Место «Стратегического менеджмента» в системе менеджмента фирмы (предприятия)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место «Стратегического менеджмента» в системе менеджмента фирмы (предприятия)



Стратегический менеджмент играет роль методического, информационного и правового обеспечения системы. Т.к. цели и задачи приходится устанавливать и решать на длительную перспективу, повышаются требования к обеспечению системы, решающей задачи, высококвалифицированными специалистами и менеджерами.

Структура системы стратегического менеджмента будет иметь вид, представленный на рисунке 1.1.

К компонентам «внешней среды» системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона.

К компонентам «входа» системы относятся: законодательные акты, нормативно-методические документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого решения, информация, необходимые ресурсы для разработки стратегии предприятия и контроля за ее реализацией.

К компонентам «обратной связи» системы стратегического менеджмента относятся новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в связи с новыми достижениями научно – технического прогресса и другими факторами.

На «выходе» системы будет стратегия предприятия на определенный период (например, на 3 года) в форме комплексного стратегической программы или плана (программы) предприятия, стратегических планов по отдельным разделам и программы реализации стратегических планов.

 

 

 


Рисунок 1.1 - Структура системы стратегического менеджмента

Условные обозначения к рис. 1.1:


1.1 – стратегия повышения качества товаров;

1.2 – стратегия ресурсосбережения;

1.3 – стратегия расширения рынка сбыта;

1.4 – стратегия развития производства;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – финансовая стратегия;

3.3 – ценовая стратегия;

3.4 – инновационная стратегия;

3.5 – инвестиционная стратегия;

3.6 – производственная стратегия;

3.7 – стратегия управления персоналом;

4.1 - разработка стратегических управленческих решений;

4.1.1 – управление НИОКР;

4.1.2 – управление подготовкой производства;

4.1.3 - управление производственной стратегией;

4.1.4 – управление финансовыми планами;

4.1.5 – управление планами сбыта;

4.2 – управление персоналом по разработке и реализации стратегических программ или планов.


При отработке системы стратегического менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализировать влияние на «процесс» в системе «внешней среды» и в последнюю очередь – обеспечить качество «процесса» в системе на уровне качества «входа». Оценки качества по компонентам системы должны быть одинаковыми (отличными).

Совокупность научных методов, применяемых в стратегическом менеджменте

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к стратегическому менеджменту 13 научных методов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного, каждый из перечисленных методов отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.

Системный метод

При системном методе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Системный метод способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их реализации.

Важнейшие принципы системного метода (системного анализа):

- процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

- необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

- необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- единство анализа и синтеза, логического и исторического;

- выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного метода (рисунок 1.2).

 

 

 

 


 

Рисунок 1.2 - Основные элементы принципа «черный ящик» системного метода

При применении системного метода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода – товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть в виде конкурентоспособной продукции или услуг.

Затем определяются параметры «входа»: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно – технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, предприятия, производительности труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально – демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы («выхода») к изготовителю товара и поставщикам («входа») системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно – технических новинок «вход» системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо, чтобы:

1. Результаты маркетинговых исследований гарантировали необходимые потребительские функции по прогнозу рынка (другими словами – должен быть высококачественный прогноз параметров «выхода» системы);

2. «Вход» системы адекватен потребностям выхода;

3. Внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе, в противном случае необходимо учитывать нестабильность внешней среды;

4. Организационно-технический уровень системы, показывающий возможность системы реализовать конкуретные преимущества и переработать качественный «вход» системы в качественный «выход».

Комплексный метод

При применении комплексного метода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются «на потом», из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными.

Интеграционный метод

Интеграционный метод стратегического менеджмента нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

1. Между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента (см. рис. 1.1);

2. Между стадиями жизненного цикла объекта управления (маркетинг, НИОКР, организационно- технологическая подготовка производства, производство и т.д.);

3. Между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, предприятие, его подразделения);

4. Между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый метод

Маркетинговый метод предусматривает ориентацию управляющей подсистемы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии предприятия должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании деятельности закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического менеджмента является наисложнейшей проблемой стратегического. Маркетинговый метод следует применять при решении любой задачи в любом подразделении предприятия.

При применении маркетингового метода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:

1. Повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2. Экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта;

3. Экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации эффекта масштаба, научно- технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

Функциональный метод

Сущность функционального метода в стратегическом менеджменте заключается в том, что товар рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребностей потребителя(11).

По результатам маркетинговых исследований прогнозируются потребительские функции, которые будут пользоваться спросом на рынке и синтезируются новые продукты, представляющие сумму этих потребительских функций.

При применении функционального метода идут от обратного, от потребностей потребителя, т.е. от требований «выхода» системы к возможностям ее на «входе». Применяя функциональный метод, абстрагируются от объектов, выполняющих подобные функции, как будто они не существуют совсем, а ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих потребностей потребителя. Этот метод должен применяться в совокупности с воспроизводственным и маркетинговым и другими методами.

Динамический метод

При применении динамического метода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

Воспроизводственный метод

Этот метод, ориентированный на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Элементами воспроизводственного метода являются:

1. Применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно- технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

2. Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

3. Рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

4. Обеспечение, по возможности, пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы стратегического менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды предприятия).

Процессный метод

Процессный метод рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой непрерывных взаимосвязанных действий по : маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию и т.д.

Нормативный метод.

Сущность нормативного метода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

1. Целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости объекта, параметры рынка, организационно- технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды);

2. Обеспечивающей подсистемы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.);

3. Функциональной подсистемы (нормативы по функциям управления);

4. Управляющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического и управленческого решения).

Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы стратегического менеджмента предприятие не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды предприятия и учитывать их в работе.

Количественный метод

Сущность этого метода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. управлять можно цифрами, а не словами. В стратегическом менеджменте важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Вопрос применения административного, поведенческого и ситуационного методов к стратегическому менеджменту имеет некоторые особенности. На 3 года и на более длительный период весьма трудно спрогнозировать состав и требования нормативных актов различного уровня, социально-психологические особенности жизни коллектива, ситуации, при которых будут реализовываться тактические управленческие решения. Только для условий правового государства с развитыми и устоявшимися рыночными отношениями можно достаточно точно спрогнозировать изменения параметров этих подходов. Для экономики с формирующимися рыночными отношениями рационально учесть требования административного, поведенческого и ситуационного подходов только применительно к лицам, принимающим стратегические решения, и к организации разработки объектов, но не к прогнозируемым параметрам объектов. Однако ситуационный метод усиленно применяется при реализации стратегии, особенно в нестабильной внешней среде.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.007 с.)