Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация, управление и менеджмент↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткая история развития методологии менеджмента Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить во всех известных нам организациях древности (Вавилона, Египта, Персии, Древнего Рима). В основном эволюционный процесс менеджмента характеризуется непрерывностью, отражением изменений, происходящих в обществе, в экономике, во всей мировой системе социально-экономических изменений. Однако в определенные периоды человеческого существования (от древнего Элама и Шумера до «перестройки») это мирное течение ускорялось революционными преобразованиями. Первым революционным достижением считается образование в древнем Шумере особого слоя “жрецов-бизнесменов”, связанных с торговыми операциями. В истории эта управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. Вторая относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Особенно необходимо отметить жестокие способы осуществления стимулирования труда и контроля за качеством продукции. Третья революция управления была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства во времена Навуходоносора II (605-682 гг. до н.э.). Чиновников начали учить. Четвертая связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации и датируется периодом XVII-XVIII вв. н.э. Главным преобразованием в области управления было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Но прагматичные примеры эффективности управления предприятием Робертом Оуэном в начале XIX в. не вызывали у бизнесменов того периода интереса к реформам. Люди, в основном бизнесмены, наслышавшись об исключительно прибыльной фабрике в Шотландии, издалека приезжали к нему в Нью-Ламарк, чтобы воочию увидеть “этот замечательный социальный эксперимент”, но в реформах видели мало здравого смысла и примеру пионера не следовали. А ведь он много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их труда, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки результатов работы каждого, ввел дополнительные выплаты за хороший труд, развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для того времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Пятая управленческая революция относится к концу XIX – началу XX вв. Ее иногда называют бюрократической, т.к. теоретической основой преобразований в области менеджмента была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований считают 1911 год, с момента опубликования книги Фредерика У.Тейлора “Принципы научного управления”. Конечно, понимания того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать поставленных целей, сразу не возникло. И, наконец, шестая, современная так называемая “тихая управленческая революция”, заключающаяся в том, что основные положения управления могут применяться в рамках действующих структур, дополняя и постепенно приспосабливая их к новым условиям, используя эффективные средства и изменяющиеся методы современных информационных коммуникаций и вычислительной техники. Несмотря на столь длительный период развития менеджмента, управление носило чисто практический характер и до нашего времени не рассматривалось как наука о системном подходе к способам и средствам управления организацией. Наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положения управления приходится на наше время, когда наиболее активно разрабатываются подходы и действия школ менеджмента. Сущность менеджмента Менеджмент – сложное многоплановое понятие, сущность которого определяется совокупностью подходов к управлению: · как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепции, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию; · как искусство менеджмент базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивам к труду и др. Учет этих факторов требует научного подхода и искусства его применения. Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения: · содержательной – управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период; · организационной – установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определение участников управления и порядка их взаимодействия; · технологической – получение информации и определение порядка ее обработки, хранения, делопроизводства и др. Менеджмент ни в коем случае не является набором готовых рецептов. Не давая готовых ответов, он учит правильно ставить задачи, задавать верные вопросы, получать на них ответы, иными словами, помогает диагностировать проблему, проанализировать ее и эффективно решить. С развитием производства: · ростом его масштабов, углублением специализации, и усложнением отношений между участками совокупного производственного процесса; · перехода к рыночным отношениям в экономике; · усилению горизонтальных связей между специализированными участниками процесса; · расширения коммуникационных отношений; · создание многосекторной экономики на базе различных форм собственности менеджмент постоянно развивается и совершенствуется в поисках новых форм и рычагов управления. Основные характеристики и жизненный цикл организации Организация – социальная общность людей, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда вытекают требования к организации: · Наличие не менее двух людей, которые считают себя группой; · Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы; · Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель. Формальной считается организация, зарегистрированная как юридическое лицо, соответствующая приведенному выше определению. Существуют неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом как в организации. Они не зарегистрированы как физические лица. Примером такой организации является мафия, камора. Жизненный цикл организации Жизненный цикл организации состоит из пяти основных экономических стадий, которые можно представить графически следующим образом (рис. 3): Эффект +
