ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия закупок как элемент системы логистики на предприятии



Содержание

 

Введение. 3

1 Стратегия закупок как элемент системы логистики на предприятии. 5

1.1 Характеристика основных подходов к сырьевому снабжению производства 5

1.2 Современные стратегии и методы управления закупками. 24

2. Анализ особенностей организации закупки сырья на ОАО «Нидан - Соки». 41

2.1 Краткая характеристика компании. 41

2.2 Классификация и характеристика сырьевых ресурсов. 46

2.3 Логистический анализ методами АВС и XYZ. 51

2.4 Оценка основных рискообразующих факторов в процессе сырьевого снабжения предприятия. 57

2.5 Описание процесса управления закупками сырья и методов выбора поставщиков 63

3 Совершенствование стратегии закупки сырья на международном рынке компании ОАО «Нидан - Соки». 70

3.1 Рекомендации по управлению закупками сырья на основе современных логистических методов. 70

3.2 Предложения по разработке стратегии принятия решений в процессе управления закупками сырья. 78

Заключение. 81

Список использованных источников. 83

Приложение А.. 88


Введение

 

В настоящее время актуальность логистического подхода в деятельности предприятий и организаций трудно переоценить. Сложность и многообразие действующих рыночных факторов, насыщенность и большое количество материальных и информационных потоков, имеющих влияние на положение фирмы на рынке и динамику её роста, вызывают необходимость учёта логистической составляющей в деятельности фирмы как весьма существенного фактора.

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. Кроме того, это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного, с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также соответствующими им потоками информации и финансовых средств.

Актуальность логистики и постоянно возрастающий интерес к её исследованию и использованию обусловлены широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально – технического снабжения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и конечной готовой продукции, которыми обладает комплекс взаимосвязанных методов, принципов и факторов логистического направления производственно – хозяйственной и экономической деятельности предприятий и организаций.

Целью исследования является разработка оптимизации стратегии закупок сырья ОАО «Нидан - Соки».

Для достижения цели требуется решить ряд задач, а именно:

- раскрыть стратегию закупок как элемент системы логистики на предприятии;

- проанализировать особенности организации закупок сырья ОАО «Нидан - Соки»;

- разработать меры по совершенствованию стратегии закупок сырья для ОАО «Нидан - Соки».

Объект исследования: стратегия закупок сырья.

Предмет исследования: оптимизации закупок сырья.

В исследовании использованы следующие методы: сравнительный и структурный анализ, анализ динамики, АВС и XYZ - методы анализа; оптимизационное моделирование.

Методологическая база исследования основана на трудах таких авторов, как Абрютина М. С., Гаджинский А. М., Егоров И. В., Шукаев А. И. и других.

Информационной базой исследования является данные компании ОАО «Нидан - Соки», работы учёных по данной проблематике, а также статьи на данную тему.

Практическая значимость обусловлена тем, что рассмотренные методы оптимизации основаны на общих принципах, позволяющих использовать их в любой организации, деятельность которой связана с потоками товарно - материальных ценностей.

Структура исследования подчинена решению поставленных задач. В первой части проведён обзор стратегий закупок, а также рассмотрены методы и модели оптимизации параметров закупок. Во второй части проанализирована организация закупок сырья исследуемой компании. В третьей части приведены рекомендации по совершенствованию стратегии закупок.

 


Стратегия закупок как элемент системы логистики на предприятии

 

Анализ особенностей организации закупки сырья на ОАО «Нидан - Соки»

 

Совершенствование стратегии закупки сырья на международном рынке компании ОАО «Нидан - Соки»

 

Рекомендации по управлению закупками сырья на основе современных логистических методов

 

Используя методы АВС и XYZ, описанные во второй части дипломной работы, можно предложить некоторые рекомендации по оптимизации закупок компании ОАО «Нидан - Соки».

Применение стратегии оптимизации закупок по всем позициям не представляется возможным, это связано со следующими причинами:

1) ассортимент поставляемой продукции насчитывает более десяти тысяч наименований, поэтому глубокий анализ такого массива данных потребует объёма, выходящего за рамки данного исследования;

2) подавляющее большинство компонентов закупаемого сырья требуется для обеспечения широкого ассортимента, в то время как основной оборот - 80% (правило Парето) приходится на 20% ассортимента продукции;

3) учитывая, что даже 20% ассортимента также являются завязанными на достаточно большое число компонентов, следует отобрать из всех видов продукции наиболее востребованные. В этом случае предлагаемый модельный расчёт, который рекомендуется для самых ходовых позиций, который можно будет обобщить на любое число требуемой продукции;

4) что точный состав сырья является коммерческой тайной, таким образом, модельный расчёт оптимизации будет связан известными ограничениями.

