МН1. Понятие и принципы менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МН1. Понятие и принципы менеджмента.



МН2. Основные стили управления и их характеристики.

Стиль управления — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

• Демократический стиль (коллегиальный);

• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно провод информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качествен и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходим применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.

Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Методы экспертных оценок.

Способствуют получению информации о прогнозируемом объекте на основе выработки мнений специалистов-экспертов.

Методы моделирования – это построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений для определения или улучшения их характеристик, рационализации способов их построения и управления ими.

- Функция мотивации. Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентируют на достижение определенных целей. Теории мотивации

Теория Альдерфера

4, 5 потребность – потребность роста

3 потребность – потребность связи

1, 2 потребность – потребность существования

У него потребности идут одновременно, параллельно

Теория Маккелланда

4, 5 потребность достижения и потребность властвования

3 потребность соучастия

Теория Маккелланда получила название теория приобретения потребностей.

Теория Герцберга

или теория мотивационной гигиены,

или двухфакторная теория мотивации.

Планирование. Сущность планирования заключается в конкретизации целей деятельности организации на установленный период, определении средств их достижения и сроков выполнения, выявлении ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Принципы планирования: участие сотрудников в планировании;непрерывность планирования; преемственность (новые планы выполняются с учетом старых планов); гибкость (возможность пересмотра ранее принятых планов); согласование планов (координация планов подразделений); экономичность; создание необходимых условий для выполнения планов; реалистичность планирования.

Недостатки планирования: смещение фокуса внимания к второстепенным проблемам; выдвижение в качестве цели планирования процесса, а не конечного результата; слабое прогнозирование; отсутствие навыков и недостаточный опыт планирования; формальное выполнение долгосрочных планов.

 

 

Виды планов: -в зависимости от срока действия: (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

- по целям: стратегические, тактические, оперативные

Организация и координация

Принципы организации: четкое распределение труда и обязанностей; четкость регламентации полномочий и ответственности; единство усилий и действий по достижению целей; строгая дисциплина взаимодействия; централизация и единоначалие.

Методы реализации организационной функции: регламентирование – закрепление функций или работ за исполнителями; нормирование – установление нормативов; инструктирование – ознакомление с порядком, условиями выполнения работ, разъяснение требований.

Контроль. Контроль призван обеспечить правильную оценку реализации ситуации и создать предпосылки для внесения корректив в процессе управления организацией.

Контроль включает: сбор, обработку и анализ информации о результатах деятельности организации, сравнение их с планируемыми, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработку мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

Функции контроля. 1. Проверочная,2. Информационная,3.Диагностическая (изучение, оценка реального положения дел), 4. Прогностическая, 5. Коммуникационная (обработка, связь, ее создание и поддержка),6. Оценка,7. Ориентирующая,8. Стимулирующая,9. Корректирующая,10. Профилактика.

Требования контроля:

1. Постоянным и систематическим

2. Оперативным и своевременным

3. Объективным

4. Экономичным

5. Целенаправленность

6. Гибкость (адаптация)

7. Простым (без избыточной сложности).

Принципы контроля: Всесторонность, Необходимость вовлечения персонала, Направленность контроля на решение конкретных проблем,Направленность на предотвращение ошибок,Связь с процессом планирования, Учет человеческого фактора (не придирчиво, доброжелательно).

МН6. Управленческие решения в менеджменте: требования к ним, классификация.

Менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли.

Факторы, влияющие на принятие решений: личностные оценки руководителя и его личные качества, степень риска и уровень неопределенности, временные ограничения, изменения среды, информационные ограничения, ресурсы.


Виды управленческих решений:

По степени влияния на будущее организации:

* стратегические * тактические

По степени самостоятельности:

* инициативные *предписанные

По масштабам:

* глобальные * локальные

По времени:

* перспективные * текущие

В зависимости от продолжительности периода реализации выделяют:

*долгосрочные *среднесрочные *краткосрочные

По степени регламентированности:

* контурные (предоставление широкой свободы использования)

* структурированные (дополняют инициативу во второстепенные вопросы)

* алгоритмические

По степени обязанности исполнения:

*директивные *рекомендательные *ориентирующие

По формальному назначению:

*организованные *координирующи

*регулирующие *контролирующие (для оценки результата) *активизирующие (стимулирующие)

По степени сложности

* простые * сложные * уникальные

По методам выработки:

* шаблонные * творческие

В зависимости от числа разработчиков:

* индивидуальные * коллективные

По широте охвата: * общие * специальные

С точки зрения предопределенности:

*запрограммированные * незапрограммированные

По сфере реализации, связанные с:

*производством * бытом и др.

