Стратегии, механизмы, инфраструктура и программы управления взаимодействием крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии, механизмы, инфраструктура и программы управления взаимодействием крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса



Государственное регулирование, общественная и частная поддержка взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса. Отношения и взаимная ответственность бизнеса и власти.

Этапы становления и виды франчайзинга и франчайзинговых систем.

Концепции, программы поддержки и проекты взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса. Современные концепции и приоритеты развития малого и среднего бизнеса. Государственные (федеральные), региональные и муниципальные программы поддержки малых и средних предприятий.

Механизмы, формы включения малого и среднего бизнеса в кластеры. Виды кластеров.

Действующие и создаваемые с учетом стадии (фазы) зрелости предпринимательства и националь­ных особенностей региональные (территориальные) прозводственно-сервисные узлы (системные сети) в России (поволжский кластер Авто-Ваза и др. европейские и азиатские кластеры). Развитие аутсорсинга в России и зарубежом. Создание особых экономических зон взаимодействия МСП с крупными (на конкретных примерах).

Инфраструктура взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса.

Состав и характеристики бизнес-инкубаторов, инновационных центров, сайнтс-парков, фондов, лизинговых компаний, Интернет-центров, торгово-промышленных и ремесленных палат и т.д. Необходимость дальнейших институциональных преобразований и совершенствования инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса, франчайзинга, кластеризации, аутсорсинга. Проблемы и тенденции.

Финансовые механизмы поддержки, развития и взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса.

Банки, фонды, финансо­вый лизинг во взаимодействии с малым, средним и крупным бизнесом. Показатели их взаимодействия.

Банки и другие финансовые институты, работающие со средними и малыми предприятиями. Микрофинансирова­ние, микрокредитование, гарантирование, взаимное финансирование (с учетом теневых сторон малого и среднего бизнеса).

Алгоритмы микрофинансирования, финансового лизинга, гарантирования.

Особенности управления рисками в системе взаимодействия малых, средних и крупных предприятий.

Перспективы развитие франчайзинга, кластеров и аутсорсинга в России: трудности, административные барьеры, перспективы.

Гражданский кодекс. Нужны ли специальные законы, нормативно-правовые акты?

Международные программы, проекты и ин­ституты поддержки взаимодействия крупных корпоративных структур с малыми и средними предприятиями.

Концепция государственной политики по поддержке и развитию малого, среднего и крупного предпринимательства: проблемы, тенденции, программы.

Методы исследования, используемые или изучаемые в теме 14:

 

Методы системного анализа

Методы классификаций и группировок

Методы социологического обследования

 

Вопросы для самопроверки

1. На каких принципах и по каким основным направлениям следует выстраивать систему взаимодействия крупного корпоративного бизнеса с малым средним бизнесом

2. В чем состоят преимущества экономических связей малого и среднего бизнеса с корпоративным сектором экономики (в России, в зарубежных странах)

3. Особенности взаимодействия и конкуренции компаний крупного, среднего и малого бизнеса, участие государства в регулировании этих процессов

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Показать на конкретных примерах деятельности компаний преимущества и недостатки франчайзинговых, аутсорсинговых, гарантийных схем взаимодействия бизнес-структур различного масштаба

2. Обосновать выводы относительно уровня рисков, надежности функционирования, финансовой устойчивости бизнес-структур (крупных корпоративных, средних, малых) действующих соответственного на растущих и падающих рынках (т.е. в условиях кризиса)

3. Как оценить эффективность и результативность мер государственной поддержки компаний среднего и малого бизнеса в контексте их взаимодействия с государственными корпорациями, ведущими российскими компаниями

 

Перечень тем эссе, рефератов и докладов

1. Особенности кредитования предприятий малого бизнеса

2. Разработка стратегии развития крупных корпоративных структур с учетом интересов регионов и планов государственной поддержки малого бизнеса

3. Государственные стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в сфере наукоемкой технологии.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Базовый учебник:

1. Корпоративный менеджмент: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008-781 с. (Гриф УМО)

 

Основная литература по дисциплине:

