов стратегий их развития.
  7. Оценка эффективности холдингов с позиций стратегического менеджмента.
  8. Стратегии формирования, функционирования и развития ФПГ различного типа.
  9. Цели, задачи и содержание стратегий реструктуризации корпоративных структур.
  10. Мотивы, выгоды и формы слияний (поглощений). Факторы, определяющие стратегические решения о слиянии (поглощении).
  11. Особенности планирования и выработки стратегий слияний (поглощений), их классификация.
  12. Стратегические альянсы и партнерства в корпоративном менеджменте. Цели, движущие мотивы и виды альянсов.
  13. Основные причины неудач стратегий создания альянсов, сценарии их развитии.
  14. Корпоративное управление и защита прав акционеров. Соблюдение принципов корпоративного управления.
  15. Роль и стратегические функции совета директоров корпоративных структур.
  16. Модели корпоративного управления: англо-саксонская (американская); германская (континентальная), японская, их культурно-исторические и экономические особенности, преимущества и недостатки.
  17. Стратегия роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративных структур.
  18. Ключевые факторы эффективности надлежащего корпоративного управления.
  19. Прогнозирование и стратегическое планирование в корпорациях.
  20. Управление стратегическими изменениями в корпорациях.
  21. Оценка результатов деятельности корпоративных структур. Сбалансированная система показателей в стратегическом менеджменте корпораций: общие понятия и возможности использования.
  22. Особенности проектирования и внедрения сбалансированной системы показателей в корпоративных структурах.
  23. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью.
  24. Условия, причины, типы и содержание корпоративных конфликтов.
  25. Стратегии управления межкорпоративными конфликтами.
  26. Стратегии управления взаимодействием крупных корпоративных структур с иями среднего и малого бизнеса.
  27. Эффективные корпоративные стратегии: разработка и реализация в условиях экономического кризиса
  28. Кодексы корпоративного поведения: основные положения, результаты применения
  29. Корпоративная социальная ответственность как управленческая проблема
  30. Понятие «независимый директор», его статус, основные направления деятельности
  31. Предпосылки и факторы реорганизации корпоративных структур
  32. Модели и стратегии ценообразования внутри холдинговых структур
  33. Диверсификация как стратегия развития в российских корпорациях
  34. Государственные корпорации: механизм создания и сферы функционирования
  35. Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности корпораций
  36. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление: соотношение понятий
  37. Методы прогнозирования в корпоративных образованиях
  38. Социальное партнерство, формирование отношений руководства корпораций с работниками
  39. Корпоративные дефолты и способы их предотвращения
  40. Стратегический корпоративный реинжиниринг
  41. Лоббизм как объект корпоративного управления
  42. Программы, проекты и институты государственной поддержки взаимодействия крупных корпоративных структур с малыми и средними предприятиями
  43. Риски в корпоративном менеджменте
  44. Корпоративная бизнес-модель: формирование и факторы трансформации

 

4. Тематический план изучения дисциплины

  № п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия 51 час Самост. работа
В том числе
Лекции Семинары (практ. занятия)
1. Основные понятия, специфика и характеристика видов корпоративных стратегий     __  
2.   Механизм формирования и стратегии развития интегрированных корпоративных структур        
3. Стратегии реорганизации и структуризации корпоративных образований        
4.   Стратегический менеджмент в сфере слияний (поглощений)        
5. Стратегические альянсы и партнерства в корпоративном менеджменте        
6. Корпоративное управление и защита прав акционеров. Соблюдения принципов корпоративного управления        
7. Стратегии роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративных структур        
8. Прогнозирование и стратегическое планирование в корпорациях        
9. Управление стратегическими изменениями в корпорации        


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.018 с.)