Входными параметрами для управления являются следующие.

1. Годовой объём продаж за 2007 г. составил 162,3 млн. шт. продукции. Для удобства расчётов пересчитаем на литры, таким образом, получаем, что годовой объём, выраженный в литрах, составит 156 млн. л.; оптимизационный расчёт предлагается использовать по отношению к обороту 2008 г., учитывая, что перед компанией стоит цель 20% увеличения оборота.

2. Предполагаемая величина годового оборота в 2008 г. составит 187,2 млн. л. При расчётах исходим из обозначенных планов компании об увеличении годового объёма продаж на 20%.

3. Наиболее востребованные позиции - это концентраты, на которые приходится около 50% оборота предприятия.

Для проведения АВС - анализа рассмотрим данные по планируемой структуре продаж (таблица 3.1) на 2008 г. Методика АВС - анализа рассмотрена в предыдущей части работы. При этом управляемыми объектами являются концентраты соков, признаком выделения – доля в структуре планового годового объёма продаж. Целью анализа является выявление видов концентратов, доля которых в общей структуре продаж наиболее существенна.

 

Таблица 3.1 - Структура продаж (план)

Концентрат Структура, % Абс., млн. л. Группа
Апельсин 8,9 16,7 А
Яблоко 7,4 13,9 А
Томат 6,7 12,5 А
Вишня 6,1 11,4 В
Персик 5,7 10,7 В
Мультифрукт 5,2 9,7 В
Прочие 60,0 112,3 С
Всего 100,0 187,2  

 

Таким образом, наиболее ходовые позиции (апельсин, яблоко, томат) выделяем в группу «А», на эту группу приходится около 23 % планируемого годового объёма продаж.

В группу «В» включаем вишню, персик, мультифрукт, на них приходится 17% оборота 2008 г.

Прочие позиции относим к группе С.

Следовательно, наибольшее внимание в стратегии закупок следует уделять поставкам концентратов апельсина, яблока и томата.

XYZ - анализ предполагает вычисление коэффициентов вариации с целью последующего ранжирования видов концентратов по убыванию коэффициентов. Для проведения XYZ анализа рассмотрим динамику структуры продаж предприятия за 2002 - 2007 гг. (таблица 3.2).

Это необходимо для расчёта коэффициентов вариации продаж по анализируемым позициям.

Таблица 3.2 - Динамика структуры продаж за 2002 - 2007 гг.

Концентрат Кв
Апельсин 7,9 8,3 8,4 8,5 8,7 8,8 3,8
Яблоко 7,2 7,8 8,0 7,5 7,2 7,3 4,5
Томат 6,9 4,0 5,5 5,8 6,1 6,4 17,3
Вишня 7,1 9,0 8,7 8,3 7,9 7,1 10,0
Персик 6,7 7,7 7,1 6,8 6,3 5,9 9,3
Мультифрукт 6,2 8,2 7,7 7,1 6,4 5,8 13,5
Прочие 58,0 55,0 54,6 56,0 57,4 58,7 2,9
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  

 

На основании данных таблицы 3.2 можно сделать вывод о том, что значения вариации поставок для разных концентратов различны.

Так, например, в группе «А» коэффициент вариации по позиции «апельсин» равен 3,8%, «яблоко» - 4,5%, «томат» - 17,3%

Выявляя аналогичные различия в группе «В», составляем таблицу 3.3 распределения концентратов по группам.

Очевидно, что группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания с логистической точки зрения, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, скрупулезный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок. Этот вопрос рассмотрим более подробно.

Таблица 3.3 - Результаты ABC и XYZ - анализа

Концентрат Группа
Апельсин АX
Яблоко AY
Томат AZ
Вишня BY
Персик BX
Мультифрукт BZ
Прочие C

Для расчёта оптимальных партий заказа по каждому виду продукции используем модифицированную модель Уилсона.

Данные, необходимые для проведения такого расчёта, представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Параметры модифицированной модели Уилсона

Плановый период Квартал
Число плановых периодов за год n
Процент годовых по ссудам r 15%
Цена продукции c -
Потребность в продукции за период M -
Затраты на обслуживание заказа k -
Затраты на хранение единицы заказа h -
Коэффициенты, учитывающие затраты на доставку партии a -
b -

Определим необходимые параметры.

