Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы описания бизнес-процесса.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение 2-3 Ø Что такое бизнес-процесс?...............................................................................................2 Ø Причины формализации бизнес-процесса…………………………………………….3 2. Формализация компании…………………………………...………………………3-6 Ø Основные проблемы формализации и методы их решения………………………….5
3. Методы описания бизнес-процесса……………………………………………….6-8 Ø Текстовый формат описания…………………………………………………………...6 Ø Табличный формат описания…………………………………………………………..7 Ø Графический формат описания………………………………………………………...7 4. Языки графического описания бизнес-процессов……………………………...8-13 Ø IDEF (Integration Definition for Function Modeling)…………………………………...8 Ø UML как средство описания бизнес-процессов………………………………………9 Ø еЕРС – событийно-функциональные диаграммы…………………………………...10 Ø Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF………………………………………12
5. Описание бизнес-процессов как один из этапов автоматизации……………13-15
6. Процедурные карты……………………………………………………………….16-17 7. Пример бизнес-процесса…………………………………………………………..17-19 8. Регламентация бизнес-процесса………………………………………………….19-24 Ø Описание процесса «как есть»…………………………………………………………19 Ø Разработка показателей результативности бизнес-процесса………………………...20 Ø Определение целевых значений показателей результативности бизнес-процесса...20 Ø Формализация проблем бизнес-процесса……………………………………………..21 Ø Разработка регламента бизнес-процесса «как должно быть»………………………..21 Ø Разработка плана внедрения бизнес-процесса «как должно быть» и утверждение всего пакета документов по бизнес-процессу………………………………………...21 Ø Публикация материалов по бизнес-процессу на корпоративном портале………….22 Ø Рассылка информационного сообщения……………………………………………...22 Ø Проведение обучения основных участников бизнес-процесса……………………...22 Ø Введение бизнес-процесса в опытную эксплуатацию………………………………..23 Ø Доработка бизнес-процесса и ввод в эксплуатацию………………………………….23 9. Заключение…………………………………………………………………………….24 10. Литература…………………………………………………………………………….25
Введение Что такое бизнес-процесс? Под бизнес-процессом обычно понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс. Совокупность всех бизнес-процессов представляет собой модель бизнеса. Для того чтобы своевременно обеспечить «на выходе» необходимое количество продукции, услуг требуемого качества, каждый сотрудник должен знать свои обязанности, причем его роль (рамки полномочий и ответственности) должна однозначно пониматься всеми участниками процесса. Иначе невозможно эффективно контролировать деятельность работников и точно оценивать вклад каждого в достижение конечного результата. В действительности, когда бизнес-процессы не формализованы (не описаны), каждый работник выполняет задачи «в меру своего понимания». Грамотное описание всех этапов работы в подразделении позволяет четко установить обязанности сотрудников на конкретных рабочих местах. На основе этих описаний составляются фактические должностные инструкции для сотрудников. При таком подходе работа осуществляется по принципу «логики процесса», а не от фантазий руководителя по поводу того, как бы еще «загрузить» подчиненного. Неправильно спроектированные рабочие процессы снижают производительность труда, могут создавать в подразделении конфликтные ситуации, приводить к увольнению ключевых сотрудников, ухудшать удовлетворенность клиентов, а так же приводят к недостатку или избытку персонала на различных участках, дублирование одних функций и недостаточное внимание к другим (что также сказывается на результатах — ритмичности работы, производительности труда и качестве продукции, услуг). Необходимость формализации бизнес-процессов возникает и при проведении оценки уровня вовлеченности работников компании (или отдельного подразделения). Причины формализации бизнес-процесса. Необходимость в описании и оптимизации бизнес-процессов компании особенно остра, если: Ø Структура организации не отражает реальных процессов ее функционирования Ø У сотрудников компании нет четкого понимания того, кто и за что несет ответственность Ø Нет четко построенных связей и взаимодействий между сотрудниками и отделами Ø Существуют зоны безответственности или дублирования Ø Различия в административном и функциональном подчинении приводят к проблемам и конфликтам Ø Эффективность процессов не позволяет предупреждать отрицательные результаты и совершенствовать деятельность Какие преимущества получает владелец, решивший формализовать свой бизнес? 