По форме: * правовые * неправовые

*правомочные * неправомочные

По содержанию:

* технические *экономические

По способам принятия решения:

* интуитивное решение

* рациональное (аналитическое)

* адаптационное (основано на здравом смысле, опыте, профессиональной деятельности и т.д.) В зависимости от числа альтернатив, из которых осуществляется выбор:

* бинарные (выбор из двух альтернатив)

* стандартные (несколько альтернатив)

* многоальтернативные

* новаторские (инновационные), т.е. может и не быть альтернатив.



Типы принятия решений: Рассудочный (рациональный) – детализация решений, проработка этапов, согласование и т.д. Комплексивный (комбательный) Прагматический тип (на основе здравого смысла)

Инновационный Посреднический …..

Основные этапы принятия решений:

Постановка проблемы А) выявление, описание и анализ проблемной ситуации Б) оценка времениВ) выявление необходимых ресурсов

Формирование решений А) формирование целей Б) сбор и обработка информации В) формирование критериев решения Г) определение ограничений Д) выработка альтернатив

Выбор решения А) сравнение и оценка альтернативБ) определение возможных последствий принятия решенияВ) определение допустимых решенийГ) выбор единственного решения

Реализация решения А) выработка плана действийБ) выполнение принятого решенияВ) осуществление контроля, хода реализации решения.

Требования к управленческим решениям: иметь ясную цель, быть обоснованным, быть адресным, иметь конкретные сроки исполнения, быть непротиворечивым, быть правомочным, конкретным, своевременность. Причины, приводящие к низкому качеству управленческих решений:

- объективные: большой объем предъявленных решений, часть из которых не выполняется, новые решения не учитывают предыдущие, решения дублируют существующий организационный порядок, принятие псевдорешений (приводит к псевдоуправлению), назначение нереальных сроков, недостаточное информационное обеспечение, неэффективный механизм оценки принятых решений;

- субъективные: привычка принятия решения по шаблону, переоценка возможного успеха, установка на самый быстроисполнимый вариант, давление неудач.

Теория Альдерфера

4, 5 потребность – потребность роста

3 потребность – потребность связи

1, 2 потребность – потребность существования

У него потребности идут одновременно, параллельно

Теория Маккелланда

4, 5 потребность достижения и потребность властвования

3 потребность соучастия

Теория Маккелланда получила название теория приобретения потребностей.

Теория Герцберга - теория мотивационной гигиены или двухфакторная теория мотивации.

I. Гигиенические: гарантия сохранения работы, социальный статус, трудовая политика компаний, условия труда, отношение непосредственного начальника, межличностные отношения, заработная плата. (Если влияние этих факторов носит негативный характер, то растет неудовлетворенность работника трудом, вследствие чего ослабляется мотивация. Если данные факторы удовлетворяют потребности работника, то влияние их носит нейтральный характер, то есть усиление мотивации не наблюдается.)

II. Собственно мотивационные факторы: достижения и успехи в деятельности, признания заслуг (коллегами, руководством), служебный и профессиональный рост (продвижение или карьера).

Вывод: Уделяя внимание 1-й группе факторов, основной акцент необходимо делать на факторах мотивационных.

МН9. Особенности, содержание и основные направления деятельности руководителя.Процесс орг-ции труда рук-ля предст собой соединение орудий, предметов труда и самого труда. Он вкл в себя: *конструкторско-технолог подготовку произ-ва, заключ в разработке конструкции изделия, технологии его изготов, подборе оборудования, технологич, организацион оснастки, приспособлений и инструмента; *материальную подготовку произ-ва, обеспечив снабжение раб мест необход сырьем, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и т.д.;*организационно-технологич подготовку произв-ва, обеспечив регламентацию функционирования средств произ-ва, их пространств размещение, последовательность осуществл технологич процессов, операций и работ; *орг-цию труда, обеспечив установление количеств пропорций живого труда, орг-цию и обслужив раб мест, использ рациональных методов и приемов труда, установл меры труда для каждого работающ или групп работающих, создание благопр усл труда, рацион режимов труда и отдыха; *орг-цию упр-я произ-вом, обеспеч установление четкой системы линейного руководства, рациональную организ-ную структуру упр-я, учет и контроль за ходом технологич процесса и при необходим его корректировку. Функции руководителя–основные направления деятельности. Решаемые задачи:

