Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента



Факультет менеджмента

 

Программа дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ

для направления 030600.62 – Журналистика

подготовки бакалавра

 

 

Автор: профессор, д.соц.н., доктор наук по управлению

Французской академии наук Н. И. Гусева

 

 

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ _______________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ _____________________________

«_____» __________________ 20 г. «____»__________________ 20 г.

 

 

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

«____» ___________________20 г.

Москва


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№   Название темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Сем. и практ. занятия
  Введение в теорию организации и менеджмента     -  
  Эволюция теорий менеджмента   -    
  Внутренние и внешние переменные управления        
  Основы планирования. Стратегический менеджмент        
  Управленческие коммуникации – как связующий процесс в менеджменте        
  Эффективное руководство и лидерство в организации        
  Процесс принятия решений как сущность работы менеджера        
  Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в организации        
  Мотивация – как процесс и функция менеджмента        
  Современные тенденции менеджмента     -  
  Итого:        

 


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

РОББИНЗ, С., КОУЛТЕР, М. Менеджмент, 8-е изд. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. АЛИЕВ, В. Г. Теория организации: учебник / В. Г. Алиев – М.: ЭКОНОМИКА, 2009.

2. АНДЕРСОН, М. Менеджмент XXI века: Когда-нибудь мы все будем так управлять: Пер. с англ. / Андерсон, М.; Бартлетт, К. А.; Бучихи, Х.; и др.; Чоудхари, С.. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. АРМСТРОНГ, М. Менеджмент: методы и приемы / Армстронг, М.; Ланкастера, Д.; и др.; Чистякова, О. О.. - Киев: Знания - Прес, 2006.

4. ВИХАНСКИЙ, О.С., НАУМОВ, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: Экономистъ, 2006.

5. ДАФТ, Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.

6. ДРАЧЕВА, Е. Л., ЮЛИКОВ, Л. И. Менеджмент – М.: Academia, 2009.

7. ДЯТЛОВ, А. Н., ПЛОТНИКОВ, М. В., МУТОВИН, И. А. Общий менеджмент: концепции и комментарии – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

8. ЕГОРШИН, А. П. Стратегический менеджмент: учебник для вузов – М.: Логос, 2009.

9. ЖДАНКИН, Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ – Финпресс, 2009.

10. ИВАНОВ, Л. Б. «Основы менеджмента: эволюция управлен-ческой мысли»: учебное пособие – СПб: ЛТА, 2005.

11. ИМАИ, М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Имаи, М.; Гутман, И.; Адлер, Ю.. - М.: Альпина Бизнес Букс; Приоритет, 2004.

12. КИНАН, К. Проведение переговоров – М.: ЭКСМО, 2007.

13. КЛОК, К. Конец менеджмента и становление организационной демократии / Клок, К.; Голдсмит, Дж.; Дмитриева, В.; Чернявского, В.. - СПб.: Питер, 2004.

14. КОВИ, С. Р. Лидерство, основанное на принципах – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

15. КРЕЙНЕР, С. Ключевые идеи менеджмента: Мыслители, которые изменили мир менеджмента: Пер. с англ. / Крейнер, С.. - М.: ИНФРА-М, 2002.

16. КУПЦОВА, М. М. Стратегический менеджмент, 3-е изд.: учебник – М.: Риор, 2009.

17. МАКСИМЦЕВ, М. М., КОМАРОВ, М. А. Менеджмент. 3-3 изд. – М.: Юнити, 2009.

18. МЕСКОН, М. Х. Основы менеджмента / Мескон, М. Х.; Альберт, М.; Хедоури, Ф.; Медведь, О. И.. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2006.

19. ПИТЕРС, Т. Лидерство – Стокгольмская школа экономики, 2006.

20. СЛИНЬКОВ, В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. – М.: КНТ Дакор, 2008.

21. УОРД, М. 50 методик менеджмента / Уорд, М.; Колесник, А. П. - М.: Финансы и статистика, 2003.

22. УТКИН, Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство М.: ЭКСМО, 2007.

23. ФИЛИНОВ, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2010.

24. ХАННИКОВ, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров – М.: ЭКСМО, 2005.

25. ХАРИТОНОВА, Е., ПИСКОТИНА, Р. Ведение переговоров и разрешение конфликтов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

26. ШЕПЕЛЬ, В. М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / Шепель, В. М. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 383 с.

