Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы изучения среды организации

Поиск

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время существует очень много различных организаций в разных сферах общества и находящихся под влиянием разных факторов (будь то внутренняя среда или внешняя). И для того, чтобы определить стратегию поведения конкретной организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Таким образом, в роли объекта данной курсовой работы выступит среда организации. Предмет исследования – методы изучения внутренней и внешней среды организации.

Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.

Задачи исследования:

- изучить основные понятия темы (организация, внешняя среда, внутренняя среда);

- рассмотреть сущность анализа внешней среды;

- рассмотреть принципы изучения внутренней среды;

- применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);

- выделить основные проблемы ОАО «РЖД»;

- разработать рекомендации по устранению проблем и повышению эффективности деятельности компании.

При написании исследовательской работы использовались учебно-методические источники, монографии, периодическая литература, электронные издания, актуальные на сегодняшний день (2005-2010 гг.).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обуславливается актуальность работы, определены цель, объект, предмет исследования.

В первой главе приведен анализ литературных источников, определены основные понятия темы, описаны методы изучения среды организации (PEST, SWOT, SNW, построение профиля организации, метод взвешивания каждого фактора).

Во второй главе исследована ОАО «РЖД», дана ее организационно-экономическая характеристика, проведен анализ внутренней и внешней среды с использованием методов PEST-анализа и SWOT-анализа, изучена ее организационная структура, сделаны выводы.

В третьей главе выделены выявленные в ходе анализа организации проблемы, разработаны рекомендации по их устранению.

Работа содержит 6 схемы и 12 таблиц.

Теоретико-методологические основы изучения среды организации

Основные понятия и принципы внутренней среды организации

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, культура, наука, оборона, образование и даже личная жизнь.

Ч. Барнард понимал организацию как «вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью».

М. Мескон писал, что «организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей причину существования менеджмента».

Если обобщить приведенные большинством иностранных авторов понятия организации, то можно сделать вывод, что организация рассматривается ими как некий организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

В российских источниках организация определена как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой[1].

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения тру­да и обязанностей[2].

Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы.

В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а, следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое[3]. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, капитала, энергии, информации, рабочей силы и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду. Этот процесс изображен на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Взаимодействие внутренней и внешней среды

организации

 

Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации[4].

Внутренняя среда включает: цели организации; структуру организации (как формальную, так и неформальную); людей, работающих в организации; используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов; задачи управления; организационную культуру.

 

Организация

Рисунок 1.2 - Взаимосвязанность внутренних

переменных

 

Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие ее подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением. От выбора типа организационной структуры, умелого ее проектирования и своевременного изменения во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Организационная культура пронизывает всю внутреннюю среду организации и является интегрированной характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее слабые и сильные стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.

 

Характеристика ОАО «РЖД»

В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры.

Приведем некоторые характеристики состояния и развития железнодорожного транспорта России. Протяженность путей сообщения по состоянию на начало 2010 г. составляла 86 тыс. км. Железных дорог общего пользования, 55 тыс.км. путей промышленного железнодорожного транспорта.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2010 году составил 1109 млн.тонн. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2010 году - 1865 млрд.тонно-километров. На железнодорожный транспорт пришлось 41,9% грузооборота всех видов транспорта.[11]

Железнодорожный транспорт характеризуется определенным типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

В логической инфраструктуре железнодорожного транспорта принято выделять две основные составляющие:

1 Транспортная сеть:

- железные дороги;

- постоянные технические устройства и сооружения (станции, ремонтные предприятия и т.п., средства управления, связи, автоматики и телемеханики).

2 Подвижной состав.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании[12]:

- увеличение масштаба транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической эффективности;

- повышение качества работы и безопасности перевозок;

- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

- грузовые перевозки;

- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- содержание социальной сферы.

Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества.

По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:

- филиалы - железные дороги;

- функциональные филиалы;

- филиалы - перевозочные компании;

- филиалы в области экономического и финансового обеспечения;

- филиалы в области капитального строительства;

- филиалы в области ремонта подвижного состава;

- филиалы в области путевого хозяйства;

- филиалы в области информатизации и связи;

- филиалы в области социальной сферы;

- филиалы - проектные бюро;

- иные филиалы.

Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн), Украине (г. Киев), Иране (г. Тегеран), Армении (Ереван).

По данным на 30 июня 2008 года ОАО "РЖД" владеет долями в 124 дочерних и зависимых обществах.[13]

Свою деятельность ОАО "РЖД" начало1 октября 2003 года.

