Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II) Процесс стратегического управления: основные этапы и их характеристики.

Поиск

Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этапы анализа, собственно планирования (выбора) и реализации принятого решения.

 

Организационная структура
Ресурсы

 

Рис. 1. Этапы стратегического управления

На этапе стратегического анализа высшее руководство отслеживает наиболее важные для будущего корпорации факторы, называемые стратегическими факторами.

 

Стратегические факторы – это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.

Цель анализа стратегических факторов – выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT –анализ).

 

Хорошо проведенный управленческий анализ, дающий реальную оценку ресурсов и возможностей предприятия, является отправной точкой разработки стратегии предприятия.

Вместе с тем стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований.

Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления.

Следующая важная особенность стратегического менеджмента – его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития: к чему стремиться, какие цели ставить. Для этого на основании оценки стратегических факторов определяются корпоративная миссия и долгосрочные цели предприятия.

 

Итак, эффективная стратегия предприятия должна основываться на трех составляющих, которые являются результатом стратегического анализа:

- правильно выбранные долгосрочные цели;

- глубокое понимание конкурентного окружения;

- реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

 

Второй этап стратегического менеджмента – формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценки и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.

При этом используются специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

 

Следует отметить, что процесс формирования и оценки альтернативных вариантов развития предприятия представляет самостоятельную ценность для управления, поскольку позволяет менеджерам осмыслить возможные направления развития.

Этот этап должен побуждать к размышлениям о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для предприятия это может привести.

Разработка сценариев, портфельный анализ и другие методы предвидения изменений повышают гибкость предприятия.

 

Когда общая стратегия сформулирована, внимание стратегического менеджмента перемещается на процесс ее реализации.

 

Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы и реализации стратегии.

Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

Наконец, результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

 

Необходимо отметить, что в реальности процесс разработки стратегии может быть итеративным (циклическим).

 

Таким образом, формирование стратегии развития предприятия является итеративным процессом, который можно представить с помощью модели, приведенной на рис.2.

 

 

Составление планов и бюджетов, наблюдение и контроль
Рис. 2. Модель процесса стратегического менеджмента

Краткое рассмотрение основных этапов стратегического управления показывает, что это – комплексная система управления, основанная на прогнозирование внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.

 

Система стратегического менеджмента может помочь руководителям:

 

- предвидеть тенденции развития бизнеса

- отслеживать и понимать влияние внешнего окружения

- делать стратегический выбор и реализовывать стратегию

 

Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают руководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.14.150 (0.009 с.)