27. ЮКАЕВА, В. С., ЗУБАРЕВА, Е. В., ЧУВИКОВА, В. В. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и К, 2009.

28. BASS, B. M. Stogdill’s Handbook of Leadership – New York: Free Press, 1981.

29. DIXON, T. Communication, Organization and Performance – Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1996.

30. DRUCKER, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002.

31. FAYOL, H. Industrial and General Administration – Paris: Dunod, 1916.

32. GEORGE, C. S. The History of Management Thought, 2nd ed. – Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1972.

33. HOFSTEDE, G. Motivation, Leadership, and Organizations: Do American Theories Apply abroad? // Organizational Dynamics, Summer 1980.

34. HUNGER, J. D. WHEELEN, T. L. Strategic Management, 7th ed. – Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2000.

35. KATZ, R. L. Skills of an effective administrator – Harvard Business Review, Sept.-Oct. 1974.

36. MINTZBERG, H. The Nature of Managerial Work – New York: Harper & Row, 1973.

37. MINTZBERG, H. The Rise and Fall of Strategic Planning – New York: Free Press, 1994.

38. Modern management: adding digital focus / Certo, S.C. - Upper Saddle River: Prentice Hall, 2003.

39. NELSON, B. The management bible / Nelson, B.; Economy, P. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2005.

40. PETTINGER, R. Introduction to management / Pettinger, R. - New York: PALGRAVE, 2002.

41. SCHNEIDER, S.C. Managing across cultures / Schneider, S.C.; Barsoux, J.-L.. - Harlow: Prentice Hall, 2003.

42. SHULL, F. A., DELBECQ, A. L., CUMMINGS, L. L. Organizational Decision Making – New York: McGraw-Hill, 1970.

43. SIMON, H. A. The New Science of Management Decision – New York: Harper & Row, 1960.

44. VROOM, V. H. YETTON, P. W. Leadership and Decision-Making – Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1973.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль:

§ Работа во время семинарских занятий (обсуждения, учебные ситуации);

§ Устный опрос,

§ Тестовые задания закрытого и открытого типов;

§ Подготовка и презентация группового проекта;

§ Подготовка и презентация индивидуального проекта - эссе.

Итоговый контроль: экзамен – контрольная работа (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%), результаты контрольной работы (10%), групповой проект (20%), индивидуальный проект и его презентацию (30%) и результаты контрольной работы (30%).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента

 

Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Результативность и эффективность процесса менеджмента. Основные управленческие функции менеджмента (планирование – организация – руководство – контроль). Особенности работы современного менеджера. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу. Основные навыки управления по Р. Кацу. Понятие организации. Концепция организации и ее развитие в 21 веке. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

Базовый учебник:

Глава 1, стр. 29 - 64.

Тема 2. Эволюция теорий менеджмента

 

История возникновения менеджмента. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора, Ф. и Л. Гилбертов. Административная школа А.Файоля. 14 основных принципов управления по Файолю. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Количественный подход к менеджменту. Школа организационного поведения. Хоторнские исследования. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо. Системный подход. Использование теорий менеджмента в современной работе менеджера. Основные направления развития менеджмента в начале XXI века.

Базовый учебник:

Глава 2, стр. 66 - 107.

Тема 5. Управленческие коммуникации – как связующий процесс в менеджменте

Понятие управленческих коммуникаций. Функции коммуникации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс внутри организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Проблемы построения эффективной коммуникации и их преодоление. Роль информационных технологий в управленческих коммуникациях. Вопросы коммуникации в современных организациях.

 

Базовый учебник:

Глава 11, стр. 484-530.

Тема 7. Процесс принятия решений - сущность работы менеджера

Процесс принятия решений. Управленческое решение - как содержание и результат труда менеджера. Классификация решений. Основные этапы (8 этапов) процесса принятия решений: от идентификации проблемы до оценки эффективности принятого решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Типы проблем и принимаемых решений. Условия принятия решений. Стили принятия решений. Ошибки, связанные с принятием решений (Ч. Бернард). Процесс принятия решений в современном мире.

 

Базовый учебник:

Глава 6, стр. 267-307.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5. Объект и субъект управления.

6. Результативность и эффективность процесса менеджмента.

7. Концепция MBI - «менеджмент по инструкциям».

8. Основные функции управления и их значение в менеджменте.

9. Концепция MBO – «менеджмент по целям».

10. Основные процессы управления и их значение в менеджменте.

