Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя среда организации как совокупность макроокружения и непосредственного окружения

Поиск

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создавая угрозы для ее существования.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды[5]:

- взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

- сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

- подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

- неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Взаимосвязь данных характеристик показана в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Взаимосвязь свойств внешней среды

 

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность: большое число факторов они не похожи друг на друга они в основном не меняются Высокая неопределенность:   большое число факторов они не похожи друг на друга они постоянно изменяются
Низкая Низкая неопределенность: небольшое число факторов факторы достаточно схожи они в основном не меняются Умеренно высокая неопределенность: небольшое число факторов факторы достаточно схожи они постоянно изменяются

 

Организация может по-разному взаимодействовать с внешней средой. Это зависит не только от объективных, но и субъективных аспектов ее деятельности. К объективным можно отнести сочетание динамики и сложности внешней среды, информационную обеспеченность, количество и качество используемых ресурсов и технологий. К субъективным факторам, определяющим стиль «общения» с внешней средой, обычно относят профессионализм и компетентность менеджмента, готовность организации идти на риск, систему внутриорганизационных отношений и организационную культуру.

В таблице 1.2 представлены основные стили взаимодействия организации с внешней средой.

 

Таблица 1.2 - Стили взаимодействия организации с внешней средой (ВС)[6]

 

Стиль Характер поведения организации Степень зависимости от внешней среды Степень неопределенности
Оборонительный Организация нацелена на обеспечение своей стабильности в долгом периоде. Стремится к минимизации взаимодействия Минимальная Низкая
Реактивный Реагирование на изменения внешней среды в реальном времени, следование за ними Высокая Низкая и умеренно низкая
Аналитический Подражание на основе анализа, преобразования и адаптации элементов внешней среды к своей деятельности. Попытки смягчения или усиления действия различных факторов Средняя Умеренно низкая
Поисковый Концентрация на инновациях и ориентация на изменения во внешней среде Средняя Умеренно высокая
Проактивный Организация стремится сама влиять на внешнюю среду и менять ее, приспосабливать для реализации своих целей Ситуативная Высокая

 

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих процессов и явлений, которые прямо или косвенно влияют на деятельность организации. Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию:

- макроокружение (дальнее окружение);

- непосредственное окружение (ближнее окружение).

То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: дальнее и ближнее.

Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.

Схематически среда косвенного влияния (макроокружение) представлено на рис. 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Среда косвенного воздействия

 

Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:

- экономическая составляющая;

- правовая составляющая;

- политическая составляющая;

- социальная составляющая;

- технологическая составляющая;

- природно-географические факторы.

Оценить влияние макроокружения на деятельность организации можно, изучив по ряду параметров следующие элементы макроокру­жения:

- система ценностей, принятых в данном обществе, и их приори­теты;

- политическая обстановка в стране и мире;

- уровень социального и политического развития населения;

- экономическая обстановка в стране, отрасли и мире;

- налоговая система данного государства;

- социальная и экологическая ответственность за отрицательные последствия реализованных управленческих решений;

- институциональные структуры;

- обычаи местного и международного ведения бизнеса;

- характерные природные и общественные катаклизмы;

- криминализация внешних связей организации.

Ближнее (непосредственное) окружение иначе называют деловой средой компании. Оно имеет свойство непосредственно влиять на деятельность организации, поэтому говорят, что оно состоит из факторов прямого воздействия на организацию. Также существует обратная связь между организацией и ее деловой средой, т.е. органи­зация, в свою очередь, может влиять на свое непосредственное окружение.

Среда микроокружения изображена на рис. 1.4.

 

 

Рисунок 1.4 – Микроокружение или ближнее окружение

 

К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству:

- потребители, клиенты — лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо продукцию; они могут быть прямыми, косвенными и потенциальными;

- поставщики и другие партнеры по бизнесу — участники какой-либо совместной с организацией деятельности, которая может реализовываться в форме договора на поставку природных и материальных ре­сурсов, партнерства, аренды, подряда, договора и других сделок;

- финансово-кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры — организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу компании, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д.;

- конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могут быть добросовестными, агрессивными и выжидающими;

- контролирующие организации — государственные и муниципальные органы, осуществляющие надзор за деятельностью компании: санитарные, налоговые и другие инспекции; пенсионные, социальные и другие фонды; различные комиссии;

- внешние заинтересованные лица — лица, заинтересованные в процветании компании, исходя из своих личных или корпоративных интересов; юридические: крупные акционеры, материнские, дочерние и зависимые компании; физические: мелкие держатели ценных бумаг; члены семей работников компании и др.;

- общественность — союзы, партии, общества, объединения, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения к компании и ее продукции;

- законодательная база в соответствующей области деятельности — УК РФ, законы, ГК РФ и др.

 

Внешнюю микросреду организации можно схематически представить как систему ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей (рис. 1.5).[7]

 

 

Рисунок 1.5 - Схема внешних связей организации

с факторами микросреды

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.008 с.)