Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Поиск

(специализация 080507.65 - 09 «Корпоративный менеджмент»)

Москва – 2012


 

Составитель: к .э.н., профессор Беляев Ю.К.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

 

Рецензенты: 1. д.э.н., профессор Плотицына Л.А.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

Зам. зав. кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансовой академии при Правительстве РФ

(наименование организации, где работает рецензент)

 

2. д.э.н., профессор Бадалов Л.М.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

Зав. кафедрой экономики и менеджмента ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

(внутренняя рецензия)

 

В рабочей программе содержатся тематические планы лекционных и семинарских занятий, темы рефератов, вопросы к экзамену по курсу «Стратегии корпоративных структур».

Программа предназначается для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Корпоративный менеджмент».

 

Рабочая программа авторская и составлена на основании Методических указаний по составлению и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, утвержденных 22 декабря 2005 г. Методическим советом РЭА им. Г.В. Плеханова

(протокол №2)

 

Рабочая программа утверждена с учетом изменений и дополнений на заседании кафедры стратегического и корпоративного менеджмента, протокол № __ от «__» __________ 201 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ М.Н. Сидоров

менеджмента, проф. (подпись) (Ф.И.О.)

 

Одобрено Советом (методической комиссией) факультета менеджмента,протокол № __ от «__» __________ 201 г.

 

Председатель _______________ М.Н. Кулапов

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Оглавление

1. Организационно-методический раздел 4

2. Содержание программы учебной дисциплины 9

3. учебно-методическое обеспечение дисциплины 32

I Организационно-методический раздел.

 

1. 1 Цель дисциплины

Комплексная подготовка менеджеров-профессионалов, владеющих навыками системного подхода, моделирования, государственного регулирования, организации финансовых и материальных ресурсов в процессе формирования и развития стратегий корпоративных структур в различных сферах российской экономики.

1.2. Учебные задачи дисциплины

- овладение знаниями и пониманием основных принципов и методов корпоративного управления и саморазвития сложных экономических систем;

- овладение принципами выбора оптимальных корпоративных форм хозяйствования;

- ознакомление с основными стратегическими целями корпоративного менеджмента;

- ознакомление с бизнес-системой корпоративных образований;

- овладение приемами анализа миссии и философии при разработке стратегии корпоративных структур;

- изучение способов оценки стратегического, экономического, инновационного, информационного, организационного потенциалов корпораций;

- овладение навыками диагностики корпорации;

- изучение основных функций корпоративного менеджмента;

- раскрытие специфики процессов принятия стратегических решений в системе корпоративного менеджмента;

- изучение природы корпоративных конфликтов и способов их разрешения в системе корпоративного менеджмента;

- раскрытие методов оценки результатов деятельности корпоративных структур (в т.ч. с использованием системы сбалансированных показателей – Balanced Scorecards)

- овладение базовыми понятиями, правовыми и организационными основами взаимодействия крупных корпоративных структур, предприятий среднего и малого бизнеса.

 

1.3. Методы преподавания дисциплины

Для освоения студентами дисциплины «Стратегии корпоративных структур» используются следующие методы обучения и формы организации занятий.

- лекции;

- семинары (с целью обсуждения основных проблем, освещенных в лекциях, а также сформулированных в домашних заданиях);

- письменные и устные домашние задания;

- аналитические задания;

- обсуждение и защита подготовленных студентами эссе, аналитических и исследовательских проектов и докладов (сообщений);

- деловые игры;

- кейс-стади;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов (освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ)

 

1.4. Место курса среди других дисциплин учебного плана

Данная рабочая программа и читаемый на ее основе учебный курс предназначены для студентов 5-го курса факультета Менеджмента, выбравших специализацию «Корпоративный менеджмент»

Понимание механизма разработки и реализации стратегий развития корпоративных структур, прежде всего интегрированного типа – одно из ключевых направлений корпоративного менеджмента. Знание теоретических основ современного менеджмента, практических приемов применения его инструментария в российских и зарубежных корпорациях создает фундаментальную базу профессиональной подготовки управленческих кадров. Это позволяет формировать востребованные работодателями навыки и компетенции выпускников вуза, способных успешно работать в динамически меняющейся корпоративной среде.

Дисциплина представляет наибольший интерес для будущих специалистов-менеджеров корпоративных структур, действующих в различных сферах и отраслях российской экономики. Эти структуры могут быть представлены государственными и частными компаниями (акционерные общества), другими корпоративными образованиями, функционирующими в промышленности, сфере НИОКР, сельском хозяйстве, торговле и т.д. Особое внимание уделено рассмотрению стратегических аспектов практической деятельности крупнейших российских корпораций.

Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями таких дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управленческие решения», «Менеджмент организации», «Теория управления», «Маркетинг».