1. Появление принципиальной возможности роста для компании. Неформализованный бизнес больше 50 сотрудников не вырастает. Точнее вырастает, но ненадолго… 2. Повышение прозрачности бизнеса для владельца и менеджмента. 3. Увеличение привлекательности компании для цивилизованного инвестора. 4. Рост эффективности бизнеса. 5. Возможность отойти от дел: продать бизнес или поставить наемного руководителя. Формализация компании Что включает в себя понятие «формализация компании»? Первый уровень – собрание акционеров и его особые структуры. Второй – генеральный директор и подчиненные ему руководители. Примером таких документов служат бюджеты, планы продаж и производства, различные корпоративные справочники. Основные проблемы формализации и методы их разрешения: 1)внутреннее сопротивление владельцев бизнеса; 2)сопротивление переменам со стороны менеджмента и сотрудников. Акционерам компании зачастую трудно привыкнуть к новым правилам игры, перестать вникать в детали работы специалистов, командовать через голову, а то и через три. Непросто перестать относиться к компании как к своему наделу, где: «я хозяин — как сказал, так и будет». А ведь у бизнеса своя логика развития и часто для пользы дела нужно совсем не то, что угодно хозяину. И уж совсем трудно привыкнуть к тому, что необходимо оплачивать компании использование ее ресурсов в личных целях. IDEF Начнем рассмотрение с концепции IDEF как более простой и доступной в виде большого числа программных продуктов, поддерживающих эту концепцию (BPWIN, БИТ-Мастер, MS Visio и др.). IDEF технология используется, начиная с конца 1980-х годов. Department of Defense USA (Министерство обороны США) является основным пользователем данной технологии. Ею пользуются также некоторые крупные корпорации в США. Функции 1DEF могут детализироваться в отдельных схемах, это называется декомпозиция. На самом верхнем уровне это может быть все предприятие, отраженное как один блок, а далее - в отдельной схеме - будут раскрыты различные процессы. Графически стандарт IDEF0 представляет собой следующую структуру (см. рис.1). Функции (работы, операции) изображаются в форме прямоугольника. Названия функций формируются по стандарту в глагольном выражении (выполнить работу, оформить заказ, сформировать бюджет). Рисунок №1. Диаграмма в формате IDEF Каждая из сторон прямоугольника имеет свое предназначение:
В основу построения диаграмм положен иерархический принцип, который позволяет подвергать описание процесса дальнейшей детализации, до тех пор, пока модель не будет описана настолько детально, как это необходимо для решения поставленных задач (возможность проводить декомпозицию). При этом сохраняется целостность взаимосвязей между элементами процесса, проводится контроль входов и выходов при переходе к разным уровням декомпозиции. Цель
К этим рисункам (диаграммам) нужно предъявить следующие требования:
что же конкретно мы хотим получить от модели бизнес-процессов?
Без обратной связи от Системы модель постепенно отстаёт от того, что работает в Системе на самом деле, и поэтому модель «умирает»: становится неактуальной, а потому — ненужной. На синхронное внесение в модель тех изменений, которые вносятся в работающую Систему по требованию Клиента (и, возможно, самим Клиентом), обычно нет ресурсов. И даже в том случае, если такие изменения вносятся, они могут содержать ошибки, быть неполными и т.п. как следствие любых ручных операций. И наоборот: наличие обратной связи от Системы к её модели замыкает контур управления Системой, делает реальностью циклическую разработку (round — trip engineering), которая сейчас является необходимым элементом любой серьёзной среды разработки автоматизированных систем. Достоинство модели бизнес-процессов по сравнению с «моделями компонентов Системы» (к которым нас приучил язык UML) в том, что модель бизнес-процессов создаётся на другом, более высоком, уровне абстракции и позволяет бизнес-аналитикам и клиентам непосредственно участвовать в развитии Системы во время её промышленной эксплуатации, работая в команде на своём уровне понимания: на бизнес-уровне Системы. Т.е. в данном случае для внесения в Систему достаточно большой группы изменений: тех изменений, которые относятся к уровню бизнеса и его логики, — Клиенту уже не нужно самому быть программистом или использовать программиста в качестве переводчика его мыслей на язык машины (и наоборот: с языка машины на язык бизнеса).
