Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием.



Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием.

Управленческое решение – это разработанный комплекс мероприятий, часто закрепленный документально, по устранению рассогласований, возникших в функционировании системы, включающий в себя порядок доведения принятого решения до исполнителей. Руководство предприятием представляет собой процесс переработки имеющейся информации для взаимосвязанных управленческих решений различных уровней с последующим доведением их до исполнителей через предусмотренный в этих решениях механизм управления.

Цель науки управления предприятием: выявить закономерности управленческой деятельности и обеспечить их рациональное применение в практической деятельности руководителей.

В составе экономических наук управление как наука занимает особое место. Ее предметом является изучение отношений, возникающих в процессе оказания управляющего воздействия, между осуществляющими его участниками.

 

Закономерности, законы и принципы управленческой деятельности.

Наука управления имеет свою систему законов, базирующихся на закономерностях управленческой деятельности.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении.

Процесс управления должен обеспечить устойчивое и надежное функционирование системы, путем эффективного воздействия через механизм управления на ее элементы и отношения между ними. Этот закон называют законом единства управления.

Законы, отражающие связи между сущностями управляемого функционирования социально-экономической системы: закон целостности, закон опережения, закон обратной связи, закон возрастания эффективности, закон планомерного и пропорционального распределения работ, закон сбалансированности планирования, закон заинтересованности, закон сбалансированности механизма управления, закон ответственности, закон синергии. Принципы структуризации управленческой деятельности - порядок подготовки, разработки, управленческого решения и оказания управляющего воздействия различных видов и их последовательность.

 

Закон единства управления

Процесс управления должен обеспечить устойчивое и надежное функционирование системы по контролируемому достижению установленной цели путем эффективного воздействия через механизм управления на ее элементы и отношения между ними. Этот закон называют законом единства управления. Он служит единой основой для функционирования подсистем управления всех уровней.

Основной закон управления устанавливает общие отношения (связи) между сущностями управляемого функционирования социально-экономической системы в числе которых:

- целенаправленная упорядоченность, то есть организованность функционирования системы;

- планомерность функционирования и развития системы;

- сбалансированность (полная скоординированность) функционирования системы;

- мотивируемость (наличие стимулов и санкций) функционирования системы и ее элементов;

- контролируемость функционирования системы.

 

 

Закон целостности.

Структура социально-экономической системы определяется поставленной перед ней целью (задачей).

Таким образом не цель подбирается под существующую структуру, а структура формируется в соответствии с поставленными задачами. Этот закон выражается в том, что все элементы системы, а также ее подсистемы служат достижению общих целей, стоящих перед предприятием в целом. Они должны функционировать как единое целое, то есть обладать соответствующими реквизитами, согласованными между собой, с реквизитами системы, и четко взаимодействовать через установленные связи. Причем, если меняется цель функционирования предприятия, то перестраивается его структура.

 

Закон опережения.

Изменение целей (задач) функционирования и развития социально-экономической системы должно опережать появление неблагоприятной ситуации (непреодолимой потребности в изменении цели). Необходимо формулировать новые задачи для системы еще до того как наступит ухудшение работы системы. В этом случае достигается стабильность функционирования предприятия и растет его динамичность, так как его структура заранее адаптируется к новым условиям.

 

Закон синергии.

Эффективность структуры системы определяется ее соответствием выполняемым задачам. Если в структуре системы имеются все необходимые элементы и четко налажено взаимодействие между ними, то их потенциалы не слагаются, а умножаются. Система с эффективной структурой обладает положительной синергией, то есть ее потенциал будет больше суммы потенциалов всех ее элементов. В противном случае этот показатель будет нулевым или даже отрицательным.

 

Закон заинтересованности.

Работников социально-экономической системы необходимо материально и морально заинтересовать как в коллективном, так и в индивидуальном плане, в эффективном достижении поставленной перед ней цели. Никакие планы не могут быть выполнены без мотивации элементов системы с помощью механизма управления. Чем действенней механизм управления, тем эффективней будут работать люди по достижению поставленной цели.

 

8. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

Функционирование социально-экономической системы строится на основе планомерного и пропорционального распределения работ по достижению поставленной цели как по времени, так и по элементам системы. Оптимальность планирования может быть достигнута только при условии, когда объемы и виды работ четко соответствуют реквизитам и возможностям элементов. Очень важно также то, чтобы установленная последовательность работ и их объемы обеспечивали непрерывную работу элементов системы.

 

Закон возрастания эффективности функционирования.

При планировании работ социально-экономической системы и их осуществлении нужно предусматривать постоянный рост эффективности ее функционирования.

Отсутствие прогресса в развитии системы приведет рано или поздно к ее деградации и развалу. Постоянный рост эффективности обеспечивает высокую надежность функционирования системы. Такое предприятие уверенно чувствует себя на рынке, эффективно используя результаты контроля за параметрами окружающей среды для оптимального планирования своей работы.

