Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция трансакционных издержекСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция трансакционных издержек зародилась в 60-70-х годах в США и Западной Европе и связана с именами двух экономистов – Р. Коуза и О. Уильямсона [11]. В отечественной экономической литературе эта концепция получила развитие в 90-х годах ХХ века в работах В. Кокорева, Р. Капелюшникова, В. Курченкова и В. Радаева [10]. В основе концепции лежит тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек: производственные (операционные) и трансакционные (издержки поиска информации, ведения переговоров, измерения качества продукции, спецификации и защиты прав собственности, оппортунистического поведения, «политизации»). В экономической литературе дается следующее определение: «Трансакционные издержки — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности» [3]. Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделки, трансакции. При этом категория трансакции понимается широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующими детального документального оформления и предполагающими простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек. Ортодоксальная классическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок, однако в современных условиях при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Причем это справедливо как при вступлении организации в контакт с внешними субъектами рыночных отношений, так и внутри организации, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. Трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. К трансакционным издержкам относят: 1. Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители - на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях. 2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются мощным источником этих издержек. 3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д. 4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно. 5. Издержки оппортунистического поведения. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. 6. Издержки «политизации». Этим общим термином обозначаются издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности отсутствует. Большинство избирателей страны, большинство акционеров корпорации, большинство членов кооператива могут высказаться за решение, наносящее явный ущерб меньшинству. Руководитель может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно касается, без всякого согласования с ними. Преимущества концепции: – концепция помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций;
– концепция дает объяснение взаимодействия предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. Недостаток концепции: – в отечественных организациях проблематичен учет трансакционных издержек из-за высокой доли подобных издержек, носящих нелегальный характер. Концепция трансакционных издержек является предметом повышенных интересов российских экономистов в последние годы. Однако учет их в управлении затратами в отечественных организациях чрезвычайно проблематичен: · во-первых, из-за высокой доли подобных издержек, носящих нелегальный характер; · во-вторых, из-за трудностей их выделения из совокупности легальных затрат, так как отечественными регулятивами бухгалтерского учета такое понятие, как трансакционные издержки, не предусмотрено [15]. Концепция ABC Концепция ABC формализует учет и анализ затрат по видам деятельности (activity-based costing) в части распределения накладных расходов на конкретные товары, работы и услуги. Традиционные варианты распределения накладных расходов реализуются в бухгалтерском учете и основываются на показателях объема (натуральных или стоимостных), прямых затратах на оплату труда или машино-часах (при высокой степени механизации и автоматизации труда) [15]. Как известно, основой концепции ABC (Activity-Based Costing) является не столько бухгалтерский подход к формированию уровня затрат, сколько экономический расчет фактической себестоимости продукции, не требующий обязательного учета. Поскольку концепция ABC предусматривает определение видов деятельности, при осуществлении которых возникают затраты, и исследование основных причин появления затрат в каждом из видов деятельности, представляется возможным более полное понимание затрат в стратегическом аспекте с применением данной концепции. Профессионалы в области управления затратами в качестве причин практического использования концепции АВС рассматривают три взаимосвязано действующих и в то же время независимых фактора: - процесс структурирования затрат существенно изменился; - вырос уровень конкуренции, диктующий необходимость создания механизма стратегического управления затратами; - уменьшились затраты, связанные со сбором, хранением и анализом информации, необходимой для АВС. Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинги распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей. Концепция ABC предполагает учет всех функций при расчете стоимости продукции, которые обеспечивают бизнес-процессы. При этом под бизнес-функцией обычно понимают специфический тип работы (операций, действий), выполняемой над продуктами или услугами по мере их продвижения в бизнес-процессе. Концепция АВС основана на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций. Процесс расчета себестоимости производимой продукции (работ, услуг) с применением Activity based costing представлен на Рис. 3 и предполагает калькуляцию затрат в три этапа.
Рисунок 3 – Распределение косвенных затрат в концепции ABC На первом этапе стоимость косвенных затрат на предприятии переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат. На втором этапе разрабатывается структура операций, необходимых для создания продукции (работ, услуг). После этого стоимость ресурсов, рассчитанная на предыдущем этапе, переносится на операции пропорционально выбранным драйверам ресурсов. На третьем этапе стоимость операций «поглощается» объектами затрат пропорционально драйверам операций. Результатом этого является рассчитанная себестоимость объектов затрат, например продукции. К преимуществам АВС относят точность расчета стоимости продукции, дающую возможность руководству промышленного предприятия выбрать оптимальные стратегические решения в области ценовой политики, формирования ассортимента продукции, осуществления научно-исследовательских работ и т.п. Кроме того, понимание полезности осуществляемых функций позволяет определить и исключить действия, не увеличивающие ценность продукции. Среди недостатков АВС можно назвать излишне подробный процесс описания функций, сложность модели и ее «устаревание» в случае, если происходят организационные изменения. Кроме того, для качественной реализации концепции требуется особое программное обеспечение [12].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.009 с.) |