Пример бизнес-процесса В качестве примера я взял крупный магазин по торговле мебелью и его бизнес-процесс "Покупка клиентом товара". На рис. 2 представлена диаграмма этого бизнес-процесса в нотации BPMN, с комментариями по нотации.
Весь бизнес-процесс разбит на действия, которые изображаются прямоугольниками со скругленными углами. Переходы между действиями показаны стрелками, а документы, которые порождаются или используются каким-либо действием, показаны прямоугольниками с загнутым правым углом. Эти прямоугольники соединены штриховыми линиями с тем действием, в результате которого они созданы, и с теми действиями, в которых они используются. Выделим следующие действия бизнес-процесса. 1. "Оформление заказа". Сначала клиент оформляет заказ. Предполагается, что перед этим он определился в главном - что ему нужно. Например, кухонный гарнитур. Тогда в отделе по торговле кухонной мебелью он, вместе с одним из менеджеров этого отдела, составляет дизайн-проект для своей покупки (в соответствии с размерами его кухни и своими пожеланиями), уточняет параметры своего заказа и точно определяется с комплектующими и материалами. 2. "Получение товаров". Клиент идет на склад и сам выбирает все составные части своего заказа, имея точный перечень того, что ему нужно. При этом ему помогают работники склада. 3. "Оплата товаров и оформление доставки". Клиент вместе со своими выбранными товарами (он везет их на тележке) следует к кассе и оплачивает то, что он выбрал. Далее, с оплаченными товарами, он переходит в отдел доставки, где оформляет и оплачивает доставку своей мебели, а также ее сборку (если ему это нужно); после этого он уезжает домой. 4. "Доставка". Оплаченные товары клиенту доставляют в течение трех дней. 5. "Сборка". После этого, если клиент оформил сборку, то к нему приезжает мастер-сборщик и собирает доставленную мебель. На рис. 2 одни и те же документы присутствуют несколько раз. Это сделано из соображений удобства, чтобы не было большого количества линий на диаграмме. Здесь используется концепция загрузки элемента модели на диаграмму, обсуждаемая в предыдущих лекциях: один и тот же элемент модели можно загрузить на диаграмму много раз. При этом соответствующих диаграммных элементов много, а модельный - один. Введение 2-3 Ø Что такое бизнес-процесс?...............................................................................................2 Ø Причины формализации бизнес-процесса…………………………………………….3 2. Формализация компании…………………………………...………………………3-6 Ø Основные проблемы формализации и методы их решения………………………….5
3. Методы описания бизнес-процесса……………………………………………….6-8 Ø Текстовый формат описания…………………………………………………………...6 Ø Табличный формат описания…………………………………………………………..7 Ø Графический формат описания………………………………………………………...7 4. Языки графического описания бизнес-процессов……………………………...8-13 Ø IDEF (Integration Definition for Function Modeling)…………………………………...8 Ø UML как средство описания бизнес-процессов………………………………………9 Ø еЕРС – событийно-функциональные диаграммы…………………………………...10 Ø Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF………………………………………12
5. Описание бизнес-процессов как один из этапов автоматизации……………13-15
6. Процедурные карты……………………………………………………………….16-17 7. Пример бизнес-процесса…………………………………………………………..17-19 8. Регламентация бизнес-процесса………………………………………………….19-24 Ø Описание процесса «как есть»…………………………………………………………19 Ø Разработка показателей результативности бизнес-процесса………………………...20 Ø Определение целевых значений показателей результативности бизнес-процесса...20 Ø Формализация проблем бизнес-процесса……………………………………………..21 Ø Разработка регламента бизнес-процесса «как должно быть»………………………..21 Ø Разработка плана внедрения бизнес-процесса «как должно быть» и утверждение всего пакета документов по бизнес-процессу………………………………………...21 Ø Публикация материалов по бизнес-процессу на корпоративном портале………….22 Ø Рассылка информационного сообщения……………………………………………...22 Ø Проведение обучения основных участников бизнес-процесса……………………...22 Ø Введение бизнес-процесса в опытную эксплуатацию………………………………..23 Ø Доработка бизнес-процесса и ввод в эксплуатацию………………………………….23 9. Заключение…………………………………………………………………………….24 10. Литература…………………………………………………………………………….25
