Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: маркетинг и Основные концепции его развития

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

«МАРКЕТИНГ»

Для студентов экономических специальностей

 

Киров, 2009 г.

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов экономических специальностей по дисциплине «Маркетинг»

 

Методические указания разработаны на кафедре Экономики и управления КФ МФЮА / под общей редакцией зав. кафедрой к.э.н доцента Караниной Е.В., преподавателя Копылова Ю.А.

 

 

Учебно-методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры экономических дисциплин КФ (Протокол № 33 от 23.09.2009 г.).

 

© Московская финансово-юридическая академия, 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Программа изучения дисциплины «Маркетинг». 6

1.1 Цель и задачи предмета. Его место в системе высшего образования. 6

1.2 Содержание дисциплины.. 8

1.2.1 Лекционные занятия. 8

1.2.2 Практические занятия. 20

1.2.3 Самостоятельная работа. 27

Вопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинг»……………………………31

Варианты контрольной работы по маркетингу………..………………………33

Тесты.. 37

Литература. 45


Программа изучения дисциплины «Маркетинг»

1.1 Цель и задачи предмета. Его место в системе высшего образования

 

Маркетинг в современном понимании – это и теория и образ мышления, и философия предпринимательской деятельности, и система внутрифирменного управления. Важнейшая концепция маркетинга состоит в двуедином, взаимодополняющем подходе к рынку. С одной стороны, это- организация производства товаров(услуг),необходимых рынку, с другой – это – формирование спроса и организация сбыта продукции. Для российской экономики маркетинг особенно важен в условиях переходного периода. Представляемая свобода товаропроизводителям выдвигает ряд таких проблем; как самостоятельный поиск поставщиков и потребителей, изучение и оценка состояния рынка (о чем они раньше не беспокоились), принятие решений по ассортименту продукции, ее качеству, цене и многим другим вопросам. Решение их невозможно без применения маркетинга.

Маркетинг – это вид деятельности, связанный с удовлетворением потребностей обмена товарами.

Основное содержание маркетинга ориентировано на организацию производства и сбыт товаров в условиях «рынка покупателя» там, где предложение превышает спрос. Следовательно, маркетинг в значительной степени решает проблемы, возникающие у продавца, а не у покупателя. Покупатель выдвигает свои требования, продавец, опираясь на методы маркетинга, стремится их решить. Программа охватывает практически весь спектр маркетинговой деятельности. Она составлена с ориентацией больше на отечественных авторов, учитывая их направленность на знание российской экономики и проблем переходного периода.

 

Цель изучения предмета. Программа курса преследует цель сформировать знания и навыки по использованию маркетинга в рыночной деятельности предприятия. При этом особое внимание уделяется пониманию маркетингу как современного инструмента достижения коммерческих успехов предприятия на основе которого используется его потенциала с ориентацией на удовлетворение запросов потребителей в условиях рыночно – конкурентной среды.

 

Задачи изучения предмета. Основная задача изучения дисциплины – реализация требований, установленных в Государственных стандартах высшего профессионального образования.

– рассмотрение понятия и содержания маркетинга с точки зрения корпоративных целей бизнеса с учетом интересов потребителей товаров и услуг. - обзор вопросов определения целевых рынков, сегментации, моделирования потребительского поведения, выборе конкурентного преимущества. - изучения инструментария маркетинга - товарной, ценовой политики, политики распределения и коммуникации.

- исследование проблем функционирования маркетинга на предприятии. - анализ особенностей используя маркетинга на предприятии.

В результате освоения дисциплины студент должен знать: - базовые понятия маркетинга и их взаимосвязь;

- основные принципы использования инструментов маркетинга; - специфику работы маркетинга в различных отраслях экономики;

- концепции маркетинга;

- понятие и виды спроса;

- понятие и комплекс маркетинга;

- понятие и этапы маркетинговых исследований;

- понятие комплексного исследования рынка;

- характеристику рыночных показателей;

- понятие и виды конкуренции;

- понятие и этапы сегментации;

- стратегии сегментации;

- понятие и классификацию товаров;

- характеристику товарных уровней;

- понятие и этапы жизненного цикла товаров;

- понятие и факторы, влияющие на планирование товарного ассортимента;

- понятия товарно-знаковой политики;

- стратегии в товарной политики;

- понятие и факторы потребительского поведения;

- понятие и виды каналов товародвижения;

- понятие комплекса маркетинговых коммуникаций;

- понятие и особенности торговой рекламы;

- понятие и виды организационных служб маркетинга;

- понятие и виды маркетингового контороля;

Студент должен уметь:

- Характеризовать окружающую среду маркетинга. Объяснить роль маркетинга в развитии рыночных отношений.