Органы управления ОАО "РЖД":

- общее собрание акционеров - поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно;

- совет директоров общества - включает 9 человек и назначается Правительством РФ;

- президент общества - распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года президентом ОАО "РЖД" назначен Владимир Иванович Якунин;

- правление общества.

Органы контроля ОАО "РЖД":

- Ревизионная комиссия общества

Предприятие имеет линейную структуру управления: руководителем предприятия является руководство ОАО «РЖД», ему подчиняется 17 дорог:

Восточно-Сибирская ЖД, Горьковская ЖД, Дальневосточная ЖД, Забайкальская ЖД, Западно-Сибирская ЖД, Калининградская ЖД,

Красноярская ЖД, Куйбышевская ЖД, Московская ЖД, Октябрьская ЖД, Приволжская ЖД, Сахалинская ЖД, Свердловская ЖД,Северная ЖД, Северо-Кавказская ЖД, Юго-Восточная ЖД, Южно-Уральская ЖД.

Каждая дорога разбита на несколько отделений, у каждого отделения имеются свои линейные предприятия (ПЧ, ПМС, ШЧ, ЭЧ, ВЧД, ТЧ).

Из всего вышесказанного следует, что компания ОАО «РЖД» имеет линейно - функциональную организационную структуру.

Основные стратегические решения по функционированию компании и по назначению главы компании принимает правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Например: начальник московской железной дороги принимает решение об установке на станциях стрелок со сбрасывающими остряками, и на каждой станции, относящейся к московской дороге, начальники станции обязаны организовать установку таких стрелок.

Руководства отделений дорог принимают решения, связанные с функционированием только своего отделения. Например: объединение нескольких линейных предприятий, или ликвидация линейного предприятия (ПЧ, ПМС, и т.д.). Руководства линейных предприятий принимают решения, связанные, которые относятся непосредственно к работе предприятия, и кроме того, начальник линейного предприятия несёт ответственность за чёткую работу своего предприятия.

Например, начальник ПМС (путевой машинной станции) в непосредственном своём подчинении имеет заместителя начальника по кадрам, заместителя начальника по эксплуатации, заместителя начальника по ремонту, главного инженера и планово - экономический отдел.

Он наряду с заместителем начальника по эксплуатации несёт ответственность за работу бригад ССПС (машиниста и помощника машиниста).

Из вышесказанного следует, что основные решения принимает правительство Российской Федерации, и для того, чтобы такая крупная и сложная отрасль народного хозяйства как железнодорожный транспорт нормально функционировала, каждое решение должно быть очень точно взвешено и обдуманно, и должно исходить из анализа внутренней и внешней среды организации.

 

Заключение

Исследование темы «методы изучения внутренней и внешней среды» позволило заключить следующее.

Анализ внутренней и внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенного внимание осуществлению изучения внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании.

Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

Список использованной литературы:

1. Алексеев С.И. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: МЭСИ, 2007. – 128с.

2. Биннер Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному.: "Альпина Паблишерз", 2009.

3. Виханский. О.С. Стратегическое управление. // URL: http://polbu.ru/vihansky_smanagement/ch12_all.html

4. Горбенко Л.И. Анализ внутренней и внешней среды. Комплексный подход // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика, 2008.

5. Грядовой Д.И., Маилян С.С., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика. Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 311с.

6. Дойль П. Маркетинг-менджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2006. – 322с.

7. Зуб А.Т. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды, 2009 // URL: http://www.elitarium.ru/2008/04/07/menedzhment_neopredelennosti_sredy.html

8. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 407с.

9. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. – М.: Издательство "Дело", 1997. - 704 с.

10. Организация как объект управления. Внутренняя и внешняя среда организации. // Экономикс-online: URL: http://economics-online.ru/archives/1478, 2009.

11. Орчаков О.А. Теория организации. // URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-013*page.htm

12. Официальный сайт ОАО «РЖД» // URL: http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=666

13. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. // URL: http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc?STRUCTURE_ID=387&layer_id=3368&refererLayerId=3339&id=256&print=0

14. Ревуцкий Л.Д. Термины: хозяйствующий субъект, предприятие, организация, компания, фирма и бизнес // URL: http://www.g2p.ru/publications/index.php?opn=26607&part=1, 2006

15. Ременников В.Б. Управленческие решения: Учеб. Пособие // URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html?go=part-010*page.htm, 2005.

16. Россия в цифрах. 2010: Краткий стат.сборник / Росстат. – М, 2010. – 514с.