 

1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершению изучения данной дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия корпоративного менеджмента;

- понимать механизмы формирования и стратегические подходы в развитии интегрированных корпоративных структур;

- обладать знаниями в области разработки стратегии и тактики корпораций;

- уметь управлять развитием корпоративных структур (реорганизацией, реструктуризацией и т.д.);

- уметь определять перспективные (стратегические) направления развития корпоративных образований;

- уметь оценивать потенциал корпоративных образований, эффективность управления холдинговыми структурами;

- уметь организовать взаимосвязанную работу всех подсистем корпоративных структур, включая корпоративные центры (управляющие компании);

- проводить аналитическую работу по функциональным подсистемам корпорации;

- уметь практически оценить деятельность отдельных подразделений корпораций;

- уметь разрабатывать инновационные программы в рамках реализации корпоративных стратегий;

- обладать практическими навыками управления конфликтами в корпоративных структурах, в т. ч. между собственниками и топ-менеджментом, между владельцами, топ-менеджерами и органами государственной власти и регулирования, а также управления конфликтами на межкорпоративном уровне;

- профессионально оценить навыки и умения менеджера корпоративной сферы;

- уметь принимать стратегические решения, касающиеся развития корпоративных образований;

- уметь ориентироваться в стратегических вопросах управления внешнеэкономической деятельностью корпоративных структур;

Формы контроля

Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущем семинарские (практические) занятия)

- контрольные работы по отдельным темам (разделам) дисциплины;

- письменные домашние задания, требующие самостоятельного осмысления;

- подготовка и презентация докладов, выступлений.

- подготовка с последующей публичной защитой индивидуальных и групповых аналитических проектов

- подготовка индивидуальных и групповых аналитических проектов с последующей публичной защитой их основных идей выводов и предложений.

Итоговый контроль:

экзамен по перечню вопросов в смешанной письменно-устной форме (включающий собеседование), а также тестирование.

Выделить жирным шрифтом формирование итоговой оценки по дисциплине «Стратегии корпоративных структур»

 

Цифровое выражение Словесное выражение   Описание  
  отлично   Выполнен полный объем работы, включающий обязательное выполнение индивидуального/группового аналитического проекта или курсового проекта (работы) по выбору. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры из практики корпоративного менеджмента
  хорошо Выполнено 75% работы, включая обязательное выполнение индивидуального/группового аналитического проекта или курсового проекта (работы) по выбору. Ответ студента правильный, но не полный. Не приведены убедительные иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
  удовлетворительно Выполнено 50% работы. Индивидуальный/групповой аналитический проект выполнен на посредственном уровне, формально, без серьезных обоснованных обобщений и выводов. Ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, отсутствует собственное мнение студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют.  
  неудовлетворительно   Выполнено менее 50% работы, студент уклонился от выполнения индивидуального (группового) задания, не готовил курсовую работу (проект) по данной дисциплине. В ответе допускал существенные работы в основных аспектах темы.  

II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы и краткое содержание

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СПЕЦИФИКА, ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

Сущность, принципы и задачи корпоративных стратегий, их взаимосвязь со стратегиями других уровней. Диверсификация как ключевой вопрос в планировании и стратегии корпоративного уровня. Понятия стратегического управления корпорацией (современные подходы): «стратегия корпорации», «стратегическая цель», «особенности ситуационной и функциональной стратегии корпорации».

Этапы изменения стратегического корпоративного мышления. Приемы стратегического анализа потенциала корпорации (на примере ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», и др. Учет внешних и внутренних факторов при разработке стратегии корпорации и выборе вариантов. Сферы стратегические развития корпоративных структур: конкурентные рынки, инвестиции, функциональные стратегии, стратегические активы и компетенции, распределение ресурсов между бизнес-единицами и подразделениями, источники, способы получения (приумножения) синергетического эффекта от взаимодействия бизнес-единиц и структур корпораций. Альтернативные направления стратегического развития корпораций.

Виды стратегий: общекорпоративная, стратегия отдельных бизнес-единиц или СЗХ, оперативная, функциональная (научно-исследовательская, инновационная, информационная, маркетинговая, инвестиционная, финансовая, социальная, безопасности и т.д.). Типы корпоративного роста и виды корпоративных стратегий. Характеристики корпоративных стратегий «обычного роста»: 1) вперед идущая вертикальная интеграция; 2) обратная вертикальная интеграция; 3) горизонтальная интеграция; 4) концентрический диверсификация, 5) горизонтальная диверсификация, 6) конгломеративная диверсификация.

Опыт реализация корпоративных стратегий (этапы, алгоритмы, подходы к внесению корректив в стратегии, выгоды и потери) на примере ведущих корпоративных образований России.

 

Методы исследования, используемые или изучаемые в данной теме.

 

Методы сравнительного анализа понятий корпоративного менеджмента: корпорация, стратегия корпораций и др. в различных системах правах и делового оборота.

Метод построения классификации: виды и типы корпоративных стратегий.

Вопросы для самопроверки

  1. Дать характеристику основных категорий корпоративного менеджмента
  2. В чем состоят особенности корпорации как субъекта рыночных и управленческих отношений и ее особенности как юридического лица
  3. Какова структура корпоративной системы отношений
  4. Сформулировать и охарактеризовать ключевые факторы эффективности корпоративного менеджмента
  5. Показать специфику видов и типов основных корпоративных стратегий

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Раскрыть отличительные признаки и характерные черты корпоративной структуры
  2. Показать взаимосвязь корпоративных стратегий со стратегиями других уровней
  3. В чем состоят отличия корпоративного, управленческого и финансового контуров крупной компании
  4. Исследовать признаки корпорации в системах англо-саксонского, континентального права, в российском законодательстве.
  5. В чем состоят особенности холдингов, концернов, консорциумов, стратегических- альянсов, ФПГ.

 

Перечень тем, эссе, рефератов и докладов.

  1. Преимущества и недостатки корпоративных образований (на примере АО)
  2. Этапы и направления развития стратегического корпоративного мышления

Достоинства и недостатки стратегий диверсификации, интеграции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.009 с.)