Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент как вид деятельности↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Ответы по менеджменту • Управленческая деятельность человека "Менеджмент - это управление людьми на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств". Управление носит всеобщий характер. Применительно к предприятию это выражается в том, что менеджмент - не только управление людьми, но и управление самих людей. Феномен управления состоит в том, что человек не может не управлять. Управленческая деятельность человека происходит как в деловой сфере, так и в сфере его взаимоотношений с другими людьми. В соответствии с этими областями она охватывает преимущественно либо сознание - мышление (наука управления), либо чувства -интуицию (искусство управления). С одной стороны, речь идет о достижении целей, движении к ним намеченным путем по аналогии с локомотивом. С другой стороны, необходимо обеспечить согласованную работу людей, наладить их взаимоотношения. Развитие науки и практики управленческой деятельности человека осуществлялось преимущественно в рационально- логической деловой области на основе синтеза знаний точных наук и привело к преобладанию организационно-технических подходов решению проблем управления и ориентации на задачи и тех-т производства. Сегодня наблюдается тенденция развития мен-та с преобладанием социально-экономических подходов и четко акцентированной ориентации на человека, который армирован лучше, шире и потому в большей степени осознает ценность своей работы и своей личности. Успех организации зависит от человека. Значит, еще одна предпосылка развития менеджмента связана с тем, что человек должен отождествлять свою работу с самим собой, как свою деятельность с ее результатами. Управленческая деятельность человека классифицируется на управление:? самим собой (самоуправление),? другими людьми (менеджмент). Известно, что менеджмент основан на выполнении общих функций управления организацией. Они включают, по крайней мере, организацию системы управления, планирование, координацию, мотивацию, контроль. Эти функции не являются видами деятельности только руководителей или специалистов аппарата управления, то есть. менеджеров. • Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без: а)ориентации на человеческий фактор, б)высокого профессионализма, в)творчества менеджера. Менеджмент как вид деятельности Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера. Управление как процесс Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других. Управление - это менеджеры Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них: роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.; информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха; межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как высокое чувство долга и преданностью делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к персоналу; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др. В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом. Управление - это аппарат управления Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате. Менеджмент - это наука управления Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента. Технология управления Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.Предмет менеджмента как система отношений с подчиненными и клиентурой проявляется в общем предмете управленческого труда — информации, обеспечивающей принятие управленческих решений. Полому по отношению к предмету труда технологией управления являются совокупность и последовательность способов работы с информацией при осуществлении функций управления. Процесс управления, как и процесс производства, непрерывный, но с целью его изучения выделяются этапы, связанные С формированием и принятием управленческих решений: подготовка и принятие решений, руководство исполнением решений, контроль. Для субъекта управления информация — не только предмет труда, но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое решение). Кратко рассмотрим триединую (предмет, средства и продукт труда) сущность управленческого труда. Информация — важнейшее понятие, которое расценивается как некоторое качество, присущее всем материальным системам и отражающее разнообразие их свойств или степень упорядоченности этих свойств. Поэтому наука об информации имеет прямое отношение ко всем видам человеческой деятельности и явлениям любой физической природы. Обычно информация определяется как абстрактная категория, инвариантная к своему вещественно-энергетическому носителю (сигналу), но проявляющаяся в вещественно-энергетической форме. Это означает, что всякую информацию можно передать различными сигналами, но информация лишена самостоятельного существования, т.