Совершенствование стратегии закупки сырья на международном рынке компании оао «нидан - Соки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование стратегии закупки сырья на международном рынке компании оао «нидан - Соки»



 

Рекомендации по управлению закупками сырья на основе современных логистических методов

 

Используя методы АВС и XYZ, описанные во второй части дипломной работы, можно предложить некоторые рекомендации по оптимизации закупок компании ОАО «Нидан - Соки».

Применение стратегии оптимизации закупок по всем позициям не представляется возможным, это связано со следующими причинами:

1) ассортимент поставляемой продукции насчитывает более десяти тысяч наименований, поэтому глубокий анализ такого массива данных потребует объёма, выходящего за рамки данного исследования;

2) подавляющее большинство компонентов закупаемого сырья требуется для обеспечения широкого ассортимента, в то время как основной оборот - 80% (правило Парето) приходится на 20% ассортимента продукции;

3) учитывая, что даже 20% ассортимента также являются завязанными на достаточно большое число компонентов, следует отобрать из всех видов продукции наиболее востребованные. В этом случае предлагаемый модельный расчёт, который рекомендуется для самых ходовых позиций, который можно будет обобщить на любое число требуемой продукции;

4) что точный состав сырья является коммерческой тайной, таким образом, модельный расчёт оптимизации будет связан известными ограничениями.

Входными параметрами для управления являются следующие.

1. Годовой объём продаж за 2007 г. составил 162,3 млн. шт. продукции. Для удобства расчётов пересчитаем на литры, таким образом, получаем, что годовой объём, выраженный в литрах, составит 156 млн. л.; оптимизационный расчёт предлагается использовать по отношению к обороту 2008 г., учитывая, что перед компанией стоит цель 20% увеличения оборота.

2. Предполагаемая величина годового оборота в 2008 г. составит 187,2 млн. л. При расчётах исходим из обозначенных планов компании об увеличении годового объёма продаж на 20%.

3. Наиболее востребованные позиции - это концентраты, на которые приходится около 50% оборота предприятия.

Для проведения АВС - анализа рассмотрим данные по планируемой структуре продаж (таблица 3.1) на 2008 г. Методика АВС - анализа рассмотрена в предыдущей части работы. При этом управляемыми объектами являются концентраты соков, признаком выделения – доля в структуре планового годового объёма продаж. Целью анализа является выявление видов концентратов, доля которых в общей структуре продаж наиболее существенна.

 

Таблица 3.1 - Структура продаж (план)

Концентрат Структура, % Абс., млн. л. Группа
Апельсин 8,9 16,7 А
Яблоко 7,4 13,9 А
Томат 6,7 12,5 А
Вишня 6,1 11,4 В
Персик 5,7 10,7 В
Мультифрукт 5,2 9,7 В
Прочие 60,0 112,3 С
Всего 100,0 187,2  

 

Таким образом, наиболее ходовые позиции (апельсин, яблоко, томат) выделяем в группу «А», на эту группу приходится около 23 % планируемого годового объёма продаж.

В группу «В» включаем вишню, персик, мультифрукт, на них приходится 17% оборота 2008 г.

Прочие позиции относим к группе С.

Следовательно, наибольшее внимание в стратегии закупок следует уделять поставкам концентратов апельсина, яблока и томата.

XYZ - анализ предполагает вычисление коэффициентов вариации с целью последующего ранжирования видов концентратов по убыванию коэффициентов. Для проведения XYZ анализа рассмотрим динамику структуры продаж предприятия за 2002 - 2007 гг. (таблица 3.2).

Это необходимо для расчёта коэффициентов вариации продаж по анализируемым позициям.

Таблица 3.2 - Динамика структуры продаж за 2002 - 2007 гг.

Концентрат             Кв
Апельсин 7,9 8,3 8,4 8,5 8,7 8,8 3,8
Яблоко 7,2 7,8 8,0 7,5 7,2 7,3 4,5
Томат 6,9 4,0 5,5 5,8 6,1 6,4 17,3
Вишня 7,1 9,0 8,7 8,3 7,9 7,1 10,0
Персик 6,7 7,7 7,1 6,8 6,3 5,9 9,3
Мультифрукт 6,2 8,2 7,7 7,1 6,4 5,8 13,5
Прочие 58,0 55,0 54,6 56,0 57,4 58,7 2,9
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  

 

На основании данных таблицы 3.2 можно сделать вывод о том, что значения вариации поставок для разных концентратов различны.

Так, например, в группе «А» коэффициент вариации по позиции «апельсин» равен 3,8%, «яблоко» - 4,5%, «томат» - 17,3%

Выявляя аналогичные различия в группе «В», составляем таблицу 3.3 распределения концентратов по группам.

Очевидно, что группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания с логистической точки зрения, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, скрупулезный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок. Этот вопрос рассмотрим более подробно.

Таблица 3.3 - Результаты ABC и XYZ - анализа

Концентрат Группа
Апельсин АX
Яблоко AY
Томат AZ
Вишня BY
Персик BX
Мультифрукт BZ
Прочие C

Для расчёта оптимальных партий заказа по каждому виду продукции используем модифицированную модель Уилсона.

Данные, необходимые для проведения такого расчёта, представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Параметры модифицированной модели Уилсона

Плановый период Квартал
Число плановых периодов за год n  
Процент годовых по ссудам r 15%
Цена продукции c -
Потребность в продукции за период M -
Затраты на обслуживание заказа k -
Затраты на хранение единицы заказа h -
Коэффициенты, учитывающие затраты на доставку партии a -
b -

Определим необходимые параметры.

Для расчёта параметров, используемых в модели Уилсона, приводим условные данные. Это связано со следующими моментами.

