Программа методической педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа методической педагогической практики



ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Специальность: «Культурология», квалификация учитель культурологии с дополнительной специальностью «мировая художественная культура» и «этнокультурология»

 

 

Санкт-Петербург 2012


Форма обучения дневная

Курс: 4

Семестр: 8

Продолжительность: 8 недель

Форма аттестации: зачет (дифференцированный)

В наиболее общем виде целью как ожидаемым результатом методической педагогической практики является профессиональная компетентность учителя культурологии. Под профессиональной компетентностью учителя культурологии в данной концепции понимается интегральная характеристика специалиста, отражающая его способность решать типичные педагогические проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности на основе культуроцентрированной системы ценностей и наклонностей, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта. «Способность», в данном случае понимается не только как потенциальная возможность, а как готовность - наличествующие и диагностируемые умения.

В качестве диагностируемых проявлений уровня профессиональной компетентности учителя культурологии мы рассматриваем умение:

¾ диагностировать сущностные характеристики классного коллектива и отдельных учащихся в образовательном процессе, применяя современные технологии исследования результативности обучения и воспитания;

¾ строить образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей конкретной ступени обучения как классом в целом, так и отдельными учащимися;

¾ разрабатывать концепцию построения культуроцентрированного общего школьного образования; привлекать к сотрудничеству других субъектов образовательного процесса, обеспечивая интегрированное освоение общекультурной составляющей гуманитарного и художественного образования;

¾ проектировать в учебных и воспитательных целях различные учреждения культуры как образовательную среду (пространство школы, музеи, театры, архитектурно-пространственные объекты);

¾ устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;

¾ проектировать и осуществлять самообразование и самосовершенствование через повышение уровня рефлексии как осмысления, переосмысления и преобразования собственный профессиональный педагогический опыт.

Общее руководство практикой осуществляет заведующий кафедрой теории и методики философско-культурологического образования или, по поручению кафедры, «руководитель практики». Непосредственное руководство практикой студентов осуществляют групповые руководители (преподаватели кафедр) и учителя-методисты (сотрудники базовых образовательных учреждений).

Студенты распределяются по приказу ректора в базовые образовательные учреждения (далее БОУ). Базовыми образовательными учреждениями методической педагогической практики могут быть вузы, средние специальные и средние общеобразовательные учреждения, сотрудничающие с факультетом философии человека на основе и в соответствии с условиями «Договора о сотрудничестве», гарантирующего:

¾ достаточное для обеспечения практической работы студентов числа часов по культурологии и культурологическим дисциплинам;

¾ методическое руководство ходом практики учителем культурологических дисциплин, имеющим базовое культурологическое образование и опыт работы по специальности.

Сроки проведения практики устанавливаются учебным планом. Продолжительность рабочего дня студентов на период практики в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), от 16 до 18 лет - 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 18 лет и старше - 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки или прошедшим практику в средних специальных учебных заведениях, на основе аттестации по решению соответствующих кафедр может быть зачтен определенный этап методической педагогической практики.

С момента распределения студентов в качестве учителей-практикантов по базам практики на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в образовательном учреждении.

При наличии вакантных должностей в базовых образовательных учреждениях студенты могут зачисляться на них в том случае, если работа соответствует содержанию практики.

В период прохождения практики учителя-практиканты:

¾ своевременно выполняют задания, предусмотренные программой практики, индивидуальным планом практики, а также указания группового руководителя и учителя-методиста, соблюдают действующие в учреждении правила внутреннего распорядка;

¾ при нарушении правил внутреннего распорядка (систематическом опоздании, неоднократном или грубом нарушение норм и правил общения и пр.) отстраняются от практики, а программа практики учителей-практикантов признается невыполненной без уважительной причины;

¾ по окончании практики составляют отчет о ее прохождении, с приложением документов, указанных в программе практики;

¾ направляются для вторичного прохождения практики в свободное от учебы время в том случае, если программа практики не выполнена по уважительной причине;

¾ могут быть отчислены из учебного заведения в порядке, предусмотренном Уставом вуза, как имеющие академическую задолженность при неудовлетворительной оценке итогов педагогической практики без уважительной причины.

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета на бинарной основе: балльно-рейтинговой системы (накопительная) оценки портфолио практики и анализа отчета, содержащего отчетную документацию в соответствии с программой практики. Оценка учебно-методических материалов и планов работы относится к форме промежуточного контроля и осуществляется по завершении соответствующего этапа.[i] Текущий контроль осуществляет учитель-методист, а оценивает научный руководитель практики.

Итоговую оценку определяет групповой руководитель практики на основе анализа результатов педагогической, учебно-методической, учебно-исследовательской и организационной работы. Результаты работы учителя-практиканта характеризуются оценками «отлично» за 100 и более баллов, «хорошо» - 75- 99 баллов, «удовлетворительно» - 45-74 баллов, и, соответственно, «неудовлетворительно» - менее 45 баллов. Зачет по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Целью методической практики является формирование основ профессиональной компетентности, осуществляемое в педагогической деятельности через интеграцию ключевой, базовой и специальной компетентности, овладение практическим опытом деятельности учителя культурологии на рабочем месте специалиста. Методическая практика будущего учителя культурологии является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и обеспечивает интегративную связь теоретического обучения студентов в педагогическом университете с их практической предметно-специальной деятельностью.