е. она порождается, передается и получается вещественно - энергетически. Материальными носителями информации могут быть свет, звук, бумага, магнитная лента и другие физические тела. Информация существует, если налицо три элемента: источник (объект), сигнал и получатель (приемник). Источники информации и создаваемые ими сообщения разделяются на дискретные и непрерывные. Дискретные сообщения слагаются из счетного, или конечного, множества элементов, создаваемых источником последовательно во времени. Набор элементов называется алфавитом источника, а элементы — буквами, которыми могут быть любые знаки. Непрерывные сообщения отражаются какой-либо физической величиной, изменяющейся в заданном интервале времени. Множество значений из прерывного сообщения образуют континуум — множество вещественных чисел. Носителем сообщения является сигнал — физический процесс, параметры которого несут информацию. Более общее определение: сигнал — отображение сообщения, материальный носитель информации и средство перенесения информации в пространстве и времени. Сообщение можно рассматривать как изменение физического состояния, отличающегося от других физических состояний в цепи управления, или преобразование Одного сообщения в другое той же ассоциации, т.е. возникших в одной части управления. В зависимости от того, какому преобразованию подверглись сообщения и насколько они значимы для получателя, выделяют нетривиальную и тривиальную информацию и различные виды преобразования информации: информирование, дезинформирование, псевдоинформирование и др. Образование сигнала заключается в изменении состояния объекта, обратное утверждение несправедливо: не всякое изменение состояния объекта является сигналом. Воздействие на объект и изменение его состояния приведут к образованию сигнала лишь при наличии комплекса правил образования сигнала, который принято называть кодом. Код может создаваться искусственно, а может существовать в естественном состоянии, отражая изменение объекта, создающего сигнал, который принято называть помехой. Случайно созданное состояние объекта будет восприниматься как сигнал помехи, если код помехи близок к коду полезного сигнала. Природа помех разнообразна. В экономических системах помехи связаны с искажением (преднамеренным или случайным) информации, фиксируемой на носителях информации (в документах и др.). Повышение качества информации зависит от эффективности процессов коммуникаций (форм связи, способов передачи и восприятия информации и др.) и технологии управленческого труда. Технология управления во многом определяется содержанием производства товаров и влиянием внешней среды. Каждый товар имеет свой жизненный цикл, определяемый рынком. В маркетинге выделяют следующие этапы жизненного цикла товара: выведение на рынок, рост продаж (прибыли), зрелость товара и насыщение им рынка, спад в объеме продаж и уход с рынка. Для разработки нового товара также необходимо время и выделяются соответствующие этапы. Очевидно, что для непрерывности производства должно соблюдаться соответствие между жизненными циклами товаров на рынке и этапами разработки для их замены новыми товарами. Циклы разработки и производства различных товаров колеблются в широком диапазоне (от нескольких месяцев до десятка и более лет), но длина жизненного цикада товаров определяется другими (рыночными) факторами. Поэтому весьма важна роль маркетинга при определении стратегии выпуска новых товаров, особенно для дорогостоящих и таких, цикл разработки и производства которых отличается длительностью. Для обеспечения непрерывности производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирмы должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее. Функции стратегического менеджмента должны сочетаться с функциями оперативного управления. Содержание управления персоналом Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Управление персоналом подразделяется следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом. К основным методам управления персоналом относят: экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена); организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций; социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование). Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе управления персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации. Принципы менеджмента Выдeляют cлeдyющиe пpинципы мeнeджмeнтa: coчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: зaключaeтcя в тoм, чтo дeятeльнocть pyкoвoдитeля ocнoвывaeтcя нa пpoфeccиoнaльныx знaнияx и нaвыкax, нo в нeкoтopыx cлyчaяx в cвязи c нeвoзмoжнocтью иx иcпoльзoвaть пpинятиe yпpaвлeнчecкoгo peшeния ocнoвывaeтcя нa интyиции или импpoвизaции; цeлeнaпpaвлeннocть пpeдпoлaгaeт, чтo yпpaвлeнчecкaя дeятeльнocть дoлжнa быть нaпpaвлeнa нa дocтижeниe oпpeдeлeннoй цeли, paзpeшeниe coздaвшиxcя пpoблeм; coчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти пpeдycмaтpивaeт нeoбxoдимocть индивидyaльнoгo пoдxoдa к peшeнию пpoблeмы c oднoй cтopoны, a c дpyгoй - paзpeшeниe пpoблeм являeтcя cocтaвляющeй дeятeльнocти opгaнизaции и cтpoитcя нa oбщиx пpинципax ee фyнкциoниpoвaния; пocлeдoвaтeльнocть бaзиpyeтcя нa cтpoгo oпpeдeлeннoй пocлeдoвaтeльнocти выпoлняeмыx дeйcтвий вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe, нapyшeниe кoтopoй мoжeт пpивecти к нepaзбepиxe в paбoтe и, кaк cлeдcтвиe, зaтягивaнию выпoлнeния зaдaч (нaпpимep, cнaчaлa cлeдyeт oпpeдeлить нeoбxoдимый штaт coтpyдникoв, a пocлe этoгo зaпoлнять вaкaнcии, a нe нaoбopoт). Нeкoтopыe paбoты имeют цикличecкий xapaктep - пoвтopяютcя пepиoдичecки, (нaпpимep, пepиoдичecки или нeпpepывнo дoлжны пpoвoдитьcя мapкeтингoвыe иccлeдoвaния пoкyпaтeльcкoгo cпpoca или cocтaвлятьcя плaны paбoты пpeдпpиятия нa бyдyщий гoд); нeпpepывнocть пpeдпoлaгaeт, чтo кaждый вид дeятeльнocти являeтcя ocнoвoй для cлeдyющeгo видa (нaпpимep, инжeнepный пpoeкт, нa кoтopый зaтpaчивaютcя знaчитeльныe cpeдcтвa, дoлжeн быть peaлизoвaн нa пpaктикe, т.