Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III) Иерархия стратегий по уровням управления организацией.

Поиск

В переводе с греческого слово «стратегия» означает искусство генерала, проявляемое, прежде всего в бою. В рамках стратегического менеджмента стратегия чаще всего употребляется для описания генеральной программы действий по выявлению основных приоритетов и направлений развития, а также ресурсов, необходимых для этого. Наличие четко проработанной стратегии и ее реализации является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе.

 

Стратегия:

 

  • Концепция организационного развития, комплекс правил и приоритетов в достижении основной цели и реализации миссии организации в конкурентной среде.
  • Системная концепция, связующая и направляющая рост сложной организации.

 

Характерные черты стратегии:

  • Составляется на стратегическую, долгосрочную перспективу.
  • Включает управленческие планы и конкретные действия по их реализации. Стратегия – это не просто план. Фактически стратегия компании – сочетание запланированных действий и тех действий, которые она предпринимает в ответ на изменение условий. Причем ключевое слово здесь – «действий».
  • В большей степени ориентирована на внешнюю среду.
  • Определяет единое направление движения организации от прошлого к будущему.
  • Основополагающее руководство в принятии управленческих решений
  • Пронизывает и подчиняет себе всю организацию в целом
  • Носит проактивный, адаптивный характер
  • Устанавливает границы возможных действий.

 

Суть стратегии – в реализации стратегического потенциала на основе создания конкурентных преимуществ.

Формирование стратегии – задача достаточно сложная.

 

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

 

На диверсифицированных предприятиях стратегии (несколько бизнес-единиц) формируются на четырех отдельных организационных уровнях.

На первом уровне разрабатывается стратегия для компании и для всех входящих в нее бизнесов в целом – корпоративная стратегия.

На втором – стратегия для каждого отдельного бизнеса, сделавшего компанию диверсифицированной – стратегия бизнеса.

На третьем – стратегия для каждой функциональной службы внутри бизнеса – функциональная стратегия, к ним относятся производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансовая стратегия и т.д.

На четвертом – формируются более узкие стратегии для основных рабочих подразделений: производств, торговых участков и регионов и т.д.- оперативная стратегия.

 

На предприятиях с одной сферой деятельности (одним бизнесом) иерархия имеет только три уровня (стратегия бизнеса, функциональная стратегия и оперативная стратегия).

 

Корпоративная стратегия – это общий управленческий план диверсифицированной компании. Это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.

 

На этом уровне разрабатываются:

· Портфельная стратегия

Ø Решения о диверсификации производства

Ø распределение ресурсов между СЕБ на основе портфельного анализа

Ø установление приоритетных видов бизнеса для инвестиций.

 

Ансофф выделяет 4 основные компонента портфельной стратегии:

1. Географический вектор роста (масштаб и направление будущей сферы деятельности).

2. Конкурентные преимущества Стратегических Единиц Бизнеса (СЕБ)

3. Синергизм от объединения различных СЕБ.

4. Стратегическая гибкость портфеля различных СЕБ.

 

  • Типовые стратегии развития бизнеса

Ø Изменение структуры корпорации, решения о слиянии, приобретении, вхождении в интеграционные структуры и т.д.

 

  • Продуктовая стратегия

Ø Принятие стратегических решений по номенклатуре, ассортименту, качеству, объему реализации продукции. Продукт во многом играет ключевую роль в стратегии фирмы. Тесная увязка с портфельной стратегией. Анализ портфеля позволяет сделать вывод о том, какая стратегия должна быть предпринята в отношении данного продукта.

  • Отраслевая стратегия стратегия поведения в отрасли.

На этом же уровне осуществляется согласование стратегических решений нижестоящих уровней управления, единая стратегическая ориентация подразделений и достижение эффекта синергии.

Основная концепция. Корпоративная стратегия отвечает на вопрос, как диверсифицированная компания намерена утвердить позиции видов бизнеса в различных отраслях, и определяет действия и подходы, используемые для повышения производительности видов бизнеса, в которые компания осуществляла диверсификацию.

