Концепция стратегического позиционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция стратегического позиционирования



Концепция стратегического позиционирования разработана в 90-х годах ХХ века известными экспертами по стратегическому использованию информации о затратах Дж. Шанком и В. Говиндараджаном [8]. Ключевой идеей концепции является включение в сферу управленческого учета и анализа затрат подробной информации о стратегическом развитии компании, отрасли и экономики в целом. Традиционно учет и анализ затрат рассматриваются с позиции оценки отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществленных в результате альтернативных управленческих решений. Однако учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Поэтому оценку системы и методологии учета компании следует давать с позиции их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития. Известно, что компания может выдерживать конкуренцию либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо предлагая превосходящую конкурентов продукцию (дифференциация продукции). Эти две принципиально различающиеся стратегии предполагают различные подходы к анализу и управлению затратами (табл. 1) [13].

Таблица 1 – Подходы к управлению затратами, обусловленные стратегическим позиционированием

Акценты в управлении затратами Основные стратегии
Лидерство на основе затрат Дифференциация продукции (услуг)
Роль спланированных затрат при оценке показателей работы Очень важна Не очень важна
Значение гибкого бюджетирования для управления издержками От высокого до очень высокого От умеренного до низкого
Важность выполнения бюджета От высокой до очень высокой От умеренной до низкой
Анализ издержек сбыта Формально не выполняется Критично для успеха
Значение себестоимости в ценообразовании Высокое Низкое
Значение анализа цен конкурентов Низкое Высокое

Преимущество концепции:

– оценка принятых в компании системы и методологии учета делается с позиции их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития, в отличие от традиционного учета и анализа затрат, рассматриваемых с позиции отраженных в бухгалтерском учете операций, осуществленных в результате альтернативных управленческих решений.

Недостатки концепции:

– в отечественной сфере услуг требуется более высокий уровень внутрифирменного планирования и финансового менеджмента;

– методология использования стратегического позиционирования сопряжена с высоким риском.

Несмотря на явные преимущества, практическая реализация концепции стратегического позиционирования в отечественной практике хозяйствования (особенно в сфере услуг) требует более высокого уровня внутрифирменного планирования и финансового менеджмента, что пока является невыполнимым условием.

Сравнительный анализ базовых концепций финансового менеджмента

Сравнительная характеристика базовых концепций финансового менеджмента показывает что лежит в основе данных концепций, учитывает аспекты рассмотрения затрат, а также представляет основные преимущества и недостатки концепций.

Результаты сравнительного анализа базовых концепций управления затратами представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика базовых концепций управления затратами.

Концепция Основа концепции Аспекты рассмотрения затрат Преимущества Недостатки
Затратообразующих факторов Учет функциональных (операционных) и структурных затратообразующих факторов Для функциональных факторов – учетный, для структурных – экономический · дает возможность, приняв правильное стратегическое решение на верхнем уровне (например, изменив технологию), избавиться от большого количества факторов нижнего уровня (производственных или коммерческих носителей издержек) · не всегда тот или иной фактор может быть проанализирован для конкретного предприятия. Более того, не всегда удается успешно управлять каждым из факторов в контексте снижения затрат
Трансакционных издержек Учет производственных и трансакционных издержек Учетный · помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций; · концепция дает объяснение взаимодействия предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации · в отечественных организациях проблематичен учет трансакционных издержек из-за высокой доли подобных издержек, носящих нелегальный характер (из- за трудности их выделения из совокупности легальных затрат)
Цепочки ценностей Расширительный подход к формированию и управлению затратами Экономический точно определяет, где в цепочке может быть увеличена ценность для потребителя или снижена себестоимость; · предлагает четыре направ-ления увеличения прибыли: связь с поставщиками, с потребителями, технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения, связи между цепочками ценностей нескольких подразделений предприятия · предлагаемые в концепции подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной практике хозяйствования из-за отсутствия необходимой информации
Альтернативных затрат Принятие финансового решения в результате сравнения альтернативных затрат Экономический · концепция играет важную роль в оценке возможных вариантов вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей · применение данной концепции характерно для стран с развитой рыночной экономикой
Добавленной стоимости Максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией Учетный · составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ, услуг · запаздывание реализации концепции: приступая к анализу затрат с момента закупок, упускаются все возможности использования связей с поставщиками рассматриваемого предприятия; · анализ добавленной стоимости заканчивается слишком рано: завершение анализа в момент реализации не дает возможности использовать связи с заказчиками; · данный подход суживает сферу влияния операционных расходов на затраты, поскольку из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей
Стратегического позиционирования Включение в сферу управленческого учета и анализа затрат подробной информации о стратегическом развитии компании, отрасли и экономики в целом Экономический · оценка принятых в компании системы и методологии учета делается с позиции их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития, в отличие от традиционного учета и анализа затрат, рассматриваемых с позиции отраженных в бухгалтерском учете операций, осуществленных в результате альтернативных управленческих решений · в отечественной сфере услуг требуется более высокий уровень внутрифирменного планирования и финансового менеджмента; · методология использования стратегического позиционирования сопряжена с высоким риском

*Составлено на основе источников [1; 6; 10; 11 ]

По результатам проведенной сравнительной характеристики необходимо отметить, что все рассмотренные выше концепции управления затратами неоднородны. Поскольку одни из них (концепция затратообразующих факторов, добавленной стоимости, трансакционных издержек) основаны на учетных характеристиках и при этом затрагивают бухгалтерскую концепцию управления затратами; другие (концепции цепочки ценностей, альтернативных затрат, стратегического позиционирования) – рассматривают затраты как объект управления не в учетном, а в экономическом плане. Исходя из всего этого, все рассмотренные концепции являются эффективными инструментами в исследовании затрат предприятия.

Заключение

Данная работа включает в себя 3 главы.

В первой главе были рассмотрены концептуальные основы управления затратами. Была представлена содержательная часть концепции, выделены основные этапы формирования концепции.

Концепция управления затратами – это конструктивный принцип, в деятельности по управлению затратами предприятия который связан:

– с формулировкой целей и принципов;

– с выбором стратегии и основных элементов её реализации;

– с проведением оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Базовые концепции по управлению затратами основаны на двух основных подходах к формированию затрат – бухгалтерском и экономическом.

Специалисты в области управления затратами отдают предпочтение концепциям, базирующимся на учетных характеристиках затрат, поскольку факторы, определяющие экономический аспект, сложно достоверно оценить по данным отечественной статистики.

Во второй главе данной работы были рассмотрены 7 основных базовых концепций финансового менеджмента.

В результате проведенной работы были рассмотрены такие базовые концепции финансового менеджмента как:

· концепция затратообразующих факторов;

· концепция добавленной стоимости;

· концепция цепочки ценностей;

· концепция альтернативности затрат;

· концепция трансакционных издержек;

· концепция АВС;

· концепция стратегического позиционирования.

Третья глава включает в себя сравнительный анализ базовых концепций финансового менеджмента.

Все рассмотренные концепции управления затратами неоднородны. Поскольку одни из них (концепция затратообразующих факторов, добавленной стоимости, трансакционных издержек) основаны на учетных характеристиках и при этом затрагивают бухгалтерскую концепцию управления затратами; другие (концепции цепочки ценностей, альтернативных затрат, стратегического позиционирования) – рассматривают затраты как объект управления не в учетном, а в экономическом плане. Однако при этом, все рассмотренные концепции являются эффективными инструментами в исследовании затрат предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.011 с.)