1. стратегическая ( постановка целей, выработка стратегий, составление планов)

2.административная ( орг-ция исполнительства, текущ. координация, контроль, управление кадрами, стимулирование)

3.экспертно-инновационная ( разраб нов видов изделий,ознакомление с новинками,перестройка организации, консультирование)

4. коммуникационная ( прием посетителей,ответ на письма и звонки,ведение переговоров)

5.социальная ( созд благопр морально-психологичклимата, поддержание традиций, помощь подчиненным)

6. лидерская ( воодушевление кол-ва на осущ преобраз.)

Задачи руководителей: 1.Высший уровень: организация ( формиров миссии, политики, стандартов, структуры и системы упр-я, стратег контроль, упр-е в чрезв ситуациях)

2.Средний уровень: предприятие:(подразделение ( руководство текущ деят-стью, постановка задач подчиненным рук-лем, текущ контроль произ-ва, дисциплины,решение кадровых вопросов,проведение меропр по соверш-нию орг-ции и технологии осн деят-сти)

3.Низший уровень: подразделение ( руководство исполнителями,организация и координация работы исполнителей,обеспечение условий выполнения задач, поставленных исполнителям, контроль соблюдения графика работы, использования оборудования и ресурсов, дисциплины, техники безопасности, содействие рационализаторству и изобретательству, поощрение и наказание подчиненных.

 

МН10. Интеграционные процессы в менеджменте. Моделирование ситуации и разработка управ. решений.

Интеграция – объединение усилий разл подсистем для достиж целей орг-ции. Интеграция свойственна как любой системе, так и человеку. Единство целей орг-ции. Чтобы достат эффективно интегрировать орг-цию, менед должны постоянно иметь в виду общие цели орг-ции. Сущ-ет неск методов эффект интнграции орг-ции в свободном виде. Выбор подход метода интеграции завис от среды, в кот этой орг-ции приход дейс-вать. Внутренняя интеграция осущ-тся собств ресурсами, в ней участ только ее структур подразд. Внешняя- объединение усилий неск орг-ций. Г оризонтальн -объед структурных подразд одного или неск предпр-й одной сферы дея-ти. Вертикальная – расширение области дея-сти пред-тия с целью сниж издержек и усилия контроля за потоком добавленной стоимости. Основные формы интеграции пре-тия: - корпорация– орг-ция созд для защиты интересов ее участников;- холдинг–орг-ция, владеющ контроль пакетами других компаний.- консорциум – форма объединения, создов на основе соглаш между неск банками, предпр-ми для совмест провед крупных фин. операций.- конгломерат-организац форма объединения пред-тий, возник в рез-те слияния различных фирм.- картель- объединение пре-тий одной отрасли.- синдикат- организац форма объединения, особ-стью кот явл заключ соглаш между пре-тиями - трест- объедин собств-сти и управления пред-тий одной или нескольких отраслей. Управленч решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогноз-ния, оптимизации, экономич обоснования и выбора альтернативы из множ-ва вариантов достиж конкрет цели системы менеджмента. Основные этапы принятия и реализации решения: 1. Сбор инф-ции о возм проблемах 2. Выявл и определ причин возникн проблемы 3. Формул-ние целей решения проблемы 4. Обоснование стратегии реш проблемы 5. Разработка вариантов реш 6. Выбор лучшего варианта 7. Корректировка и согласов решения 8. Реал-ция решения

Моделирование – процесс исследования реаль системы, включ построение модели, изучение ее свойств и перенос получ сведений на моделируемую систему. При разработке решений широко используются:

концептуальное моделирование -. предварит. содержат описание исследуем объекта, кот. не содержит упр-мых переменных, играет вспомогател роль. Модели имеют вид схем, и показ. какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;

математич. моделирование -процесс установл соответствия реаль объекту некот набора математич. символов и выражений. Математич. модели наиб удобны для исследов и колич-го анализа, позволяют не толь. получ. решение для конкрет случая, но и опр-ть влияние параметров системы на рез-т решения;

имитацион моделирование-.искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.