Для расчёта параметров, используемых в модели Уилсона, приводим условные данные. Это связано со следующими моментами.

1. Если принимать, что данная модель допустима для оптимизации запасов, то условные данные следует обосновать реальными расчётными данными по организации. Вследствие того, что многие сведения являются коммерческой тайной, о чём уже было сказано, что для использования модели следует использовать оценочные показатели (оценки специалистов компании)

2. Некоторые параметры (например, затраты на доставку) должны быть получены эмпирическим путём. В случае отсутствия необходимых документов также приходится использовать оценочные показатели.

3. Такой показатель, как средние затраты на единицу хранения продукции, должен быть рассчитан с учётом всего имеющегося ассортимента. Отсюда следует, что в контексте данного исследования получить реальные данные затруднительно (ассортимент достаточно большой, при этом меняется со временем). Этот параметр на данный момент также имеет оценочный характер.

4. Затраты на обслуживание заказа также имеют условный характер по приведённым выше причинам.

С учётом вышесказанного определяем параметры.

Цена. Так как мы рассматриваем усреднённые данные, то под ценой продукции будем также понимать усреднённую цену. Принимаем стоимость сырья для производства 1 л апельсинового сока в размере 10 руб.

Определим потребность в каждом виде продукции за период (квартал).

Выручку рассчитываем следующим образом

16,7 млн. л.*10 руб./л=167 млн. руб. за год

За квартал выручка составит 167/4=41,8 млн. руб.

Полученные данные сводим в таблицу 3.5.

Таблица 3.5 - Потребность в продукции

Наименование Цена, руб. Выручка, тыс. руб. Средняя выручка за квартал Потребность в продукции, млн. ед.
Апельсин 16,7

Затраты на обслуживание заказа можно принять одинаковыми для каждого вида продукции. Для их расчёта используем следующее. Заработная плата менеджера по заказу составляет 15000 руб. в месяц. Среднее число заказов, обслуживаемых менеджером за месяц, составляет 150. Это даёт средние затраты на обслуживание одного заказа 15000/150=100 руб.

Затраты на хранение единицы продукции также можно принять в среднем одинаковыми (каждый вид продукции занимает примерно одинаковый объём складской площади). Оценим стоимость хранения единицы продукции на складе в течение квартала в 10 руб. (сюда входит заработная плата складских рабочих, затраты на обогрев и освещение, затраты на работы по инвентаризации).

Определим теперь затраты на доставку партии продукции.

Эти затраты пропорциональны объёму партии. В модифицированной модели Уилсона эти затраты моделируются прямой зависимостью вида

 

(3.1)

 

Коэффициент a имеет экономический смысл расходов при условии нулевой партии. Такие расходы (по оценке специалистов Нидан) равны примерно 50 тыс. руб.

Коэффициент пропорциональности b учитывает затраты на обслуживание партии, если её размер увеличивается на единицу. По рекомендациям [30] его можно принять равным 10 руб.

Соответственно этим данным получаем следующие показатели, характеризующие затраты на обработку заказа (таблица 3.6).

Таблица 3.6 - Показатели, необходимые для расчёта оптимальной партии заказа концентрата апельсина по модифицированной модели Уилсона

Число плановых периодов за год n
Процент годовых по ссудам, % r
Цена продукции, руб. c
Потребность в продукции за период, млн. ед. M 16,7
Затраты на обслуживание заказа, руб. k
Затраты на хранение единицы заказа, руб. h
Коэффициенты, учитывающие затраты на доставку партии A, тыс. руб.
B, руб.

Определяем оптимальные размеры партии по формуле (1.11). Сводим данные в таблицу 3.7.

Таблица 3.7 - Расчёт оптимальной партии заказа по позиции «Апельсин», тыс. руб.

Параметр Партия
Размер партии, тыс. ед. x
Затраты на доставку партии, тыс. руб. 5,05 6,05 7,05 8,05 9,05 10,05 11,05 12,05
Количество заказов за период 33,40 27,83 23,86 20,88 18,56 16,70 15,18 13,92
Затраты на доставку за период, тыс. руб. 168,67 168,39 168,19 168,04 167,93 167,84 167,76 167,70
Затраты на обслуживание заказов, тыс. руб. 0,51 0,61 0,71 0,81 0,91 1,01 1,11 1,21
Затраты на хранение заказов, тыс. руб. 0,03 0,03 0,04 0,04 0,05 0,05 0,06 0,06
Потери от связывания финансовых средств, тыс. руб. 0,19 0,23 0,26 0,30 0,34 0,38 0,41 0,45
Суммарные затраты, тыс. руб. Z 169,39 169,25 169,20 169,19 169,22 169,27 169,33 169,41

График суммарных затрат приведён на рисунке 3.1.