2. Антонов В.Г., Крылов В.В., Кузмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Антонова.-М: 2-е изд., перераб. и доп. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010 (Гриф УМО)

3. Орехов С.А., Селезнев В.А., Тихомирова Н.В. Корпоративный менежмент: Учеб пособие под общей ред. С.А. Орехова-М: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008

4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008

Дополнительная литература:

5. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010

6. Удалов Д.А. Методологические рекомендации по количественной оценке состояния корпоративного управления. – М.: Инфра – М, 2010

7. Филатов А. Совет директоров: Инструкция по применению. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009

8. Возяк А. Сила масштаба: угроза или возможность? Стратегия роста А.Т. Kearney. – Пер. с англ. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2008

9. Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник – М.: ИНФРА – М, 2011 (Учебник подготовлен в ходе реализации Инновационной образовательной программы ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова «Развитие инновационных клиентоориентированных образовательных программ на основе когнитивных технологий и реинжиниринга вуза» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

10. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учебно-практ. пособие. – М.: КНОРУС, 2010

11. Лейкин Д. Ключевые вопросы управления группой компаний. 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012

12. Шервуд Д. Видеть лес за деревьями: Системный подход для совершенствования бизнес-модели/Деннис Шервуд; Пер. с англ. – М.: Альпина паблишер, 2012

13. Беляев Ю.К., Петухов А.В. Управление формированием и развитием сетей международных стратегических партнерств в автомобилестроительной промышленности. – М.: Изд-во «Палеотип», 2012

14. Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента. – М.: Альпина Паблишерз, 2011

15. Беляев Ю.К., Анохина М.Е. Менеджмент: практикум. – М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2010

16. Беляев Ю.К., Анохина М.Е. Менеджмент: кейсы, практические и расчетные задания, деловые игры, тесты. – СПб.: Изд-во МИПКИ, 2011

17. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство: отечественный опыт, мировые тенденции, вектор развития для России. – М.: Экономика, 2012

18. Конструктор регулярного менеджмента: пакет мультимедийных учебных пособий/Под ред. В.В.Кондратьева.- М.: ИНФРА – М, 2011

19. Фомина А.В., Смирнова Н.К. Реализация стратегий компаний. От простого к сложному. – М.: Изд-во Бератор – Паблишинг, 2008

20. Осипенко О.В. Злоупотребление правами акционера: сущность, формы, профилактика. – М.: ИНФРА – М, 2008

21. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. – М.: ИНФРА – М, 2009

22. Слэттер С., Лове Д, Барлоу Л. Руководство преобразованиями корпорации. Как лидеры спасают компании. Пер. с англ. – М, 2008

23. Ключко В.Н. Англо-американская модель корпоративного управления: особенности и перспективы//Менеджмент в России и за рубежом – 2009 - №6

24. Тепман Л.Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студ-тов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления.-М:, ЮНИТИ-ДАНА, 2009

25. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Серия: Высшее образование. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008

26. Рассказова С.А., Шебек С.В. Корпоративные стандарты. От концепции до инструкции.-М.: Книжный мир, 2008

27. Сорокина Т.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления// Менеджмент в России и за рубежом – 2008 – №2

28. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография/ Под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КноРус, 2008

29. Романенко Д. Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах // Рынок ценных бумаг – 2008 - №5.

30. Грибов А. Корпоративное управление в группе компаний //Журнал для акционеров.- 2008 - № 4 – с.12-15

31. Авраменко Н.Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией//Менеджмент в России и за рубежом-2008-№6

32. Вдовенко З.В., Андреев И.А. Особенности методологии управления корпоративными структурами в современно обществе//Менеджмент в России и за рубежом-2008-№6

33. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России/Под общей ред. И.В. Костикова.-М.: Экономика, 2005

34. Костикова Е.В. Построение и система управления холдинговой структурой// Электр. журнал. Режим доступа http://bkg.ru/cgi-bin/article.

