ТОП 10:

Миссия, стратегические цели и приоритеты



 

Миссия (mission) – это главная цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме и четко выражающая основную причину ее существования. Она должна содержать ответы на следующие вопросы:

– что организация делает, чем отличается от других, делающих это?

– какую пользу имеет потребитель продукта?

– что поддерживает и ведет по жизни бизнес организации?

– кто является потребителем и что он ждет от организации?

Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов:

1) провозглашение ценностей и убеждений;

2) продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить;

3) рынок, на котором организация позиционируется;

4) способы выхода на рынок;

5) ключевые технологии, которые будут использоваться;

6) стратегические принципы развития.

Формулировка миссии должна отражать суть бизнеса – ее бизнес-идею. При этом должны учитываться интересы: собственников, сотрудников организации, потребителей, деловых партнеров, местного сообщества и в целом государства. Основа успешного бизнеса – виды деятельности, позволяющие создавать стоимость, за которые потребитель готов заплатить приемлемую цену. Для этого нужно решить две задачи:

1) выбрать способ создания некоторой полезности;

2) создать комбинацию способностей, обеспечивающих создание полезности.

Таким образом, миссия – это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности, которая хорошо мотивирует сотрудников организации.

В 80-е гг. сформировался подход, основанный на представлении будущего состояния как видения лидером перспектив и возможностей развития бизнеса, как проявления таланта предпринимателя – искусства. В соответствии с этим подходом видение связано с выделением организации из подобных, рассмотрение организации как уникальной системы.

Способности видения можно развить через активную деятельность и опыт. Сам же процесс стратегического управления может рассматриваться как развитие отличительных особенностей. Здесь можно выделить два подхода к развитию:

1) будущее рассматривается как отрицание кризиса настоящего;

2) развитие рассматривается как гонка за лидером, т.е. будущее видится как у лидера.

В обобщенной форме сущность миссии представлена на рис.9.

Миссия организации служит основой для формирования целей (objectives). В самом общем виде цель – это желаемое реальное будущее состояние чего-либо в результате целесообразной деятельности. Другими словами, это предвидение результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств.

 
 

 


Основной смысл существования организации
Средство мотивации и сплочения сотрудников
Роль в решении социальных проблем общества
Основа решений и преемственность целей

 

Рис.9. Миссия организации

 

Основные отличия целей от миссии представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 Миссия и цели организации

Показатели Миссия Цели
Временной критерий Направленность в будущее, не имеет ограничений Всегда есть сроки достижения
Направленность, ориентация На внешнюю среду, потребителя и общество Внутрифирменная ориентация
Особенность формулировки Общие термины, образ фирмы, стиль поведения Конкретное выражение результатов
Измеримость Качественная Количественная

 

Цели классифицируются по нескольким направлением:

1.Предметная ориентация: экономические, организационные, политические, производственные, социальные и др.

2.Размер: максимальные (не больше), минимальные (не меньше).

3.Сфера: предприятие, структурное подразделение.

4.Возможные соотношения: конкурентные, комплементарные.

5.Среда: внутренние, внешние.

6.Субъект: групповые, индивидуальные.

Для производственных коммерческих организаций выделяют следующие направления целей:

– прибыльность – рентабельность, доход, прибыль.

– результативность – производительность, эффективность, фондоотдача;

– положение на рынке – объем продаж;

– финансы – ликвидность, структура капитала, оборот капитала;

– человеческие ресурсы – качество персонала, текучесть, рост квалификации;

– технология – фондовооруженность, качество, роки внедрения;

– покупатели и поставщики – скорость обслуживания, динамика жалоб;

– сообщество, общество – уровень благотворительности, расходы на рекламу.

Цели устанавливаются для каждого ключевого результата, который важен для достижения конечного успеха. Существует два типа ключевых результатов: имеющие отношение к финансовой деятельности и имеющие отношение к стратегической деятельности. Достижение приемлемых финансовых результатов – это насущная необходимость, в противном случае организация не выживает в условиях риска. Достижение приемлемых стратегических результатов важно для поддержания и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации. Конкретные виды целей в области финансовой и стратегической деятельности представлены в таблице 12.