17. Симкин Л., Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка. – М.: Питер. – 240с.

18. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – 2-е изд., перераб.- М.: ИНФРА, 2000. – 630с.

19. Цевелев В.В., Молотков Ю.И. Основы менеджмента. – 2-ое изд., доп. – Новосибирск: СГУПС, 2009. – 292с.

20. Церкевич Б.А. «Будущее РЖД» // «Гудок». - №5, 2008.

 


[1] Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие/ П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – С. 75-80.

[2] Ревуцкий Л.Д. Термины: хозяйствующий субъект, предприятие, организация, компания, фирма и бизнес // URL: http://www.g2p.ru/publications/index.php?opn=26607&part=1, 2006

 

[3] Организация как объект управления. Внутренняя и внешняя среда организации. // Экономикс-online: URL: http://economics-online.ru/archives/1478, 2009.

[4] Горбенко Л.И. Анализ внутренней и внешней среды. Комплексный подход // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика, 2008.

[5]Орчаков О.А. Теория организации. // URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-013*page.htm

[6] Там же // URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-013*page.htm

[7] Данько Т. П. Управление маркетингом. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001. – С.134

[8] Цевелев В.В., Молотков Ю.И. Основы менеджмента. – 2-ое изд., доп.– Новосибирск: СГУПС, 2009. – С. 136

[9] Симкин Л., Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка. – М.: Питер. – С.88 – 104.

[10] Ременников В.Б. Управленческие решения: Учеб. Пособие // URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html?go=part-010*page.htm, 2005.

[11] Россия в цифрах. Транспорт // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/IssWWW.exe/Stg/d2/18-02.htm

[12] Официальный сайт ОАО «РЖД» // URL: http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=666

[13] URL: http://center.rzd.ru/wps/myportal/center?STRUCTURE_ID=663

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время существует очень много различных организаций в разных сферах общества и находящихся под влиянием разных факторов (будь то внутренняя среда или внешняя). И для того, чтобы определить стратегию поведения конкретной организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Таким образом, в роли объекта данной курсовой работы выступит среда организации. Предмет исследования – методы изучения внутренней и внешней среды организации.

Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.

Задачи исследования:

- изучить основные понятия темы (организация, внешняя среда, внутренняя среда);

- рассмотреть сущность анализа внешней среды;

- рассмотреть принципы изучения внутренней среды;

- применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);

- выделить основные проблемы ОАО «РЖД»;

- разработать рекомендации по устранению проблем и повышению эффективности деятельности компании.

При написании исследовательской работы использовались учебно-методические источники, монографии, периодическая литература, электронные издания, актуальные на сегодняшний день (2005-2010 гг.).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обуславливается актуальность работы, определены цель, объект, предмет исследования.

В первой главе приведен анализ литературных источников, определены основные понятия темы, описаны методы изучения среды организации (PEST, SWOT, SNW, построение профиля организации, метод взвешивания каждого фактора).

Во второй главе исследована ОАО «РЖД», дана ее организационно-экономическая характеристика, проведен анализ внутренней и внешней среды с использованием методов PEST-анализа и SWOT-анализа, изучена ее организационная структура, сделаны выводы.

В третьей главе выделены выявленные в ходе анализа организации проблемы, разработаны рекомендации по их устранению.

Работа содержит 6 схемы и 12 таблиц.

Теоретико-методологические основы изучения среды организации

Основные понятия и принципы внутренней среды организации

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, культура, наука, оборона, образование и даже личная жизнь.

Ч. Барнард понимал организацию как «вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью».

М. Мескон писал, что «организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей причину существования менеджмента».

Если обобщить приведенные большинством иностранных авторов понятия организации, то можно сделать вывод, что организация рассматривается ими как некий организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

В российских источниках организация определена как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой[1].

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения тру­да и обязанностей[2].

Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы.

В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а, следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое[3]. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, капитала, энергии, информации, рабочей силы и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду. Этот процесс изображен на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Взаимодействие внутренней и внешней среды

организации

 

Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации[4].

Внутренняя среда включает: цели организации; структуру организации (как формальную, так и неформальную); людей, работающих в организации; используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов; задачи управления; организационную культуру.

 

Организация

Рисунок 1.2 - Взаимосвязанность внутренних

переменных

 

Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие ее подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением. От выбора типа организационной структуры, умелого ее проектирования и своевременного изменения во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Организационная культура пронизывает всю внутреннюю среду организации и является интегрированной характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее слабые и сильные стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.01 с.)