Из этих данных видим, что оптимальный размер партии составит 800 тыс. ед., при этом получаем минимальные затраты, равные 169,19 тыс. руб.

Для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования, а функции контроля чаще всего делегируются низшим ступеням управления.

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

 

Рисунок 3.1 - График оптимизации размера партии заказа

При описании многочисленных бизнес - процессов компании можно использовать этот мощный и в то же время простой инструмент, как анализ АВС, который просто незаменим для выбора тех бизнес-процессов, с которых и следует начать выстраивать логистику снабжения или закупочную логистику в компании. Классификационными признаками для проведения такого рода анализа будут выручка от реализации, общая масса прибыли и маржинальный доход. Проанализировав все производимые фирмой продукты (выходящие материальные потоки) по их доле в объеме продаж, общей массе прибыли и маржинальном доходе менеджеры фирмы получат три списка продуктов группы А. Продукты, входящие во все три списка и должны представлять собой предмет пристального внимания.

Таким образом, в первую очередь и с большой степенью детализации необходимо структурировать бизнес-процессы получения именно этих продуктов.

 

Заключение

 

На основании проведённого исследования сделаем ряд выводов.

Выбор конкретной стратегии в рамках эффективной границы остается прерогативой менеджмента. В этом менеджерам помогают инструменты оценки их предпочтений. Эти инструменты особенно важны, когда существует несколько целей. Для такого анализа достаточно определить эффективные стратегии. В таком случае инструмент оценки предпочтений может быть адаптирован таким образом, чтобы помочь менеджерам в поисках наиболее интересных областей эффективных границ. Использование оптимизационных моделей основывается на том, что цепь поставок компании становится в таком случае более эффективной.

В теории имеется достаточно широкий набор моделей, которые позволяют достигать оптимального эффекта в различных ситуациях. В зависимости от масштаба деятельности, специфики отрасли, а также конкретных условий целесообразно применять те модели и методы, которые будут отражать исследуемые процессы наиболее точно при заданных ограничениях.

Рассматривая организацию закупок ОАО «Нидан - Соки», отметим следующее. Различные виды концентратов поставляются из разных стран, при этом для производства одного вида сока могут быть использовано сырьё различных поставщиков, а также один и тот же поставщик может предлагать несколько видов сырья. Деятельность компании носит международный характер, при этом география поставок сырья достаточно широка. К поставщикам организации относятся предприятия Бразилии, Китая, России, Израиля и ряда других стран.

Для совершенствования стратеги закупок в дипломной работе использован метод АВС - и XYZ - анализа. Проведение такого анализа следует рекомендовать к систематическому применению, так как затраты на его проведение минимальны, а результатом является структуризация бизнес - процессов и совершенствование логистики в компании.

Комплексный подход к исследованию рисков, применяемый в компании при реализации закупочной стратегии, позволяет проводить учет воздействия на риски различных факторов, наиболее значимым из которых является урожай в той или иной стране.

В целом отметим, что модель стратегического управления закупками в ОАО «Нидан - Соки» основана на сочетании различных элементов, которые включают долгосрочное планирование, приоритетность долговременных связей с постоянными поставщиками, ориентация на результативность деятельности и другие элементы. Кроме того, специалисты компании учитывают различные риски, которые неизбежно возникают при международном масштабе деятельности. Управление закупками также предполагает использование комплекса таких параметров, как определение значимости и статуса поставщика, качества оставляемого сырья, временной масштаб взаимодействия и других.

В третьей части дипломной работы рассмотрены меры по оптимизации закупочной стратегии ОАО «Нидан - Соки». В результате отметим, что для совершенствования стратегии закупок рекомендуется использовать сочетание различных подходов к поставкам сырья, в зависимости от его унификации, оптимизировать размеры партий заказов, а также использовать меры по стимуляции персонала отдела закупок.