Единицей построения содержания методической педагогической практики является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания определенного этапа, а их последовательность определяют логику «актуализации» содержания методической педагогической практики. Перечень задач и последовательность их выполнения отражает технологическая карта практики.


Требования к современному уроку

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития ); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализированно-групповая.

Критические точки усвояемости:

Время Усвояемость Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
1-4 мин. 60 % 1 - на 14-18-ой минуте
5-23 мин. 80 % 2 - через 11-14 минут
23-34 мин 45-60 % 3 - через 9-11 минут
35-45 мин. 6 % 4 - через 8-9 минут

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. В. Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Средства активизации учения

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

[xii] См. Теория и практика философско-культурологического образования:Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 450 с. С. 480.

[xiii] Форма статистического отчета

п/н Задание Дата выполнения Дата отчета Баллы
1. Знакомство с целями и профессиональными задачами практики на установочной конференции 2.02.12 2.02.12  
2. Знакомство с БОУ Заполнение индивидуального календарно-тематического плана и Дневника практики. 9.02.12    
3. Планирование исследования интереса учащихся к изучению религиозного искусства. Составление графика посещения учебных занятий 2.02.12 – 9.02.12    
4. Проведение психолого-педагогических микроисследований. 2.02.12 – 2.03.12    
5. Наблюдение и анализ деятельности учащихся и учителя. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
6. Разработка картотеки завершенных циклов уроков[xiii]. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
7. Общее число проведённых уроков по культурологическим дисциплинам ____________, в том числе в основной школе в 5 классах ____, 6 классах ____, 7 классах ____, 8 классах ____, 9 классах ____, в средней школе в 10 классах ____, 11 классах ____. 23.02.12 30.02.12 07.03.12 14.03.12 26.03.12    
8. Промежуточная конференция 2.03.12    
9. Разработка образовательного маршрута для системы музейных занятий или экскурсий. 29.03.12    
10. Разработка сценариев и проведение отдельных мероприятий в рамках музейных занятий. 29.03.12    
11. Проведение 2 контрольных, (открытых) уроков. 15.03.12    
12. Проведение 1 зачетного урока. 20.03.12    
13. Анализ соответствия содержанию культурологических учебных дисциплин учебной дисциплины БОУ 26.03.12    
14. Самооценка деятельности в период практики 26.03.12    
15. Оформление отчетной документации по практике 26.03.12    
16. Сдача документации групповому руководителю 26.03.12    

 

[xiv] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ СТРОИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИЙ СХЕМЕ:

1. Каков тип образовательного учреждения, в котором Вы проходите практику? (государственная общеобразовательная, гимназия, лицей, с углубленным изучением дисциплин, частная школа)

2. В чем состоит концепция гуманитаризации образования в данном ОУ?

3. В каких классах преподают культурологические дисциплины, по каким образовательным программам (федеральный компонент, региональный компонент, школьный компонент)? Имеются ли факультативы культурологического направления? Какие формы дополнительных занятий осуществляются в процессе преподавания этих дисциплин?

4. По каким учебникам преподают дисциплины? Каким дополнительным материалом пользуются педагоги?

5. По каким учебно-методическим комплексам работают преподаватели? Дайте их краткое описание.

6. Какая внеклассная работа проводится в школе по предметам культурологического цикла? (олимпиады, чтения, ученические конференции, театрализованные тематические вечера, экскурсии и др.)

7. Какие возрастные группы учащихся привлекаются к внеклассной работе по указанному направлению?

8. Кто из педагогов занимается внеклассной работой с учащимися (преподаватель какой дисциплины, его квалификация)?

9. Каково отношение учащихся к урокам культурологического цикла?

10. С Вашей точки зрения, начиная с какого класса целесообразно преподавать данные дисциплины?

11. Какие способы обеспечения межпредметнных связей дисциплин культурологического цикла и общего гуманитарного и социально-экономического цикла?

12. Как реализуется принцип наглядности в преподавании дисциплин культурологического цикла в БОУ?

13. Какова квалификация и специальное образование преподавателей?

14. Какие виды уроков наблюдали Вы в процессе преподавания этих дисциплин и чем отличаются их структура?

15. Дайте краткую характеристику педагогических приемов, методов формирования мотивов учения и активизации учебной деятельности; объяснительно-иллюстративных методов, репродуктивных и методов контроля, проблемно-поисковых и эвристических методов, применяемых педагогами БОУ.

16. Какие инновационные педагогические технологии Вы наблюдали, посещая уроки в БОУ?

17. Ваши пожелания по методическому и организационному совершенствованию методической практики?

[xv] В свободной форме.

[xvi] См Приложение 1.

[xvii] См. Приложение 4.

[xviii] 4 вида анализа учебных занятий: воспитательный, организационный, дидактический, методический по 3 типам анализа: краткого, комплексного, полного.

[xix] См. Приложение 2.

[xx] СМ. Приложение 10.

ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.053 с.)