к. инaчe paбoтa дaннoгo coтpyдникa бyдeт нeнyжнoй, a зaтpaты нaпpacными); coчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeния выpaжaeтcя в пpинятии peшeний нa мecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями и yкaзaниями мeнeджepa; кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв, a тaкжe cпocoбнocтяx иx взaимoдeйcтвия в кoллeктивe opиeнтиpyeтcя нa coздaниe блaгoпpиятнoй пcиxoлoгичecкoй aтмocфepы, oпpeдeлeннoй opгaнизaциoннoй кyльтypы, c пoмoщью кoтopыx oблeгчaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний, a, cлeдoвaтeльнo, yвeличивaeтcя эффeктивнocть paбoты; oбecпeчeниe цeлocтнocти пpaв и oтвeтcтвeннocти нa кaждoм ypoвнe paбoты выpaжaeтcя в нeдoпycтимocти пpeвышeния пpaв нaд oтвeтcтвeннocтью, т.к. пoдoбнaя cитyaция coпpяжeнa c пpoизвoлoм pyкoвoдящиx лиц, нo диcпpoпopция в oбpaтнyю cтopoнy пoдaвляeт paбoчyю инициaтивy и aктивнocть coтpyдникoв, т.к.инициaтивa oкaзывaeтcя нaкaзyeмa; cocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния пoзвoляeт личнo зaинтepecoвaть paбoтникoв нa ocнoвe мaтepиaльнoгo, мopaльнoгo и opгaнизaциoннoгo пooщpeния paбoтникa, дocтигшeгo нaибoлee выcoкиx peзyльтaтoв; пpeдeльнo шиpoкoe пpивлeчeниe coтpyдникoв в пpoцecc пpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний ocнoвывaeтcя нa тoм, чтo пpи yчacтии в дaннoм пpoцecce pyкoвoдитeлeй (paбoтникoв) paзныx ypoвнeй пpинятoe peшeниe бoлee oxoтнo и лeгкo выпoлняeтcя, чeм тo, кoтopoe в пpикaзнoм пopядкe cпycкaeтcя oт pyкoвoдcтвa. 18, Арсенал и содержание экономических рычагов определяется спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет. 1. Планирование. С помощью планирования определяется программа функционирования и развития организации и ее структурных подразделений. После утверждения плана, направляют их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных показателей. Финансовая политика затрагивает все стороны производственно-хозяйственной деятельности, определяет источники финансовых ресурсов и их распределение между структурными подразделениями. 2. Финансирование. Финансирование как самостоятельная экономическая категория обусловлена другой категорией — ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития организации. 3. Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод представляет возможность сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность. 4. Ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, как регулятор факторов развития производства должна отражать издержки на уровне общественно-необходимых в условиях рыночной конкуренции, с другой — определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос. 5. Экономическое стимулирование основывается на использовании: - принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте; - системы оплаты труда, материального поощрения работников организации и использования прибыли; - фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития. 6. Хозяйственный расчет означает, что предприятие должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования. Существенным фактором укрепления хозрасчетных отношений является усиление роли хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон по поставкам, а также повышение материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств. 7. Бюджетный расчет, как форма экономического расчета, означает, что текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Следует иметь в виду, что эффективность экономических методов во многом определяет обоснованность экономических нормативов, таких как уровни рентабельности, распределение прибыли между подразделениями, отчисления от прибыли, нормы амортизации, ставки банковского кредита и т. д. Понятие организации Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово организация стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под понятием организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы. Организация как совокупность (система) взаимоотношении, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям: наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Таким образом, понятие организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. 23. Уровни управления — это проявление разделения труда в организациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций. Разделение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии. При этом чем выше должность, которую занимает работник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение работника в иерархии, тем более частными являются стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «верху», то есть руководством предприятия.