II) Стратегический менеджмент: определение и важнейшие понятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II) Стратегический менеджмент: определение и важнейшие понятия



 

Термин стратегическое управлениебыл введен в обиход в начале 70-х годов прошлого столетия для того, чтобы обозначить границу межу текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких известных теоретиков менеджмента, как Ансофф, Шендел и Хаттен, Хиггенс и многих других.

 

Существуют многочисленные определения стратегического управления. В самом общем виде стратегическое управление – это поиск, идентификация и реализация долгосрочных конкурентных преимуществ фирмы.

Обычно стратегическое управление рассматривают применительно к действиям коммерческой фирмы, т.е. фирмы, основным условием деятельности которой является получение прибыли. В этом случае стратегическое управление– это разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

 

В нынешнем быстро меняющемся мире все организации нуждаются в разработке и реализации стратегии. Не только коммерческие фирмы, но и иные организации нуждаются в разработке стратегии. Политические партии разрабатывают стратегии привлечения избирателей и победы на парламентских выборах, университеты разрабатывают стратегии повышения качества предоставляемых услуг для студентов и повышения престижа своего учебного заведения. Даже религиозные организации строят стратегии сохранения своей паствы перед лицом других религий или иных форм удовлетворения духовных запросов современного человека.

Все это дает нам возможность предложить суждение о том, что стратегические управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Также, это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дает организации конкурентные преимущества.

 

Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением. В то же время стратегическое управление – это область научных знаний о приемах, инструментах, методологии принятия стратегических решений и способах их практической реализации.

Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые помогают добиваться ей своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды.

 

Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.

 

Основные принципы стратегического управления:

1) обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы (в области сегментов рынка, новой продукции, технологий и т.д.);

2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;

3) обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;

4) индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;

5) отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.

Стратегический менеджмент на предприятии можно рассматривать с трех точек зрения:

 

1) Виды деятельности, выполняемые на предприятии: маркетинг, исследования и разработки, производство продукции, снабжение, сбыт, управление персоналом.

2) Этапы процесса управления: анализ ситуации и выявление проблем; определение цели; планирование деятельности по достижению цели; осуществление рыночной деятельности; контроль и оценка достигнутых результатов.

3) Элементы механизма управления: информация, кадры, техника управления, структура организации, финансовые средства, технология процессов управления.

 

Методологической базой стратегического менеджмента являются системный и ситуационный подхода. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. А ситуационный подход заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.

 

Главная задача стратегического менеджмента – формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений во внешней среде, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду и выжить в ней.

 

Стратегический менеджмент включает в себя следующие основные шаги:

- определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;

- превращение абстрактных, обобщенных целей в конкретные направления работы;

- реализацию выбранного плана для достижения желаемых результатов в соответствии с выбранной стратегией;

- оценку проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление исходя из приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

 

В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить:

 

- почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ перед другими компаниями;

- какие стратегии являются наиболее эффективными.

 

Ответы на эти вопросы дают нам понимание сущности стратегического менеджмента, которая состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 

Все это позволяет нам сделать вывод о том, что стратегический менеджмент – это одновременно:

  • Динамичный процесс принятия и реализации стратегических решений и обеспечения конкурентных преимуществ организации в долгосрочной перспективе
  • Современная концепция управления фирмой в конкурентной среде
  • Подсистема менеджмента организации, осуществляющая комплекс действий по анализу, разработке, реализации, развитию и оценке стратегии
  • Эволюционный этап развития систем управления
  • Основная управленческая функция по реализации целей организации в динамичном и неопределенном окружении
  • Действенно ориентированная система развития и реализации стратегического потенциала

 

Во многом эффективность стратегического менеджмента зависит от способности высшего руководства к стратегическому мышлению и стратегическому видению.

 

Стратегическое мышление– это способность к стратегическому анализу, нелинейный процесс определения взаимосвязей системы в перспективе

 

Стратегическое видение (vision):

· Образ будущего состояния (желаемого) организации в конкретной стратегической перспективе (Попов)

· Видение будущего направления развития организации и ее делового курса; важное понятие, определяющее, что организация должна сделать и какой стать (Томпсон)

 

«Дело руководителя – видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может быть». Джон У.Титс, директор корпорации Greyhound.[1]

 

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления можно сделать вывод о том, что стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.014 с.)