 

10. Закон сбалансированности планирования.

Планирование функционирования социально-экономической системы должно быть сбалансированным. Надежность и устойчивость функционирования системы возможны на основе сбалансированности планирования. Целостность планирования обеспечивается не только необходимой последовательностью, но и оптимальной увязкой составляющих планируемого процесса между собой по объемам и срокам выполнения. Кроме того, чтобы намеченные работы были выполнены, необходимо предусмотреть соответственно сбалансированное обеспечение материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

 

11. Закон обратной связи.

Функционирование социально-экономической системы невозможно без постоянного контроля и информирования руководства о его результатах для своевременного принятия необходимых решений. Постоянство контроля обеспечивает необходимый уровень динамичности и стабильности функционирования системы. Кроме того, непрерывное отслеживание изменения основных показателей системы и окружающей среды позволяет заранее установить только что наметившиеся тенденции к ухудшению ситуации. При четкой работе обратной связи данная информация своевременно поступает к руководству. Оно принимает управленческие решения до наступления проблемной ситуации, то есть осуществляет опережающее управление, обеспечивающее эффективное функционирование системы.

Закон ответственности.

Коллектив социально-экономической системы несет полную и неукоснительную ответственность за результаты ее функционирования. В равной степени этот закон относится и к сотрудникам, и к подразделениям, в состав которых они входят. Полнота ответственности определяется ее соответствием важности результата работы для достижения поставленной цели. Руководителю следует обязательно и объективно оценивать эти результаты.

 

13. Закон сбалансированности механизма управления.

Механизм управления (совокупность стимулов и санкций) для обеспечения эффективности достижения цели системы должен строиться на сбалансированной основе, при достаточной согласованности интересов всех ее элементов. В механизме управления необходим баланс между действенностью как санкций, так и стимулов, причем в самом механизме следует использовать рычаги (методы управления), которые бы эффективно направляли деятельность элементов системы на достижение поставленной цели; при этом интересы сотрудников и подразделений в целом надо ориентировать в том же направлении. Эту двуединую задачу необходимо решать с помощью механизма управления.

 

Системные законы.

Система – управляемая общность взаимодействующих элементов, образующих целостное образование, объединенных общей целью, потенциал которой не всегда равен сумме потенциалов ее составляющих. Под элементом системы понимается условно неделимая, самостоятельно функционирующая ее часть.

Законы:

1. Целеполагание определяет целостность системы. Если цель системы сформулирована правильно, то процессы организации, планирования и координации, которые она определяет, будут иметь верную направленность.

2. Управление системой должно быть целенаправленным. Направление функционирования и развития системы определяется поставленной перед ней задачей. Рациональность управления определяется правильностью выбранного курса движения системы.

3. Устойчивость и надежность системы зависит от мотивируемости функционирования и контролируемости ее деятельности. Действительно при отсутствии мотивации трудно вообще представить возможность функционирования системы. Чем больше активизация (мотивация) ее деятельности, тем устойчивей и надежнее работа системы. Понятно, что уровень контроля напрямую определяет показатели этих свойств.

 

Общие функции управления.

Функции – внешнее проявление свойств (сущностей) в виде взаимосвязанных направлений процесса деятельности системы по достижению поставленной цели, отличающихся определенными характерными признаками и полностью охватывающих весь этот процесс в целом.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

Для каждой выявленной подцели можно обозначить следующие общие функции управления: организация; планирование; координация; мотивация (активизация); контроль; научное обеспечение процесса управления; информационное обеспечение аппарата управления; обеспечение ресурсами управленческой деятельности; делопроизводство; создание нормальных условий функционирования управленческого персонала.

 

Функция организации.

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействий.

Функция организации как отражение соответствующего свойства системы характеризуется структурированностью и интегрированностью. К показателям структурированности системы относятся количество элементов системы и их реквизиты, которые можно объединить в четыре группы:

1. Роли элементов системы: тип элемента (по направлению деятельности); место элемента в иерархии.

2. Их назначение: генеральная цель элемента; функции элемента.

3. Статус элементов: права; обязанности; ответственность.

4. Порядок структуризации, то есть регламент создания (организации), реорганизации и ликвидации элементов, а также показатели предприятия в целом как элемента систем высшего порядка.

Для определения показателей структуризации необходимо сформулировать принципы построения структуры предприятия, основывающейся на генеральной (стратегической) цели предприятия, вернее его основной задаче.

Генеральная цель – это цель, для достижения которой создается и функционирует предприятие.

Основная задача – включает в себя генеральную цель и условия ее достижения, например миссию предприятия.

Миссия предприятия – его основная внешняя функция.