- Проводить сравнительный анализ рынка товаров промышленного назначения и рынка потребительских товаров.

- решать проблемные задачи в сфере маркетинга на внутреннем и внешнем рынке.

- различать понятия маркетинг-микс, макро и микро маркетинг.

- аргументировать свою позицию в выборе стратегии сегментации.

- сегментировать рынок любого товара.

- проводить методику и оценку позиционирования товара.

- рассказывать и приводить примеры факторов оказывающих влияние на покупательское поведение.

- применять закон «О защите прав потребителей» при решении проблемных задач.

- анализировать и аргументировать позицию конкурентного преимущества фирмы.

- составить анкету и проводить устный опрос.

- анализировать и обрабатывать результаты маркетинговых исследований.

- формировать цели исследования.

- разработать товар по трем товарным уровням.

- характеризовать ассортимент фирмы по четырем критериям:

*ширина; *насыщенность;

*глубина; *сопоставимость.

- определить и характеризовать этапы жизненного цикла товаров.

- определять цену.

- принимать маркетинговые решения в сфере ценообразования.

- разрабатывать рекламные сообщение.

- делать презентацию своей фирмы.

- выбирать и характеризовать канал распространения.

- разрабатывать каналмаркетинга.

Данный курс базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения следующих дисциплин: Экономики («Понятие, виды, факторы формирования цены»), Основы предпринимательства («Разработка бизнес-плана»), рекламной деятельности («понятие, цели, виды рекламы»).

1.2 Содержание дисциплины

Лекционные занятия

ТЕМА 1: Маркетинг и основные концепции его развития

 

Цели: Формирование представления о сущности маркетинга, этапах его формирования и концепциях.

 

1. Сущность маркетинга этапы и концепции развития маркетинга.

2. Принципы и функции маркетинга.

3. Окружающая среда маркетинга.

4. Маркетинг как философия и методология бизнеса.

В процессе изучения данной темы студенты знакомятся с основными понятиями маркетинга, принципами и функциями маркетинга, рассматривают концепции и виды спроса, а также маркетинг как философию и методологию маркетинга.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем сущность и роль маркетинга в современных рыночных условиях?
  2. Раскройте концепции маркетинга?
  3. Назовите виды спроса и задачи соответствующие им, приведите примеры?

 

Рекомендуемая литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с (обеспеченность 0,5)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Инфра, 1996.

3. Закон о защите прав потребителей. М: Инфра, 1996.

4.Закон о рекламе. М: Кросна – Лекс, 1997. 5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг./ Под общ. ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика,1999.

6.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

7.Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

9. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

10.Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

11.Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

 

Вопросы для для повторения

  1. Охарактеризуйте комплекс маркетинга
  2. В чем различие рынка потребительских товаров от рынка товаров производственного назначения.

Рекомендуемая литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с (обеспеченность 0,5)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Инфра, 1996.

3. Закон о защите прав потребителей. М: Инфра, 1996.

4.Закон о рекламе. М: Кросна – Лекс, 1997. 5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг./ Под общ. ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика,1999.

6.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

7.Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

9. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

10.Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

11.Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

 

ТЕМА 3: Сегментация рынка

Цели:. Формирование представления о понятии и процессе сегментации,

1. Основные понятия сегментации

2 Стратегии сегментации.

3. Сегментационный подход в деятельности фирмы

4 Характеристика этапов сегментации.

5 Понятие и оценка позиционирования.

В процессе занятия студенты знакомятся с особенностями сегментирования рынка, с основными понятиями сегментации, также с особенностями сегментационного подхода в деятельности предприятия в современных рыночных условиях, рассматривают значение, методику и оценку позиционирования.

