Системный подход к разработке стратегического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к разработке стратегического



плана развития региона

 

В нашей стране стратегическое планирование ассоциируется, как правило, с управлением предприятием. И хотя в последнее время стали говорить о стратегическом планировании на мезо и макроуровнях, тем не менее, каких-либо реальных, реализованных, или хотя бы находящихся на стадии функционирования, стратегических планов в регионах наблюдать не приходится.

Стратегическое планирование отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое, долгосрочное планирование. Это отличие заключается не просто в степени детализации плана, структуре целей или определении горизонта планирования, а, прежде всего, в выборе направления вектора планирования. Вектор традиционных видов планирования направлен из прошлого в будущее.

А стратегическое планирование предполагает выстраивание этого вектора из будущего в настоящее. Это и вызывает основные методологические трудности: как планировать «от базы» – знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, – знают немногие. И дело не только в том, что у нас в стране долгое время в подобных решениях на уровне организаций просто не было необходимости. С аналогичными трудностями сталкиваются менеджеры и в странах, имеющих богатую историю развития рыночной экономики. Эти трудности можно объяснить недостаточной развитостью теоретико-методологической базы спроса, как удовлетворения потребностей, обеспеченных доходами.

Какие же общие и отличительные черты присущи развитию региона и развитию предприятия, как социально – экономических систем разного уровня?

Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории [88]. Н. Дорогов убедительно показывает, что региональное хозяйство как мезоуровень, в отличие от предприятия, не может быть обречено на ликвидацию, на механическое прекращение функций. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона [39].

Общим можно назвать то, что развитие региона, также как и организации и ее бизнеса – это диалектика формы и содержания. Для сохранения и развития содержания можно и нужно, когда это требуется, изменить форму. Но, по всей видимости, в концепции стратегического менеджмента, эту диалектику не учитывают или не акцентируют, достаточным образом, на ней внимание.

В самом деле, в центр внимания любого планирования всегда помещается организация, а не та деятельность или функция, для которой она создавалась. Корпоративные интересы организации доминируют над интересами бизнеса. Измерители экономического и коммерческого эффекта принимаемых решений отражают изменения, происходящие лишь в рамках организации, а не всей системы, в которой осуществляется ее бизнес. С такой точки зрения очевидным становится, что можно и нужно менять сферу деятельности или функцию, если это требуется для сохранения и устойчивого развития социально – экономической системы любого уровня.

Актуальность и эффективность стратегического планирования, уже доказанная на микроуровне, так же становится насущной необходимостью в управлении социально-экономическими системами более высокого порядка.

Управление развитием региона как социально – экономической системой, является, по сути, выполнением услуг населению региона на основе потребления ресурсов (доходная часть регионального бюджета). На рис. 3.1 показан процесс формирования и принятия плана стратегического развития региона, выполненный в стандарте IDEF0.


 

Поддерживать принятие стратегических решений в регионе А0
Видение, миссия региона
Философия развития региона
Первичная информация макро-, мезо-, микроуровней
План стратегического развития региона
Региональный бюджет
Структура исполнительной власти региона

 


Рис. 3.1. Процесс формирования и принятия плана

стратегического развития региона

 

Как видно из рисунка, структура IDEF0 – модели следующая: функциональный блок схемы составляет поддержка принятия стратегических решений в регионе. Управляющие интерфейсные дуги представлены сформулированной философией развития региона, видением, миссией региона. Входящие интерфейсные дуги представляют собой первичную информацию макро-, мезо-, микроуровней. Ограничительная дуга – региональный бюджет, ответственные за процесс – структура исполнительной власти региона. На выходе из функционального блока – план стратегического развития региона.

Разработке плана стратегического развития региона должен предшествовать процесс сбора информации, который должен включать следующие компоненты: принятие решения о начале разработки стратегии развития, макроэкономический анализ внешней среды региона, анализ внутренней региональной среды, создание баз данных о внутренней и внешней среде, определение философии развития региона: видение, миссия, цели региона; детализированная модель системы целей и система показателей развития региона, определение критериев оценки и ограничений.