 

МН11. Факторы эффективности менеджмента. Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки по критериям, относящ к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Эффективность управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
– личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
– зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
– организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
– условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Результативность управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Относит эффективность организации называется производительностью и выражается в количественных показателях.

Основные показатели эффективности:
1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию.
2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление.
3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала.
4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.
5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по платежеспособности, по эффективности использования активов, по эффективности использования акционерного капитала, по прибыльности).

Качество работы любых систем, форм и звеньев управления, результативность принимаемых решений, уровень организации планирования и оперативного руководства требуют постоянного анализа, поскольку может случиться, что хорошо работающее предприятие «вдруг» начинает давать сбои, терять покупателей, испытывать финансовые затруднения и т. д. Причинами этого могут быть: неэффективное управление, разбалансированность звеньев управления, некомпетентность управленческого персонала и др. Поэтому необходим систематический анализ эффективности управления по нескольким направлениям и показателям.

 

МН1. Понятие и принципы менеджмента.


Понятие “менеджмент” в мировой научной литературе трактуется широко. Западная теория понимает под этим понятием: искусство управлять людьми, способ общения, административные навыки, органы управления и т.д.

Менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли.

При определении сущности и содержание менеджмента подчёркивается, что это явление многогранно, то есть это интеграционный процесс, с помощь которого, профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и способов их достижения. Менеджмент- это: -1- Совокупность функций управления осуществляя которые менеджеры обеспечивают организацию труда работников и получения эффективных результатов. Функция планирования. Функция координирования. Функция контроля.

-2- Менеджмент как процесс, то есть воздействие на деятельность отдельных субъектов и организации в целом, для достижения желательных результатов.

-3- Менеджмент как искусство управления.

-4- Менеджмент может быть рассмотрен с точки зрения создания и функционирования аппарата управления.

-5- Менеджмент как самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет, специфические проблемы, методы и способы их решения. Основу этой научной дисциплины составляет вся сумма накопленных знаний человечества за тысячелетия, представленные в виде концепций, принципов, способов и форм управленческой деятельности.

-6- В определении менеджмента, как науки, все знания систематизируются и носят упорядаченый характер. Такой подход позволяет прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим подрабатывает стратегию и тактику организации.

Проблема менеджмента как искусство, получает большое значение в современных условиях. Оно базируется на том, что организации представляют собой в современных условиях сложные организации и они функционируют под воздействием разнообразных динамичных факторов внутренней внешней среды.

В этих условиях требуются особые качества управленца, который должен ориентироваться в этом мире, изучать индивидуальные качества работников и искусство управлять ими.

- 7- Менеджмент как система органов или аппарата управления.

-8- Менеджмент как вид деятельности.

Принципы управления – это основополагающие идеи, руководящие положения и правила, выражающие требования к содержанию, организации и методам управленческой деятельности. Три группы принципов:

I. Общие: научность; плановость; Мотивация; Компетентность; Гибкость; оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления; почитание прав, обязанностей и ответственности; иерархичность; преемственность; ответственность; стимулирование (экономичности и эффективности; правильности подбора и расстановки кадров; целенаправленности эффективных коммуникаций); честность и доверие к людям; видение организации (четкое представление о том, какой она должна быть); ориентация не на процессы деятельности, а на результаты; достижение синергетического эффекта; принцип контроля; принцип самоконтроля деятельности; принцип быстрого реагирования на отклонения.

II. Стратегические: управление по отклонениям по заданным программам; программно-целевое управление; корректирование управления (управление по слабым сигналам); управление по результатам; ориентация на стратегию возможного и отбрасывание труднодостижимых целей.

III. Принципы оперативного управления:

контактное управление (управление «хождение всюду», «эффект присутствия»); управление, прежде всего, самим собой делегирование полномочий, функций, обязанностей и ответственности (передача) (Принцип: «не делай сам того, что могут и должны сделать подчиненные»); точная формулировка проблемы, текущей ситуации; принцип группового планирования, т.е. когда к процессу планирования и принятия решений привлекают исполнителей; принцип децентрализации; принцип ретроспективного анализа; принцип «командной игры», создание команды единомышленников – главная задача эффективного менеджмента; принцип многомодельности структур коллектива. Формальные и неформальные; принцип мотивационного управления, т.е. принцип соединения управления «сверху» и «снизу»; принцип индивидуального развития работника; принцип обучения всех менеджеров, какой бы уровень они не занимали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.067 с.)