Вопросы для беседы

  1. Раскройте основные понятия сегментации?
  2. Дайте характеристику этапам сегментации?
  3. В чем заключается роль сегментационного подхода в деятельности предприятия?
  4. Раскройте методику и оценку позиционирования?

Рекомендуемая литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с (обеспеченность 0,5)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Инфра, 1996.

3. Закон о защите прав потребителей. М: Инфра, 1996.

4.Закон о рекламе. М: Кросна – Лекс, 1997. 5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг./ Под общ. ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика,1999.

6.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

7.Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

9. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

10.Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

11.Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Дайте характеристику факторам влияющим, на поведение потребителей и покажите их влияние на примере конкретных ситуаций?

2. Раскройте процесс принятия решения о покупке на конкретном примере?

3.Раскройте особенности закона о защите прав потребителей?

Рекомендуемая литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с (обеспеченность 0,5)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Инфра, 1996.

3. Закон о защите прав потребителей. М: Инфра, 1996.

4.Закон о рекламе. М: Кросна – Лекс, 1997. 5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг./ Под общ. ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика,1999.

6.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

7.Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

9. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

10.Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

11.Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

 

ТЕМА 5: Анализ конкурентов

Цели: Сформировать понятие конкуренции, конкретного преимущества, дать характеристику методов и особенностей функционирования различных видов рыночных структур.

 

1.Понятие в иды, методы конкуренции, понятие конкурентной среды.

2. Анализ конкурентных позиций фирмы. Конкурентоспособность фирмы и методы ее обеспечения.

3. Создание конкурентных преимуществ. Стратегии конкурентного положения предприятия на рынке.

 

В процессе занятия студенты знакомятся с особенностями работы предприятия в различных рыночных структурах, с понятиями конкуренция, конкурентоспособность и конкурентное преимущество предприятия, также со стратегиями конкурентного положения предприятия на рынке.

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

ТЕМА 7: Товарная политика

Цели: Рассмотреть характеристику классификации товаров и концепцию уровней товаров. Показать факторы и особенности планирования товарной политики фирмы в условиях рыночной экономики.

1. Товар в системе маркетинга.

2. Разборка и планирование товарной политики фирмы. К

3. Конкурентоспособность товара, критерии оценок, факторы повышения конкурентоспособности товара.

4. Жизненный цикл товара. Виды жизненного цикла товаров.

5. Управление ассортиментной политикой.

6.Упаковка и товарные знаки. Сервис в товарной политике.

В процессе занятия студенты знакомятся с особенностями ассортиментной политики предприятия, с характеристикой видов товаров, с факторами, влияющими на планирование ассортимента, с характеристикой этапов ЖЦТ и задачами маркетинга на каждом из них, также с основными понятиями товарно-знаковой политики и причин разработки ами лучшей упаковки в современных рыночных условиях.

Вопросы для повторения

ТЕМА 8: Ценовая политика

 

Цели: Сформировать представлении и раскрыть особенности процесса ценообразования в маркетинге

 

1. Цена в системе маркетинга.

2. Виды цен, маркетинговые решения в сфере ценовой политике.

3 Ценовые стратегии, методы ценообразования.

4. Ценообразование на различных рынках.

В процессе занятия студенты знакомятся с особенностями процесса ценообразования в деятельности предприятия с точки зрения рыночного подхода, изучают виды, стратегии и методы ценообразования, также рыночный механизм цен с учетом конкурентной среды в которой действует предприятие.

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

1.Сравните организационные службы маркетинга на предприятии, в чем их преимущества, а в чем недостатки, приведите примеры. ?

Вопросы для повторения

ТЕМА 14: Планирование маркетинговой деятельности

 

Цели: Раскрыть и показать возможности стратегического и тактического планирования в маркетинге

1. Стратегическое и тактическое планирование в маркетинге.

2. План маркетинга, его характеристика. Принципы его разработки.

3. Анализ и контроль маркетинговой деятельности. Финансы маркетинга.

Вопросы для повторения

1. Раскройте особенности стратегического планирования?

2.Дайте характеристику плана маркетинга не конкретном примере?

Вопросы для повторения

1. Раскройте понятие продовольственных товаров, стандартизация и типологию? продовольственных товаров.