11. Концепция MBV - «менеджмент по ценностям».

12. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

13. Административная школа А. Файоля.

14. Концепция «идеальной бюрократии» М. Вебера.

15. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

16. Модели жизненного цикла организации и менеджмент.

17. Модель А. Адизеса.

18. Иерархия управления в организации.

19. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу.

20. Основные навыки управления по Р. Кацу.

21. Факторы внешней и внутренней среды организации.

22. Роль управленческой ситуации в деятельности менеджера.

23. Цели и планы организации.

24. Миссия организации и основные этапы ее разработки.

25. PEST анализ.

26. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

27. SWOT анализ.

28. Оценка сложности внешней среды.

29. Неопределенность внешнего окружения организации. Метод И. Ансоффа.

30. Диаграмма Исикавы «Fish Bond».

31. Диаграмма «древо проблем» и «древо целей».

32. Процесс коммуникации: коммуникационные каналы, их емкость и коммуникационные сети.

33. Виды и роли организационных коммуникаций.

34. Проблемы построения эффективной коммуникации и их преодоление.

35. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

36. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

37. Норма управляемости в организации.

38. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки.

39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

44. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

45. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

46. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

47. Процесс принятия решений: основные этапы.

48. Методы принятия решений.

49. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

50. Факторы эффективности менеджмента, связанные с результатами и ресурсами бизнеса.

51. Компетенции организации и их роль в повышении эффективности деятельности.

52. Модель Г. Хофстеде.

53. Модель Ф. Тромпенариуса и Хампден – Тернера.

54. Уровни организационной культуры (Э. Шэйн).

55. Социальная ответственность бизнеса.

 

Автор программы: _____________________________/ Н.И. Гусева/

 

Факультет менеджмента

 

Программа дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ

для направления 030600.62 – Журналистика

подготовки бакалавра

 

 

Автор: профессор, д.соц.н., доктор наук по управлению

Французской академии наук Н. И. Гусева

 

 

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ _______________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ _____________________________

«_____» __________________ 20 г. «____»__________________ 20 г.

 

 

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

«____» ___________________20 г.

Москва


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№   Название темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Сем. и практ. занятия
  Введение в теорию организации и менеджмента     -  
  Эволюция теорий менеджмента   -    
  Внутренние и внешние переменные управления        
  Основы планирования. Стратегический менеджмент        
  Управленческие коммуникации – как связующий процесс в менеджменте        
  Эффективное руководство и лидерство в организации        
  Процесс принятия решений как сущность работы менеджера        
  Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в организации        
  Мотивация – как процесс и функция менеджмента        
  Современные тенденции менеджмента     -  
  Итого:        

 


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

РОББИНЗ, С., КОУЛТЕР, М. Менеджмент, 8-е изд. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. АЛИЕВ, В. Г. Теория организации: учебник / В. Г. Алиев – М.: ЭКОНОМИКА, 2009.

2. АНДЕРСОН, М. Менеджмент XXI века: Когда-нибудь мы все будем так управлять: Пер. с англ. / Андерсон, М.; Бартлетт, К. А.; Бучихи, Х.; и др.; Чоудхари, С.. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. АРМСТРОНГ, М. Менеджмент: методы и приемы / Армстронг, М.; Ланкастера, Д.; и др.; Чистякова, О. О.. - Киев: Знания - Прес, 2006.

4. ВИХАНСКИЙ, О.С., НАУМОВ, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: Экономистъ, 2006.

5. ДАФТ, Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.

6. ДРАЧЕВА, Е. Л., ЮЛИКОВ, Л. И. Менеджмент – М.: Academia, 2009.

7. ДЯТЛОВ, А. Н., ПЛОТНИКОВ, М. В., МУТОВИН, И. А. Общий менеджмент: концепции и комментарии – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

8. ЕГОРШИН, А. П. Стратегический менеджмент: учебник для вузов – М.: Логос, 2009.

9. ЖДАНКИН, Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ – Финпресс, 2009.

10. ИВАНОВ, Л. Б. «Основы менеджмента: эволюция управлен-ческой мысли»: учебное пособие – СПб: ЛТА, 2005.

11. ИМАИ, М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Имаи, М.; Гутман, И.; Адлер, Ю.. - М.: Альпина Бизнес Букс; Приоритет, 2004.

12. КИНАН, К. Проведение переговоров – М.: ЭКСМО, 2007.