Представлена схема самого общего функционального блока, так называемая контекстная диаграмма, которая требует подробной декомпозиции. Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции.

Декомпозиция позволяет представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой. Если обозначить главный, материнский функциональный блок А0, то при декомпозиции его можно представить в виде совокупности взаимосвязанных подфункций А1, А2, А3, … и т.д. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.

Если подвергнуть декомпозиции процесс формирования и принятия плана стратегического развития региона (рис. 3.1), то, по нашему мнению, модель будет выглядеть следующим образом (рис. 3.2).

Формирование баз данных для разработки конкурентной стратегии регионального развития А1
Разработка портфеля альтернативных региональных стратегий А2
Процесс выбора стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем А3
Формирование инновационной стратегии регионального развития А4
Реализация плана на соответствующих уровнях иерархии с корректировкой и дальнейшей декомпозицией стратегических карт развития региона А5

 


Рис. 3.2. Декомпозированная модель процесса формирования

и принятия плана стратегического развития региона


 

Реализация показанных на рисунке пяти этапов позволяет не только разработать альтернативы, но и создать каналы прямой и обратной связи, замыкающихся на соответствующих уровнях иерархии управления регионом, что позволяет организовать непрерывный информационный процесс реализации и корректировки стратегии регионального развития.

Рассмотрим каждый процесс подробнее.

Процесс А1: Формирование баз данных для разработки конкурентной стратегии регионального развития.

Базы данных, предназначенные для разработки региональной стратегии, представляют собой знания об обобщённом прошлом успешном опыте регионов. Поскольку в настоящее время планы стратегического развития регионов лишь начинают осуществляться и судить об успешности или неуспешности той или иной стратегии рано, а зарубежный опыт неприменим в силу специфики развития регионов России, то таковых баз нет в настоящее время, но их формирование будет возможно в будущем, учитывая значимость данного этапа.

Однако существующий обобщённый опыт стратегического управления позволяет рассматривать три базовые эталонные стратегии: лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования. Реализация сочетания указанных стратегий сложнее, но позволяет достигать существенного превосходства в развитии по сравнению с регионами-конкурентами.

Проблемы межрегиональной конкуренции в рамках устойчивого развития регионов становится актуальной для нашей страны. В частности, А.Г. Гранберг отмечает, что российские регионы, особенно субъекты Федерации, ведут себя одновременно как квазигосударства и как квазикорпорации, являясь непосредственными субъектами рынка и, следовательно, конкурентами в рыночном пространстве [31]. При этом межрегиональная конкуренция во многих исследованиях начинает рассматриваться как позитивный процесс, в котором происходит открытие новых конкурентных ресурсов, выявляются и используются информационные, коммуникационные и других нематериальные возможности региона. Эти новые возможности могут быть использованы для создания устойчивых конкурентных преимуществ региона, невоспроизводимых в других местах, в отличие от традиционных ресурсных и относительных преимуществ.

Процесс А2: Разработка портфеля инновационных стратегических альтернатив.

При разработке альтернатив необходимо исходить из следующих предпосылок [53]:

1) Любая альтернатива – это вариант сочетания ресурсов и способа их применения в конкретных условиях и с конкретной целью.

2) Альтернатив должно быть по возможности достаточно для того, чтобы выбирать (принимать решение) и реализовывать тем самым свою миссию.

Факторы формирования портфеля инновационных стратегических альтернатив региона представлены на рис. 3.3.

Как видно из рисунка, все факторы, оказывающие влияние на формирование портфеля инновационных стратегических альтернатив, можно разделить на четыре группы: тенденции развития регионального спроса и внешней среды (под спросом внешней среды понимается спрос со стороны других регионов, и внешнеэкономический спрос), возможности региона, состояние и особенности конкурентной борьбы на рынке, основная концепция развития региона. Причем в первые две группы входят факторы, имеющие как общерегиональный, так и отраслевой характер.