0 5 1 0 15 35 45 50 Организация, управление и менеджмент Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо. Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление. Управление заключается в определенном типе взаимодействия субъекта управления на объект управления. При этом субъект управления направляет импульсы воздействия на объект управления, а тот в свою очередь принимает команды и действует в соответствии с ними. Еще А.А.Богданов, один из основоположников теории организации в своих научных трудах под названием «Всеобщая организационная наука» отметил, что «всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей». Поэтому, управление считается реальным, если со стороны субъекта управления имеется потребность и способность управлять, а со стороны объекта - потребность и возможность выполнять управленческие команды. Предпринимательская организация для получения прибыли реализует пять основных процессов: - привлекает инвестиции; - приобретает ресурсы из внешнего окружения; - осуществляет изготовление продукта; - реализует продукт во внешнюю среду; - использует часть прибыли на развитие. Для успешного существования организации необходимо системно поддерживать определенный баланс между этими процессами. Ключевая роль в этом принадлежит «управлению» или «менеджменту». Во внутриорганизационной деятельности следует различать следующие основные виды управленческой работы: - создание структуры производства и системы управления; - установление и поддержание взаимоотношений с внешней средой; - оперативное управление производством; - формирование и управление информационной и технологической подсистемой организации; - управление кадровой работой; - управление маркетингом; - управление финансами; - стратегическое управление; - формирование и развитие организационной культуры; - управление производственными запасами; - учет и контроль внутрипроизводственной деятельности. При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно употребляться термин «менеджмент», который используется как синоним управления организацией. Менеджмент это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения разнообразных принципов и методов управления организации. Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося: 1) рыночным механизмом развития экономики (наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционных механизмов при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования); 2) гибкостью и адаптацией в поведении фирмы на рынке (ориентация на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчеством менеджера, реформированием сознания работодателя и работников). Менеджмент (management) обычно переводится на русский язык как управление. Глагол (to manage) произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об умении управлять людьми в организациях. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя ресурсы персонала организации и учитывая мотивы его поведения. Однако менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова “менеджмент” сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования: «способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость; административная единица». Таким образом, это понятие можно употреблять во многих значениях: «управление; искусство управления; социальный слой, управляющих». Аппаратный подход к менеджменту предполагает управление структурой и связями между звеньями и уровнями управления, распределением полномочий и ответственности работников, занимающих различные должностные позиции в аппарате. Впервые состав общих управленческих функций предложил А.Файоль: «Управлять – значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Ф.У.Тейлор, М.Вебер, Ч.Бернард, Г.Эмерсон, Г.Форд, П.Друкер и другие ученые развивали теорию управления, с учетом особенностей своего времени. Современная научная литература рассматривает и другие функции менеджмента: прогнозирование, целеполагание, мотивацию, учет, анализ, контроллинг, эккаутинг. Общие функции управления универсальны для любых организаций. Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта является менеджер – управленец, играющий в организации ряд ролей: принимающего решение, информационную, межличностную. В целом же, процесс управления - это последовательность действий менеджера по эффективному преобразованию времени и ресурсов в результаты. Формирование в России рынка невозможно без формирования многосекторной экономики и без подготовки управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях. Ключевая роль в этом принадлежит менеджменту и менеджерам. Менеджер – в буквальном переводе с английского языка – руководитель, управляющий. Термин менеджер употребляется для обозначения должностей: «директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д.». Менеджер обязательно занимает постоянную должность и в его подчинении находятся люди. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Менеджер занимает ключевое место в управлении производством. В отличие от «управленцев» они выполняют следующие существенные роли: - собирают, изучают и доводят работникам необходимую информацию о внутренней и внешней среде; - организуют качественное исполнение принятых решений; - формируют внутри и внеорганизационные отношения; - мотивируют персонал и координируют его усилия; - выступают в качестве представителей организации. Например, в транспортной организации роль менеджмента определяется спецификой функций, которая выражается: - маркетинговым подходом к планированию транспортных перевозок; - организацией оперативного управления перевозочным процессом; - технико-технологической подготовкой транспортного производства; - обеспечением безопасности движения транспортных средств; - эффективным управлением человеческими ресурсами; - организацией социальной защиты работников; - мотивацией труда и заработной платы; - организацией современной финансовой и бухгалтерской деятельности; - развитием контроллинга; - совершенствованием системы научного управления транспортным производством. Понятие менеджер соседствует понятием бизнесмен, лидер, управленец. Менеджер - это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Бизнесмен - человек, делающий деньги, владеющий капиталом, но не имеющий в подчинении людей. Лидер - это человек, который воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего, помогая им адаптироваться к новым условиям, пройти этап изменений. Управленец – это одна из ролей менеджера в рамках системного подхода. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Менеджером можно родиться, это как говорится “от Бога”, но менеджером можно и стать, если упорно, с большим желанием трудиться в этой области.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.009 с.) |