13. КЛОК, К. Конец менеджмента и становление организационной демократии / Клок, К.; Голдсмит, Дж.; Дмитриева, В.; Чернявского, В.. - СПб.: Питер, 2004.

14. КОВИ, С. Р. Лидерство, основанное на принципах – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

15. КРЕЙНЕР, С. Ключевые идеи менеджмента: Мыслители, которые изменили мир менеджмента: Пер. с англ. / Крейнер, С.. - М.: ИНФРА-М, 2002.

16. КУПЦОВА, М. М. Стратегический менеджмент, 3-е изд.: учебник – М.: Риор, 2009.

17. МАКСИМЦЕВ, М. М., КОМАРОВ, М. А. Менеджмент. 3-3 изд. – М.: Юнити, 2009.

18. МЕСКОН, М. Х. Основы менеджмента / Мескон, М. Х.; Альберт, М.; Хедоури, Ф.; Медведь, О. И.. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2006.

19. ПИТЕРС, Т. Лидерство – Стокгольмская школа экономики, 2006.

20. СЛИНЬКОВ, В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. – М.: КНТ Дакор, 2008.

21. УОРД, М. 50 методик менеджмента / Уорд, М.; Колесник, А. П. - М.: Финансы и статистика, 2003.

22. УТКИН, Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство М.: ЭКСМО, 2007.

23. ФИЛИНОВ, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2010.

24. ХАННИКОВ, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров – М.: ЭКСМО, 2005.

25. ХАРИТОНОВА, Е., ПИСКОТИНА, Р. Ведение переговоров и разрешение конфликтов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

26. ШЕПЕЛЬ, В. М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / Шепель, В. М. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 383 с.

27. ЮКАЕВА, В. С., ЗУБАРЕВА, Е. В., ЧУВИКОВА, В. В. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и К, 2009.

28. BASS, B. M. Stogdill’s Handbook of Leadership – New York: Free Press, 1981.

29. DIXON, T. Communication, Organization and Performance – Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1996.

30. DRUCKER, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002.

31. FAYOL, H. Industrial and General Administration – Paris: Dunod, 1916.

32. GEORGE, C. S. The History of Management Thought, 2nd ed. – Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1972.

33. HOFSTEDE, G. Motivation, Leadership, and Organizations: Do American Theories Apply abroad? // Organizational Dynamics, Summer 1980.

34. HUNGER, J. D. WHEELEN, T. L. Strategic Management, 7th ed. – Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2000.

35. KATZ, R. L. Skills of an effective administrator – Harvard Business Review, Sept.-Oct. 1974.

36. MINTZBERG, H. The Nature of Managerial Work – New York: Harper & Row, 1973.

37. MINTZBERG, H. The Rise and Fall of Strategic Planning – New York: Free Press, 1994.

38. Modern management: adding digital focus / Certo, S.C. - Upper Saddle River: Prentice Hall, 2003.

39. NELSON, B. The management bible / Nelson, B.; Economy, P. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2005.

40. PETTINGER, R. Introduction to management / Pettinger, R. - New York: PALGRAVE, 2002.

41. SCHNEIDER, S.C. Managing across cultures / Schneider, S.C.; Barsoux, J.-L.. - Harlow: Prentice Hall, 2003.

42. SHULL, F. A., DELBECQ, A. L., CUMMINGS, L. L. Organizational Decision Making – New York: McGraw-Hill, 1970.

43. SIMON, H. A. The New Science of Management Decision – New York: Harper & Row, 1960.

44. VROOM, V. H. YETTON, P. W. Leadership and Decision-Making – Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1973.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль:

§ Работа во время семинарских занятий (обсуждения, учебные ситуации);

§ Устный опрос,

§ Тестовые задания закрытого и открытого типов;

§ Подготовка и презентация группового проекта;

§ Подготовка и презентация индивидуального проекта - эссе.

Итоговый контроль: экзамен – контрольная работа (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%), результаты контрольной работы (10%), групповой проект (20%), индивидуальный проект и его презентацию (30%) и результаты контрольной работы (30%).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента

 

Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Результативность и эффективность процесса менеджмента. Основные управленческие функции менеджмента (планирование – организация – руководство – контроль). Особенности работы современного менеджера. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу. Основные навыки управления по Р. Кацу. Понятие организации. Концепция организации и ее развитие в 21 веке. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

Базовый учебник:

Глава 1, стр. 29 - 64.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.101 с.)