35. Коллис Дэвид Дис., Монтгомери Синтия А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход/Пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2007

36. Джексон Т., Канри Х. Как заставить стратегию работать. Пер. с англ. М.: Изд-во института комплексных стратегических исследований 2008

37. Грант Роберт Современный стратегический анализ Пер. с англ.- СПб., Питер, 2008

38. Слиньков В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации. – М.: Издательство Дакор, КНТ, 2008 (Учебное пособие)

39. Депанфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компаний. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы/Пер. с англ.-М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007

40. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления/Под ред. И.В. Беликова.-М.: Эксмо, 2008

41. Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров/ Отв. ред. И.В. Ивашковская. – М.: Изд-во Европа, 2008

42. Стратегические альянсы: Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

43. Внедрение сбалансированной системы показателей. Пер. с англ. (Серия: Модели менеджмента ведущих корпораций) - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

44. Гэррет Б. Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления/Пер. с англ.- М.: Эксмо, 2008

 

Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники, периодическая литература.

73. AMED Director Development Network www.amed.management.org.uk African Management Services Company (AMSCO) charles.minor@ amscobv.com

74. Asian Corporate Governance Association Jamie@acga- asia.org

75. Board Performance Ltd www.boardperformance.com Or info@ boardperformance.com

76. Corporate Governance Journal www.blackwellpublishing.com/monks/ journal.htm

77. Corporate Library www.thecorporatelibrary.com

78. Corporate Watch www.corpwatch.com

79. International Corporate Governance Network (ICGN) www.icgn.org

80. Institute of Business Ethics www.ibe.org.uk

81. Institute of Directors, London www.iod.com

82. OECD Corporate Governance Principles www.oecd.org

83. Transparency International www.transparency.org

84. UK Cabinet Office — Corporate Governance www.cabinet-office.gov.uk/ risk/corporategovernance

85. Global Corporate Governance Forum www.gcgf.org/index.htm

86. US Corporate Governance Links www.calpers-governance.org/links

87. European Corporate Governance Links www.ecgi.org

88. International Codes and Principles www.ecgi.org/codes/menu'in-ternational.htm

89. European Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu' europe.htm

90. American Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu'americas.htrn

91. Asia-Pacific Corporate Governance Codes and Principles www.ecgi.org/ codes/menu'asia'pacific.htm

  1. Журнал «Компания»
  2. Журнал «Секрет фирмы»
  3. Журнал «Управление компанией»
  4. Журнал «Проблемы теории и практики управления» (www.uptp.ru – электронная версия)
  5. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»
  6. Журнал «Корпоративное управление»
  7. www.cfin.ru (информационный портал по проблемам корпоративного управления)
  8. www.finance.yahoo.com (сайт на английском языке о финансовых показателях деятельности зарубежных компаний)
  9. www.skrin.ru (сайт раскрытия финансовой информации российских компаний)
  10. www.oecd.org/russia (сайт Организации экономического сотрудничества и развития)
  11. www.mergers.ru (портал по вопросам слияний и поглощений)
  12. www.rid.ru (сайт Российского института директоров)
  13. www.dialogic.com
  14. www.rbc.ru
  15. www.scorecard.ru
  16. www.corp-gov.ru
  17. www.ma-journal.ru (электронная версия журнала «Слияния и поглощения»)

 

 

Тематика курсовых работ (проектов)

(два-три студента на один проект (курсовую работу))

1. Разработка проекта: Анализ стратегического потенциала корпорации (на примере…)

2. Проект: «Выявление и оценивание внутренних и внешних факторов при разработке и выборе альтернативных вариантов стратегии развития корпорации»

3. Аналитический проект: «Анализ опыта реализации корпоративной стратегии (цели, задачи, этапы, алгоритмы. подходы у внесению корректив в стратегии, выгоды и потери) на примере ведущих корпоративных образований»

4. Проект: Принципы разработки и реализации стратегии формирования вертикально интегрированных и горизонтально интегрированных корпоративных структур, факторы их успешного функционирования и управления (на примере…)

5. Диверсификация как стратегия развития в российских корпорациях (анализ практического опыта)

6. Проект: Формирование холдингов, критерии принятия решения, оценка стратегии их развития (на примере)

7. Модели и стратегии внутрихолдингового ценообразования. Аналитический проект.

