Концептуальные основы управления затратами на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы управления затратами на предприятии



Введение

Сложившиеся тенденции перехода к рыночной экономике, а также характер протекания мирового кризиса в нашей стране выявил несовершенство хозяйственного механизма большинства отечественных предприятий. В общем случае это несовершенство проявляется в неспособности предприятия обеспечить устойчивость развития, а также конкурентоспособность и экономическую безопасность за счет самофинансирования и самоокупаемости хозяйственной деятельности.

Основным фактором, определяющим данную ситуацию, является несоответствие хозяйственного механизма значительного числа отечественных предприятий условиям рыночной экономики. Для разных предприятий причины этого несоответствия различны. Для одних – это несоответствие технологии оборудования современному уровню, для других - несоответствие ассортимента продукции и ее качества требованиям потребителей, для третьих - отсутствие или недостаточный уровень организации послепродажного обслуживания и т.д.

Опыт успешных зарубежных и отечественных предприятий показывает, что эффективность хозяйственного механизма можно существенно повысить путем разработки, внедрения и развития интегрированной системы управления предприятием, в которой важную роль играет подсистема управления затратами.

Управление затратами – это сложный процесс, который охватывает все аспекты деятельности предприятия. Руководитель каждой организации понимает, что эффективность деятельности его компании определяется в результате сопоставления полученной прибыли со всеми затратами. Не оценив затраты, нельзя делать окончательных заключений об уровне доходности предприятия и перспективах развития. До настоящего времени в отечественной экономической литературе больше внимание уделялось концепциям, затрагивающим учетный аспект затратообразования. Объясняется это тем, что по данным современной отечественной статистики экономические факторы достоверно оценить невозможно. Экономическая аналитика этих данных приводит к взаимоисключающим друг друга выводам. Это обусловлено высоким удельным весом теневых операций в экономике и «усилиями» бухгалтеров по минимизации налогооблагаемых баз при составлении официальной отчетности. Тем не менее, для большинства предприятий (и легальных, и работающих в тени) остается проблемой необоснованный и неконтролируемый рост затрат, что повышает актуальность исследований в области управления затратами.

Цель данной курсовой – рассмотреть существующие базовые концепции управления затратами на предприятии.

В соответствии с целью данной курсовой работы основными задачами являются:

– Выявить сущность базовых концепций управления затратами на предприятии;

– Определить основные преимущества и недостатки данных концепций.


 

Концептуальные основы управления затратами на предприятии

Управление затратами предприятия является составляющей системы управления предприятием в целом.

Кроме того, управление затратами — это составная часть финансового менеджмента, которая в ряде случаев рассматривается как самостоятельная теоретическая и практическая область знаний со своей концептуальной базой [2].

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип той или иной деятельности [15].

В основе концепции управления затратами лежит формулировка целей и принципов, выбор стратегии, инструментов ее реализации и оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Концепция управления затратами и результатами деятельности предприятия должна отражать миссию организации и пути ее реализации, а также набор требований, устанавливающих определенное соответствие между совокупностью целей и логическими следствиям из этих целей для каждого направления деятельности организации.

Формирование концепции целевого управления затратами и результатами проводится в несколько этапов:

1 этап. Постановка целей и задач, их мотивация.

2 этап. Разрабатываются критерии оценки деятельности организации и исследование объективно складывающихся тенденций хозяйствования. Оценивается потенциал кооперативной организации.

3 этап. Определяются проблемы, требующие решения. Вырабатывается концепция и механизмы ее реализации. [14]

В процессе осуществления хозяйственной деятельности необходимо стремиться к эффективному использованию ресурсов, повышению уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, формированию полной, прозрачной и сопоставимой информации об уровне затрат с помощью верно выбранной руководством промышленного предприятия концепции управления затратами.

Следует отметить, что в рамках выделяемых в настоящее время концепций управления затратами невозможно формирование и достижение единой цели, так как одни используют бухгалтерский подход к управлению затратами, а другие экономический.

Специалисты в области управления затратами отдают предпочтение концепциям, базирующимся на учетных характеристиках затрат, поскольку факторы, определяющие экономический аспект, сложно достоверно оценить по данным отечественной статистики. Экономический анализ этих данных приводит порой к взаимоисключающим друг друга выводам, что является следствием высокого уровня теневых операций в российской экономике и «усилий» специалистов в области бухгалтерского учета по уменьшению налогооблагаемых баз всеми возможными с точки зрения законодательства способами. Представляется, что решение данной проблемы возможно только путем совершенствования системы налогообложения [12].