2.В чем особенность маркетинговых исследований и коммуникаций рынка продовольственных товаров?

Рекомендуемая литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с (обеспеченность 0,5)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Инфра, 1996.

3. Закон о защите прав потребителей. М: Инфра, 1996.

4.Закон о рекламе. М: Кросна – Лекс, 1997. 5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг./ Под общ. ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика,1999.

6.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

7.Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

9. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

10.Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

11.Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

 

ТЕМА 16: Маркетинг услуг

.

Цели: Показать особенности Функционирования маркетинга в сфере услуг.

 

1. Сущность и значение сферы услуг, характеристика и классификация услуг

2. Использование маркетинговой практики в сфере услуг, проблемы продвижения в сфере услуг.

3. Развитие маркетинга в сфере услуг.

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

Практические занятия

 

 

ТЕМА 1: Основные понятия и окружающая среда маркетинга

Цели: закрепление лекционного материала в области сущности и роли маркетинга в современных рыночных, а также формирование практических навыков характеризовать окружающую среду маркетинга на примере конкретного предприятия.

Задачи: Сформировать умения характеризовать окружающую среду маркетинга на примере предприятия, характеризовать концепции и этапы маркетинга.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: понятие и сущность маркетинга, факторы окружающей среды маркетинга, функции и концепции маркетинга.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Объяснять сущность и роль маркетинга в современных рыночных условиях.
  • Показывать влияние факторов внутренней, промежуточной и внешней среды маркетинга на предприятие.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Повторение лекционного материала.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Выполнение самостоятельной работы
  4. Проверка выполнения самостоятельной работы.

 

Задания для самостоятельной работы на занятии

1. Раскрыть сущность и функциональную значимость маркетинга.

2. Охарактеризуйте окружающую среду маркетинга на примере конкретного предприятия.

3. Определите контролируемые и неконтролируемые факторы окружающей среды маркетинга.

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика комплекса маркетинга.

2.Характеристика рынка промышленных товаров и рынка продовольственных товаров.

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

ТЕМА 3: Сегментация рынка

Цели: Показать практическое применение теории сегментации и раскрыть особенности методики и оценки позиционирования, сформировать практические навыки сегментирования рынка на примере рынка любого товара.

Задачи: Сформировать умения сегментировать рынок любого товара.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: основные понятия и этапы сегментации, стратегии сегментации.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Характеризовать этапы сегментации.
  • Сегментировать рынок любого товара.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Повторение лекционного материала: обсуждение вопросов.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Выполнение самостоятельной работы
  3. Проверка выполнения самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения

1 Характеристика элементов рыночного механизма.

2.Раскройте особенности комплексного исследования рынка.

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

ТЕМА 4: Теория потребительского поведения

Цели: Формирование практических основ знаний в области потребительского поведения, основных законодательных аспектов в области прав потребителей.

Задачи: Сформировать уменияхарактеризовать модель покупательского поведения, этапы принятия решения о покупке.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: понятие потребительского рынка, модель покупательского поведения, факторы, влияющие на потребительское поведение..

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Раскрывать и характеризовать модель покупательского поведения.
  • Приводить примеры влияния различных групп факторов на покупательское поведение.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Повторение лекционного материала: обсуждение вопросов.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Выполнение самостоятельной работы
  3. Проверка выполнения самостоятельной работы.

. Вопросы для обсуждения

1 Характеристика факторов потребительского поведения.

2. Характеристика этапов процесса принятия решения о покупке.

3. Особенности законодательства в области защиты прав потребителей.

 

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

ТЕМА 5: Анализ конкурентов

Цели: Закрепление лекционного материала и формирование практических основ в области анализа типов рыночных структур, также определения конкурентных преимуществ для предприятия в современных рыночных условиях.

Задачи: Сформировать умения определять тип рыночной структуры, проводить конструктивный анализ по типам рыночных структур на примере конкретных ситуаций.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: понятия конкуренции, конкурентного преимущества, монопольной власти, типы рыночных структур.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Характеризовать типы рыночных структур.
  • Приводить примеры рынков различных типов конкуренции.
  • Определять конкурентные преимущества.
  • Проводить оценку конкурентоспособности.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Повторение лекционного материала: обсуждение вопросов.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Выполнение самостоятельной работы
  3. Проверка выполнения самостоятельной работы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры типов рыночных структур, в чем их преимущества и недостатки.