При горизонтальном разделении труда специалисты распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда является конвейерное производство, когда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции. Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях.имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании принято выделять менеджеров низшего, среднего и высшего звена; эта классификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса. Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что руководитель каждого уровня должен управлять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руководителем, должен хорошо представлять себе особенности деятельности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществляет свои функции. 24. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация. Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении следующих категорий руководителей (управляющих): руководители низового звена руководители среднего звена руководители высшего звена Методы принятия решений Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах. Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д. Понятие и сущность власти Понятие власти - одно из центральных в политологии и политике. Определение понятия власти и ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. 48. Лидерство — это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия в необходимое для организации русло. Лидерство — это явление, характерное в первую очередь для неформальных групп. Нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не первое место. При этом его «выдвигают» другие люди, сам он может не прикладывать для этого никаких усилий. Лидера не назначают, лидером можно только стать, завоевав доверие и уважение сотрудников. Лидерство — очень сложная ноша. Обычно члены формальной или неформальной группы скрыто требуют от лидера соответствия тем идеальным чертам, которые они ему приписывают. По этой причине малейшее несоответствие этим идеалам может стать причиной утраты лидерских позиций. 49. «Сколько людей – столько и характеров», – очень часто можно услышать. И это на самом деле так, двух абсолютно одинаковых людей на земле нет. Люди имеют различные системы мировоззрения, принципы, увлечения и ценностей, по-разному реагируют на определенные внешние раздражители и события. Характер человека обуславливает его личные поступки, из которых как раз таки складывается вся жизнь. Характер (греч. χαρακτηρ — знак, отличительная черта, примета) — это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, которые определяют особенности поведения личности и отношений. 50. Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям. Как нечто целое культура неуловима. Она обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности и, в свою очередь, влияет на нее. Там, где люди оказываются вместе, взаимодействуя, они со временем формируют и развивают неписаные, четко не выраженные нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение. Эти процессы могут также быть обусловлены внешним воздействием, в том числе целенаправленным. Извне на организационную культуру оказывает влияние социальное и деловое окружение, национально-государственный и этнический факторы, менталитет. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают. Таким образом, культура это социальный феномен, зависящий от поступков людей и их взаимодействия и проявляющийся прежде всего на уровне поведения. Поэтому две организации, даже работающие в одинаковых условиях, могут иметь разные культуры. Специфическая ситуация сложилась в этом смысле и в России,, где, как отмечают исследователи, зависимость между прибыльностью предприятия и культурой не стала еще столь очевидной, как на Западе, что приводит к деловому эгоизму, игнорированию интересов потребителей, стремлению в первую очередь к личному обогащению, и уж затем к заботам об общей пользе. 51. Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем. Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, со временем формируют и развивают нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение. Эти процессы также могут быть обусловлены внешним влиянием, в том числе и целенаправленным. Извне на организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-государственный и этнический факторы. Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, принятые нормы общения. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр. По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее. Это облегчает решение кадровых проблем.Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче находят контакты друг с другом. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Функция формирования имиджа организации, т. е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее тем не менее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней. 52. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: • Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический). Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.014 с.) |