По мнению специалистов в области финансового менеджмента Г. И. Хотинской и Н. В. Владымцева основными концепциями управления затратами являются:

· концепция затратообразующих факторов;

· концепция добавленной стоимости;

· концепция цепочки ценностей;

· концепция альтернативности затрат;

· концепция трансакционных издержек;

· концепция АВС;

· концепция стратегического позиционирования. [9;11]

Базовые концепции управления затратами

Концепция цепочки ценностей

Концепция цепочки ценностей впервые была сформулирована М. Портером [5].

Данная концепция основывается на расширительном подходе к формированию и управлению затратами и предлагает учитывать затратообразующие механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набора видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.

Новаторство концепции состоит в том, что, в отличие от концепции добавленной стоимости, она дает возможность оценить существующие в организации виды деятельности, которые нацелены на получение прибыли, и называет их. Это:

- связь с поставщиками;

- связь с потребителями;

- технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения предприятия, связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия;

- связи в процессе проектирования, производства, маркетинга, при выполнении вспомогательных функций.


Портер также считает, что взгляд на компанию в целом не может выявить ее сильные и слабые стороны, так как конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности, охватывающей самые разные направления. Поэтому он предлагает использовать цепочку ценностей компании.

 

Рисунок 2 – Цепочка ценностей компании по Портеру

В цепочке ценностей деятельность предприятия делится на две части.

К первичным или основным видам деятельности относятся:

- материально-техническое обеспечение;

- изготовление;

- распространение;

- продажа и маркетинг;

- обслуживание.

Вторичные или вспомогательные виды деятельности включают:

- исследования и разработки;

- управление персоналом;

- администрирование.

Из этого очевидно, что, с одной стороны, Концепция цепочки ценностей – это всесторонний и целостный подход к формированию и управлению затратами, который предлагает совокупно учитывать затратообразующие механизмы деятельности компании, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.

Но, с другой стороны, деление деятельности компании на стратегически значимые элементы и процессы дает возможность определить основные составляющие издержек, так как они неизменно присутствуют в каждом звене. Распределение издержек и активов компании по звеньям цепочки ценности позволяет количественно оценить каждое из них, потому что если звенья цепочки связаны между собой, то и их издержки тоже взаимозависимы. Цепочка ценностей компании является необходимым элементом стратегического анализа издержек, предназначенного для сравнения издержек основных конкурентов и определения конкурентной позиции компании по издержкам относительно конкурентов.

Действие данной концепции распространяется:

- на текущие операционные затраты, например осуществить доставку товара собственным транспортом или воспользоваться услугами специализированных структур;

- на принятие финансовых решений текущего характера, например в отношении управления дебиторской задолженностью;

- на принятие и проведение инвестиционных решений, например при оценке вариантов возможного вложения капитала и т.д.

Преимущества концепции:

— Точно определяет, где в цепочке может быть увеличена ценность для потребителя или снижена себестоимость;

— Предлагает четыре направления увеличения прибыли: связь с поставщиками, с потребителями, технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения, связи между цепочками ценностей нескольких подразделений.

Недостаток концепции:

— Предлагаемые в концепции подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной практике хозяйствования из-за отсутствия необходимой информации.

Методология использования концепции цепочки ценностей включает в себя следующие этапы:

1) построение цепочки ценностей рассматриваемой отрасли и установление затрат, доходов и активов для всех видов экономической деятельности, которые являются звеньями цепочки;

2) установление затратообразующих факторов, регулирующих каждый вид экономической деятельности;

3) создание устойчивого конкурентного преимущества путем лучшего, чем у конкурентов управления факторами издержек, или путем реконфигурации цепочки ценностей. Однако, по мнению Г. И. Хотинской, предлагаемые данной концепцией подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной хозяйственной среде из-за отсутствия необходимой информации об уровне и структуре затрат на отдельных предприятиях[6].

Концепция ABC

Концепция ABC формализует учет и анализ затрат по видам деятельности (activity-based costing) в части распределения накладных расходов на конкретные товары, работы и услуги. Традиционные варианты распределения накладных расходов реализуются в бухгалтерском учете и основываются на показателях объема (натуральных или стоимостных), прямых затратах на оплату труда или машино-часах (при высокой степени механизации и автоматизации труда) [15].

Как известно, основой концепции ABC (Activity-Based Costing) является не столько бухгалтерский подход к формированию уровня затрат, сколько экономический расчет фактической себестоимости продукции, не требующий обязательного учета.

