Структура стратегических бизнес-единиц (СБЕ), обеспечивающих управление двойным бюджетом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура стратегических бизнес-единиц (СБЕ), обеспечивающих управление двойным бюджетом.



Система управления проектами имеет существенный минус,когда власть и ответственность за стратегическое развитие отде­лены от оперативного руководства. Стандартный резуль­тат такого разделения — неспособность руководителей проектов предчувствовать и решать проблемы, которые возникают при переходе нового товара или услуги в ста­дию оперативных работ.

Компания General Electric первой решила эту пробле­му, предложив концепцию стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Суть этого подхода заключается в сохранении существующей организационной структуры, развитие ко­торой диктовалось потребностями оперативного получе­ния прибыли, но в ее рамках (на самых разных уровнях) выделяются самостоятельные подразделения, которые ес­тественным образом связаны и с оперативными прибыля­ми и убытками, и со стратегической деятельностью.

Менеджеры СБЕ подчиняются двум вышестоящим ру­ководителям, один из которых занимается стратегичес­ким развитием, а другой — оперативной деятельностью.

У предприятия General Electric оказалось большое число предприятий-последователей по всему миру. Концепция была успешно адаптирована и широко применялась на практи­ке, Хотя, не обошлось и без проблем. Наложение СБЕ по­верх существующего предприятия создает две субструктуры, в каждую из которых входят одни и те же менеджеры. Им как бы приходится носить поочередно разные маски, играть две роли, занимаясь конкурентной или предприни­мательской деятельностью.

Обеими структурами нужно гибко и умело управлять. Говоря конкретнее, коммуникативные связи между СБЕ и корпоративным руководством должны отличаться от свя­зей, характерных для конкурентных менеджеров. Более того, уже внутри корпоративного руководства обязаннос­ти по конкурентной и предпринимательской деятельности обычно распределяются между разными людьми (пред­принимательская роль обычно отводится главному управ­ляющему (председателю совета директоров), а конкурен­тная — его заместителю (исполнительному директору).

Двойная структура

Необходимость обособления предпринимательской и оперативной работы может привести к разделению предприятия на две части, как показано на рисунке 7.7. Подразде­ления, занимающиеся конкурентной деятельностью, под­чинены менеджеру по оперативной деятельности, а СБЕ, связанные с развитием новых видов бизнеса — менедже­ру по стратегическому развитию.

Осуществить такую перегруппировку можно двумя раз­личными способами:

1. Подчинить предпринимательскую деятельность и эволюционно развивающийся конструкторский отдел группе стратегического развития. Оператив­ная группа ограничивается производством, распре­делением и маркетингом;

2. Другой, более тонкий подход — контроль над стра­тегической эволюцией существующего бизнеса пе­редается оперативной группе, а деятельность страте­гической группы ограничивается созданием новых видов бизнеса.

Этим методом пользуются (и довольно успешно) мно­гие американские предприятия. Одним из первых его примени­ла компания Du Pont, много лет назад создавшая Du Pont Development Corporation, ответственную за развитие предприятия в целом.

Последователи двойной структуры сталкиваются с се­рьезной проблемой. В западных предприятиях перевод но­вых видов бизнеса из области стратегического развития в оперативную деятельность затруднен по двум причинам. Прежде всего, это реакция оперативных менеджеров типа «это мы не проходили», отягощенная страхом перед но­вым бизнесом, что приводит к сокращению краткосроч­ных прибылей и провалу краткосрочных планов.

 
 

Рисунок 7.7 – Раздельная структура

 

На ранних этапах развития концепции двойной струк­туры эта проблема решалась следующим образом. Стра­тегическая группа предоставляла оперативной «право первого отказа» от всех перспективных новых проектов. Однако, стратегическая группа могла создать новые опе­ративные подразделения.

Как показал опыт, страх упус­тить привлекательную возможность заставляет оператив­ное руководство более серьезно подходить к вопросу о новых видах бизнеса.

В последние годы, как реакция на увеличение потреб­ности в предпринимателях, был выработан новый подход к двойной структуре.

Вместо того чтобы на основе нескольких проектов со­здавать единую группу стратегического развития, каждый проект реализуется как венчурное предприятие с собствен­ными ресурсами и капиталом, подчиняющееся высшему руководству предприятия. Для обеспечения предпринимательских стимулов руководителей таких предприятий они мо­гут являться их соучредителями.

После завершения стратегического развития, венчур­ная компания может быть преобразована в оперативное подразделение предприятия, или же оно присоединяется к уже существующей оперативной деятельности.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что двой­ная структура представляет собой «окончательное реше­ние» проблемы конфликта способностей в том смысле, что она позволяет различным подразделениям создавать соб­ственные профили способностей, наилучшим образом от­вечающие их потребностям.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.004 с.)