Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная деятельность учителя на уроке

Поиск

1. Готовность учителя к уроку

а) классная доска содержит необходимые для урока записи;

б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;

в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.

2. Целевая установка урока

а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;

б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.

3. Эстетика учебного труда

а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;

б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;

в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.

4. Индивидуальная работа с учащимися

а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;

б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;

в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.

5. Мотивация учебной деятельности учащихся

а) за счет четкой организации учебной деятельности;

б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;

в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.

6. Рациональное использование времени на уроке

а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);

б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;

в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.

7. Характер общения учителя с учениками

а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;

б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;

в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке

1. Готовность учащихся к уроку

а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;

б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;

в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.

2. Внешние проявления умений и навыков на уроке

а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;

б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;

в) качество письменных ответов учащихся.

3. Самостоятельная учебная деятельность

а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;

б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;

в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.

4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)

а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;

б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;

в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.

5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа)

а) осознание и реализация общей цели;

б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;

в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.

6. Развитие устной и письменной речи

а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;

б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;

в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.

http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/youngteach/analiz.htm

[vii] См. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, - 128 с.С.56-71.

[viii][viii] В форму листа наблюдения после строки «Наблюдатель» необходимо добавить строку: «Цель посещения урока ___________________________________________»

[ix] Профессионально-педагогический, аналитический и диагностический этапы практики проходят одновременно.

[x] В карточке урока (формат А5) указать: 1. Порядковый номер (с начала учебного года) и тему урока; 2. Цель как основной результат урока; 3. Триединые задачи (воспитания, научения, развития); 4. Основную дидактическую идею урока и методы обучения; 5. Основные понятия (5.а.) и персоналии (5.б.), изучаемые на уроке; 6. Произведения, изучаемые на уроке (6.а. визуальные, 6.б. аудиальные, 6 в. текстовые дидактические средства); 7. Задания для учащихся на уроке (7.а.) и домашнее задание (7.б.); 8. Список литературы к уроку для учителя (8.а.) и учащихся (8.б.); 9. Специальное оборудование и материалы для учителя (9.а.) и учащихся (9.б.); 10. Структура урока (с указанием времени каждой стадии урока).

[xi] МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ:

Требования к современному уроку

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития ); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.008 с.)