 

Таблица 12 Финансовые и стратегические цели

Финансовые цели Стратегические цели
– увеличение темпов роста оборота; – увеличение темпов роста прибыли; – рост дивидендов; – рост рентабельности; – рост дохода на инвестированный капитал; – увеличение потоков денежных средств; – повышение цены акций; – расширение диверсифицированной базы прибыли; – стабильные доходы в условиях спада. – увеличение доли рынка; – повышение качества продукции; – уменьшение затрат по сравнению с конкурентами; – улучшение репутации у потребителей; – улучшение обслуживания потребителей; – признание в качестве лидера в области технологии и продукции; – повышение конкурентоспособности; – расширение возможностей роста; – полное удовлетворение потребителей; – переход на более широкую и привлекательную номенклатуру.

 

И финансовые, и стратегические цели обладают наивысшим приоритетом. Однако, иногда под давлением необходимости краткосрочного улучшения финансовых показателей организации предпочитают отложить реализацию стратегических действий, которые обещают долгосрочное укрепление бизнеса и его конкурентоспособности. Выбор краткосрочных финансовых целей за счет отказа от некоторых стратегических действий целесообразен в случаях:

1) организация находится в сложном финансовом положении;

2) изъятие ресурсов, необходимых для стратегических действий, будет ухудшать показатели организации в течение нескольких лет;

3) предлагаемые стратегические действия являются рискованными и могут оказать непредсказуемые воздействия на рыночную позицию и конкурентоспособность.

Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории.

Формирование целей представляет собой декомпозицию миссии - генеральной цели организации. Эта декомпозиция предполагает построение дерева целей, которое может осуществляться двумя взаимодополняющими подходами:

1.Сведение дерева стратегических целей организации к системе целей по созданию и реализации продуктов на разных рынках.

2.Дополнение системы целей по продукту (рынку) целями, которые характеризуют важнейшие аспекты деятельности организации (развитие персонала, организационная структура, финансовая и т.д.).

Для поставки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов, рекомендуется следующая система приоритетов:

– приоритеты 1-го уровня – оптимальная (максимальная) концентрация;

– приоритеты 2-го уровня – достаточный минимум;

– приоритеты 3-го уровня – по остаточному принципу.

В результате синтеза принятой системы приоритетов с установленными целями получается система стратегических целевых приоритетов организации. Эту систему можно считать первичным (упрощенным) форматом общей стратегии организации. Для малых организаций (например, для многих представителей малого бизнеса) разработка и реализация стратегий именно в этом формате может оказаться достаточной и вполне эффективной.

На этапе установления миссии и целевых стратегических приоритетов необходимо учитывать данные всех предыдущих этапов стратегического анализа.

Процесс формирования целей и стратегических целевых приоритетов носит название целеполагания. Схематично этот процесс представлен на рис. 10.

 

 

 


Рис.10. Целеполагание

 

При формировании дерева целей и установление целевых приоритетов возникает также проблема учета и согласования связей между целями организации. Проблема эта может быть решена по схеме, представленной на рис.11.

Разрешение конфликта целей может осуществляться следующими способами:

1.Доминирование. Одна цель становиться главной, другие – вторичными.

2.Слияние. Интеграция целей в единую.

3.Компромисс. Упорядочение целей по значимости.

4.Развод по времени и сферам.

В результате цели каждого подразделения должны обеспечивать достижение общей цели организации. При этом необходимо соблюдать следующие требования к процессу формирования целей:

– реальность и достижимость, непротиворечивость законам;

– адекватность внешней среде;

– полный учет требований рынка;

– учет объемов и сроков основных работ;

– учет имеющихся и ожидаемых возможностей и результатов;

– учет персонификации, гибкость и корректируемость;

– учет роста компетенции, прогноза внешней и внутренней эволюции.

 

 
 

 

 


Рис.11. Система целей организации

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.01 с.)