Поскольку концепция ABC предусматривает определение видов деятельности, при осуществлении которых возникают затраты, и исследование основных причин появления затрат в каждом из видов деятельности, представляется возможным более полное понимание затрат в стратегическом аспекте с применением данной концепции.

Профессионалы в области управления затратами в качестве причин практического использования концепции АВС рассматривают три взаимосвязано действующих и в то же время независимых фактора:

- процесс структурирования затрат существенно изменился;

- вырос уровень конкуренции, диктующий необходимость создания механизма стратегического управления затратами;

- уменьшились затраты, связанные со сбором, хранением и анализом информации, необходимой для АВС.

Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинги распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей.

Концепция ABC предполагает учет всех функций при расчете стоимости продукции, которые обеспечивают бизнес-процессы. При этом под бизнес-функцией обычно понимают специфический тип работы (операций, действий), выполняемой над продуктами или услугами по мере их продвижения в бизнес-процессе.

Концепция АВС основана на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций. Процесс расчета себестоимости производимой продукции (работ, услуг) с применением Activity based costing представлен на Рис. 3 и предполагает калькуляцию затрат в три этапа.

 

 

 
 

Рисунок 3 – Распределение косвенных затрат в концепции ABC

На первом этапе стоимость косвенных затрат на предприятии переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат. На втором этапе разрабатывается структура операций, необходимых для создания продукции (работ, услуг). После этого стоимость ресурсов, рассчитанная на предыдущем этапе, переносится на операции пропорционально выбранным драйверам ресурсов. На третьем этапе стоимость операций «поглощается» объектами затрат пропорционально драйверам операций. Результатом этого является рассчитанная себестоимость объектов затрат, например продукции.

К преимуществам АВС относят точность расчета стоимости продукции, дающую возможность руководству промышленного предприятия выбрать оптимальные стратегические решения в области ценовой политики, формирования ассортимента продукции, осуществления научно-исследовательских работ и т.п. Кроме того, понимание полезности осуществляемых функций позволяет определить и исключить действия, не увеличивающие ценность продукции.

Среди недостатков АВС можно назвать излишне подробный процесс описания функций, сложность модели и ее «устаревание» в случае, если происходят организационные изменения. Кроме того, для качественной реализации концепции требуется особое программное обеспечение [12].

 

Заключение

Данная работа включает в себя 3 главы.

В первой главе были рассмотрены концептуальные основы управления затратами. Была представлена содержательная часть концепции, выделены основные этапы формирования концепции.

Концепция управления затратами – это конструктивный принцип, в деятельности по управлению затратами предприятия который связан:

– с формулировкой целей и принципов;

– с выбором стратегии и основных элементов её реализации;

– с проведением оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Базовые концепции по управлению затратами основаны на двух основных подходах к формированию затрат – бухгалтерском и экономическом.

Специалисты в области управления затратами отдают предпочтение концепциям, базирующимся на учетных характеристиках затрат, поскольку факторы, определяющие экономический аспект, сложно достоверно оценить по данным отечественной статистики.

Во второй главе данной работы были рассмотрены 7 основных базовых концепций финансового менеджмента.

В результате проведенной работы были рассмотрены такие базовые концепции финансового менеджмента как:

· концепция затратообразующих факторов;

· концепция добавленной стоимости;

· концепция цепочки ценностей;

· концепция альтернативности затрат;

· концепция трансакционных издержек;

· концепция АВС;

· концепция стратегического позиционирования.

Третья глава включает в себя сравнительный анализ базовых концепций финансового менеджмента.

Все рассмотренные концепции управления затратами неоднородны. Поскольку одни из них (концепция затратообразующих факторов, добавленной стоимости, трансакционных издержек) основаны на учетных характеристиках и при этом затрагивают бухгалтерскую концепцию управления затратами; другие (концепции цепочки ценностей, альтернативных затрат, стратегического позиционирования) – рассматривают затраты как объект управления не в учетном, а в экономическом плане. Однако при этом, все рассмотренные концепции являются эффективными инструментами в исследовании затрат предприятия.

Введение

Сложившиеся тенденции перехода к рыночной экономике, а также характер протекания мирового кризиса в нашей стране выявил несовершенство хозяйственного механизма большинства отечественных предприятий. В общем случае это несовершенство проявляется в неспособности предприятия обеспечить устойчивость развития, а также конкурентоспособность и экономическую безопасность за счет самофинансирования и самоокупаемости хозяйственной деятельности.