Ответственные – директор-распорядитель, другие высшие руководители (решения обычно рассматриваются и одобряются на совете директоров).

Основные концепции формирования корпоративной стратегии:

 

- создание высокопроизводительного комплекса деловых структур и управление им (приобретение, укрепление существующих деловых позиций, продажа структур, больше не соответствующих управленческим планам).

- достижение синергетического эффекта у связанных деловых структур и превращение его в конкурентоспособность.

- установление инвестиционных приоритетов и перемещение корпоративных ресурсов в бизнес с наиболее привлекательными возможностями.

- рассмотрение, критический анализ и объединение главных стратегических подходов и действия, предложенных руководителями деловых структур.

 

Стратегия бизнеса (деловая стратегия) – это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.

 

Основная концепция. Стратегия бизнеса отражает разработанные руководством подходы и действия, направленные на обеспечение успешной работы в пределах одного конкретного рода деятельности. Центральным элементом стратегии бизнеса является ответ на вопрос, как создать более прочную и долгосрочную конкурентную позицию.

Стратегия бизнеса становится мощной, когда она создает значительное и устойчивое конкурентное преимущество. Она является слабой, когда результатом ее реализации становится отсутствие конкурентного преимущества.

 

Ответственные главный управляющий или руководитель бизнеса (решения обычно рассматриваются и одобряются главным управляющим или на совете директоров).

 

Основные концепции формирования стратегии бизнеса (деловой) стратегии:

 

- разработка действий и подходов, обеспечивающих конкурентоспособность и предоставляющих конкурентные преимущества.

- определение ответных действий в случае изменения условий окружающей среды.

- объединение стратегических инициатив основных функциональных подразделений.

- принятие мер в отношении специфических для компании трудностей и рабочих программ.

 

Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Они относятся к управленческому плану конкретного подразделения или ключевой функциональной области бизнеса.

 

Основная концепция. Функциональная стратегия представляет собой управленческий план работы основных функциональных подразделений бизнеса: научных исследований и разработок, производства, отдела маркетинга, сервисной службы, распределения, финансов, отдела кадров и т.д. Бизнес должен иметь столько же функциональных стратегий, сколько и основных функциональных служб.

 

Ответственные функциональные руководители (решения обычно рассматриваются и одобряются руководителем бизнеса).

 

Основные концепции формирования функциональной стратегии:

 

- разработка действий и подходов для обеспечения поддержки стратегии и достижения высокой производительности функциональной службы или подразделения.

- рассмотрение, критический анализ и объединение связанных со стратегией действий и подходов, предложенных руководителями низшего звена.

 

Основными являются:

· Производственная (например, реконструкция существующего производства, количество смен, введение нового цеха)

· Финансовая (ускорение объема движения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности)

· Маркетинговая (разработка путей увеличения объема продаж по сравнению с предыдущим годом)

· Стратегия управления персоналом (кадровая) – например, развивать бригадный подход

· Научно-исследовательская, в сфере НИОКР (технологическое лидерство или следование за лидером).

Оперативная стратегия относится к еще более узким стратегическим инициативам и подходам при управлении ключевыми производственными единицами (предприятиями, торговыми участками, распределительными центрами) и при решении повседневных оперативных задач, имеющих стратегическое значение (рекламные кампании, приобретение материалов, управление запасами, техническое обслуживание, поставки).

 

Ответственные руководители обслуживающих подразделений, руководители низшего звена функциональных направлений (решения обычно рассматриваются и одобряются руководителем функционального направления или подразделения).

 

Основная концепция формирования оперативной стратегии:

 

- разработка еще более узких и специфических подходов или действий, направленных на поддержку функциональной стратегии и стратегии бизнеса, а также на достижение целей рабочего подразделения.

 

Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.


Тема 2: Лекция №2. Основные составляющие процесса

Стратегического управления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.195 (0.011 с.)