 


Приложение А

 

Таблица А1 - Отчет о выручке

  Истекающий год 31 марта, 2006 Истекающий год 31 марта, 2005 (переформированный)
Соки:    
  204,308 185,047
Упаковка товаров под брендом заказчика 3,283 1,986
Общая выручка 207,591 187,033

 

Таблица А2 - Отчет о затратах

  Истекающий год 31 марта, 2006 Истекающий год 31 марта, 2005
Затраты на сырье 119,104 117,154
Затраты на оплату труда 5,197 3,861
Амортизация 3,380 2,861
Моральный износ оборудования 1,120
Производственные накладные расходы 4,820 4,125
Общие затраты 132,821 129,121

 

Таблица А3 - Затраты по реализации

  Истекающий год 31 марта, 2006 Истекающий год 31 марта, 2006 (переформированный)
Реклама и маркетинг 11,927 11,352
Реклама в СМИ 7,456 7,543
Промоушен 2,749 1,856
Комиссионное вознаграждение посреднику 1,009
POS материалы
Другие затраты
Продажи, включающие: 9,290 6,097
Затраты на оплату труда 5,379 3,928
Амортизация
Другие затраты на продажи
Продвижение, включающее: 16,074 14,425
Затраты на оплату труда 3,957 3,819
Перевозки 8,325 3,178
Сбор за хранение на складе, ремонт и техническое обслуживание 3,387 3,178
Амортизация
Общие затраты по реализации 37,291 31,874

 

Содержание

 

Введение. 3

1 Стратегия закупок как элемент системы логистики на предприятии. 5

1.1 Характеристика основных подходов к сырьевому снабжению производства 5

1.2 Современные стратегии и методы управления закупками. 24

2. Анализ особенностей организации закупки сырья на ОАО «Нидан - Соки». 41

2.1 Краткая характеристика компании. 41

2.2 Классификация и характеристика сырьевых ресурсов. 46

2.3 Логистический анализ методами АВС и XYZ. 51

2.4 Оценка основных рискообразующих факторов в процессе сырьевого снабжения предприятия. 57

2.5 Описание процесса управления закупками сырья и методов выбора поставщиков 63

3 Совершенствование стратегии закупки сырья на международном рынке компании ОАО «Нидан - Соки». 70

3.1 Рекомендации по управлению закупками сырья на основе современных логистических методов. 70

3.2 Предложения по разработке стратегии принятия решений в процессе управления закупками сырья. 78

Заключение. 81

Список использованных источников. 83

Приложение А.. 88


Введение

 

В настоящее время актуальность логистического подхода в деятельности предприятий и организаций трудно переоценить. Сложность и многообразие действующих рыночных факторов, насыщенность и большое количество материальных и информационных потоков, имеющих влияние на положение фирмы на рынке и динамику её роста, вызывают необходимость учёта логистической составляющей в деятельности фирмы как весьма существенного фактора.

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. Кроме того, это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного, с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также соответствующими им потоками информации и финансовых средств.

Актуальность логистики и постоянно возрастающий интерес к её исследованию и использованию обусловлены широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально – технического снабжения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и конечной готовой продукции, которыми обладает комплекс взаимосвязанных методов, принципов и факторов логистического направления производственно – хозяйственной и экономической деятельности предприятий и организаций.

Целью исследования является разработка оптимизации стратегии закупок сырья ОАО «Нидан - Соки».

Для достижения цели требуется решить ряд задач, а именно:

- раскрыть стратегию закупок как элемент системы логистики на предприятии;

- проанализировать особенности организации закупок сырья ОАО «Нидан - Соки»;

- разработать меры по совершенствованию стратегии закупок сырья для ОАО «Нидан - Соки».

Объект исследования: стратегия закупок сырья.

Предмет исследования: оптимизации закупок сырья.

В исследовании использованы следующие методы: сравнительный и структурный анализ, анализ динамики, АВС и XYZ - методы анализа; оптимизационное моделирование.

Методологическая база исследования основана на трудах таких авторов, как Абрютина М. С., Гаджинский А. М., Егоров И. В., Шукаев А. И. и других.

Информационной базой исследования является данные компании ОАО «Нидан - Соки», работы учёных по данной проблематике, а также статьи на данную тему.

Практическая значимость обусловлена тем, что рассмотренные методы оптимизации основаны на общих принципах, позволяющих использовать их в любой организации, деятельность которой связана с потоками товарно - материальных ценностей.

Структура исследования подчинена решению поставленных задач. В первой части проведён обзор стратегий закупок, а также рассмотрены методы и модели оптимизации параметров закупок. Во второй части проанализирована организация закупок сырья исследуемой компании. В третьей части приведены рекомендации по совершенствованию стратегии закупок.

 


Стратегия закупок как элемент системы логистики на предприятии

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.026 с.)