2.Раскройте методику оценки конкурентоспособности.

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Дайте характеристику этапам маркетингового исследования.

2.Приведитепримеры открытых и закрытых вопросов, расскажите особенностях разработки анкеты.

3. Презентация собственной анкеты.

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

ТЕМА 7: Товарная политика

Цели: Закрепление лекционного материала, формирование навыков в области разработки товара, выявления факторов влияющих на планирование товарного ассортимента, определения жизненного цикла товара и задач маркетинга, характерные для данного цикла.

Задачи: Сформировать умения характеризовать товар по трем товарным уровням, выявлять факторы, влияющие на планирование товарного ассортимента, характеризовать этапы жизненного цикла товара.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Понятие и классификацию товаров, этапы жизненного цикла товара, стратегии в товарной политике, ассортимент и портфель фирмы.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Приводить примеры товаров в соответствии с классификацией.
  • Характеризовать товар по трем товарным уролвням.
  • Характеризовать этапы жизненного цикла товара.
  • Характеризовать ассортимент любого товара в соответствии с элементами и факторами ассортиментной политики.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Повторение лекционного материала: обсуждение вопросов.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Выполнение самостоятельной работы
  3. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика основных понятий в области товарной политики.

2. Приводить примеры товаров в соответствии с классификацией.

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

ТЕМА 8: Ценообразование

Цели: Закрепление лекционного материала, формирование практических навыков в области применения методов и стратегии ценообразования в маркетинге.

Задачи: Сформировать умениеустанавливать цены в зависимости от факторов, стратегий и методов ценообразования,

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: наглядные пособия, необходимые для выполнения практической работы, вопросы для обсуждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): 1 час 30 мин (10 мин –повторение материала; 20 мин.- объяснение материала и задания; 40 мин. – самостоятельная работа, 20мин. проверка самостоятельной работы.)

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Понятие и классификацию цен, методы, стратегии и факторы ценообразования.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Определять тип рыночной структуры в зависимости от политики ценообразования.
  • Устанавливать цены в соответствии с методами и этапами ценообразования.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Повторение лекционного материала: обсуждение вопросов.

3. Объяснение нового материала.

4. Выполнение самостоятельной работы

5. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1.Охаркактеризуйте этапы ценообразовании.

2 Факторы, влияющие на формирование цены.

З. Задачи маркетинга в сфере ценообразования

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте понятие и особенности комплекса маркетинговых коммуникаций.

2.Приведите примеры использования основных направлений комплекса маркетинговых коммуникаций в маркетинговой практике.

 

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Самостоятельная работа

 

ТЕМА:№5 Анализ конкурентов

Цели: Сформировать представление и практические основы в области анализа типов рыночных структур, также определения конкурентных преимуществ для предприятия в современных рыночных условиях.

1. Характеристика типов рыночных структур..

2. Понятие и определение конкурентного преимущества для предприятия.

3.Разбор ситуационных задач по данной теме.

 

В процессе изучения данной темы студенты определяют и характеризуют конкурентные преимущества на примере рыночных ситуаций. Проводят оценку конкурентоспособности, и характеризуют типы рыночных структур.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры типов рыночных структур, в чем их преимущества и недостатки.

2.Раскройте методику оценки конкурентоспособности.

 

Рекомендуемая литература

1.Титова Н.Е., Кожаев Ю,П Маркетинг: Учеб.пособие для студ. Высш учеб.заведнний.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004-352 с

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб,1998.

3. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2002.

5. Котлер Ф, Келлер К,.Маркетинг Менеджмент Питер.2006-816с.

6. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ./Под общ. Ред. Ю.В. Шленова: ЗАО «Изд-во БИНОМ»,1998.

7. Ж.Ж Ламбен Менеджмент ориентированный на рынок СПб.: Питер, 2007. 800с.

 

Варианты контрольной работы по маркетингу

 

Вариант №1

Как организуется маркетинговая деятельность на предприятии в соврем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.015 с.)