8. Стратегический менеджмент в российских ФПГ: опыт и перспективы на (примере…)

9. Факторы и основные направления осуществления стратегии реорганизации корпоративных структур: Аналитический проект.

10. Анализ опыта успешной реструктуризации корпорации и адаптации корпоративный структуры под новую стратегию.

11. Проект: Реструктуризация как средство повышения эффективности корпоративного бизнеса и влияния на оценку компании инвесторами

12. Реструктуризация как способ повышения стоимости корпорации (управленческий проект с использованием конкретных примеров)

13. Как использовать в российской экономике мировой опыт реализации проектов слияния (поглощения) в процессе формирования и развития корпорации (аналитический проект)

14. Стратегия и тактика противодействия недружественным корпоративным захватам на конкретных примерах из зарубежной и российской практики)

15. Разработка проектов обоснования мотивов, выгод и конкретных форм слияний (поглощений) с учетом общей (корпоративной) стратегии

16. Стратегические альянсы и партнерства в программах стратегического корпоративного развития. Определение целей, мотивов создания и видов альянсов (на конкретных примерах)

17. Оценка преимуществ и недостатков проектов создания стратегических альянсов в корпоративном менеджменте (на примерах из российской и зарубежной практики)

18. Формирование национальной российской модели корпоративного управления, ее специфика по сравнению с американской, западноевропейской, японской (аналитический обзор)

19. Проект: Механизмы формирования корпоративного контроля и го реализации в рамках стратегии корпоративного развития на примере

20. Как обеспечить защиту прав акционеров и других принципов корпоративного управления (на примере деятельности корпоративной структуры)

21. Разработать стратегический план роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративной структуры (на примере)

22. Построение модели эффективного прогнозирования и стратегического планировании и в корпорациях (на примере)

23. Управление стратегическими изменениями в корпорации: поиск инновационной бизнес-модели и факторы ее постоянного совершенствования (на примере)

24. Особенности проектирования и построения модели внедрения сбалансированной системы показателей (BSC) в корпоративных структурах (на конкретных примерах) построение модели внедрения

25. Проект: Совершенствование стратегического управления внешнеэкономической деятельности (на примере)

26. Проект: Исследование причин и условий предотвращения внутрикорпоративных конфликтов (на примере деятельности зарубежных и российских корпораций)

27. Как управлять межкорпоративными конфликтами: построение модели эффективного управления (на примере деятельности зарубежных и российских корпораций) (исследовательский проект)

28. Особенности реализации стратегии корпорации в рамках проектов государственного – частного партнерства (на конкретных примерах) (исследовательский проект)

29. Как оптимизировать стратегию взаимодействия крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса (исследовательский проект)

30. Построение эффективной системы взаимодействия собственников, топ-менеджеров и заинтересованных лиц (на примерах)

31. Исследование практического опыта постановки корпоративного управления в российских компаниях (на примерах)

32. Аналитическая разработка: Формирование сбалансированного совета директоров корпорации (на примерах деятельности)

33. Проект: Алгоритм внедрения системы корпоративного управления (на примере).

34. Корпоративная социальная ответственность как управленческая проблема (проект создания системы на корпоративном уровне)

 