В любой системе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Важно отметить, что к определяющей относится управляемая подсистема, выполняющая основную функцию предприятия, а управляющая подсистема только одну из обеспечивающих – управление.

Следует выделить простые и сложные структуры. К первому типу относятся системы с одним или двумя уровнями управления, а ко второму с тремя и более. Структуры управляемых подсистем подразделяются на функциональные, органические (адаптивные), дивизиональные и, как частный случай последних, сетевые.

Функция контроля.

Своевременно выявить рассогласования в работе системы – такова цель функции контроля.

Для этого необходимо:

1.Обеспечить с необходимой точностью замеры параметров функционирования системы.

2. Осуществить регистрацию параметров функционирующей системы (замерить, обработать и выдать результаты контроля руководству).

Основой контроля служит системный анализ. Мы рассматриваем любое предприятие как систему, состоящей из взаимосвязанных элементов. Затем предприятие следует рассматривать как элемент систем высшего порядка.

Виды контроля:

  1. Внесистемный – обеспечивает отслеживание параметров внешней среды и сопоставляет насколько основная задача предприятия соответствует ситуации, сложившейся в окружающей среде.

Внутрисистемный – обеспечивает отслеживание параметров внутри предприятия (эффективность, объем прибыли, качество продукции, конкурентоспособность).

2. Предварительный - в процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

Текущий - осуществляется непосредственно в ходе проведения работ

Заключительный - осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Существуют определенные допустимые пределы отклонений на каждый показатель. Регламент проведения проверок устанавливают сроки контроля каждого параметра. Применение очень частых проверок не способствует эффективной работе. Только при заметном ухудшении показателей системы или их чрезмерном улучшении проводят внеплановый контроль. Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонений организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам.

Особый вид текущего контроля – мониторинг - контроль ограниченного круга параметров, который позволяет оценить состояние самой системы и окружающей среды.

 

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) как разновидность системного анализа.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (процесса, структуры, изделия), направленный на оптимизацию использования ресурсов на стадиях его создания, освоения и эксплуатации. Функционально-стоимостный анализ следует рассматривать как некий комплекс, в котором на каждом из этапов предусматривается использование совокупности многих методов различных типов: математических, эвристических, экспертных и т.д.

Цель проведения ФСА: выявить наилучшее соотношение полученных результатов и затрат на их достижение.

Если в эту цель ввести условия (ограничения) ее достижения, то получим задачу ФСА. Так можно установить предельную величину расходов или исключить некоторые пути достижения цели.

Функционально-стоимостный анализ основывается на следующих принципах (подходах):

- функциональный подход, предполагающий выявление всех необходимых функций объекта, обеспечивающих достижение заданных результатов и эффективных путей их реализации;

- рыночный подход к оценке качества и потребительских свойств в связи с затратами на создание, освоение и использование объекта;

- системный подход, означающий рассмотрение объекта как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

- рациональный подход, использующий принцип соответствия полезности функций затратам на их осуществление;

- квалифицированный подход, предусматривающий использование творческих коллективов (в составе необходимых специалистов) для поиска и формирования решений поставленных задач, количественной технико-экономической оценки вариантов решений, а также совокупности экспертов, осуществляющих их качественную оценку.

Для выполнения ФСА формируется на постоянной или временной основе группа специалистов.

На первом, информационно-подготовительном, этапе ФСА члены сформированного подразделения изучают основную задачу, решаемую объектом, определяют в результате чего она достигается, знакомятся с информацией. При проведении второго этапа, аналитического, исследуется взаимодействие данного объекта (системы) с другими элементами входящими в состав системы высшего порядка. Третий этап относится к творческим. Здесь ведется поиск идей и решений по реализации функций. На основе деревьев целей по направлениям и этапам для всех вариантов формируется матрица целей процедур функционирования объекта. На исследовательском этапе устанавливаются критерии оценки, затем дается качественная оценка степени выполнения функций по вариантам в сравнении с идеальным.

На пятом этапе (рекомендательном) члены группы ФСА проводят окончательную оценку рассматриваемых вариантов и выбирают наиболее предпочтительный, разрабатывают рекомендации по дополнительной его оптимизации.

 

Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием.

Управленческое решение – это разработанный комплекс мероприятий, часто закрепленный документально, по устранению рассогласований, возникших в функционировании системы, включающий в себя порядок доведения принятого решения до исполнителей. Руководство предприятием представляет собой процесс переработки имеющейся информации для взаимосвязанных управленческих решений различных уровней с последующим доведением их до исполнителей через предусмотренный в этих решениях механизм управления.

Цель науки управления предприятием: выявить закономерности управленческой деятельности и обеспечить их рациональное применение в практической деятельности руководителей.

В составе экономических наук управление как наука занимает особое место. Ее предметом является изучение отношений, возникающих в процессе оказания управляющего воздействия, между осуществляющими его участниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.043 с.)