1. Если принимать, что данная модель допустима для оптимизации запасов, то условные данные следует обосновать реальными расчётными данными по организации. Вследствие того, что многие сведения являются коммерческой тайной, о чём уже было сказано, что для использования модели следует использовать оценочные показатели (оценки специалистов компании)

2. Некоторые параметры (например, затраты на доставку) должны быть получены эмпирическим путём. В случае отсутствия необходимых документов также приходится использовать оценочные показатели.

3. Такой показатель, как средние затраты на единицу хранения продукции, должен быть рассчитан с учётом всего имеющегося ассортимента. Отсюда следует, что в контексте данного исследования получить реальные данные затруднительно (ассортимент достаточно большой, при этом меняется со временем). Этот параметр на данный момент также имеет оценочный характер.

4. Затраты на обслуживание заказа также имеют условный характер по приведённым выше причинам.

С учётом вышесказанного определяем параметры.

Цена. Так как мы рассматриваем усреднённые данные, то под ценой продукции будем также понимать усреднённую цену. Принимаем стоимость сырья для производства 1 л апельсинового сока в размере 10 руб.

Определим потребность в каждом виде продукции за период (квартал).

Выручку рассчитываем следующим образом

16,7 млн. л.*10 руб./л=167 млн. руб. за год

За квартал выручка составит 167/4=41,8 млн. руб.

Полученные данные сводим в таблицу 3.5.

Таблица 3.5 - Потребность в продукции

Наименование Цена, руб. Выручка, тыс. руб. Средняя выручка за квартал Потребность в продукции, млн. ед.
Апельсин       16,7

Затраты на обслуживание заказа можно принять одинаковыми для каждого вида продукции. Для их расчёта используем следующее. Заработная плата менеджера по заказу составляет 15000 руб. в месяц. Среднее число заказов, обслуживаемых менеджером за месяц, составляет 150. Это даёт средние затраты на обслуживание одного заказа 15000/150=100 руб.

Затраты на хранение единицы продукции также можно принять в среднем одинаковыми (каждый вид продукции занимает примерно одинаковый объём складской площади). Оценим стоимость хранения единицы продукции на складе в течение квартала в 10 руб. (сюда входит заработная плата складских рабочих, затраты на обогрев и освещение, затраты на работы по инвентаризации).

Определим теперь затраты на доставку партии продукции.

Эти затраты пропорциональны объёму партии. В модифицированной модели Уилсона эти затраты моделируются прямой зависимостью вида

 

(3.1)

 

Коэффициент a имеет экономический смысл расходов при условии нулевой партии. Такие расходы (по оценке специалистов Нидан) равны примерно 50 тыс. руб.

Коэффициент пропорциональности b учитывает затраты на обслуживание партии, если её размер увеличивается на единицу. По рекомендациям [30] его можно принять равным 10 руб.

Соответственно этим данным получаем следующие показатели, характеризующие затраты на обработку заказа (таблица 3.6).

Таблица 3.6 - Показатели, необходимые для расчёта оптимальной партии заказа концентрата апельсина по модифицированной модели Уилсона

Число плановых периодов за год n  
Процент годовых по ссудам, % r  
Цена продукции, руб. c  
Потребность в продукции за период, млн. ед. M 16,7
Затраты на обслуживание заказа, руб. k  
Затраты на хранение единицы заказа, руб. h  
Коэффициенты, учитывающие затраты на доставку партии A, тыс. руб.  
B, руб.  

Определяем оптимальные размеры партии по формуле (1.11). Сводим данные в таблицу 3.7.

Таблица 3.7 - Расчёт оптимальной партии заказа по позиции «Апельсин», тыс. руб.

Параметр Партия
Размер партии, тыс. ед. x                
Затраты на доставку партии, тыс. руб. 5,05 6,05 7,05 8,05 9,05 10,05 11,05 12,05
Количество заказов за период 33,40 27,83 23,86 20,88 18,56 16,70 15,18 13,92
Затраты на доставку за период, тыс. руб. 168,67 168,39 168,19 168,04 167,93 167,84 167,76 167,70
Затраты на обслуживание заказов, тыс. руб. 0,51 0,61 0,71 0,81 0,91 1,01 1,11 1,21
Затраты на хранение заказов, тыс. руб. 0,03 0,03 0,04 0,04 0,05 0,05 0,06 0,06
Потери от связывания финансовых средств, тыс. руб. 0,19 0,23 0,26 0,30 0,34 0,38 0,41 0,45
Суммарные затраты, тыс. руб. Z 169,39 169,25 169,20 169,19 169,22 169,27 169,33 169,41

График суммарных затрат приведён на рисунке 3.1.

Из этих данных видим, что оптимальный размер партии составит 800 тыс. ед., при этом получаем минимальные затраты, равные 169,19 тыс. руб.

Для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования, а функции контроля чаще всего делегируются низшим ступеням управления.

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

 

Рисунок 3.1 - График оптимизации размера партии заказа

При описании многочисленных бизнес - процессов компании можно использовать этот мощный и в то же время простой инструмент, как анализ АВС, который просто незаменим для выбора тех бизнес-процессов, с которых и следует начать выстраивать логистику снабжения или закупочную логистику в компании. Классификационными признаками для проведения такого рода анализа будут выручка от реализации, общая масса прибыли и маржинальный доход. Проанализировав все производимые фирмой продукты (выходящие материальные потоки) по их доле в объеме продаж, общей массе прибыли и маржинальном доходе менеджеры фирмы получат три списка продуктов группы А. Продукты, входящие во все три списка и должны представлять собой предмет пристального внимания.

Таким образом, в первую очередь и с большой степенью детализации необходимо структурировать бизнес-процессы получения именно этих продуктов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.024 с.)