Основным фактором, определяющим данную ситуацию, является несоответствие хозяйственного механизма значительного числа отечественных предприятий условиям рыночной экономики. Для разных предприятий причины этого несоответствия различны. Для одних – это несоответствие технологии оборудования современному уровню, для других - несоответствие ассортимента продукции и ее качества требованиям потребителей, для третьих - отсутствие или недостаточный уровень организации послепродажного обслуживания и т.д.

Опыт успешных зарубежных и отечественных предприятий показывает, что эффективность хозяйственного механизма можно существенно повысить путем разработки, внедрения и развития интегрированной системы управления предприятием, в которой важную роль играет подсистема управления затратами.

Управление затратами – это сложный процесс, который охватывает все аспекты деятельности предприятия. Руководитель каждой организации понимает, что эффективность деятельности его компании определяется в результате сопоставления полученной прибыли со всеми затратами. Не оценив затраты, нельзя делать окончательных заключений об уровне доходности предприятия и перспективах развития. До настоящего времени в отечественной экономической литературе больше внимание уделялось концепциям, затрагивающим учетный аспект затратообразования. Объясняется это тем, что по данным современной отечественной статистики экономические факторы достоверно оценить невозможно. Экономическая аналитика этих данных приводит к взаимоисключающим друг друга выводам. Это обусловлено высоким удельным весом теневых операций в экономике и «усилиями» бухгалтеров по минимизации налогооблагаемых баз при составлении официальной отчетности. Тем не менее, для большинства предприятий (и легальных, и работающих в тени) остается проблемой необоснованный и неконтролируемый рост затрат, что повышает актуальность исследований в области управления затратами.

Цель данной курсовой – рассмотреть существующие базовые концепции управления затратами на предприятии.

В соответствии с целью данной курсовой работы основными задачами являются:

– Выявить сущность базовых концепций управления затратами на предприятии;

– Определить основные преимущества и недостатки данных концепций.


 

Концептуальные основы управления затратами на предприятии

Управление затратами предприятия является составляющей системы управления предприятием в целом.

Кроме того, управление затратами — это составная часть финансового менеджмента, которая в ряде случаев рассматривается как самостоятельная теоретическая и практическая область знаний со своей концептуальной базой [2].

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип той или иной деятельности [15].

В основе концепции управления затратами лежит формулировка целей и принципов, выбор стратегии, инструментов ее реализации и оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Концепция управления затратами и результатами деятельности предприятия должна отражать миссию организации и пути ее реализации, а также набор требований, устанавливающих определенное соответствие между совокупностью целей и логическими следствиям из этих целей для каждого направления деятельности организации.

Формирование концепции целевого управления затратами и результатами проводится в несколько этапов:

1 этап. Постановка целей и задач, их мотивация.

2 этап. Разрабатываются критерии оценки деятельности организации и исследование объективно складывающихся тенденций хозяйствования. Оценивается потенциал кооперативной организации.

3 этап. Определяются проблемы, требующие решения. Вырабатывается концепция и механизмы ее реализации. [14]

В процессе осуществления хозяйственной деятельности необходимо стремиться к эффективному использованию ресурсов, повышению уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, формированию полной, прозрачной и сопоставимой информации об уровне затрат с помощью верно выбранной руководством промышленного предприятия концепции управления затратами.

Следует отметить, что в рамках выделяемых в настоящее время концепций управления затратами невозможно формирование и достижение единой цели, так как одни используют бухгалтерский подход к управлению затратами, а другие экономический.

Специалисты в области управления затратами отдают предпочтение концепциям, базирующимся на учетных характеристиках затрат, поскольку факторы, определяющие экономический аспект, сложно достоверно оценить по данным отечественной статистики. Экономический анализ этих данных приводит порой к взаимоисключающим друг друга выводам, что является следствием высокого уровня теневых операций в российской экономике и «усилий» специалистов в области бухгалтерского учета по уменьшению налогооблагаемых баз всеми возможными с точки зрения законодательства способами. Представляется, что решение данной проблемы возможно только путем совершенствования системы налогообложения [12].

По мнению специалистов в области финансового менеджмента Г. И. Хотинской и Н. В. Владымцева основными концепциями управления затратами являются:

· концепция затратообразующих факторов;

· концепция добавленной стоимости;

· концепция цепочки ценностей;

· концепция альтернативности затрат;

· концепция трансакционных издержек;

· концепция АВС;

· концепция стратегического позиционирования. [9;11]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.073 с.)