На основе указанных факторов, как общерегиональных, так и отраслевой специфики, необходимо сформировать портфель инновационных стратегических альтернатив, при этом учесть необходимо следующее: направление региональной стратегии – это интегрированный вектор, представляющий собой сумму векторов разной отраслевой направленности.

Особый интерес представляет изучение такого общерегионального фактора, как рыночная инфраструктура, так как, по мнению многих исследователей, его влияние на формирование инновационных стратегических альтернатив чрезвычайно велико. Более того, по мнению ученых [41], среди факторов конкурентоспособности развитых стран именно инфраструктура является одним из важнейших.


 

1. Тенденции развития регионального спроса и внешней среды: · Глобальный рыночный спрос · Запросы региональных потребителей · Товародвижение · Тенденции в деловых кругах · Специализированный спрос на продукцию региональных предприятий, которая может быть востребована на глобальном рынке
2. Возможности региона: · Природные · Производственные · Инфраструктурные · Финансовые · Торговые · Кадровые · Научно-технические · Информационные  
4. Состояние и особенности конкурентной борьбы на рынке: · Регионы - конкуренты · Их конкурентные преимущества · Инвестиционный климат  
3. Основная концепция развития региона · Глобальные цели · Задачи в основных стратегических зонах  
Факторы формирования портфеля инновационных стратегических альтернатив региона

 

Рис. 3.3. Факторы формирования портфеля

инновационных стратегических альтернатив региона

 

Рыночная инфраструктура региона включает в себя большое количество элементов, которые связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике (рис. 3.4).

Любое предприятие функционируют в инфраструктуре регионального рынка. Такая позиция должна диктовать предприятию при разработке его стратегических планов ограничения, вызванные инфраструктурой региона, составляющими которой являются: институциональная; законодательная; информационная; ментальная.


 

  Информационные технологии
Рынок региона  
Институциональная составляющая (государственные и частные предприятия и организации)  
Законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики на региональном уровне
 
 
  Ментальная составляющая (уровень рыночного мышления)  
 
 


Рис. 3.4. Элементы инфраструктуры регионального рынка

 

Первым элементом, по нашему мнению, является институциональная составляющая, поскольку рыночная инфраструктура региона выступает как институционализированная трансакция (сделка, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками), то и первым ее элементом являются соответствующие институты, в которых образуются всевозможные сделки, соглашения.

К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры региона в этой части рыночной экономики относятся: дороги, аэродром, транспорт, склады, предприятия связи, гостиницы и др.

Вторым элементом является законодательство, регулирующее функционирование регионального рынка и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность фирм, в том числе, и на региональном уровне, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения фирм, связанных с функционированием деятельности предприятий, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все региональные субъекты.

В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества, безопасность и др. Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется её внешним содержанием – нормообразованием.

Третий элемент современной рыночной инфраструктуры регионального рынка являются информационные сети, а также институты, обеспечивающие инфраструктуру (включая средства массовой информации, сети Интернет, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной региональной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков.

Как можно заметить, все три предыдущих элемента носили неодушевленный характер, были лишены человеческого начала, поэтому возникает четвертый элемент рыночной инфраструктуры.

Четвертый элемент представляет собой уровень рыночного регионального мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка на уровне региона. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в регионе.

Таким образом, четыре взаимопроникающие составляющие: институциональная, информационная, нормообразующая и ментальная, в совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры региона, так и её внешнее выражение, детерминирующее разработку портфеля инновационных стратегических альтернатив.

Процесс А3: Выбор стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем.

