Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные элементы учебного занятия

Поиск
№ пп Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. 1 Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
7. Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.

Классификации типов уроков:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2. Закрепления новых знаний.

3. Комплексного применения знаний.

4. Обобщения и систематизации знаний.

5. Проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Конструирование уроков различного типа:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний: 1 - 3 - 4 - 5 - 9 - 10

2. Закрепления новых знаний: 1 - 2 - 3 - 6 - 7 - 9 - 10

3. Комплексного применения знаний: 1- 2 - 6 - 7 - 8 - 9

4. Обобщения и систематизации знаний: 1 - 3 - 7 - 8 - 9

5. Проверки, оценки и коррекции знаний: 1 - 2 - 8 - 9 - 10

Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.

Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализированно-групповая.

Критические точки усвояемости:

Время Усвояемость Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
1-4 мин. 60 % 1 - на 14-18-ой минуте
5-23 мин. 80 % 2 - через 11-14 минут
23-34 мин 45-60 % 3 - через 9-11 минут
35-45 мин. 6 % 4 - через 8-9 минут

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. В. Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения
1. Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные методы - лекция, рассказ, беседа и др; наглядные методы - методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.; аудиовизуальные методы; практические методы.
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).
2.4. Методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.
3. Методы контроля и самоконтроля 3.1. Методы контроля Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля
Методы самоконтроля.  

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения

¾ интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

¾ повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

¾ подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

¾ сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

¾ демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

¾ предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

¾ предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

¾ инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);

¾ намек-подсказка, содержащая готовую информацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.011 с.)