Введение Что такое бизнес-процесс? Под бизнес-процессом обычно понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс. Совокупность всех бизнес-процессов представляет собой модель бизнеса. Для того чтобы своевременно обеспечить «на выходе» необходимое количество продукции, услуг требуемого качества, каждый сотрудник должен знать свои обязанности, причем его роль (рамки полномочий и ответственности) должна однозначно пониматься всеми участниками процесса. Иначе невозможно эффективно контролировать деятельность работников и точно оценивать вклад каждого в достижение конечного результата. В действительности, когда бизнес-процессы не формализованы (не описаны), каждый работник выполняет задачи «в меру своего понимания». Грамотное описание всех этапов работы в подразделении позволяет четко установить обязанности сотрудников на конкретных рабочих местах. На основе этих описаний составляются фактические должностные инструкции для сотрудников. При таком подходе работа осуществляется по принципу «логики процесса», а не от фантазий руководителя по поводу того, как бы еще «загрузить» подчиненного. Неправильно спроектированные рабочие процессы снижают производительность труда, могут создавать в подразделении конфликтные ситуации, приводить к увольнению ключевых сотрудников, ухудшать удовлетворенность клиентов, а так же приводят к недостатку или избытку персонала на различных участках, дублирование одних функций и недостаточное внимание к другим (что также сказывается на результатах — ритмичности работы, производительности труда и качестве продукции, услуг). Необходимость формализации бизнес-процессов возникает и при проведении оценки уровня вовлеченности работников компании (или отдельного подразделения). Причины формализации бизнес-процесса. Необходимость в описании и оптимизации бизнес-процессов компании особенно остра, если: Ø Структура организации не отражает реальных процессов ее функционирования Ø У сотрудников компании нет четкого понимания того, кто и за что несет ответственность Ø Нет четко построенных связей и взаимодействий между сотрудниками и отделами Ø Существуют зоны безответственности или дублирования Ø Различия в административном и функциональном подчинении приводят к проблемам и конфликтам Ø Эффективность процессов не позволяет предупреждать отрицательные результаты и совершенствовать деятельность Какие преимущества получает владелец, решивший формализовать свой бизнес? 1. Появление принципиальной возможности роста для компании. Неформализованный бизнес больше 50 сотрудников не вырастает. Точнее вырастает, но ненадолго… 2. Повышение прозрачности бизнеса для владельца и менеджмента. 3. Увеличение привлекательности компании для цивилизованного инвестора. 4. Рост эффективности бизнеса. 5. Возможность отойти от дел: продать бизнес или поставить наемного руководителя. Формализация компании Что включает в себя понятие «формализация компании»? Первый уровень – собрание акционеров и его особые структуры. Второй – генеральный директор и подчиненные ему руководители. Примером таких документов служат бюджеты, планы продаж и производства, различные корпоративные справочники. Основные проблемы формализации и методы их разрешения: 1)внутреннее сопротивление владельцев бизнеса; 2)сопротивление переменам со стороны менеджмента и сотрудников. Акционерам компании зачастую трудно привыкнуть к новым правилам игры, перестать вникать в детали работы специалистов, командовать через голову, а то и через три. Непросто перестать относиться к компании как к своему наделу, где: «я хозяин — как сказал, так и будет». А ведь у бизнеса своя логика развития и часто для пользы дела нужно совсем не то, что угодно хозяину. И уж совсем трудно привыкнуть к тому, что необходимо оплачивать компании использование ее ресурсов в личных целях. Методы описания бизнес-процесса. Описание бизнес процессов можно проводить различными методами:
У каждого формата есть свои преимущества и недостатки.
Текстовый формат описания бизнес-процессов в детальных пояснениях не нуждается. Это описание бизнес-процесса с использованием текста. Основное преимущество таких описаний - гибкость в выражении любых нюансов процесса средствами языка. Фактически для текстовых описаний бизнес-процессов не существует определенных стандартов, и предприятие может использовать любую удобную для него форму структурирования текстовой информации. Из этого следует и основной недостаток - слабая формализация описаний. Табличный формат описания бизнес-процессов. Для описания процесса в таблицах можно использовать следующий формат:
Графа «№» - показывает порядковый номер функции. Для описания декомпозиции процесса мо
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 12033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.02 с.) |