Разработанные альтернативы необходимо оценить, чтобы выбрать наиболее пригодные для реализации. Все альтернативы условно могут быть разделены на три уровня: стратегические, тактические и оперативные. Стратегические альтернативы – это варианты стратегии развития региона (политики или функциональные стратегии, программы и проекты). Тактические альтернативы – это варианты реализации функциональных стратегий, программ и проектов (программы и проекты, непосредственным образом обеспечивающие реализацию функциональных стратегий, программ и проектов).

Оперативные альтернативы – это либо первоочередные мероприятия стратегической значимости, либо конкретные мероприятия по реализации тактик (политик, программ, проектов).

Все три уровня решений иерархически взаимосвязаны и последовательно связаны этапами разработки стратегического плана развития региона.

Поскольку разработка стратегического плана развития региона представляет собой слабо формализуемую задачу, то для оценки стратегических альтернатив и альтернатив реализации тактик целесообразно применение экспертных методов оценки и методов обработки экспертной информации. Оценка оперативных альтернатив требует применения методов моделирования и оптимизации.

В общем виде процедура оценки имеет следующее содержание и последовательность:

1) Оценка стратегических альтернатив (принятие решения о стратегии как философии развития региона, политик, программ и проектов).

2) Оценка тактических альтернатив (принятие решений о программах и проектах развития региона).

3) Оценка оперативных альтернатив (принятие решений о первоочередных мероприятиях и обеспечении требуемыми ресурсами).

Следующим этапом разработки является формирование стратегического плана развития региона (в том числе корректировка философии развития региона, политик, программ, проектов и мероприятий, формирование системы показателей).

Процесс А4: Формирование инновационной стратегии регионального развития.

Т.к. разработанный стратегический план может быть не утверждён законодательными органами при первом рассмотрении и может потребоваться его корректировка с учётом предложений законодательных структур власти, то можно сказать, что процесс разработки стратегического плана развития региона носит циклический характер. Используя методику IDF0, процесс формирования инновационной стратегии регионального развития, с точки зрения автора, представляется следующим образом (рис. 3.5.).

 

Проведение SWOT – анализа региона А 4.1
Философия развития региона Детализированная модель системы целей и система показателей инновационного развития региона
Первичная информация макро-, мезо-, микроуровней
Постановление главы администрации о разработке (корректировке) стратегического плана инновационного развития региона
Формулирование системы критериев и ограничений А 4.2
Выработка концепции инновационной стратегии развития региона А 4.3
Формирование баз данных со множеством эталонных и оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем А 4.4
Первоочередные мероприятия стратегического значения и показатели развития региона (стратегические карты развития)
Корректировка
Структура исполнительной власти

 


Рис. 3.5. Декомпозиция процесса формирования

инновационной стратегии регионального развития

На рисунке показано, из каких категорий складывается стратегический план развития региона, что влияет на его окончательный состав на разных этапах планирования.

Концепция развития региона – это целезадающий комплексный документ, включающий систему важнейших политик развития региона в стратегической перспективе на основе необходимой и достаточной экономической самостоятельности (стратегические приоритеты, цели, рубежи, пропорции и механизмы).

Т.к. концепция развития региона определяет важнейшие ключевые структурные изменения в процессах социально-экономического и экологического развития в форме ключевых приоритетов, целей, рубежей, пропорций, и обеспечивающих их реализацию экономических и организационно-правовых механизмов, то ее инновационная направленность обуславливается именно инновационным характером целей и приоритетов.

Конечной процедурой формирования плана на данном этапе является определение первоочередных мероприятий стратегического значения и мероприятий, направленных на реализацию политик, программ и проектов, предусмотренных разработанной концепцией.

Процесс А5: Корректировка и дальнейшая декомпозиция стратегических карт развития региона.

После утверждения стратегического плана регионального развития, он должен быть декомпозирован, т.е. разбит на подзадачи до уровня конкретных исполнителей.