Вопросы к экзамену

  1. Корпорация: понятие, отличительные признаки и характерные черты. Управление корпоративными отношениями.
  2. Сущность, принципы и задачи корпоративных стратегий, их взаимосвязь со стратегиями других уровней.
  3. Порядок составления планов стратегического развитии корпоративных структур.
  4. Виды и типы корпоративных стратегий.
  5. Интегрированные корпоративные структуры, их преимущества и недостатки, принципы создания, факторы успешного функционирования.
  6. Формирование корпоративных структур холдингового типа, обоснование выбора эффективных вариантов стратегий их развития.
  7. Оценка эффективности холдингов с позиций стратегического менеджмента.
  8. Стратегии формирования, функционирования и развития ФПГ различного типа.
  9. Цели, задачи и содержание стратегий реструктуризации корпоративных структур.
  10. Мотивы, выгоды и формы слияний (поглощений). Факторы, определяющие стратегические решения о слиянии (поглощении).
  11. Особенности планирования и выработки стратегий слияний (поглощений), их классификация.
  12. Стратегические альянсы и партнерства в корпоративном менеджменте. Цели, движущие мотивы и виды альянсов.
  13. Основные причины неудач стратегий создания альянсов, сценарии их развитии.
  14. Корпоративное управление и защита прав акционеров. Соблюдение принципов корпоративного управления.
  15. Роль и стратегические функции совета директоров корпоративных структур.
  16. Модели корпоративного управления: англо-саксонская (американская); германская (континентальная), японская, их культурно-исторические и экономические особенности, преимущества и недостатки.
  17. Стратегия роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративных структур.
  18. Ключевые факторы эффективности надлежащего корпоративного управления.
  19. Прогнозирование и стратегическое планирование в корпорациях.
  20. Управление стратегическими изменениями в корпорациях.
  21. Оценка результатов деятельности корпоративных структур. Сбалансированная система показателей в стратегическом менеджменте корпораций: общие понятия и возможности использования.
  22. Особенности проектирования и внедрения сбалансированной системы показателей в корпоративных структурах.
  23. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью.
  24. Условия, причины, типы и содержание корпоративных конфликтов.
  25. Стратегии управления межкорпоративными конфликтами.
  26. Стратегии управления взаимодействием крупных корпоративных структур с иями среднего и малого бизнеса.
  27. Эффективные корпоративные стратегии: разработка и реализация в условиях экономического кризиса
  28. Кодексы корпоративного поведения: основные положения, результаты применения
  29. Корпоративная социальная ответственность как управленческая проблема
  30. Понятие «независимый директор», его статус, основные направления деятельности
  31. Предпосылки и факторы реорганизации корпоративных структур
  32. Модели и стратегии ценообразования внутри холдинговых структур
  33. Диверсификация как стратегия развития в российских корпорациях
  34. Государственные корпорации: механизм создания и сферы функционирования
  35. Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности корпораций
  36. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление: соотношение понятий
  37. Методы прогнозирования в корпоративных образованиях
  38. Социальное партнерство, формирование отношений руководства корпораций с работниками
  39. Корпоративные дефолты и способы их предотвращения
  40. Стратегический корпоративный реинжиниринг
  41. Лоббизм как объект корпоративного управления
  42. Программы, проекты и институты государственной поддержки взаимодействия крупных корпоративных структур с малыми и средними предприятиями
  43. Риски в корпоративном менеджменте
  44. Корпоративная бизнес-модель: формирование и факторы трансформации

 

4. Тематический план изучения дисциплины

  № п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия 51 час Самост. работа
В том числе
Лекции Семинары (практ. занятия)
1. Основные понятия, специфика и характеристика видов корпоративных стратегий     __  
2.   Механизм формирования и стратегии развития интегрированных корпоративных структур        
3. Стратегии реорганизации и структуризации корпоративных образований        
4.   Стратегический менеджмент в сфере слияний (поглощений)        
5. Стратегические альянсы и партнерства в корпоративном менеджменте        
6. Корпоративное управление и защита прав акционеров. Соблюдения принципов корпоративного управления        
7. Стратегии роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративных структур        
8. Прогнозирование и стратегическое планирование в корпорациях        
9. Управление стратегическими изменениями в корпорации        
10. Оценка результатов деятельности корпоративных структур. Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте корпораций: общие понятия и возможности использования        
11. Особенности проектирования и внедрения системы сбалансированных показателей в корпоративных структурах        
12. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью корпоративных образований        
13. Стратегии управления межкорпоративными конфликтами        
14. Базовые понятия, правовые и организационные основы взаимодействия крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса. Стратегии, механизмы, инфраструктура и программы управления взаимодействием крупных корпоративных струкр с предприятиями среднего и малого бизнеса   -    
  Итого:        
               

 

 

ВЫПИСКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.054 с.)