В общем виде это ответы на вопросы: кто, что, в какой последовательности должен делать, для того чтобы реализовывались политики, программы, проекты и конкретные мероприятия, каковы цели предстоящих действий и их место в структуре стратегических, тактических и оперативных целей. На данном этапе определяются руководители программ и проектов, их полномочия, разрабатываются соответствующие нормативные акты. В некоторых случаях возможно создание структур и подструктур региональной администрации для осуществления координации усилий по реализации стратегического плана.

И здесь, для реализации функции корректировки, необходима организация петли прямой и обратной связи (рис. 3.6.).


 

Формирование стратегического плана развития региона А 4
Первичная информация макро-, мезо-, микроуровней
Структура исполнительной власти
Реализация плана на соответствующих уровнях иерархии с корректировкой и дальнейшей декомпозицией стратегических карт развития региона А 5
Анализ информации о том, что необходимо предпринять, чтобы выполнить миссию региона А 5.1
Анализ информации о том, что мешает выполнению миссии региона, и о существовании ранее не использованных возможностей преодолеть эти препятствия А 5.2
Петля прямой связи
Петля обратной связи
Первоочередные мероприятия стратегического значения и показатели развития региона (стратегические карты развития)

 

 


Рис. 3.6 Организация петли прямой и обратной связи

информационных потоков при корректировке

стратегических карт развития региона

 

Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
Информация о стратегических изменениях в подсистеме для последующей корректировки инновационной стратегии, программ, проектов и мероприятий Информация о состоянии подсистем, динамике и характере их развития  
Структура исполнительной власти региона  
Отделы (руководители отделов)  
Исполнительный персонал (непосредственные исполнители)  
Управления (начальник управления)  
Департаменты (начальник департамента)  
Высший орган управления регионом (губернатор и вице- губернаторы)  
 
 


Рис. 3.7. Система прямой и обратной связи информационных

потоков в условиях регионального управления

Для демонстрации того, как работает система прямой и обратной связи в условиях регионального управления, рассмотрим упрощённую структуру регионального управления, представленную на рис. 3.7.

Следуя принципу связанности и иерархической подчинённости в цепочке «стратегия – тактики – операции», можно утверждать, что разработка решений соответствующих уровней должна проходить на стыках иерархических уровней управления регионом. Это, в свою очередь, означает, что в разработке концепции стратегического развития региона должны принимать участие компетентные представители высшего органа исполнительной власти управления регионом и представители департаментов.

 

3.2. Системный анализ образовательной системы региона

 

Система образования (СО) – это сложная система, интегрирующая требования мирового образовательного пространства, потребности региона и страны в целом, запросы и менталитет учащихся, внутренние возможности и потенциал вузов региона (рис. 3.8) [94].

 

Рис. 3.8. Структурная схема СОО

Поэтому СО необходимо рассматривать на макро- и микроуровнях, с точек зрения подсистем, являющихся ее элементами [90]. СОО можно представить кортежем из пяти системных элементов:

 

СО = <Ст, РОК, Рг, Стр, МОП>, (3.1)

 

где Ст – студент;

РОК – региональный образовательный комплекс;

Рг –регион;

Стр – страна;

МОП – мировое образовательное пространство.

В открытых образовательных системах заложены потенциальные возможности и стремления адаптироваться в кратчайшие сроки к рынку образовательных услуг, к рынку труда, к изменениям в государственных и мировых образовательных системах, к запросам потенциальных заказчиков (предприятий, государственных и муниципальных структур, учащихся).

Наступление информационной эпохи резко изменило как саму схему передачи знаний, так и методы обучения. Появление новых образовательных систем ставит задачу их осмысления, поиска оптимальных структур, направленных на повышение качества обучения при одновременном увеличении количества субъектов общества, желающих получить образование. Образовательный процесс представляет собой сложную социотехническую систему, состоящую из большого числа разрозненных подсистем и в общем случае не имеющий полного формального описания.

Обеспечение соответствующей степени надежности для отдельных компонентов подсистем является весьма трудной задачей. В сложной системе управления каждая подсистема должна надежно взаимодействовать со всеми другими подсистемами, а после успешной интеграции компонентов необходимо, в свою очередь, добиться совместимости с другими частями общей системы. Многие авторы определяют систему как «организационное сложное целое, совокупность или комбинацию предметов, частей, образующих комплексное единое целое» [178]. Системный подход является для управления средством анализа одновременного выявления и определения большого количества процессов и компонентов, а также взаимосвязей, образующих данную систему [186]. Системный подход также позволяет взглянуть на развитие образовательной системы с позиций требований государства и населения как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе [207]. При этом особенно важен горизонт прогнозирования, осуществляемый на основе социальных и маркетинговых исследований.

Используя системный подход, проанализируем подробнее подсистемы, входящие в СО. Каждая подсистема СО, в свою очередь, является сложной системой, обладающей множеством параметров, задач и целей [181,184]. Совокупность элементов СО представляет собой систему организационно–социально–управленческих отношений [37].

Подсистему «Студент» можно представить кортежем следующих элементов:

 

Ст = <Ц, Б1, Б2, Тж, Тпр, К, Ф, З>, (3.2)

 

где Ц – цель получения образования (цель может быть определена или не определена, связана с конкретным предприятием, фирмой или не связана, связана с работой в регионе, стране или с поиском работы за рубежом и.т.д.);

Б1 – базовый уровень образования;

Б2 – базовый профессиональный уровень образования;

Тж – предполагаемый срок обучения;

Тпр – предельный (максимально возможный) срок обучения образования, т.е. Тж ≤ t ≤ Тпр, где t – время обучения;

К – уровень качества получения образования;

Ф – желаемая форма обучения;

З – максимально возможные финансовые затраты на получение образования.

Из всех параметров эндогенными (внутренними) переменными для этой системы являются переменная качества и финансовые затраты. Таким образом, моделируя подсистему Ст во времени, ее можно представить многокритериальной функцией, где:

 

К(t) → max, З(t) → min (3.3)

 

 

Подсистему «РОК» можно описать набором следующих элементов:

 

РОК = <Упр, П, Умт, Уит, Уб, К1, К2, К3, Эф> (3.4)

 

где Упр – наличие учебных программ в РОК;

П – профессорско-преподавательский состав РОК;

Умт – наличие учебно-методической базы (учебные пособия, методические разработки и т.д.);

Уит – наличие в РОК инновационных образовательных технологий (кейс-технология, электронные учебники, компьютерное тестирование и т.д.);

Уб – гибкость учебных программ в зависимости от базового образовательного уровня и профессионального уровня учащегося;

К1 – количество поступающих учащихся на все учебные программы;

К2 – количество востребованных выпускников на рынке труда;

К3 – качество предоставляемых образовательных услуг;

Эф – коэффициент экономической эффективности функционирования РОК.

При моделировании данной подсистемы ее также можно представить в виде задачи оптимизации:

 

К3(t) → max, Эф(t) → max, (3.5)

 

Подсистему «Регион» возможно описать следующими системными элементами:

 

Рг = <Сп, Гс, Уо, Мс, Пр>, (3.6)

 

где Сп – востребованность специалистов по заданной специальности или программы;

Гс – наличие государственного стандарта по заданной программе;

Уо – существующие уровни образования;

Мс – соответствие специальности или учебной программы мировым стандартам;

Пр – перспективные образовательные направления.

Тогда соответствующая задача оптимизации выглядит следующим образом:

 

Пр(t) = → max, Сп(t) = → min (3.7)

 

Аналогично описывается и подсистема «Страна».

И, наконец, подсистема «Мировое образовательное пространство» описывается следующим кортежем:

 

МОП = <П, Рсп, Уп>, (3.8)

 

где П – потребность в специалистах заданного образовательного уровня на мировом рынке;

Рсп – востребованность в российских специалистах;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.184 с.)